Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар




НазваниеУчебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар
страница1/12
Дата конвертации19.02.2013
Размер1.64 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Г. Н. Кенжебалина

лингвопрагматика
Учебное пособие

для студентов и магистрантов филологических специальностей

Павлодар

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Г. Н. Кенжебалина

лингвопрагматика
Учебное пособие

для студентов и магистрантов филологических специальностей

Павлодар

Кереку

2012

УДК 81 1 (075.8)

ББК 81я73

К35

Рекомендовано к изданию Ученым советом

Павлодарского государственного университета

им. С. Торайгырова
Рецензенты:

Е. А. Журавлева – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской филологии Евразийского Национального университета им. Л. Н. Гумилева.

Н. К. Жусупов – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой казахской филологии Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова.

А. К. Нургалиева – доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Павлодарского государственного педагогического института.
Кенжебалина Г. Н.

К30 Лингвопрагматика : учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей / Г. Н. Кенжебалина. – Павлодар :Кереку, 2012. – 121 с.
ISBN 45689912
Учебное пособие посвящено одному из новых разделов лингвистики – лингвопрагматике.

В пособие включены лекции, тестовые задания для закрепления пройденного материала, составлен терминологический словарь, разработан перечень тем рефератов и докладов для самостоятельной работы обучающихся.

Учебное пособие рекомендуется студентам и магистрантам филологических специальностей вузов.


УДК 811(075.8)

ББК 81я73

ISBN 45689912

© Кенжебалина Г. Н., 2012

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2012

За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители
Введение
Антропоцентрическая парадигма, господствующая в лингвистике с конца прошлого столетия, обусловила возникновение целого ряда междисциплинарных наук, в число которых входит и лингвопрагматика.

В свете современных тенденций в языкознании эта научная дисциплина, безусловно, представляет особый интерес, поскольку в ведении лингвопрагматики находится такая актуальная проблема современности, как изучение языка в реальных условиях его существования и функционирования, иными словами, «прагматика занимается изучением значения в составе контекста».

Цель данного учебного пособия по дисциплине «Лингвопрагматика» – расширение лингвистического кругозора студентов и магистрантов филологических специальностей, закрепление навыков комплексного анализа языковых единиц с позиций современной лингвистической науки.

В пособии излагаются теоретические основы лингвистической прагматики в тесной взаимосвязи с теорией речевой коммуникации, лингвистической семантикой русского языка, особое внимание уделяется аксиологическому аспекту речевых актов, описание языковых единиц производится с точки зрения антропо – и этноцентрической научной парадигмы. Комплексный анализ языковых фактов проиллюстрирован на примере оценочных глаголов русского языка, весьма содержательной в лингвопрагматическом аспекте группе слов, играющей важнейшую роль в построении речевой коммуникации носителей русского языка.

Студентам и магистрантам для изучения предложены семантические и прагматические аспекты функционирования оценочных глаголов, которые отражают слияние семантики (собственно языкового значения, включая высказывание в целом) и прагматики (условий реализаций высказывания в речевой коммуникации).

Лекции в пособии сопровождаются вопросами для самоконтроля и списком литературы. Для закрепления теоретического материала и формирования навыков самостоятельной работы обучающимся предложены тестовые задания, перечень тем для написания рефератов и докладов по лингвопрагматике, составлен терминологический словарь.


1 Лингвопрагматика в современной научной парадигме
1.1 Лингвопрагматика как самостоятельная научная дисциплина
План:

1) основные черты современной лингвистической парадигмы;

2) лингвопрагматика в современной лингвистической науке.
Основные черты современной лингвистической парадигмы

Определение объекта и предмета языкознания как науки еще со времен античности представляло серьезную теоретическую (философскую и методологическую) проблему. Сложность данной проблемы была вызвана самой сущностью языка – многогранного и динамично развивающегося явления.

За многовековую историю языкознания лингвистами выработан солидный теоретико-экспериментальный аппарат, позволяющий дать весьма глубокое и разностороннее описание значения и внутреннего строения языка.

В настоящее время развитие лингвистики принято описывать с позиций доминирующего подхода в исследованиях, что обусловило выделение трех научных лингвистических парадигм в истории языкознания. Сам термин «парадигма» применительно к научным исследованиям впервые был использован американским ученым Т. Куном в 1962 в книге «Структура научных революций» [1, c. 65]. Изначально этот термин получил распространение в точных и естественных науках, в настоящее время его употребление носит универсальный, общенаучный характер.

Парадигмой (от греческого «paradeigma» пример, образец), называют «совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач».

Таким образом, парадигма направляет исследователя, вооружая его комплексом исследовательских установок, возникших в результате научной революции и обусловленных накоплением и включением в систему знаний новых эмпирических данных.  

В процессе эволюционного развития в языкознании оформилось три научные парадигмы:

- сравнительно-историческая;

- системно-структурная;

- антропоцентрическая.

Возникновение первой научной парадигмы – сравнительно-исторической – связано с появлением сравнительно-исторического метода в языкознании.

Основоположниками этого метода являются немецкие ученые Франц Бопп (1791−1867) и Якоб Гримм (1785–1863), датский языковед Расмус Раск (1787−1832) и русский филолог, академик Петербургской АН Александр Христофорович Востоков (1781–1864). Исследования компаративистов проводились в различных аспектах:

- изучение родства языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка;

- установление степени родства между языками (построением генеалогической классификации языков);

- реконструкцию праязыков, исследованием диахронических процессов в истории языков, их групп и семей;

- этимологию слов.

Сравнительно-исторические исследования были господствующим направлением в лингвистике практически весь 19 век.

Системно-структурная парадигма характеризуется сменой объекта исследований. Представители этого направления изучали язык как целостную систему, совокупность взаимосвязанных ее элементов. В центре научных изысканий представителей этого течения было слово (предмет, вещь, имя), язык как объект исследования структуралистов был жестко дистанцирован от смежных социальных явлений (культуры, философии, общества, психологии и т.д.). Доминирующим и приоритетным подходом к изучению языковых явлений был признан синхронический, поскольку именно в синхронии, по мнению структуралистов, можно было познать внутреннюю сущность языка.

Основы системно-структурной парадигмы в языкознании были заложены плеядой ученых лингвистов, в числе которых прежде всего называют имена Фердинанда де Соссюра и Ивана Александровича Бодуэна де Куртене. На основе их идей возникли различные лингвистические школы в разных странах: Пражская лингвистическая школа (школа функциональной лингвистики), Датская лингвистическая школа (глоссематика), Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).

Основные теоретические положения структурализма:

1) язык – знаковая (семиотическая) система, соотносящая с другими знаковыми системами в кругу семиотики;

2) в языковой системе все единицы связаны парадигмальными и синтагматическими отношениями;

3) синхрония – исследование системы языка в определенный момент – является приоритетной в сравнении с изучением его истории;

4) язык и речь – различные сущности;

5) важнейшее место в исследованиях структуралистов занимает методика точного описания структурных единиц языка.

В рамках данной парадигмы ученым-лингвистам удалось достичь блестящих успехов в изучении строения и организации языковых единиц в систему. Ими были выявлены признаки языковой системы, свойства, закономерности в ее построении: «Даже в третьем тысячелетии можно исследовать язык все еще в рамках системно-структурной парадигмы, ибо эта парадигма продолжает существовать в лингвистике, а число ее последователей довольно велико. В русле этой парадигмы по-прежнему строятся учебники и академические грамматики, пишутся различного рода справочные издания. Фундаментальные исследования, выполненные в рамках этой парадигмы, являются ценнейшим источником сведений не только для современных исследователей, но и для будущих поколений. Лингвистов, работающих уже в иных парадигмах», – пишет В. А. Маслова [2, c . 16].

Однако чрезмерное увлечение формальной, организационной стороной языка, изоляционистские представления структуралистов привели их к кризису, и к концу 20 столетия стала очевидной необходимость смены научной парадигмы.

Вслед за выдающимися учеными прошлого века Э. Бенвенистом [3], Ю. С. Степановым [4], Р.И.Павиленисом [5], В. А. Звегинцевым [6] Б. А. Серебренниковым [7], Е. С. Кубряковой [8] и др. лингвистическая общественность признает обязательность учета «человеческого фактора» в языке, акцент языковых исследований смещается с объекта на субъект, т.е. «человек в языке и язык в человеке» становится объектом пристального внимания ученых.

Перемещение центра тяжести исследований к периферийным зонам: язык и культура, язык и психология, язык и познание и т.д. расширяет границы лингвистики и делает их зыбкими и практически необозримыми. Таким образом, господствующей в наше время в лингвистической науке признана антропоцентрическая парадигма. Формирование новой лингвистической парадигмы было сопряжено со сменой методологического девиза, провозглашенного Л. Витгенштейном: «Мир есть совокупность фактов, а не вещей» [9]. Человек, языковая личность становится в центр лингвистических исследований, а яык признается важнейшей его характеристикой.

Кардинальный поворот лингвистики к человеку, его деятельности, картине мира определил возникновение таких «сверхдисциплин», как лингвопрагматика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика, эколингвистика и др.

В таблице 1.1 дана краткая характеристика некоторых новых лингвистических направлений:
Таблица 1.1

Наиме-

нование дисцип-

лины

Время возникно-вения

Философская база и теоретические предпосылки возникновения

Основополо-жники

Аспекты

исследований

1

2

3

4

5

Лингвопрагматика

60-70 годы ХХ века

Идеи позднего

Л. Витгенштейна и лингвистов Оксфордской школы о том, что речь – компонент человечес- кой деятельности, а язык – инструмент, направле- нный на выполнение определенной задачи, функции.

Дж. Остин

Дж. Серль

Г. П. Грайс,

Н.Д.Арутюнова,Е. В. Падучева,

Т. В. Булыгина,

Д. Н. Шмелев

Изучение языка в контексте – социаль- ном, ситуативном, психологическом, культурном, т.е. исследование языка как средства коммуникации.

Лингвокультурология

90-годы ХХ века

Идеи В. фон Гумбольдта,

Ф. И. Буслаева,

А. А. Потебни,

Л. Вейсбергера,

Э. Сепира и др. о неразрывной взаимосвязи языка и культуры.

В. Н. Телия,

В. В. Воробьев, В. А. Маслова, В. Костомаров, Е. Верещагин,

А. Вежбицкая и др.

Изучение языка как реализации творческого начала человеческого духа, как отражение культурных ценнос- тей этнического сообщества. Центральная проблема – проблема изучения языковой картины мира, специфической для каждого языкового коллектива.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебное пособие для студентов неязыковых специальностей 1 часть я и мое окружение Павлодар
С 23 Английский язык: лексика, грамматика, речь, общение. Я и мое окружение. 1 часть : учебное пособие для студентов неязыковых специальностей...
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебное пособие для студентов гумманитарных специальностей Павлодар удк 811. 124 (075. 8) Ббк 81. 2 Латиня 75 И87
Г. Х демисинова кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой теории и практики перевода пгу
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебное пособие для студентов биологических специальностей Павлодар удк 543. 9 Ббк 28. 072 К 21
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Фермерское дело». Оно может быть использовано студентами специальностей...
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар 2008 удк ббк ж
Экологическое право Республики Казахстан: учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей. – Павлодар, 2007....
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей Павлодар 2008 удк ббк ж
Экологическое право Республики Казахстан: учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей. – Павлодар, 2007....
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебное пособие для магистрантов Санкт-Петербург 2009 Рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой философии
Данное учебное пособие предназначено для магистрантов и содержит разнообразные материалы, необходимые для организации изучения ими...
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебное пособие для студентов педагогических специальностей Павлодар удк 78. 03 (574. 25) Ббк 85. 31 С 50
Рекомендовано научно-методическим советом республиканского учебно-методического объединения
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебно-методическое пособие для студентов филологических специальностей Часть I павлодар удк 81. 366: 81. 367. 6 (075. 8) Ббк 81. 2Рус -2 Р89
«Морфология (Именные части речи)» курса «Современный русский язык». Также в пособие включены тексты для выполнения контрольных работ,...
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебное пособие по английскому языку. 1999. Болдырева С. В., Кокорева А. А. Тексты и тесты на английском языке: Учебное пособие: для студентов экономических специальностей / Воронеж: Изд-во "Институт итоур", 2009
Аршавская Е. А., Исаева Г. П английский язык. Пособие для студентов экономических специальностей / М.: Высшая школа, 2009
Учебное пособие для студентов и магистрантов филологических специальностей Павлодар iconУчебное пособие для студентов исторических специальностей Павлодар удк 378 ( 075) ббк 74. 58. 63я75 Г83
В учебном пособии рассмотрены основные методы выполнения научных студенческих работ начиная с младших курсов, кончая выпускным сочинениям,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница