Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка
страница1/3
Дата конвертации12.02.2013
Размер455.27 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Утверждена

приказом директора школы

№ _____ от ______________

Рабочая программа

по литературе в 7 классе

на 2010 – 2011 учебный год

Учитель Гутарина Светлана Викторовна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нрав-ственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоцио-нальном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное разви-тие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущ-ностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,

выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

За основу данной рабочей программы взята программа по литературе под ред. А.Г. Кутузова, составленная на основе федерального компонента государственного стан-дарта основного общего образования. Программа под ред. А.Г. Кутузова составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы ли-тературного образования. На ступени основного общего образования необходимо про-должать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и

выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потреб-ности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и тексту-альное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедли-вости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная са-мобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие

и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмо-ционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям

учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержа-ния художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной об-ласти «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традиция-ми школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение

литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, лите-ратуроведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы

как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цик-ла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вмес-те с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредствен-но связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освое-нию знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отно-шение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество уча-щихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культу-ру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих це-лей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического ми-ровоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и ана-литического мышления, творческого воображения, читательской культуры и по-нимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специ-фике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чте-нии художественных произведений; развитие устной и письменной речи

учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержа-ния, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных по-нятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привле-чением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по исто-рии литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и обще-человеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся VII класса. На этом этапе обуче-ния на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и ар-гументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной пробле-матикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исто-рической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой

писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произ-ведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний состав-ляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных на-правлений). Годовой объём программы - 68 часов. В соответствии с методическими рекомендациями спланированы уроки внеклассного чтения – 9 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и на-выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом нап-равлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного об-щего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или раз-вернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакоми-тельное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, ауди-визуальный ряд и др.) в соответствии с коммуника-тивной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письмен-ной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различ-ных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ре-сурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками конт-роля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих инте-ресов и возможностей.

Результаты обучения

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентирован-ного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимы-ми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Задачи обучения:

1) обучать эстетическому анализу литературного произведения;

2) развивать навыки комплексного анализа текста;

3) совершенствовать умение давать сопоставительную характеристику героям, опира-ясь на многообразие способов создания и раскрытия художественного образа в лите-ратурных произведениях;

4) формировать эстетический вкус;

5) воспитывать творчески активную личность.

К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими литературными знаниями:

Раздел 1. Образ – герой – характер.

Знать, что такое:

  • литературный образ;

  • система образов в литературном произведении;

  • герой литературного произведения;

  • характер в литературе;

  • авторская позиция;

  • художественные детали;

  • художественные приёмы.

Уметь:

  • объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;

  • оперировать понятиями: “писатель”, “автор”, “система литературных жанров”, “сюжет”, “герой”, “художественный вымысел”, “литературный образ”, “герой литературного произведения”, “характер в литературе” и т.д.

  • давать характеристику главным героям произведения;

  • находить в произведении художественные детали;

  • при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемо-му.

Раздел 2. Герой древнего эпоса.

Знать, что такое:

  • былина, былинный герой, сказитель;

  • эпическая гиперболизация и идеализация;

  • художественные средства создания богатыря в былине;

  • система образов в русском героическом эпосе;

  • ирландская сага.

Уметь:

  • называть богатырей земли Русской;

  • объяснять, что объединяет образы былинных богатырей;

  • сопоставлять средства, с помощью которых создаётся художественный образ в ирландской саге и русской былине. Отмечать черты сходства и различия.

Раздел 3. Духовная литература.

Знать:

  • особенности жанра русского жития;

  • средства, способы создания образа русского святого в духовной литературе;

  • в чём заключается историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.

Раздел 4. Герой древнерусской литературы.

Знать:

  • жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, лето-пись);

  • что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;

  • способы изображения человека в древнерусской литературе;

  • как выражается авторское отношение к героям.

Раздел 5. Герой эпического произведения.

Знать:

  • особенности эпического рода литературы;

  • эпические жанры;

  • способы создания и раскрытия художественного образа в литературных произве-дениях;

  • художественная деталь в эпическом произведении;

  • что такое авторская позиция, авторская характеристика, авторская ирония;

  • система рассказчиков в эпическом произведении;

  • общее в создании героя в фольклоре и литературе;

Уметь:

  • перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;

  • называть главных и второстепенных героев;

  • описывать характеры главных персонажей;

  • сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;

  • находить в тексте детали, с помощью которых создаётся образ главного героя;

  • определять жанр произведения;

  • находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художествен-ного образа;

  • определять авторскую позицию и способы её выявления.

Раздел 6. Герой драматического произведения.

Знать:

  • отличительные особенности драмы;

  • жанры драмы;

  • способы создания характера героя драмы;

  • художественные детали в драме;

  • авторская позиция в драматическом произведении.

Уметь:

  • определять основной конфликт произведения;

  • характеризовать героев;

  • объяснять, как создаётся характер героя;

  • определять, с помощью каких художественных средств, выражается авторская позиция в драматическом произведении.

Раздел 7. Лирический герой.

Знать:

  • особенности лирики;

  • автор лирического произведения и лирический герой;

  • отличия лирического героя и героя эпического произведения;

  • изобразительные средства поэтического языка.

Уметь:

  • давать характеристику лирическому герою;

  • находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства языка.



Комментарий

К началу VII класса учащиеся знают:

роды литературы (эпос, лирику, драму).

Эпос :

  • жанры эпоса (рассказ, повесть, роман, эпопея, поэма, басня);

  • эстетические категории, понятия и этико-философские представления: художест-венный мир произведения, содержательность художественной формы, комичес-кое, безобразное, традиции, мотивы;

  • этико-философские представления: борьба добра и зла, выбор пути, личность и общество, личность и природа, человек и нация, честь, совесть, долг;

  • содержание произведения реализуется в динамических деталях (речь, действия, поступки героев) и статических (портрет, пейзаж, предметно-бытовые детали);

  • литературные понятия: сюжет, композиция (прямая и обратная), элементы ком-позиции сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, спад действия, развязка), литературный герой, эпизод.

Лирика:

  • жанры лирики (стихотворение, песня, поэма);

  • рифма, ритм, интонация как средства выражения поэтической идеи;

  • изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение, метафора, олицет-ворение, инверсия, аллитерация;

  • лирический герой, тема, композиция темы, приём антитезы как элемент компо-зиции темы;

  • эстетические категории, понятия и этико-философские представления: прекрас-ное, идеал, совершенство, гармония, трагическое, вдохновение, творчество.

Драма :

  • жанры драмы (трагедия, драма, комедия);

  • литературные понятия: пьеса, монолог, диалог, сцена;

  • авторская позиция.

Умеют:

  • характеризовать роды литературы;

  • отличать изученные литературные роды и жанры друг от друга;

  • самостоятельно анализировать балладу, поэму, повесть, рассказ, басню, поэти-ческое и драматическое произведения с опорой на план;

  • находить изобразительно-выразительные средства в художественном произве-дении;

  • давать характеристику литературному герою;

  • составлять цитатный план;

  • писать сообщение на литературную тему.

Формы контроля

Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в тече-ние года контроль.

I полугодие

1. Сочинение на тему “Исторические и фольклорные основы повести Н. В. Гоголя “Та-рас Бульба”.

2. Творческое задание “Изображение человека в фольклоре и литературе”.

3. Контрольная работа “Древнерусская литература”.

4. Очерк о трагическом герое.

5. Этюд “Мой Пушкин”.
II полугодие

1. Сочинение-размышление на тему “Человек и природа”.

2. Составление сценария по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

3. Творческое задание “Лучший вопрос к рассказам А.П. Чехова”.

4. Проверочная работа “Средства создания характера в эпосе и драме".

5. Самостоятельная работа “Лирический герой в диалоге автора и читателей”.

6. Сочинение в лирическом жанре “Моя родина”.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Количество часов

1

Образ, герой, характер

8

2

Герой древнерусской литературы

10

3

Духовная литература

2

4

Герой эпического произведения

28

5

Герой драматического произведения

5

6

Герой лирического произведения

12

7

Повторение

3

Итого

68

ЛИТЕРАТУРА Для учителя

1. Кутузов А.Г., Леденёва В.В., Романичева Е.С., Киселёв А.К. В мире литературы.

7 кл. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2007.

2. Ефрем Н.И. «А голос Пушкина сильней…» - Чебоксары, 1999.

3. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 7 класс. Мето-

дические рекомендации. – М., 2001.

4. Лермонтовская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1981.

5. Литература. 7 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. О.В.

Ельцова – М.: ВАКО, 2006.

6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: Искусство, 1996.

7. Мещерякова М.И. Пушкин в школьном изучении. – М.: Мегатрон, 1999.

8. Энциклопедия литературных героев. – М.: АГРАФ, 1999.

Для учащихся

1. Кутузов А.Г., Леденёва В.В., Романичева Е.С., Киселёв А.К. В мире литературы.

7 кл. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. – М.,2007.

2. Энциклопедия литературных героев. – М.: АГРАФ, 1999.

3. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.Н. Новиков. – М.: Пе-

дагогика, 1988.

Список обязательных художественных произведений 1. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.

2. Песнь о Нибелунгах.

3. Житие Сергия Радонежского.

4. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

5. Повесть о Шемякином суде.

6. В. Ф. Одоевский. Игоша.

7. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Выстрел.

8. М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.

9. П. Мериме. Маттео Фальконе.

10. Н. С. Лесков. Левша.

11. И. С. Тургенев. Бежин луг.

12. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.

13. А. П. чехов. Хамелеон.

14. О. Генри. Дары волхвов.

15. Е. Л. Шварц. Тень.

16. Лирика А. К. Толстого, Ф. Н. Глинки, С. Е. Есенина.

17. Н. С. Гумилёв. Капитаны.

18. Ш. Бодлер. Альбатрос.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая учебная программа по математике 5 класс Учитель Рыбакова Светлана Ивановна 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 6 класса на 2011 2012 учебный год Учитель: Кочковая Л. Н. Пояснительная записка
Согласовано педагогическим советом моу авиловской сош протокол №1 от 30. 08. 11 г
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю. А. 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 8 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 6 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconПрограмма по литературе в 9 классе Автор-составитель: Козлова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку 5 класс 8 вида Учитель начальных классов Цепаева В. К. Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на 2010 – 2011 учебный год для ученицы 5 класса VIII вида
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа учебного курса «Литература» в 6 классе Составитель: учитель русского языка и литературы Гагарина С. В. 2011 Пояснительная записка
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2010 2011 учебный год Учитель Гутарина Светлана Викторовна пояснительная записка iconРабочая программа по физике в 9 классе Разработала: Галкина С. Н., учитель физики 2011 год Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница