Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)




НазваниеФедеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)
страница1/2
Дата конвертации19.02.2013
Размер343.09 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

имени И.И. Ползунова»

Т.И. Немыкина, В.В. Кропоткина

общая и неорганическая химия


Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических
соединений азота», 240702 «Химическая технология полимерных
композиций, порохов и твердых ракетных топлив»,
240901 «Биотехнология»

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета
им. И.И. Ползунова

2008

УДК 519.1

Рецензент: к.х.н., доцент каф. ПАХТ БТИ АлтГТУ Г.В. Багров
Немыкина, Т.И.

Общая и неорганическая химия: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов специальностей 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», 240901 «Биотехнология» / Т.И. Немыкина, В.В. Кропоткина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.  Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008.  22 с.


В методических рекомендациях представлены план-график выполнения самостоятельной работы студентов (СРС), содержание, примерные нормы на выполнение внеаудиторной СРС по каждому заданию, требования к представлению и оформлению результатов, критерии оценки выполнения СРС по дисциплине «Общая и неорганическая химия».


УДК 519.1





Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

общей химии и экспертизы товаров.

Протокол № 70–05/08 от 02.09.2008 г.


 Т.И. Немыкина, В.В. Кропоткина, 2008




БТИ АлтГТУ, 2008
СОДЕРЖАНИЕ


1 Цели и задачи курса «Общая и неорганическая химия»…..….

4

2 Организация обучения студентов в курсе

«Общая и неорганическая химия»…………………………………


6

3 Содержание самостоятельной работы студентов……………….

6

3.1 Виды аудиторной самостоятельной работы студентов……

6

3.2 Внеаудиторная работа студентов……………………………

9

4 План-график выполнения самостоятельной работы

студентами по дисциплине……………………..………………….


10

5 Характеристика и описание заданий для самостоятельной
работы студентов. Формы и методы контроля……………………


11

6 Требования к представлению и оформлению результатов
самостоятельной работы студентов………………………………..


13

Приложение А. Памятка для студентов…………………………..

15

Приложение Б. График сдачи контрольных точек в первом
и втором семестрах………………………………………………….


17

Литература………………………………………….…………….

20



1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
«ОБЩАЯ И
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
Современная химия составляет обширную область человеческих знаний и играет огромную роль в развитии научно-технического прогресса. Химия проникает фактически во все отрасли научной и практической человеческой деятельности, обеспечивая переработку природных ресурсов и создавая новые, неизвестные в природе материалы. Использование достижений химии в промышленности позволяет производить строительные материалы, твердые, сверхтвердые и жаропрочные сплавы, синтетические каучуки и искусственные волокна, пластические массы и взрывчатые вещества, красители, минеральные удобрения, лекарственные вещества и многое другое.

Химия имеет огромное значение не только для практической деятельности человека, но и для научного понимания картины мира. Явления и объекты природы изучаются естественными науками – физикой, химией, геологией и т.д.

Химия изучает явления и объекты природы на атомно-молеку-лярном уровне, в отличие, например, от биологии или геологии, изучающих более крупные образования.

Химия тесно связана с другими естественными науками. В результате ее интеграции, например, с физикой, биологией, геологией возникли биохимия и молекулярная биология (изучают химические явления в живых организмах), геохимия (изучает закономерности поведения химических элементов в земной коре), космохимия (изучает элементный состав космических тел) и другие.

Дисциплина относится к циклу дисциплин естественнонаучного блока и предназначена для студентов, обучающихся по специальностям 240701 «Химическая технология органических соединений азота», 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив», 240901 «Биотехнология».

Цели преподавания дисциплины: повышение уровня подготовки по фундаментальным наукам (к числу которых относится и неорганическая химия), являющимся движущей силой научного и технического прогресса. Чем глубже, шире, прочнее фундаментальное образование, тем лучше приспособлен специалист к решению новых технических задач.

Цель курса: освоение студентами основных понятий и законов химии и на их основе химии соединений.

Задачи изучения дисциплины: в результате изучения дисциплины студенты должны:

  • усвоить основы химической термодинамики и кинетики (для равновесных и неравновесных химических систем) и химии водных растворов;

  • усвоить основные термины и понятия;

  • уметь объяснять строение вещества и природу химической связи с позиций современных представлений (метод валентных связей, метод молекулярных орбиталей);

  • уметь составлять полные химические уравнения обменных и окислительно-восстановительных реакций;

  • уметь предсказывать направление реакции, используя различные критерии: ЭДС, энергию Гиббса, константу равновесия;

  • уметь вычислять концентрации всех веществ, находящихся в растворе;

  • уметь рассчитывать значение рН раствора;

  • уметь предсказывать степени окисления на основе учения о строении атомов;

  • выполнять анализ периодического изменения свойств элементов и их соединений на базе периодического закона Д.И. Менделеева.

В практическом плане после изучения теоретического курса студенты должны уметь определять оптимальные условия получения желаемого вещества, т.е. условия, при которых достигается:

  • максимальный выход продукта;

  • минимальные затраты энергии;

  • требуемая скорость процесса.

Для проведения лабораторных занятий используются:

  • методические указания для студентов всех форм обучения;

  • нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты);

  • лабораторные реактивы;

  • лабораторные средства измерений.

Промежуточный (текущий и рубежный) контроль знаний студентов проводится на основании проведения четырех контрольных работ (опросов), двух коллоквиумов, выполнения и защиты пяти лабораторных работ.

Дисциплина «Общая и неорганическая химия» относится к дисциплинам естественнонаучного блока. Очевидно, что обеспечение высокого качества подготовки специалистов-технологов невозможно без приобретения необходимых знаний и общей квалификационной подготовки в области неорганической химии.

2 организация обучения студентов в курсе
«ОБЩАЯ И неорганическая химия»

Задача организации усвоения предметного содержания и научных методов должна решаться с учетом последних достижений психологической науки и, в частности, теории поэтапного формирования умственных действий. Согласно этой теории для полноценного формирования нового знания необходима следующая последовательность этапов:

Первый этап  создание мотивации.

Второй этап  разъяснение или выделение ориентировочной основы действия.

Третий этап  формирование действия в материальной или материализированной форме.

Четвертый этап  формирование действия в громкой социализированной речи.

Пятый этап  формирование действия во внешней речи про себя.

Шестой этап  переход внутренней речи в мысль.

В соответствии с этими этапами формирование нового знания осуществляется при последовательном проведении его через следующие формы учебного процесса: лекции (первый и второй этапы) – разъяснение цели изучения материала и определение направления познавательной деятельности; лабораторные работы (третий этап) – выполнение действий с научным оборудованием и моделями; практические занятия (четвертый этап) – новое знание выражается в виде речи; самостоятельная внеаудиторная работа (пятый и шестой этапы) – перевод действия в умственный план.
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов в зависимости от места проведения СРС, характера руководства со стороны преподавателя делится на два раздела:

  • во время аудиторных занятий (лекции, практические и лабораторные занятия);

  • во внеаудиторное время.


3.1 Виды аудиторной самостоятельной работы студентов
Лекция. На лекции изучаются основы науки, а не весь материал программы. Лектор показывает студентам систему изучаемой науки, ее внутрипредметные связи и дает примеры многостороннего системного подхода к объяснению химических объектов. Лекция создает мотивацию для изучения материала при помощи межпредметных связей (сведения из дисциплин по специализации) и приемов проблемного обучения. На лекции закладываются предпосылки к созданию проблемных ситуаций, которые затем развиваются на лабораторных и практических занятиях и при самостоятельной работе. Лекция с небольшой аудиторией (около 70–80 человек) вполне может обеспечивать функции внешнеречевого этапа: усвоение материала организуется в виде непродолжительных дискуссий лектора со студентами.

Лабораторные работы. В процессе формирования творчески активного специалиста лабораторные работы приобретают особую роль. В этом случае акцент переносится от навыков работы с приборами и лабораторным оборудованием на самостоятельное приобретение новых знаний посредством эксперимента. Лабораторные работы должны показать студенту систему изучаемой науки. В курсе общей химии они должны охватывать учения о направлении и скорости химического процесса, о строении вещества и о периодическом изменении свойств элементов.

Лабораторные работы строятся с учетом взаимосвязи методов основных учений и показывают обучаемому важность многостороннего подхода к изучению, описанию и объяснению изучаемых объектов.

Часть лабораторных работ носит проблемный характер и учит студентов приемам поисковой деятельности. Выполнение лабораторной работы проходит в небольшом коллективе. При этом допустимы совместные обсуждения и дискуссии. Выполнение лабораторной работы заканчивается отчетом, приближающимся по своей форме к научному отчету.

Несмотря на то, что студенту дается полная ориентировочная основа для выполнения работы, задание носит проблемный характер и показывает необходимость многостороннего (в данном случае по числу учений химии) подхода к изучению, описанию и объяснению химического явления.

После получения задания студент приступает к выполнению лабораторной работы. При этом рекомендуется такая последовательность действий:

  • внимательно ознакомиться с поставленными целями и задачами в предлагаемой работе;

  • просмотреть теоретический материал, относящийся к теме задания;

  • составить план проведения эксперимента, т.е. последовательность действий;

  • получить согласно списку необходимые реактивы, химическую посуду, лабораторные приборы;

  • прочитать внимательно методические указания к выполнению лабораторной работы; если при этом в тексте встречаются термины, определения, а также описания каких-либо действий, смысл которых непонятен, обратиться за разъяснениями к преподавателю;

  • записать в рабочий журнал краткие теоретические сведения, расчеты, план проведения работ, перечень используемых реактивов и их расход;

  • представить записи в рабочем журнале на контроль преподавателю и получить разрешение на проведение эксперимента;

  • записать в рабочий журнал в виде таблиц и графиков все полученные в результате эксперимента данные;

Очень важной частью любого исследования является проверка воспроизводимости результатов. Поэтому в некоторых случаях следует проводить опыт несколько раз.

Практические занятия. Данный вид занятий имеет своей целью изучить приемы и методы решения задач количественного характера, а также научиться применять формулы и теоретические положения для их решения. Занятия начинаются с десятиминутной проверки теоретических знаний по теме, которая предварительно сообщается студентам. В зависимости от темы проверка может проводиться либо в виде письменной работы, либо в виде устного опроса. Затем у доски следует решение нескольких типовых задач с разбором теоретических положений. Заключительной частью занятия является разбор нестандартных, «проблемных» задач. Эти задачи решаются методом «мозгового штурма». Они требуют привлечения знаний из различных разделов химии. На примере таких задач студенты обучаются многостороннему подходу к описанию различных процессов.

Аудиторная самостоятельная работа студентов на всех занятиях имеет ещё одну функциональную роль, а именно развитие профессиональной, правильно терминологически ориентированной речи. Это осуществляется в виде устных ответов и обсуждений действий на всех видах занятий, и формирует в сознании студентов необходимые связи, восприятие предмета и является неотъемлемым элементом четвертого, пятого, шестого этапов освоения знания.

3.2 Внеаудиторная работа студентов
На самостоятельную внеаудиторную работу студентов отводится достаточно большое количество времени – 119 часов, что составляет 50 % от фонда времени, запланированного по нормативной программе дисциплины. В связи с этим ряд вопросов студенты изучают самостоятельно по учебной и методической литературе. Некоторые практические задачи, которые в силу ограниченности времени учебных занятий не могут быть решены на практических занятиях, выполняются студентами самостоятельно. Виды самостоятельной работы, предусмотренные рабочей программой по дисциплине «Общая и неорганическая химия», представлены в таблице 1.

Самостоятельная внеаудиторная работа включает: проработку конспекта лекций, работу с учебной и научной литературой, подготовку к лабораторным работам, решение тестовых заданий, подготовку к итоговому контролю знаний (экзамену) по дисциплине.
Таблица 1 – Виды самостоятельной работы

Вид работы

Количество времени, ч

Подготовка к лабораторным и занятиям

18

Проработка конспектов лекций,
учебников, учебных пособий

64

Подготовка к практическим занятиям

10

Подготовка к тестам текущего
письменного контроля знаний

(4 контрольных работ)

8

Подготовка к тестам рубежного контроля знаний (двум коллоквиумам)

7

Подготовка к контрольным опросам

12

Итого

119


Каждое из направлений самостоятельной работы следует правильно организовать, чтобы повысить результативность труда. Целесообразно использовать следующие приемы и методы обучения.

При проработке конспектов лекций, учебников, учебных пособий необходимо:

  • выделить цели и задачи, которые рассматриваются в изучаемом модуле;

  • выделить основные понятия и определения, понять их физический смысл;

  • выписать новые термины и выяснить их смысл;

  • выписать все формулы и выучить их с обязательным разбором значений каждого символа, входящего в формулу.

Для подготовки к практическим занятиям студентам заранее сообщается новая тема, чтобы они могли подготовить теоретические вопросы. Одновременно студент должен просмотреть материалы предыдущей темы и решить несколько задач (по указанию преподавателя). Одна задача является общей для всех, а другие задачи выдают каждому студенту индивидуально. Студенты должны письменно изложить решения задач на отдельных листах.

По результатам лабораторных работ студент должен написать отчет, по форме приближающийся к научному, который включает в себя анализ полученных результатов, построение графических зависимостей и установление причинно-следственных связей, а также выводы.
4 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Для рациональной организации самостоятельной работы студентам рекомендуется в течение семестра придерживаться плана-графика (таблица 2).

План-график самостоятельного изучения дисциплины составлен исходя из того, что студент еженедельно 4–5 часов самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом.

В таблице 2 приняты следующие сокращения: ППЗ  подготовка к практическим занятиям (изучение конспектов лекций и рекомендуемой литературы, решение задач); ПЛР  подготовка к лабораторной работе; ПК  подготовка к контрольной работе.
Таблица 2 – Примерный план-график выполнения самостоятельной
работы в течение семестра

Вид самостоя-тельной

работы

Номер недели семестра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

ППЗ

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ПЛР

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ПК







4



















4






















Итого в неделю

3

3

7

3

3

3

3

3

3

7

3

3

3

3

3

3

3

5 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
формы и методы контроля

В помощь студенту разработаны методические указания по самостоятельной работе студентов по указанным выше направлениям.
В методических рекомендациях к проведению практических занятий по дисциплине «Общая и неорганическая химия» содержится тематическая подборка практических заданий, работа с которыми является важнейшим этапом изучения курса, а также одним из направлений самостоятельной работы по его усвоению.

На практических занятиях студенты могут проверить правильность самостоятельного выполнения практических заданий, а также отработать методику их выполнения под руководством преподавателя.

В методических рекомендациях к проведению лабораторных работ по дисциплине «Общая и неорганическая химия» содержится перечень лабораторных работ, выполнение которых является основным этапом изучения курса, а также одним из направлений самостоятельной работы по его усвоению.

Для промежуточного контроля используется система тестов.
В качестве ответов на вопросы даются только числовые значения или слова, не приводящие к возможному запоминанию неправильных ответов (больше, меньше, вправо, влево и т.п.). Наиболее частым недостатком тестового метода контроля считается то, что он не приучает к умению логически мыслить. Для усиления обучающей функции такого метода контроля используются следующие приемы.

  • Предлагаемые ответы на вопрос направляют обучающегося на анализ различных вариантов решения задачи, на продумывание и выбор правильного или наиболее правильного ответа. Обучающийся мыс-ленно ищет ошибку в ответе. Такое обучение на примере чужих ошибок развивает способность к быстрой ориентации для выполнения правильного действия. Обязательное требование – отсутствие как абсурдных ответов, так и крайне простых. В качестве неправильных ответов лучше всего использовать ошибочные ответы самих студентов, которые обнаруживаются в процессе обычного опроса. Вопросы в задании следуют в последовательности, которая содействует пониманию системы изучаемой темы и приводит к образованию связей между понятиями, распределенными в вопросах. В ходе поисков ответов в последовательности вопросов учащиеся восстанавливают знания, учатся логически и системно мыслить.

  • Взаимосвязь между всеми заданиями и включение во все последующие задания вопросов из предыдущих заданий содействует формированию у обучающегося представления о системе изучаемой науки и системе изучаемого предмета как едином целом, образованным сетью внутрипредметных связей и логических линий.

Итоговая аттестация знаний студентов по дисциплине «Общая и неорганическая химия» происходит в два этапа: зачета, получаемого студентами по итогам выполнения лабораторного практикума, в конце семестра и экзамена – во время экзаменационной сессии. Зачет проходит в виде собеседования по всему курсу. Экзаменационный билет содержит два вопроса и одну практическую задачу.

Экзамен проводится в форме беседы экзаменатора со студентом по темам экзаменационных вопросов. Знания, показанные на экзамене, оцениваются по решению задачи, правильности ответов на поставленные вопросы и качеству научной речи студента.

Экзаменатор учитывает качество ответа студента по соблюдению следующих требований:

– при объяснении любого явления необходимо подходить к нему системно, т.е. включать знания из всех четырех учений химии, из различных теорий, объединяя приобретенные и ранее известные сведения;

– формулировки законов, принципов, правил и определения понятий могут быть даны своими словами, но при этом должна соблюдаться научная строгость;

– при объяснении законов, принципов и формул необходимо указывать границы их применимости (ограничения и области действия);

– при определении понятия должны быть указаны его существенные признаки;

– при описании факторов, влияющих на прохождение процесса или свойства объекта, следует их располагать в порядке понижения значимости;

– любая формула должна быть объяснена и должен быть указан смысл ее составляющих и область применения;

– при описании химического понятия указываются его существенные признаки. При объяснении раскрываются связи данного явления с другими и показывается их устойчивый, закономерный характер. Следует как можно чаще пользоваться сравнениями, различиями и аналогиями;

– в речи студент должен использовать по возможности больше научных терминов;

– рассказ должен быть логически стройным. Этим же требованиям должно удовлетворять объяснение решения задачи.

Ответ студента на экзамене оценивается экзаменатором по пятибалльной системе:

  • оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент правильно ответил на основные и дополнительные теоретические вопросы экзаменационного билета и решил правильно практическую задачу;

  • оценка «хорошо» выставляется в том случае, если студент ответил на все основные и дополнительные вопросы, но при этом речь его была логически несвязной, или же он допустил небольшую ошибку при решении практической задачи;

  • оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент ответил на один основной теоретический и не менее двух дополнительных теоретических вопросов, решив при этом практическую задачу, или же ответил на теоретические вопросы, не решив при этом практической задачи;

  • оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, если студент не решил задачу и не сумел ответить на один (из нескольких) теоретических вопросов.

При использовании рейтинговой системы для оценки успеваемости студентов по стобалльной шкале учитываются результаты экзамена и успеваемость в течение всего семестра.

Семантическое соответствие традиционной шкалы и стобалльной рейтинговой системы, а также все основные положения этой системы приведены в памятке для студентов (Приложение А).

График сдачи контрольных точек в первом и втором семестрах представлен в Приложении Б.
6 ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



  • Работу следует выполнять в отдельной тетради, на внешней обложке которой должны быть указаны фамилия и инициалы студента, название учебного заведения, номер группы.

  • Задания выполняются шариковой ручкой, с обязательным соблюдением полей шириной 3–4 см для замечаний преподавателя.

  • Решения задач располагаются в порядке номеров, указанных в заданиях. Перед решением задачи обязательно должно быть записано ее условие. Решения задач и пояснения к ним должны быть достаточно подробными, аккуратными, без сокращения слов. При решении следует делать соответствующие ссылки на вопросы теории с указанием формул, выводов, которые используются. Все вычисления, в том числе и вспомогательные, необходимо делать полностью.

  • Таблицы и графики должны быть выполнены аккуратно и четко с указанием единиц масштаба, координатных осей, характерных точек графика. Графики нужно подписывать.

  • Вычисления нужно производить по возможности точно в обыкновенных или десятичных дробях, не делать округлений в промежуточных вычислениях.

  • Решение каждой задачи необходимо заканчивать записью ответа.


ПРИЛОЖЕНИЕ А
Памятка для студентов
А.1 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга
В АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Традиционная шкала будет использоваться только в зачётных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50–74 балла – «хорошо»,
25–49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле.



где Ri – оценка за i-ю контрольную точку;

pi – вес контрольной точки.

Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.

Пример. Пусть студент Сидоров Иван Петрович получил следующие оценки. Контрольная работа по теме 5 – 38 баллов, коллоквиум – 60, индивидуальные задания выполнены, контрольная работа по теме 7 – 32 балла, контрольная работа по теме 8 – 80, контрольная работа по темам 9, 10 – 58, оценка за ответ на экзамене – 70 баллов.
На 1-й аттестации (7 неделя) его рейтинг равен:



На 2-й аттестации (13 неделя):



Перед началом сессии вычисляется семестровый рейтинг:



Итоговый рейтинг, учитывающий экзамен:

.

В зачётку выставляется оценка «хорошо».
  1   2

Похожие:

Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)
Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)
Методические указания предназначены для студентов дневной и вечерней форм обучения специальностей 260601 и 240706
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)
Бийского технологического института. В докладах представлены результаты исследований студентов, аспирантов и молодых ученых вузов...
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)
Предлагается концепция совместного применения «внешней» косметики (космецевтики) и «внутренней» косметики (нутрицевтики). Приведены...
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)
Н. П. Подольная; Алт гос техн ун-т, бти.  3-е изд., изм и доп.  Бийск: Изд-во Алт гос техн ун-та, 2009.  88 с
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал)
«Физико-химические методы анализа» всех форм обучения / Н. В. Степанова, Т. В. Сеношенко, Н. А. Крамаренко, З. В. Татарникова; Алт...
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconМинистерство образования и науки РФ бийский технологический институт (филиал)
...
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconБийский технологический институт (филиал)
Т. Г. Озерникова, д э н., профессор, завкафедрой эконо-мики труда и управления персоналом Байкальского государственного университета...
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию Сарапульский политехнический институт (филиал) Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования
На тему: «Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования и необходимость социальной оценки техники»
Федеральное агентство по образованию бийский технологический институт (филиал) iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «Российский государственный торгово-экономический университет» Омский институт (филиал)
Недобросовестность субъектов предпринимательской деятельности как особая характеристика неправового перехвата корпоративного контроля...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница