Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи




НазваниеМетодические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи
страница1/3
Дата конвертации21.02.2013
Размер271.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Метелькова Е.А., учитель химии

муниципального общеобразовательного учреждения

лицей №41 города Костромы
Как организовать учебное исследование на уроках химии

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МОУ ЛИЦЕЯ №41

ГОРОДА КОСТРОМЫ)
Введение

В последние время изменилась структура школьного химического образования. Количество часов, выделяемых учебным планом школы, сокращено. Растет противоречие между возрастающими требованиями общества к подготовке грамотных выпускников и возможностью, а порой и нежеланием школьников следовать этим требованиям. Появляется актуальная проблема поиска педагогических технологий, которые способствуют созданию положительной мотивации и обеспечивают выполнение государственного стандарта химического образования, формируют общеучебные умения, универсальные способы деятельности.

Для решения этой проблемы, особенно в период введения новых федеральных образовательных стандартов, необходимо внедрение в учебный процесс новых эффективных технологий, в системно-деятельностном подходе. Одной из таких технологий, считаю, является технология учебного исследования. Цель применения учебного исследования – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся, возрастание интереса к изучению химии.

Предлагаю методические рекомендации по организации учебного исследования на уроках химии из опыта своей работы. Полагаю, что эти материалы могут оказать реальную практическую помощь в организации данного вида деятельности, особенно для учителя, начинающего работать в этой технологии.
Цель данной работы: на примере конкретных уроков по химии предложить методические рекомендации по использованию технологии исследования.

Задачи:

  1. Показать актуальность технологии исследования в период введения новых федеральных государственных стандартов.

  2. Показать алгоритм организации деятельности учащихся в технологии исследования.

  3. Предложить рекомендации для учителя по организации учебного исследования на уроках химии.

Основная часть

Сегодня многие учителя вынуждены признать, что добиться высокой продуктивности педагогической деятельности при минимальных трудовых и временных затратах невозможно без умения создавать среду, способствующую творческой работе как ученика, так и самого учителя. Эффективное общение, стремление направить учебно-воспитательный процесс в нужное русло, умение моделировать учебные ситуации и создавать необходимые педагогические условия для их разрешения, развитие творческой активности учащихся, как на уроке, так и в неурочное время, - все это требует нового мышления учителя. Это связано с тем, что в сегодняшних реалиях школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является технология исследования.

Исследовательская деятельность ученика - это самостоятельная поисковая деятельность со всеми признаками и атрибутами научно-исследовательской работы, но при этом учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Обучение навыкам исследовательской деятельности учащихся в школах, актуально по многим причинам. Вот только некоторые из них:

  1. Овладение навыками исследовательской деятельности в ходе обучения может повысить возможность учащихся успешно осуществлять самостоятельные виды работ, как на уроке, так и во внеурочное время без постоянной помощи учителя.

  2. Исследовательские способности позволят учащимся самостоятельно работать над усложнённой проблематикой по предмету. Тем самым может быть сэкономлено время учителя для работы с менее способными школьниками.

  3. Овладение даже несложными навыками исследовательской деятельности и применение их, повышает интеллектуальные возможности учащегося вцелом.

  4. Способность к исследованию, доказательству и умозаключениям, повышает конкурентоспособность ученика при поступлении в ВУЗ или сдаче единого Государственного экзамена. Выполнение тестовых заданий предполагает три уровня сложности, два из которых нацелены на проверку логического мышления, способности к обобщениям и умозаключениям (применяемым при исследовании).

  5. Активные формы обучения, к которым относится учебное исследование, позволят сделать процесс обучения школьников более «живым» и насыщенным открытиями.[14]


Исследование – это характерный для науки, как специальной формы познавательной деятельности, способ производства нового знания.

В основе метода исследования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения, самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод исследования предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, 'анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности. Исследовательскую работу в школе необходимо рассматривать так: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения.
Исследовательский подход учащихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Учащиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, "переоткрывают" их для себя.

Отличие результатов и процедуры научного исследования от ученического исследования

Научное исследование

Учебное исследование

Открытие ученого не подготовлено специальным содержанием

Педагог подбирает такое учебное содержание, которое провоцирует открытие учащегося

В ходе исследования результат предположителен, но не известен

Учитель знает заранее результат исследования ученика

Открытие совершается в реальной жизни

Открытие происходит для учащегося, а не для науки

Открытия изменяют представления об объекте ученого мира

Исследование правдоподобно, в какой-то мере – это игра

Временные рамки открытия не определены

Открытие ограничено во времени

[14]

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимся знаний. Сущность его состоит в следующем:

  • преподаватель вместе с учащимся формулирует проблему

  • учащиеся самостоятельно ее разрешают

  • преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.

Исследовательский метод используется, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явления, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации преподавателя.

Учитель не сообщает готовых знаний, а организует учащихся на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдений, анализа фактов, мыслительной деятельности.

Перед учеником ставится вопрос исследования или задание, способ решения или результат которого ученику заранее неизвестен, но ученик обладает определенными знаниями и умениями, для того, чтобы осуществить поиск этого результата или способа выполнения задания. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ, не является исследовательским.

Примеры конкретных ситуаций, в которых можно организовать учебное исследование:

1 Вопрос для исследования чаще всего возникает тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. При этом учащиеся часто сталкиваются с фактом недостаточности знаний, умений и навыков для решения практической задачи. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

2 Исследование легко организовать в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

3 Исследование можно провести если имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

4 Исследование можно провести, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, те в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.

Для того чтобы учащиеся приняли исследование, нужно обязательно создавать проблемную ситуацию. Использую различные способы создания проблемной ситуации на своих уроках:

1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, демонстрирую аллотропные видоизменения элементов и прошу объяснить, почему они возможны. Или, например, учащиеся еще не знают, что хлорид аммония может возгоняться, а им предлагается вопрос, как разделить смесь хлорида аммония и хлорида калия, при этом учащиеся выдвигают гипотезу, а потом ее доказывают или опровергают.
2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, задается вопрос: может ли при пропускании оксида углерода (IV)через известковую воду получиться прозрачный раствор? Учащиеся на основании предыдущего опыта отвечают отрицательно, а учитель показывает опыт с образованием гидрокарбоната кальция или учащиеся проводят его самостоятельно, выдвигают гипотезы.
3 Объяснение фактов на основании известной теории. Например, почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде кислород? Учащиеся отвечают на этот вопрос, проводя теоретическое исследование по справочным таблицам: ряду напряжения металлов, ряду анионов, расположенных в порядке убывания способности к окислению.

4. С помощью известной теории строится гипотеза, а затем проверяется практикой. Например, будет ли уксусная кислота как органическая кислота проявлять общие свойства кислот? Учащиеся высказывают предположения, ставят эксперимент, а затем дается теоретическое обоснование.
5. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, учитель предлагает экспериментальную задачу: даны три пробирки с веществами. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб.
6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать возможность учащимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса.
7. Принцип историзма также создает условия для организации учебного исследования. Например, поиск путей систематизации химических элементов, приведший, в конечном счете Д.И.Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблему, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также являются отражением вопросов, возникавших в истории развития органической химии.
При использовании технологии исследования нужно помнить, что только тогда можно говорить о развитии мышления, когда исследование используется регулярно.

Учебное исследование организую на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Ученик, попробовав себя в роли экспериментатора максимально усваивает учебный материал. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно.[14]

На своих уроках использую различные виды организации учебного исследования

1 вид - Теоретико-экспериментальное исследование

Учащимся предлагаю исследовательские задания с доступным и реальным содержанием. Зная направление поиска, предлагаю пройти этот путь ученику, зная наверняка искомый результат. Знания, приобретённые при этом достаточно устойчивы, так как добыты в результате самостоятельной деятельности. Особенностью исследовательских заданий является то, что сначала, как правило, выполняется практическая работа по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение. При этом проблемный вопрос очень часто возникает не сразу, а в ходе обнаружения несоответствия, противоречия между выявленными фактами. Так при изучении свойств щелочных металлов можно предложить гипотезу «Играет ли вода роль реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». При проведении эксперимента и дальнейшем анализе его результатов учащиеся приходят к пониманию сущности протекающих процессов.

2 вид - частично-поисковое исследование.

При использовании данного вида предлагаю учащимся самостоятельно решить проблему.

3 вид - поисковая исследовательская деятельность.

Данный вид деятельности целесообразнее проводить во внеурочное время, с одарёнными детьми, в частности при подготовке к олимпиадам по химии, на занятиях в предметном кружке. Это более трудный вид организации деятельности. Сразу сложно определить пути поиска и итоги исследования, поэтому для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ученика.

4 вид- научно-исследовательская деятельность.

На этой ступени учащийся самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению. Исследовательская деятельность осуществляется, в том числе с использованием возможности компьютерных технологий. Исходя из особенностей химии как науки, компьютер применяется в следующих случаях:

  1. Моделирование химических процессов и явлений, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира)

  2. Контроль и обработка данных химического эксперимента.

  3. Программная поддержка:

  • • справочные пособия по конкретным темам;

  • решения расчетных и экспериментальных задач;

  • организация и проведение лабораторных работ;

  • контроль и оценка знаний .



В своей педагогической деятельности использую разные виды исследования: внутрипредметное исследование – ориентировано на систему одной науки химии, исследование метапредметное - если необходимы знания из системы наук. Примером метапредметного исследования является исследовательские работы на уроках «Кристаллические вещества» (тема исследовательской работы – «Кристаллические включения в клетке». Учащиеся готовят препараты сухой кожицы лука в капле глицерина и слизистого сока листа алоэ; рассматривают призматические кристаллы оксалата натрия и кольчатые кристаллы. Находят ответы на вопросы: какое значение имеет в жизни клетки образование кристаллов; выводятся ли они из клеток; как растения освобождаются от них «Железо» (Выдвигается гипотеза железо химический элемент простое вещество является металлом. Учащиеся с помощью дополнительной литературы, компьютерных баз данных, интернет ресурсов, экспериментов должны подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Межпредметная связь с информатикой).
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические указания по практике технологии отраслевого производства Для специальности 080502 Экономика и управление на предприятии машиностроения
Методические указания содержат цель, задачи, этапы и основные задачи практики. Методические рекомендации содержат указания по сбору...
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации по использованию федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях
Обществознание. 6-9 класс Под руководством Л. Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2010
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации по изучению курса Контрольные работы Методические рекомендации по использованию нормативных актов и литературы
Охватывают различные стороны преподавания курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации по использованию игр на уроках информатики (2 класс). 28 стр § 3Применение компьютерных игр в школе 33 стр
Методические рекомендации по использованию игр на уроках информатики (2 класс). 28 стр
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики
Метод проектов активно вводится в школьный курс Информатика и информационно- коммуникационные технологии и является одним из наиболее...
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей – предметников
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности
Результаты курсового исследования доказывают готовность студентов квалифицированно решать теоретические и практические задачи, анализировать...
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации по написанию курсовых/контрольных работ: VII. II. Методические рекомендации по выполнению
Студент выбирает номер теоретического вопроса и задачи контрольной работы в соответствии с начальной буквой фамилии. Выбирается один...
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconРабочая программа по элективному курсу «Технологии научного исследования»
Пояснительная записка к программе элективного курса «Технологии научного исследования»
Методические рекомендации по использованию технологии исследования. Задачи iconМетодические рекомендации доя студентов, клинических интернов
Черных, В. Г. Витчинкин, В. А. Котюх, Ю. В. Малеев. Топографо-анатомические задачи (учебно-методические рекомендации для студентов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница