Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»




НазваниеОсобо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Дата конвертации16.02.2013
Размер254.85 Kb.
ТипПрезентации
Особо охраняемые природные территории Московской области:

проблемы и пути решения.
В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденными Президентом России 30.04.2012, к основным механизмам реализации государственной политики в области экологического развития относится:

а) укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;

б) создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания;

в) формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Сеть региональных особо охраняемых природных территорий Московской области начала создаваться в середине 60-х и к концу 20 века стала одной из самых развитых в Центральном федеральном округе.

Согласно «Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области», утвержденной постановлением Правительства МО от 11 февраля 2009 года №106/5, в Московской области существует 240 ООПТ областного значения, из них государственных природных заказников – 160 и памятников природы – 80.

Данные территории имеют большое значение для поддержания биологического и ландшафтного разнообразия Московской области, сохранения наиболее важных и уникальных природных комплексов и объектов, поддержания экологической стабильности и высокого качества окружающей среды для населения.

К сожалению, в настоящее время ситуация с особо охраняемыми природными территориями в Московской области регулярно ухудшается, что может в самое ближайшее время привести к потере наиболее ценных природных объектов.

На сегодняшний день в Московской области наиболее актуальными представляются следующие проблемы ООПТ регионального значения:

  1. Ненадлежащая работа Министерства экологии и природопользования Московской области по реализации Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий (в т.ч. отказ от создания новых ООПТ, проведение реорганизаций ООПТ в целях исключения из них территорий, предполагаемых для реализации различных хозяйственных проектов, экологически вредных и сомнительных с точки зрения необходимости экономического развития);

  2. Ненадлежащее исполнение Минэкологии Московской области полномочий по государственному контролю в сфере организации и функционирования ООПТ областного значения и государственного надзора в области охраны и использования ООПТ областного значения;

  3. Отсутствие реальной охраны ООПТ областного значения, в первую очередь, отсутствие специализированного структурного подразделения по охране ООПТ, наделенного соответствующими полномочиями, и укомплектованного необходимым количеством государственных инспекторов по охране природы Московской области;

  4. Разрушение природных комплексов ООПТ в результате ненадлежащего проектирования и исполнения работ по обводнению торфяников;

  5. Систематическое внесение Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в документацию по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, находящихся на ООПТ областного значения, рубок, запрещенных режимами ООПТ;

  6. Отсутствие, в большинстве случаев, сведений об ограничениях ведения хозяйственной деятельности, связанных с установленным режимом особой охраны ООПТ областного значения, в государственном кадастре недвижимости.



I. Ненадлежащая работа Министерства экологии и природопользования Московской области по реализации Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий
Несмотря на то, что Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий, утвержденной постановлением Правительства МО от 11 февраля 2009 года №106/5, предусмотрена организация 37 новых ООПТ областного значения, в том числе 3 природных парка – «Верхнерузско-Москворецкий», «Журавлиный край» и «Ворота в Мещеру», 19 государственных природных заказников, 6 памятников природы, в последние годы развитие сети ООПТ Московской области практически остановлено (начиная с 1996 года создано всего 2 небольших памятника природы регионального значения).

Правительство области отказывается от своих собственных планов по развитию ООПТ.

Так, постановлением Правительства МО от 18.01.2012 N 55/54 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области «Экология Подмосковья на 2011-2013 годы» из указанной программы исключено проектирование природного парка «Журавлиный край» в Талдомском и Сергиево-Посадском районах, создание которого предусмотрено Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства МО от 11 февраля 2009 года №106/5 в целях сохранения крупнейших в Московской области болотных массивов и водно-болотных угодий плоских водно-ледниковых и аллювиальных равнин Верхневолжской низменности, находящихся в близком к естественному состоянию, играющие важную водоохранную роль, мест обитания редких животных, мест массовых миграционных скоплений и гнездования охраняемых видов птиц.

Отказ от создания этого парка может уже в ближайшее время привести к разрушению уникальных природных комплексов в результате застройки, мелиоративных работ, неконтролируемой охоты.

Вместо создания ООПТ, имеют место случаи реорганизации ООПТ в целях исключения из них территорий, предполагаемых для реализации различных хозяйственных проектов, экологически вредных и сомнительных с точки зрения необходимости экономического развития.

Наиболее показательной в этом вопросе является ситуация с памятником природы «Мозжинский овраг» в Одинцовском районе.

Постановлением Правительства Москвы от. 14.07.2011 N 706/26 он был реорганизован путем исключения из него 2 земельных участков земель лесного фонда (квартал 59 Звенигородского участкового лесничества Звенигородского лесничества кадастровые №№ 50:49:10110:78  и 50:49:10110:79. При этом, в нарушение действующего законодательства материалы, обосновывающие изменение границ памятника природы, не получили положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно данным публичной кадастровой карты указанные лесные участки предоставлены в аренду для целей рекреации. Постановлением Правительства МО от 02.03.2012 N 233/7 «О включении земельного участка в границы г. Звенигорода городского округа Звенигород» земельный участок № 50:49:10110:79 включен в границы г.Звенигород, то есть, есть основания полагать, что в ближайшее время они будут застроены.

По имеющейся информации, указанные земельные участки принадлежат коммерческой структуре (ООО «Раменье»), афилированной с Депутатом Московской областной Думы Никитой Чаплиным и его семьей, что свидетельствует о коррупционогенности решения об изменении границ памятника природы.

К сожалению, есть основания полагать, что и остальные планы реорганизации ООПТ Московской области также имеют коррупционную составляющую.
II. Разрушение природных комплексов ООПТ в результате ненадлежащего проектирования и исполнения работ по обводнению торфяников;
Серьезную угрозу природным комплексам ООПТ Московской области представляют планы обводнения торфяников.

Признавая необходимость обводнения осушенных торфяников, нельзя не отметить, что в настоящее время оно скорее приводит к ухудшению пожароопасной обстановки.

Так, на сайте Правительства Московской области обнаружились «Планы
строительства гидротехнических сооружений на территории Московской
области в 2010-2013 г.г.»: http://www.mosreg.ru/gidro_2013/. Картосхема обводнения на 2012 г.: http://www.mosreg.ru/userdata/gts3.jpg.

Перечень торфяных месторождений, обводняемых в 2012 г.: http://www.mosobl-stroy.ru/news/org/111/.

Кроме того, есть общий перечень на 2011-2013 г.: http://www.mskmo.ru/programs_perechen/7422.html (см. приложение 4)

Значительное число указанных в перечне торфоместорождений находится либо на территории региональных ООПТ, либо вплотную примыкают к их границам, т.е. с учетом применяемых методов обводнения (капитальная прочистка заросшей мелиоративной сети, строительство дамб, технических дорог, новых мелиоративных каналов, все - с применением тяжелой строительной техники) создается прямая угроза гидрологическому режиму ООПТ.

Предварительный анализ таблиц и карты (ссылки выше) показывает, что в
2012 г. будут затронуты заказники (ГПЗ):

  1. «Озеро Заболотское и его котловина» (Сергиево-Посадский район);

  2. «Большое и Малое Туголянские озера» (охранная зона; Сергиево-Посадский район);

  3. «Даниловское болото» (охранная зона и частично сам заказник; Павлово Посадский район);

  4. «Радовицкий мох» (продолжение работ в заказнике, начатых в 2011 г.;
    Шатурский район);

  5. «Окрестности озер Филинское и Тельминское» (Шатурский район);

  6. «Озера Великое, Маловское, Линево и прилегающие карьеры и леса»
    (Шатурский район);

  7. «Торфоболото» (Егорьевский район);

  8. «Журавлиная родина» (обводняется участок, примыкающий к границе
    заказника со стороны д. Остров; Талдомский р-н).

Кроме того, работы затронут целый ряд ценных территорий, не имеющих до
сих пор статуса ООПТ. В частности, речь идет про болотные массивы в районе д. Ковригино (Павлово-Посадский район, Большедворское участковое лесничество).
Большая часть из торфяных разработок, находящихся в окрестностях этой
деревни, судя по космических снимкам, уже заросла естественным путем с
формированием полноценного сфагново-осокового покрова и, безусловно,
пострадает при затоплении.

За прошедший, 2011 год, работы по обводнению проводились ЗАО
«Мосстроймеханизация-5» в 3 ООПТ Подмосковья (НП «Завидово», заказник «Радовицкий мох», памятник природы «Переходное болото в кв. 1-3 Большедворского лесничества»), при этом происходили массовые нарушения законодательства. В частности, работы на объектах начинались до проведения общественных слушаний; на слушаниях не представлялись проекты работ. Кроме того, проекты обводнения выполнялись Научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом
экологии города (НИиПИ ЭГ), ранее не имевшим опыта работ по восстановлению болот (http://www.ecocity.ru/articles/342-obvodnenie-territoriy-torfjannih-bolot.html).

Для одной из ООПТ («Радовицкий мох») даже было изменено Положение о
заказнике, запрещавшее мелиоративные работы.

Результаты таковы - рытье канав с применением тяжелой техники привело к обратному эффекту - уровень грунтовых вод устойчиво понижается («Радовицкий мох»). Прочищенные и лишенные растительности канавы уносят всю воду с территории, а поставленные гидрозатворы работают не везде. В результате заказник «Радовицкий мох» вдоль и поперек перерыт экскаваторами, а пожарная обстановка только ухудшилась.

По нашему мнению, эти системные проблемы в управлении и контроле в области функционирования ООПТ МО связаны с отсутствие специализированной государственной структуры по управлению ООПТ, наделенной соответствующими полномочиями.
III. Ненадлежащее исполнение Минэкологии Московской области полномочий по государственному контролю в сфере организации и функционирования ООПТ областного значения и государственного надзора в области охраны и использования ООПТ областного значения;
Выполнение особо охраняемыми природными территориями своих функций возможно только при соблюдении режима особой охраны этих территорий, как собственниками, так и пользователями земельных участков, расположенных в границах ООПТ.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. №33-ФЗ:

1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

3. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

5. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии со статьей 27 того же закона:

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Тем не менее, в Московской области сложилась ситуация, при которой система государственного управления и контроля в области организации и функционирования ООПТ регионального значения, в ее нынешнем виде, не может обеспечить сохранность ООПТ, в том числе, соблюдение режима особой охраны собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах ООПТ.

В первую очередь, это связано с отсутствием со стороны Министерства экологии и природопользования Московской области (как уполномоченного государственного органа) плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на ООПТ, а также полным отсутствием охраны природных комплексов и объектов на ООПТ (в частности, отсутствием специализированной службы охраны, наделенной соответствующими полномочиями).

Организация государственного экологического контроля ООПТ регионального значения в Московской области:

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ, государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 27 мая 2010 года №60-ПГ «Об утверждении перечня центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)», государственный экологический контроль, в том числе и контроль в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области.

Пунктом 10 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 285), установлено, что государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми уполномоченными органами (на объектах, указанных в пункте 6 настоящих Правил), а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

В то же время, согласно ежегодным планам проведения плановых проверок Минэкологии Московской области, проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на ООПТ областного значения, не предусматриваются (письма Минэкологии от 22.09.2011 №15/134-1 по вопросу проведения плановых проверок, от 21.02.2011 № 15/22-1 по вопросу проведения плановых проверок в 2011 году, от 11.11.2010 № 03/173-1 по вопросу проведения плановых проверок в 2010 году прилагаются).

Отсутствие плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на ООПТ областного значения, по сути, означает отсутствие контроля со стороны Минэкологии Московской области за ситуацией, происходящей в подведомственных ему ООПТ. Проведение одних только внеплановых проверок на основании обращений граждан не может обеспечить исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах 240 ООПТ областного значения.

В связи с этим, необходимо принять меры по включению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на ООПТ, в ежегодные планы проведения плановых проверок Минэкологии Московской области.
IV. Отсутствие реальной охраны ООПТ областного значения, в первую очередь, отсутствие специализированного структурного подразделения по охране ООПТ, наделенного соответствующими полномочиями, и укомплектованного необходимым количеством государственных инспекторов по охране природы Московской области;
Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. №33-ФЗ:

Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

1. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 того же закона особо охраняемые природные территории регионального значения находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1 статьи 27 закона Московской области «Об особо охраняемых природных территориях» от 23.07.2003 г. № 96/2003-ОЗ организация охраны особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Московской области.

С момента вступления в силу вышеуказанного закона и до настоящего времени Правительством Московской области так и не определен порядок организации охраны особо охраняемых природных территорий областного значения.

Таким образом, на данный момент в Московской области охрана особо охраняемых природных территорий регионального значения не осуществляется.

Вместе с тем, согласно п.3 статьи 35 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. №33-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов РФ могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

Опыт показывает, что эффективное государственное управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в тех регионах, где созданы специализированные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие указанные функции, наделенные необходимыми полномочиями, в том числе в сфере привлечения нарушителей к административной ответственности (в частности полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и осуществлению мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях) . В качестве положительных примеров можно привести такие учреждения, созданные в Хабаровском и Приморском краях, Амурской области.

К сожалению, в Московской области для всех ООПТ такая структура не создана.

Отчасти, до недавнего времени, это было связано с законодательными ограничениями придания государственным учреждениями субъектов федерации полномочий в сфере производства по делам об административных правонарушениях.

Однако, Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 22.1, часть 2, пункт 5) введена норма, согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Таким образом, законодатель установил возможность придания государственным учреждениям субъектов РФ, осуществляющих государственный надзор в области использования и охраны ООПТ регионального значения, полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
V. Систематическое внесение Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в документацию по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, находящихся на ООПТ областного значения, рубок, запрещенных режимами ООПТ;
Начиная с 2011 года Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва было организовано 8 аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для проведения сплошных санитарных рубок.

В соответствии документацией на данные аукционы для проведения сплошных санитарных рубок в качестве аукционных единиц (лотов) были выставлены лесные участки, расположенные на ООПТ, режимом особой охраны которых запрещено проведение сплошных рубок:

  1. Государственный природный заказник «Комплекс сырых лесов и болот» (режимом запрещены сплошные рубки) – лот №7, аукцион №2, дата проведения – 1 апреля 2011 года;

  2. Государственный природный заказник «Елово-широколиственный лес с участием ясеня в долине р. Болденка» (режимом запрещены сплошные рубки) - лот №66,67, аукцион №6, дата проведения – 20 октября 2011 года;

  3. Государственный природный заказник «Лопасненский еловый остров» (режимом запрещены сплошные рубки) - лот №48,49, аукцион №7, дата проведения – 12 января 2012 года;

  4. Государственный природный заказник «Леса северной части Лелеченского лесничества» (режимом запрещены сплошные рубки) - лот №56, аукцион №7, дата проведения – 12 января 2012 года;

  5. Государственный природный заказник «Кузьминский» (режимом запрещены сплошные рубки) - лот №1, аукцион №8, дата проведения –20 января 2012 года;

  6. Памятник природы «Коренной ельник Рузского лесничества» (режимом запрещены сплошные рубки) - лот №13, аукцион №8, дата проведения – 20 января 2012 года;


Помимо этого Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва проводятся открытые аукционы на право выполнения работ по защите и воспроизводству лесов в границах лесничеств Московской области (с продажей и без продажи лесных насаждений).

При проведении данных аукционов не учитывается режим охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и, связанные с этим, ограничения на использование лесов в границах этих территорий.

Так, в 2011 году согласно аукционной документации в перечень работ по отводу лесосек для проведения сплошных санитарных рубок были включены 6 лесных участков, расположенных на ООПТ, режимом охраны которых запрещено проведение сплошных рубок. В 2012 году таких обнаружено еще два аналогичных случая. Перечень ООПТ, не учтенных при подготовке аукционов на право выполнения работ по защите и воспроизводству лесов в границах лесничеств Московской области в 2011 и 2012 годах – в Приложении 1.

21 ноября 2011 года Мослесхозом был проведен аукцион по выполнению работ по отводу, таксации лесосек, пораженных короедом-типографом на землях лесного фонда Московской области (извещение опубликовано на сайте http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=1960616).

В соответствии с документацией (Характеристика объектов работ – п.1.2. Технического задания) на лесных участках, на которых планируется выполнение работ, нет в наличии особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Вместе с тем, согласно перечню лесных участков (Таблица 2 Технического задания), вышеуказанные работы планируются на 17 ООПТ регионального значения (заказников и памятников природы), режимом охраны которых, кроме всего прочего, накладывается ограничения на проведения санитарных мероприятий (см. Приложение 2). В некоторых случаях режимом охраны запрещаются все виды рубок, либо разрешены лишь выборочные санитарные рубки. Это никак не учитывается в аукционной документации, в том числе и в проекте договора контракта на выполнение работ.

Эти факты говорят о систематическом нарушении федерального законодательства Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва при планировании и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на ООПТ регионального значения.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 24) задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Согласно статье 27 того же закона на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (статья 103) в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 (п.35) проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны.

Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ №181 от 16 июля 2007 года «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»:


Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Таким образом, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва нарушает требования Лесного кодекса, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Правил санитарной безопасности в лесах, «Особенностей использования, охраны,..» при организации аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и аукционов на право выполнения работ по защите и воспроизводству лесов в границах лесничеств Московской области.

VI. Отсутствие, в большинстве случаев, сведений об ограничениях ведения хозяйственной деятельности, связанных с установленным режимом особой охраны ООПТ областного значения, в государственном кадастре недвижимости.
ООПТ регионального значения Московской области, а также ограничения в использовании территорий в их границах никак не отражены в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

В ряде случаев, эта ситуация приводила к тому, что на земельных участках в границах ООПТ осуществлялась хозяйственная деятельность, запрещенная их режимом, а судебные органы вставали на сторону нарушителей режима ООПТ на том основании, что сведения об ООПТ отсутствуют в документах ГКН.

Такая ситуация имела место в государственном природном заказнике «Озеро Круглое, Долгое, Нерское и прилегающие леса», памятнике природы «Долина рек Хрипань и Куниловка в пос.Кратово».

В то же время, внесение сведений об ООПТ в документы ГКН прямо предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п.4. статьи 1) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ (часть 2 статьи 56) могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Таким образом, особо охраняемые природные территории являются зонами с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре объектов недвижимости» (статья 10) В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон;

2) описание местоположения границ таких зон;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;

5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со статьей 46 указанного федерального к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить соответственно сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Состав указанных сведений и порядок представления в орган кадастрового учета документов, содержащих указанные сведения, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 (ред. от 05.10.2010) «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.

В Московской области, за развитие сети ООПТ регионального значения отвечает Минэкологии Московской области.

Следовательно, именно Минэкологии было обязано в порядке информационного взаимодействия направить в органы ГКН информацию об ООПТ МО (решения об их создании и положения об ООПТ) в целях внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Насколько нам известно, этого сделано не было.

Таким образом, Минэкологии не выполняет требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Отсутствие со стороны Министерства экологии и природопользования Московской области должного контроля над состоянием ООПТ регионального значения, равно, как и отсутствие охраны ООПТ, приводит деградации ООПТ и частичной, а иногда и полной утраты ими соответствующих функций.

Дружина охраны природы биологического факультета МГУ более десяти лет осуществляет общественный экологический контроль состояния ООПТ регионального значения, и с горечью констатирует практически повсеместное нарушение режима особой охраны ООПТ (из 52-х обследуемых в 2002-2012 годах ООПТ в 36-ти обнаружены нарушения). Краткая сводка обнаруженных нарушений на ООПТ регионального значения в период 2010-2012 гг. представлена в Приложении 3. С учетом продолжающегося роста антропогенных воздействий на природные территории Московской области и роста количества нарушений, для сохранения особо охраняемых природных территорий, уникальных природных комплексов и объектов, необходимо скорейшее усиление государственной функции по экологическому контролю и охране ООПТ.

В связи с вышеизложенным необходимо:

  1. провести проверку по фактам ненадлежащего исполнения Министерством экологии и природопользования Московской области полномочий по государственному контролю в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;

  2. определить степень ответственности должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, допустивших фактическое отсутствие государственного экологического контроля за соблюдением режима охраны ООПТ регионального значения Московской области;

  3. принять меры по включению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на ООПТ, в ежегодные планы проведения плановых проверок Минэкологии Московской области;

  4. принять меры по определению, предусмотренного законодательством, порядка организации охраны ООПТ регионального значения;

  5. организовать проверку обоснованности и законности решений Правительства Московской области о реорганизации ООПТ регионального значения, а также планов реорганизации и, в случае выявления незаконных и необоснованных решений, отменить их в внести корректировки в планы;

  6. организовать широкое обсуждение с привлечением общественности и специалистов планов по обводнению торфяников на ООПТ;

  7. принять меры по созданию специализированного структурного подразделения по охране ООПТ, наделенного соответствующими полномочиями, и укомплектованного необходимым количеством государственных инспекторов по охране природы Московской области.

  8. прекратить практику внесения Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва в документацию по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, находящихся на ООПТ областного значения, рубок, запрещенных режимами ООПТ.

  9. организовать широкое обсуждение с привлечением общественности и специалистов планов по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, находящихся на ООПТ областного значения;

  10. принять меры по включению информации об ограничениях хозяйственной деятельности на ООПТ областного значения в государственный кадастр недвижимости.

Похожие:

Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconОсновы государственной политики в области экологического развития российской федерации на период до 2030 года
Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными...
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconПрезидент РФ дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Полный текст документа
Зия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий...
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconП. Борисовка, 26 апреля 2007 года Редакционная коллегия: М. В. Арбузова – к с/х н., старший научный сотрудник государственного природного заповедника «Белогорье»
Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconЗакон от 14 марта 1995 г. N 33-фз "Об особо охраняемых природных территориях" Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconМатериалы IX международной научно-практической конференции школьников п. Борисовка, 21 апреля 2010 года Организационный комитет конференции: Шаповалов А. С. – директор фгу «Заповедник «Белогорье»
Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconПр-2613 основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года
Основы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. №28-фз "О гражданской обороне", Стратегией национальной...
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconПр-2613 основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года
Основы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. №28-фз "О гражданской обороне", Стратегией национальной...
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconАдминистрация новгородской области распоряжение от 22 января 2010 г. N 18-рз об одобрении энергетической стратегии новгородской области на период до 2020 года
В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации...
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconКонцепция государственной молодёжной политики Свердловской области на период до 2020 года Введение
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, Стратегии социально-экономического развития Свердловской области...
Особо охраняемые природные территории Московской области: проблемы и пути решения. В соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» iconНациональная доктрина образования в Российской Федерации
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница