Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»




НазваниеМетодические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»
Дата конвертации18.02.2013
Размер98.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Управление образования администрации г. Владимира

Городской информационно-методический центр

В методическую копилку старшего воспитателя

дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации

«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Рекомендации подготовлены

Гребневой Л.Е , методистом ГИМЦ

г Владимир ,

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников

«здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

«здоровье физическое»- это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде

«здоровье психическое» - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

«здоровье социальное» - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, школе, социальной группе).

«здоровье нравственное» - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и крас

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников .

В Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа» одним из приоритетных направлений является обеспечение здоровья воспитанников . Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей[1].

Современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждения можно разделить на 3 группы

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Виды

Здоровьесберегающих

технологий

Время

проведения

в режиме дня

Особенности проведения

Ответственный

Стретчинг



Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении


Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы


Руководитель физического воспитания


Ритмопластика


Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка


Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО


Динамические паузы


Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели


Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп


Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог


Технологии эстетической направленности


Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп


Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса


педагоги ДОУ


Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)


Воспитатели, логопед


Гимнастика для глаз


Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога


педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы


Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры


педагоги


2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Виды

Здоровьесберегающих

технологий

Время

проведения

в режиме дня

Особенности проведения

Ответственный

Физкультурное занятия

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания


Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом


В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом


Воспитатели, психолог


Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др

Воспитатели, психолог


Занятия из серии «Здоровье»


1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста


Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития


Воспитатели, руководитель физического воспитания, педагог

Самомассаж


В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы


Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания


Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста


Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания


3. Коррекционные технологии

Виды

Здоровьесберегающих

технологий

Время

проведения

в режиме дня

Особенности проведения

Ответственный

Арттерапия


Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Воспитатели, психолог


Технологии музыкального воздействия


В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

педагоги

Сказкотерапия


2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста


Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей


Воспитатели, психолог


Технологии воздействия цветом


Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка


Воспитатели, психолог


Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог


Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, психолог


Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений


Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед


Положительный опыт реализации здоровьесберегающих технологий наработан в дошкольных образовательных учреждениях города № 2,3, 6,7,24, 66,87, 95, 116, 75, 127, 128.

Применяя в работе ДОУ здоровьесберегающие педагогические технологии, значительно повысится результативность воспитательно-образовательного процесса, сформируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.

4. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.

5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.

6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

7. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.

9.Солдатченко С.С., Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

10. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.

11. Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

]12. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий .

Похожие:

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconИспользование мультимедийных презентаций в работе с детьми с ограниченными возможностями
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном...
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconНоминация: «инновационные проекты учреждений дошкольного образования»
Тема: «реализация информационных компьютерных технологий в дошкольном образовательном учреждении»
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconСоздание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида
«Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего...
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconПоложение о психологической службе мбдоу №236
Психологическая служба создается в дошкольном образовательном учреждении для проведения коррекций психического развитая детей
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconУправление по делам образования г. Челябинска
Профилактика необучения в образовательном учреждении: Методические рекомендации. – Челябинск, 2008 г., с. 53
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconМетодические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и учителей-предметников, испытывающих затруднения при написании...
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconПаспорт дошкольного образовательного учреждения города Москвы Общая информация о дошкольном образовательном учреждении
Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2204
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconОбразовательная программа дошкольного блока пос. Большой Луг 2010 г
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. В дошкольном блоке имеются...
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconКонкурс общественных инициатив в области здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий Номинация: «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в среднем общеобразовательном учреждении»
«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в среднем общеобразовательном учреждении»
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении» iconЗакон Российской Фелераиии от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании»
Постановление Правительства Российской Фелераиии от 12. 09. 2008 г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница