Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара




НазваниеСеминар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара
страница1/16
Дата конвертации15.02.2013
Размер1.59 Mb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
С 30 июня по 4 июля 2012 года Фонд СЭИП при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провел 9-й Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара.

Отличием от предыдущих семинаров детских писателей, проводимых в предыдущие годы, стало особое внимание к критике детской литературы. С этой целью было сформировано три мастер-класса, которые провели:

- И.Н. Арзамасцева - литературный критик - руководитель мастер-класса критики

- М.Я. Бородицкая - детский писатель, поэт и переводчик – руководитель мастер-класса поэзии

- В.М.Воскобойников - детский писатель, прозаик – руководитель мастер-класса прозы.

На конкурс поступили произведения от 66 молодых писателей, проживающих в 24 регионах России, в 6 странах СНГ и зарубежья. Положительные оценки получили произведения 39 молодых авторов, причем, рекомендации рецензентов на обязательное участие в семинаре получили 31 человек. По результатам конкурса для участия в работе семинара были приглашено 30 человек из 15 регионов России и 2 стран зарубежья.

Семинар молодых детских писателей является для многих начинающих писателей своеобразной площадкой для литературного старта, площадкой общения и встреч творческих людей. Программа семинара была подготовлена таким образом, чтобы молодые писатели имели возможность не только совершенствовать свое писательское мастерство (работа в мастер-классах) и развивать творческое общение (участие в творческих встречах и беседах-лекциях), но и также расширяли свои знания по истории отечественной литературы, знакомясь с интереснейшими экспонатами музея великого русского поэта С.А. Есенина и погружаясь в эпоху его творчества.

2. Открытие 9-го семинара молодых детских писателей

01 июля в 10.00 в здании музея С.А.Есенина состоялось открытие семинара молодых писателей, пишущих для детей.





Филатов С.А.. открывая семинар, поздравил участников семинара и гостей с началом работы и представил почетных гостей семинара и его руководителей:

  • Полушкина Жанна Владимировна- заместитель директора музея-заповедника С.А.Есенина;

  • Гришина Наталья Николаевна – директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, секретарь общественной палаты Рязанской области;

  • Воронова Ольга Ефимовна – д.ф.н., профессор, руководитель Научно-методического центра по изучению и пропаганде наследия С.А. Есенина при Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина, научный консультант Государственного Музея-заповедника С.А. Есенина;

  • Орлов Владимир Борисович - ответственный секретарь Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз российских писателей»;

  • Азинцев Сергей Ефимович - член Союза российских писателей, физик, доктор наук, профессор Рязанского высшего воздушно-десантного командного

  • Арзамасцева Ирина Николаевна, доктор наук, критик, руководитель мастер-класса по критике - я думаю, сегодня одна из самых видных авторитетов в области детской литературы, автор многих учебников по детской литературе и ее истории.

  • Бородицкая Марина Яковлевна - поэтесса, переводчик. Её стихи регулярно печатаются в поэтических журналах, а её авторская программа «Литературная аптека» вот уже пятнадцать лет выходит в эфир на «Радио России».

  • Воскобойников Валерий Михайлович, бессменный ваш руководитель мастер-класса по прозе, папа, можно сказать в этой области. Иногда мне хочется как-то его разбавить, иногда я передаю Ваши произведения другим рецензентам, но потом он звонит мне и говорит: «Сергей Александрович, дайте почитать все, что приходило сюда и что рецензировали другие писатели». Читает всех, всех прекрасно знает, всех расставляет по полочкам. Есть один такой недостаток – у него есть любимцы.

Воскобойников В.М.: Ну, куда же без них!

Филатов С.А. : Ну, наверно, да!

Меня порадовал уровень Ваших произведений, это видно и по оценкам. Стало больше произведений для подростков, которые в сочетании с хорошим языком и сюжетами, становятся интересными. Многие произведения написаны о сегодняшнем дне.

Некоторые из Вас продолжают поиск жанра, поэтому присылают несколько произведений разного жанра. В этом году проза поступила от 35 конкурсантов, поэзия – от 16, критика – от 7, драматургия – от 4 и литературный перевод – от 4 конкурсантов. Редко у кого получается хорошо в разных жанрах. Например, Аня Анисимова получила высокую оценку в жанре критики, но низкую в жанре прозы; Мария Ботева – высокую оценку в жанре драматургии, но низкую в жанре прозы; Татьяна Дружинина и Анна Меньшова – хорошую оценку в жанре поэзии, но низкую в жанре прозы. Конечно, нужно продолжать работать, искать свой стиль, свой почерк. При формировании мастер-классов мы руководствовались тем, какие оценки получили Вы за свои произведения.

Понимая важное значение критики для развития литературы, на этот раз мы выделили литературных критиков в отдельный мастер-класс, который будет вести Ирина Николаевна Арзамасцева. Пока, нужно отметить, критических статей маловато, особенно мало таких статей о современной детской литературе. Надеюсь, что такой мастер-класс будет способствовать развитию этой темы, и мы постараемся его сохранить на каждом последующем семинаре.

Отмечая представленные на конкурс произведения, хочу сказать, что лучше стал язык, хотя в некоторых работах присутствует канцелярщина. Язык и содержание – это то, что привлекает читателя. Над словом нужно работать. Язык нужно беречь. Сейчас для нашего русского богатого и красивого языка настало трудное время: нравственная деградация общества, низкий уровень духовности, вызванные переходным периодом в экономике, политической системе и социальной сфере, напрямую отражаются и в языке. С экранов телевизоров, по радио, на улицах городов мы слышим «сниженную», вульгарную, грубую речь, граничащую с уголовным жаргоном, упрощенную до крайности пошлого вкуса, а то и вовсе мат! Одним из важнейших путей поддержки русского языка и сохранения его чистоты является литература. В детской литературе я бы категорически воздержался от применения мата.

Чувствуется, что Вы стали больше читать. Читать нужно много, это дает возможность лучше владеть языком и не изобретать велосипед, не думать, что Вы изобрели что-то новое, если это уже есть, и Вы об этом не знаете только потому, что не читали. Нужно искать новые сюжеты, новые образы. Некоторые из Вас пытаются на старых сюжетах и образах изобразить новое произведение. И это делает произведение недолговечным, а то и неинтересным.

Для писателя, особенно для детского, важно уметь вникнуть в суть проблем ребенка, подростка (Усачева, например, это умеет). Ведь если ребенку неинтересно, он под любым предлогом читать не станет. Нужно иметь в виду, что сегодняшние дети живут сегодня в новом мире, говорят на сегодняшнем языке, имеют дело с сегодняшними реалиями. Даже для самых глубоких истин нужно постоянное обновление. Поэтому очень важно развивать современную литературу о сегодняшней жизни со всеми ее нюансами. Чтобы писать, надо знать предмет и иметь смелость, не прогибаться под давлением власти, тем более, что у нас слишком большой крен в сторону образования и пропаганды патриотизма, снабжения детей рациональной информацией, вместо того, чтобы помочь им ориентироваться в главных жизненных вещах. Дети нуждаются в витаминах для души, чтение должно их увлекать, волновать, вызывать чувства переживания.

Сейчас благодатная почва продвинуться новым писателям - у издателей практически закончились издания классиков (сливки сняты) и они находятся в поиске новых ярких имен. Но пока их они не видят… Мы стараемся через каталоги, которые выпускает Фонд, каждый год подсказать издателям и библиотекам новые яркие произведения молодых писателей. Но нужна и Ваша помощь. И, прежде всего, в распространении Ваших книг и книг, выпускаемых Фондом. Очень хорошо, что Вы много ездите по стране, встречаетесь с читателями. Но очень важно участвовать в различных конкурсах и премиях. Это дает возможность самоутверждаться. Хочу напомнить, что первыми лауреатами 1-го литературного конкурса им. С.Михалкова стали наши Липкины супруги Светлана и Николай Пономаревы за книгу «Фото на развалинах». Любовь и Добро – главные герои повестей и рассказов и писателя Тамары Михеевой, получившей Почётный диплом лауреата второй премии за сборник рассказов «Юркины бумеранги». А Сказочная повесть «Асино лето» получила в 2007 году Национальную премию по детской литературе «Заветная мечта». Вторая премия С.Михалкова в этом году была присуждена Ирине Богатыревой автору повести "Луноликой матери девы". Ирина – известный молодой прозаик. Она - финалист нескольких литературных премий, в том числе "Дебют" и Премии Белкина, автор книг "Автоstop" и "Товарищ Анна", вышедших в крупных российских издательствах. При этом в отечественной детской литературе имя Богатыревой до нашего Конкурса не звучало. При вручении премии Ира сказала: - «До сегодняшнего дня я думала, что пишу для взрослых, а оказалось, что и для детей. Я очень рада этому, ведь всегда думала, что писать для подростков очень трудно». Третье место заслужил сборник стихов "На белом листочке" авторства Наталии Волковой (Москва). Наталья Волкова – известный детский писатель. У нее вышло несколько книг стихов и прозы для детей, ее имя хорошо известно всем, кто занимается в России детской словесностью. Ася Петрова из Санкт-Петербурга стала в 2011 году лауреатом Национального конкурса на лучшее литературное произведение для подростков «Книгуру». Ася Петрова стала победителем со сборником рассказов "Волки на парашютах". 5 ноября 2011 г. в шорт-лист конкурса "Детское время" (организатор - Союз российских писателей) в номинации "Взрослые - детям" вошли форумцы и участники семинаров детских писателей Наталия Волкова, Светлана Зернес, Михаил Лероев, Наталья Евдокимова. Нужно почаще Вам подавать заявки на участие в конкурсах. Это дает хорошие ориентиры и для читателей.

Наш Фонд тоже проводит конкурсы и по итогам Форума, семинара и совещания на Кавказе выпускает сборники и книги авторов. А в этом году мы выпустили и подарили всем Вам сборник «Новые имена в детской литературе». В нем напечатаны произведения 14 участников нынешнего семинара. В Каталоге-2012 – опубликованы произведения 13 участников нынешнего семинара. Конечно, очень бы хотелось, чтобы отбор произведений со стороны руководителей мастер-классов был построже. Нет-нет попадаются произведения, которые заставляют задуматься: откуда оно взялось? Зачем его печатать? Смотрим на это с недоумением. Вот я снял со сборника «Новые писатели» произведение Бартоша из Беларуси – ТОСКА.

Ну и последнее. Для меня, конечно, очень дорога эта земля. Она дорога тем, что мой папа – поэт, член СП СССР Филатов Александр Федорович, с 1947 года был в комиссии по увековечиванию памяти Есенина. Вот вам, наверно, странно эти слова слышать, но был период, когда Есенин был запрещен, был период, когда его книги запрещалось издавать и продавать. Первую книгу, которую мы купили вместе с отцом, он меня брал на колхозный рынок в городе Москве, тогда мы купили маленький такой сборничек, за 400 рублей, как помню, после войны. Но тогда была еще одна тенденция очень нехорошая: все, кто приходил в гости, старались украсть какую-нибудь нелегальную книгу, и у папы постоянно воровали эти книги. Опять приходилось куда-то ходить, искать, для того чтобы сборник приобрести. Откуда любовь такая к Есенину? Наверно оттого, что отец был беспризорником. Наверно оттого, что именно этот мир, мир беспризорников, ребят, которые жили в коммунах, вот у них, наверно, было пристрастие, прежде всего, к такому поэту как Есенин, и с тех пор у отца была, конечно, колоссальная любовь, колоссальная тяга к его творчеству. Со временем он подружился с мамой Есенина – Татьяной Федоровной, с сестрами Сергея Есенина - и с Катей, и с Шурой, с его племянницами Светланой и Наташей. Они были частыми гостями у нас, мы были частыми гостями у них. В общем, как-то в клубок сложилось все так, что какая-то часть и моей жизни прошла в прикосновении к родине Сергея Александровича Есенина. Я очень счастлив, что в 95 году мне, будучи руководителем администрации президента удалось подписать у Б.Н.Ельцина Указ о 100 летии со дня рождения С.А.Есенина и вместе с моим другом Юрием Федоровичем Яровым, который был заместителем председателя правительства удалось очень много здесь сделать и преобразить этот край. Здесь была какая-то страшная котельная, которую убрали, здесь достроили разрушенную колокольню храма, реставрировали дом Лидии Кашиной, построили земскую школу, проложили новую дорогу от Рязанского шоссе и построили площадку для выступлений и встреч с огромным портретом Сергея Александровича. В общем, преобразили этот мир, потому что дорога к Есенину она всегда была заполнена людьми, любовью, восторгом и желанием соприкоснуться с этой землей. Я очень счастлив, что мы с вами сегодня здесь и проведем эти дни в этом чудесном крае. Спасибо вам.

Ну а теперь приступаем к обсуждению главного вопроса – о состоянии современной детской литературы.

  1. Круглый стол

«О состоянии современной детской литературы»



С.А.Филатов: В прошлом году на Общественном Совете Роспечати прошел Круглый стол, на котором обсуждались проблемы не только книгоиздания, но и проблемы кино и телевидения для детей и юношества.

Заявленная тема многогранная и очень важна для нашего общества, особенно для будущего нашей страны. Но на сегодня, выявленные на Круглом столе проблемы, а их довольно много, практически остались без движения. Напомню их.

Проблема первая. Вопросы о детском духовном воспитании сегодня в стране функционально и структурно разделены и находятся в компетенции различных государственных структур. Что-то входит в компетенцию Федерального агентства по печати – книгоиздание и телевидение; что-то входит в компетенцию Министерства культуры: библиотеки, кино; что-то входит в компетенцию Министерства образования – библиотеки, просветительская литература, методички. Эта структурная проблема остается без разрешения – до сих пор программы разрознены, единый координирующий центр отсутствует.

Проблема вторая. Детские писатели и их книги.

Согласно данным Российской книжной палаты, число издаваемых детских книг сократилось со 131,9 миллиона экземпляров в 2010 году до 102,6 миллиона в 2011 году. Общее падение тиражей с 2008 года составило порядка 20%, и эксперты прогнозируют, что в 2012 году падение продолжится и составит порядка 8-12%. Такое падение связано с общим кризисом в экономике и издатели продолжают издавать классиков, что им очень выгодно, задерживая тем самым продвижение к читателю современных писателей. По данным издателей, 80% выпускаемых в России книг – классика, и лишь 20% – современная детская литература. На Западе соотношение обратное. В США цена в 15 долларов за детскую книжку считается нормальной. Верхний предел цены детской иллюстрированной книжки в России – 210 рублей, то есть где-то 7 долларов. Наши издатели вынуждены снижать цены и следить, чтобы цена книги не превышала 300 рублей. Выход из этого положения один – организовать более широкую помощи государства в издании детских книг, учитывая, что из-за иллюстраций она становиться очень дорогой, и не каждый родитель может позволить ее купить. Книгоиздатель часто жалуется, что детская книга, хорошо изданная, без поддержки государства имеет очень высокую себестоимость и, соответственно, очень высокую цену. Тогда возникает проблема с ее реализацией.

Проблема третья. Тема разобщенности современной детской литературы и киноиндустрии. Есть очень достойные экранизации повести, но не хватает средств информирования о современной детской литературе. И вот тут очень многие поднимают проблему, ссылаясь на старый опыт. Что когда-то был журнал «Детская литература», который выполнял информационную функцию и объединял художников-иллюстраторов, аниматоров, издателей, библиотекарей, литераторов и педагогов. Издавался он при поддержке Федерального агентства по печати. Однако, сегодня такого центра, площадки общения нет.

Проблема четвертая. Проблема аниматоров. Нехватка профессиональных сценариев – одна из основных проблем современной анимации. Большинство молодых режиссеров снимают фильмы по своим собственным идеям, задумкам, которые зачастую не соответствуют никаким драматургическим законам. Мы создаем вместе аниматорами специальный мастер-класс сценаристов, в котором участвуют молодые писатели, но ощутимой поддержки со стороны Минкультуры нет.

Проблема пятая. Как правило, детские программы – долгосрочны: и фестивали, и семинары, и конкурсы, и форумы проводятся ежегодно. Но вот финансирование вызывает большую нервозность из-за нестабильности, из-за больших задержек, из-за изменения правил игры. Никто определенно не может сказать, какие средства и когда он получит на проведение мероприятия. Зарубежная практика в этом отношении носит боле стабильный характер. Например, Конгресс Соединенных Штатов определяет средства даются на долгосрочную программу и по сумме, и по срокам жизни программы, что позволяет стабильно планировать и проводить мероприятия, не беспокоясь за то, что придется где-то искать дополнительные средства. Сегодня у нас в России борьба с коррупцией идет в ущерб нашей жизни, препятствует реализации многих программ, заставляет лгать, выкручиваться ради того, чтобы по их форме отчитаться перед чиновниками. Спасибо вам. С кого начнем? С гостей?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар по структурной макрокинетике для молодых ученых проводится в рамках программы Президиума ран «Поддержка молодых ученых» ифинансовой поддержки Российского Фонда фундаментальных исследований за 2011г
Девятая Всероссийская с международным участием Школа-семинар по структурной макрокинетике для молодых ученых проводится в рамках...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар для руководителей и сотрудников. Семинар проводят: директор Аналитического центра университетских инноваций, зам исп директора Национальной Гильдии инновационных менеджеров
Минобрнауки России. В то же время решение этой задачи вызывает известные трудности. Для помощи вузам и нии в этом направлении предлагается...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар для педагогов План семинара: На чем строится поведение учеников: основные законы
Цель нашего семинара: формирование новых моделей поведения учителя в ситуациях взаимодействия с учениками, расширение способов самопредъявления...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар Психолого-педагогические основы формирования этико-правового образования и толерантности детей и молодежи в системе общего, профессионального и дополнительного образования, культуры и коммуникации
В рамках Обучающего семинара пройдет Круглый стол «Современные проблемы реализации принципа толерантности в молодежной среде», а...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconРасшифровка семинара «Самоуправление в городе Нижний Новгород» Первая сессия Константин Мерзликин, исполнительный директор фонда «Общественная альтернатива»
Фридриха Науманна проводим семинар по местному самоуправлению. В сентябре прошлого года мы провели такой же семинар в Москве, с материалами...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар для учителей "Педагогическая компетентность" Цели и задачи семинара для учителей Тематический план семинара "Педагогическая компетентность"
Программа теоретико-методологического семинара для учителей "Педагогическая компетентность"
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар : план темы семинара (занятия)
...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар сети специалистов по борьбе с коррупцией (acpn)
В задачи семинара входят представление и совместное обсуждение с участниками различных аспектов борьбы с коррупцией, выделяя при...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар "Информационные технологии в проектировании и управлении строительством "
Киеве в Государственном нии автоматизированных Систем в Строительстве (нииасс) состоится информационно-консультационный семинар на...
Семинар молодых писателей, пишущих для детей. Семинар проходил в Государственном музее-заповеднике Константиново при участии музея в проведении семинара iconСеминар-практикум для родителей по проблеме «Конфликт в семье» Семинар состоит из нескольких этапов. Первый этап пролог
Побуждают родителей к самоанализу и откровенному разговору ряд вопросов педагога
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница