Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников




НазваниеМетодические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников
страница1/2
Дата конвертации12.02.2013
Размер377.87 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ – ПРЕДМЕТНИКОВ

Автор Снегурова В.И.

Санкт-Петербург

2007

Содержание


Введение

3

1. Методические рекомендации по использованию Интернет-ресурсов в условиях классно-урочной системы

5

1.1.Использование Интернет-ресурсов педагогом-предметником на разных этапах подготовки и проведения урока

5

1.2. Использование Интернет-ресурсов как средства дифференциации и индивидуализации обучения

9

2. Организация дистанционного консультирования

13

2.1. Консультация как особая форма взаимодействия учителя-предметника и учащихся

13

2.2. Технология организации и проведения консультирования

14

3. Использование дистанционных образовательных технологий как средства организации самостоятельной деятельности учащихся

15

3.1. Расширение и углубление изучения предметного содержания с использованием дистанционных образовательных технологий

16

3.2. Расширение содержания образования за счет изучения дополнительных предметов, не включенных в учебный план, с использованием дистанционных образовательных технологий

19

4. Методические рекомендации по организация проектной и исследовательской деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий

19

4.1. Использование дистанционных образовательных технологий на разных этапах проектной деятельности

19

4.2. Методика организации телекоммуникационных проектов

21

4.3. Использование возможностей дистанционных образовательных технологий на этапе проведения итоговой конференции

32

Введение


Для Российской Федерации обеспечение доступности качественного образования за счет преимуществ открытых образовательных мультимедиа систем, возможности сетевого распространения образовательных ресурсов и телекоммуникационного доступа к ним имеет особое значение. Это обусловлено большими территориями, относительно невысокой плотностью населения, концентрацией ведущих учебных центров в крупных городах.

Одной из задач информатизации системы образования является предоставление всем учащимся общеобразовательной школы равного доступа к качественному образованию. В тоже время географическая протяженность Российской Федерации, неравномерность развития регионов, относительно невысокая плотность населения, концентрация научно-методического потенциала в ведущих педагогических вузах крупных городов во много затрудняют как доступность получения качественного образования всем учащимся вне зависимости от географии проживания и социального статуса семей, так и эволюционное развитие в целом системы образования. Одним из путей решения этих проблем является использование возможностей дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в практике работы учителей-предметников. Массовое подключение образовательных учреждений общего образования к сети Интернет, а также продолжающиеся поставки в школы средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) подтверждают реалистичность и доступность применения ДОТ в обучении.

В соответствии с приказом № 137 от 06 мая 2005 года, в котором со ссылкой на статью 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) под ДОТ понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». При этом в приказе отмечается, что использование ДОТ возможно при реализации всех форм получения образования и при организации всех форм обучения (за исключением производственной практики). Одновременно в Утвержденной приказом Минобразования России (18.12.2002 №4452) методике применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации к основным дистанционным образовательным технологиям относятся кейсовая технология, Интернет-технология, телекоммуникационная технология.

В соответствии с этими положениями в настоящих методических рекомендациях рассмотрены возможности применения различных Интернет-технологий в работе учителей-предметников как в условиях классно-урочной системы, так и при организации дистанционного консультирования, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Интернет-ресурсов как, мы рассмотрим, как можно использовать информационные и телекоммуникационные технологии
1. Методические рекомендации по использованию Интернет-ресурсов в условиях классно-урочной системы

1.1. Использование Интернет-ресурсов педагогом-предметником на разных этапах подготовки и проведения урока
В практике педагога-предметника могут быть использованы Интернет-ресурсы разного типа.

На основе результатов проведенного анализа Интернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательные Интернет-ресурсов :

1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых:

  • интерактивные (1 уровень интерактивности) учебники и учебные пособия (содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованного как гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок);

  • справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующей науки, связи с другими науками и жизнью, так же как ресурсы предыдущей группы содержат информацию в виде гипертекста с иллюстрациями, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок, не предполагают диалогового режима общения;

  • видеозаписи лекций;

  • виртуальные экскурсии;

2. Интернет-ресурсы, предполагающие организацию той или иной практической деятельности учащихся (2 – 3 уровни интерактивности)

  • задачники:

а) включают только набор задач с ответами;

б) включают набор задач с решениями;

в) включают набор задач с подсказками и решениями, (что позволяет индивидуализировать работу), но не предполагают диалога с пользователем;

г) включают набор задач с подсказками и решениями, предполагают возможность организации диалога («отправление» ученика к соответствующему теоретическому материалу в случае ошибки или непредставления решения);

  • наборы тестов:

а) содержат только условия тестов;

б) допускают возможность диалога, позволяют организовывать реальную проверку знаний и умений по определенным темам курса;

  • виртуальные лаборатории;

  • игры:

а) содержат только описание игры,

б) интерактивные: предоставляется возможность поиграть в недиалоговом режиме,

3. Вспомогательные Интернет-ресурсы для учителя

  • разработки уроков (с методической обработкой);

  • библиографические ресурсы, в том числе Интернет - магазины;

4. Комбинированные Интернет-ресурсы, включающие элементы перечисленных выше групп;

5. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП).

Работа с Интернет-ресурсами каждой группы имеет свои особенности. Остановимся более подробно на некоторых из выделенных групп.

Материалы информационных Интернет-ресурсов группы могут использоваться:

  • при подготовке учителя к уроку;

  • для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;

  • на уроке для организации самостоятельной работы учащихся;

  • для организации работы учащихся на дополнительных занятиях (факультативах);

  • для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

При подготовке учителя к уроку Интернет-ресурсы этой группы могут являться основой для подготовки учителем:

  • рассказа (объяснения);

  • подготовки наглядности (иллюстраций, схем, использование коллекций, материалов лабораторных работ…), которые могут быть отображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учитель ведет свой рассказ;

  • подготовки индивидуализированных раздаточных материалов самого разного характера: от информационных до контролирующих (последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимое количество компьютеров).

При объяснении учителем нового материала целесообразно использовать LCD-проектор для демонстрации подготовленной учителем презентации. Технология объяснения учителем существенно меняется – он комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При проведении урока учитель может использовать Интернет-ресурс как:

  • основу презентации;

  • основу проблемного рассказа;

  • средство контроля;

  • основу организации деятельности учащихся:

  • основа индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке;

  • основа беседы, в том числе эвристической;

  • основа дискуссии;

  • основа конспекта;

  • средство самоконтроля

При самостоятельном изучении нового материала на уроке, при условии, что каждый ученик работает за компьютером, методика работы с Интернет – ресурсами данной группы принципиально не будет отличаться от работы с электронными версиями или соответствующим бумажным носителем. Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д.

При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме.

Материалы подобных Интернет-ресурсов могут быть использованы для подготовки учащимися рефератов и докладов.

Для того чтобы деятельности учащихся в этом направлении была продуктивной, учитель должен четко поставить задачу, сформулировав при этом вопросы, на которые должен ответить учащийся в процессе выполнения работы. Целесообразно сформулировать вопросы заранее, в процессе подготовки доклада.

Интернет – ресурсы практической направленности могут являться основой для организации самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и дома.

Виртуальная лабораторная работа и виртуальная экскурсия может быть продемонстрирована учителем (в том случае, если отсутствует необходимое количество ПК), либо выполнена учащимися: по группам или индивидуально в классе; в режиме самостоятельной работы дома.

Можно выделить такие преимущества виртуальной лабораторной работы:

  • безопасность;

  • отсутствие необходимости в лабораторном оборудовании;

  • возможность индивидуализации деятельности учащихся (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия…);

  • самостоятельное получение выводов и самопроверка.

Виртуальная экскурсия, в свою очередь обладает следующими преимуществами:

  • временные затраты минимальны;

  • доступ к экспонатам любого музея мира;

  • быстрое получение необходимой информации об экспонате;

  • большое количество экспонатов;

  • ….


1.2. Использование Интернет-ресурсов как средства дифференциации и индивидуализации обучения
Для организации дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения учитель может использовать материалы Интернет-ресурсов на разных этапах урока с целью:

I. Самостоятельного изучения нового материала;

II. Закрепления изученного материала;

III. Контроля усвоения знаний.

I. При самостоятельном изучении нового материала с учетом индивидуальных особенностей ученика (уровня подготовленности, приоритетного полушария (образники – аналитики), уровня развития мыслительных операций и т.д.) на основе материалов Интернет-ресурсов рекомендуется конструировать индивидуализированные раздаточные материалы, предназначенные для учащихся.

1) Например, учащийся с низким уровнем подготовленности к изучению той или иной темы получает распечатку, содержащую максимум информации по данному вопросу.

Более подготовленному ученику учитель может предложить краткую информацию или информацию с пропусками и предложить восполнить пробелы (например, довести до конца или целиком провести доказательство, обоснование факта, привести примеры, иллюстрирующие теоретический факт и т.д.) и сформулировать вопросы для проверки предложенного материала либо расширения соответствующих знаний.

Заметим, что количество пропусков может увеличиваться, а количество информации уменьшаться по мере подготовки материала для более подготовленных учащихся.

2) Если «образникам» сначала предлагаются модели (рисунки, схемы, иллюстрации) изучаемого объекта, подводящие к определению, которое предлагается сформулировать, то аналитику целесообразнее предложить сначала формулировку определения объекта, и попросить привести соответствующие примеры.

Учащимся – аудиалам целесообразно предложить прослушать лекцию, а визуалам – прочесть ее текст, снабженный иллюстрациями. Для кинестетиков более предпочтительны материалы, уровень интерактивности которых предполагает выполнение действий.

Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс разбивается на группы на основе выделенных признаков (уровня подготовленности, приоритетного полушария (образники – аналитики), ведущего когнитивного стиля, уровня развития мыслительных операций и т.д.). Каждая группа получает соответствующее задание на основе Интернет-ресурса (или нескольких Интернет-ресурсов).

Предложим разные варианты работы с Интернет – ресурсом информационного типа на уроке.

Все учащиеся работают за компьютером с одним и тем же материалом:

1. В зависимости от уровня подготовленности учащихся к восприятию теоретического содержания.

Задания для разных групп уровня подготовленности учащихся могут быть сформулированы следующим образом.

1 группа. Низкий уровень

  • запишите основные определения и формулировки утверждений;

  • сделайте чертежи к доказательству сформулированных утверждений.

2 группа. Средний уровень

  • запишите основные определения и формулировки утверждений;

  • сделайте чертежи к доказательству сформулированных утверждений;

  • сформулируйте теоретические факты, которые лежат в основе доказательства изученных Вами теорем.

3 группа. Высокий уровень

  • запишите основные определения, формулировки и доказательства утверждений разбив их на этапы;

  • сформулируйте теоретические факты, которые лежат в основе доказательства изученных Вами теорем.

2. В зависимости от уровня готовности к самостоятельной деятельности.

Целесообразно выделить в классе учащихся, по крайней мере, четырех уровней готовности к самостоятельному изучению нового материала. По материалам Интернет-ресурса приготовить печатные материалы для выделенных четырех групп.

Заметим, что группы, выделенные в первом и во втором случаях, могут не совпадать.

1 группа. Низкий уровень

Учащимся предложен наиболее полный вариант текста, в котором опущено доказательство первой леммы, поскольку в данную группу, как правиле, не попадают учащиеся со средним или высоким уровнем подготовленности.

2 группа. Средний уровень

Учащимся предложен текст, содержащий пропуски или недостаточно обоснованные предложения, которые учащийся должен восполнить:

3 группа. Высокий уровень

Учащимся предложен текст, в котором пропущены почти все доказательства, которые учащиеся должны провести сами по предложенным чертежам.

4 группа. Высокий уровень

Учащимся этой группы, которых может не оказаться совсем, можно попробовать предложить только формулировку теорем и предложить доказать их самостоятельно.

II. На этапе закрепления изученного материала могут быть использованы задания, предполагающие самостоятельную работу с Интернет-ресурсами различного типа. При этом более сильным учащимся целесообразно предложить тему работы (решение задач, описание эксперимента, написание сочинения или творческой работы, реферата и т.д.), общий план ее выполнения и указать один - два основных источника, предложив самостоятельно найти еще несколько, связанных с той же темой.

По мере снижения уровня подготовленности учащихся количество указаний по выполнению работы, источников информации, которыми может воспользоваться учащийся, может увеличиваться.

Для самых слабых учащихся может быть предложена подробная инструкция по выполнению работы с указанием точного списка Интернет-ресурсов, которыми он может воспользоваться.

На материале Интернет-ресурсов практического характера, в частности, может быть организован индивидуализированный практикум, который характеризуется:

  • индивидуальным количеством заданий, которые выполняют учащиеся;

  • характером этих заданий;

  • индивидуальным темпом работы учащихся;

  • индивидуальным характером помощи, которую оказывает учитель (консультирование);

  • наличием обязательного элемента самопроверки.

III. На этапе контроля, используя материалы Интернет-ресурсов, учитель может:

  • провести индивидуализированное тестирование по готовым материалам Интернет-ресурсов в автоматическом режиме;

  • подготовить материалы для индивидуального контроля, осуществляемого в традиционной форме;

  • организовать контроль учащихся по группам, предложив одной из групп тестирование по готовым материалам Интернет-ресурсов в автоматическом режиме, другой – традиционный контроль, а третьей – комбинированную форму;

  • организовать контроль учащихся по группам, дифференцируя их по количеству заданий, предлагаемых для выполнения и проверки в автоматическом режиме, и в традиционной форме.


2. Организация дистанционного консультирования

2.1. Консультация как особая форма взаимодействия учителя-предметника и учащихся
Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между преподавателем и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося.

В процессе организации обучения на уровне среднего образования можно выделить следующие задачи консультирования:

  • оказание помощи учащимся по самостоятельному освоению отдельных тем или разделов школьного курса (например, в случае болезни, длительного отсутствия);

  • ориентация учащихся в информационном поле возникающих в процессе освоения предметного содержания проблем (наиболее целесообразно и оказывает положительный эффект в том случае, когда учащийся по тем или иным причинам чувствует себя скованным вовремя урока и не может задать вопрос учителю);

  • оказание помощи по углубленному изучению интересующих учащихся вопросов (целесообразно в том случае, когда ученик по собственной инициативе приступил к углубленному или дополнительному изучению отдельных вопросов, а учитель не может по тем или иным причинам оказывать ему помощь в традиционной очной форме);

  • рекомендации по использованию полученной информации в процессе решения самостоятельно поставленных задач; выполнения учебных проектов, исследовательской деятельности;

  • оказание помощи учащимся при подготовке к итоговой аттестации (в случае болезни или долгого отсутствия учащегося).


2.2. Технология организации и проведения консультирования
Для организации индивидуального дистанционного консультирования учитель может использовать как групповые консультации в форумах, так и индивидуальные консультации посредством системы личных сообщений или электронной почты.

Организуя подобного рода деятельность, учитель должен четко сформулировать учащимся условия проведения дистанционных консультаций, включающие в себя ответы на вопросы:

  • в какое время учитель будет находиться в on-line доступе;

  • в течение какого времени будет дан ответ на вопрос, если консультирование идет в асинхронном режиме;

  • какие вопросы целесообразно выносить на консультацию, а какие лучше обсудить при личной встрече;

  • как задавать вопросы;



Принимая решение о проведении дистанционных консультаций, учитель принимает, тем самым на себя определенные обязательства. Следует помнить, что для успешной деятельности в этой области необходимо выполнение следующих условий.

  • начинать консультацию, проводимую в режиме on-line, с приветствия и заканчивать прощанием;

  • точно соблюдать время проведения синхронных консультаций;

  • отвечать на вопросы не позднее обещанного срока, в случае задержки - сообщить об этом учащемуся;

  • отвечать на все вопросы по возможности точно и ясно;

  • отвечая на вопросы, не забывать поощрять учащегося за удачно сформулированный вопрос, поставленную задачу, выявленную проблему;

  • по возможности направлять поиск учащегося с помощью встречных вопросов, указания спорных или интересных моментов в изучаемой проблеме;




3.Использование дистанционных образовательных технологий как средства организации самостоятельной деятельности учащихся
Организация самостоятельной деятельности учащихся на основе дистанционных образовательных технологий предполагает использование Интернет-ресурсов:

  • для изучения нового учебного материала;

  • для выполнения лабораторных и практических работ;

  • для анализа и построения моделей в виртуальных лабораториях;

  • для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т.п.;

  • для отработки умений и навыков;

  • для подготовки выступлений и презентаций;

  • для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам

  • для выполнения учебно-исследовательских работ

  • для проведения контроля и самоконтроля

Для того чтобы организовать самостоятельную деятельность учащихся на основе использования дистанционных образовательных технологий, учителю необходимо:

  • ознакомиться с ресурсами, предлагаемыми в Интернет в рамках учебного предмета, преподаваемого учителем;

  • выделить те из них, которые наиболее предпочтительны для учащихся его класса;

  • составить аннотацию к ним;

  • провести презентацию выбранных ресурсов;

  • освоить технологию дистанционного консультирования для того, чтобы учащийся мог получить своевременную помощь.


3.1.Расширение и углубление изучения предметного содержания с использованием дистанционных образовательных технологий
На основе материалов Интернет–ресурсов учителем может быть организован и проведен урок – дискуссия. Основой проведения такого урока являются Интернет-ресурсы, которые используются:

  • на этапе изучения нового материала;

  • на этапе демонстрации аргументов.

Можно выделить некоторые характеристики содержания Интернет-ресурсов, которые целесообразно рассматривать в качестве основы для проведения подобных уроков:

  • сформулирована проблема, требующая разрешения;

  • заложено некоторое противоречие;

  • предлагается несколько способов решения или подходов к решению той или иной проблемы;

  • предлагается несколько трактовок того или иного явления;

  • содержат задания, предполагающие осуществление поиска решения;

  • включают лабораторную или практическую работу, предполагающую неоднозначность выводов;

  • ….

Также может быть организована групповая дискуссия.

Заметим, что подготовка и проведение такого урока, наряду с безусловными изменениями, происходящими в деятельности учителя, предполагают выполнение достаточно серьезной самостоятельной подготовительной работы учащихся. Результатом этой работы является углубление и/или расширение знаний учащихся, связанных с рассматриваемой проблемой.

Столь же серьезной самостоятельной подготовительной работы требует и проведение семинара, основанного на материалах Интернет-ресурсов.

В условиях использования дистанционных образовательных технологий появляется реальная возможность организации полноценного семинара, учитывающего помимо подготовки учащегося на основании изучения различных источников, еще и устный доклад, и развернутую дискуссию по проблеме, в том числе проводимых в асинхронном режиме.

Так, подготовка к семинару учитывает не только изучение учеником учебных материалов того или иного рекомендованного Интернет-ресурса, но и обращение к оригинальным текстам (фрагментам текстов), к электронным версиям журналов, газет, и другим ресурсам Интернет. Рекомендуется предоставить учащимся список основных источников, но при этом не ограничивать их в возможности самостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме.

Если особенность материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться во всём и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться, то семинар является адекватной формой для такого изучения нового материала.

На основе использования Интернет-ресурсов могут быть организованы и проведены практически все виды семинаров.

  • на аналитическом семинаре учащиеся самостоятельно анализируют тексты, решают задачи, составляют планы, графики, схемы;

  • эвристический предполагает применение знаний в изменённой ситуации в лабораторном опыте, докладе, научном моделировании;

  • проблемный семинар направлен на решение сформулированных проблем. При этом проблемы могут быть сформулированы заранее, либо непосредственно перед началом урока и ориентированы на материал ресурса, который учащиеся должны были изучить заранее в процессе выполнения домашнего задания;

  • контрольно-обобщающий проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.



3.2.Расширение содержания образования за счет изучения дополнительных предметов, не включенных в учебный план, с использованием дистанционных образовательных технологий
Здесь, прежде всего, речь идет об элективных курсах, которые может освоить учащийся, используя определенные ресурсы Интернет.

В тех случаях, когда в школе отсутствуют специалисты в соответствующей предметной области, учащийся может в ряде случаев воспользоваться помощью сетевого учителя.

В тех случаях, когда в школе есть специалист, содержание элективного курса может быть освоено в индивидуальном режиме, подкрепленном консультациями, как в традиционной очной форме, так и в дистанционной.

Кроме того, учащийся может осваивать дополнительное содержание, записавшись на дистанционные курсы высшего учебного заведения. В этом случае целесообразно, чтобы учитель - предметник оказывал учащемуся соответствующую помощь.
4.Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий

4.1. Использование дистанционных образовательных технологий на разных этапах проектной деятельности
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проект – это всегда совокупность шести «П»:

  • проблема;

  • проектирование;

  • поиск информации;

  • продукт;

  • презентация;

  • портфолио.

В связи с этим можно поставить вопрос следующим образом: при продуцировании какого из шести «П» уместно и эффективно использование дистанционных образовательных технологий?

Проблема, необходимым условием формулировки которой является осознание противоречия между исходными данными и требованием найти неизвестное, может «прийти из Интернета», но может возникнуть и в процессе изучения содержания в традиционных условиях.

Проектирование – это целенаправленная деятельность, ориентированная на достижение отторгаемого результата, которая включает в себя:

  1. Формулировку целей.

  2. Конкретизацию задач.

  3. Распределение деятельности и ее распределение между субъектами деятельности.

  4. Нахождение способа решения проблемы через решение задач.

  5. Получение и презентация полученного отторгаемого результата.

При выполнении всех указанных выше действий в ряде случаев удобно воспользоваться теми возможностями, которые предоставляют дистанционные технологии. Наряду с традиционными обсуждениями, которые обязательно сопровождают формулировку цели, конкретизацию задач и распределение деятельности целесообразно организовать обсуждения в дистанционном режиме. При этом можно воспользоваться как технологиями синхронного взаимодействия, так и асинхронного.

Поиск информации вряд ли сегодня обойдется без привлечения возможностей Интернет. Прежде чем выпустить в свободный поиск учащихся, целесообразно дать им какие-то ориентировки: приемы поиска; ключевые слова и фразы; названия поисковых систем, работа с которыми может быть полезна; адреса сайтов в Интернет, информация которых может оказаться полезной и служить отправной точкой в поиске дальнейшей информации и т.д.

Презентацию полученного продукта тоже целесообразно устроить с привлечением средств дистанционных технологий. Разместив результаты своей деятельности в Интернет на сайте школы или класса, или в другом определенном месте учащиеся получают возможность получить оценку своих трудов не только от своих одноклассников, но и от учащихся и учителей других школ, обсудить эти результаты, взглянуть на них другими глазами.

Портфолио как коллекция работ учащегося за определенный период времени, которая рассматривается либо с точки зрения образовательного прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам образования так же целесообразно представить и хранить в электронном виде. Однако здесь вопрос о целесообразности использования дистанционных технологий остается спорным.
4.2.Методика организации телекоммуникационных проектов
Особую нишу среди всех проектов занимают телекоммуникационные проекты, которые предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.

Важной характеристикой такого рода проектов является то, они по своей сути являются межпредметными, а решение проблемы, которая заложена в каком-либо проекте, всегда требует интегрированных знаний.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается (Е.С.Полат) совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Основными целями выполнения телекоммуникационных проектов для школьников являются:

  • получение навыков использования Интернет для поиска и отбора информации;

  • применение компьютерных технологий для подготовки информации в электронном виде для передачи остальным участникам;

  • получение опыта использования возможностей Интернет для обмена мнениями и опытом с другими группами участников, получения консультаций научного руководителя;

  • приобретение опыта работы "в команде" (планирование, распределение функций, взаимопомощь и взаимоконтроль) с использованием дистанционных технологий.

В процессе выполнения телекоммуникационных проектов учащиеся изучают материал, выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. При этом учащиеся обучаются работе в Сети, поиску информации, использованию различных поисковых систем. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их творческое осмысливание.

Далеко не каждый проект может позиционироваться как телекоммуникационный.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

  • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания и т.д.

Для более эффективного рассмотрения системы работы над телекоммуникационным проектом, для примера приведем типологию международных телекоммуникационных проектов, разработанную Бухаркиной М.Ю.:

1. Языковые (лингвистические) телекоммуникационные проекты:

1.1. Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.

1.2. Лингвистические, направленные на:

  • изучение языковых особенностей;

  • изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, сленга и т.п.);

  • изучение фольклора.

1.3. Филологические, направленные на изучение:

  • этимологии слов,

  • литературные исследования,

  • исследования историко-фольклорных проблем,

  • творческие.

2. Культурологические (страноведческие) проекты:

2.1. Историко-географические, посвященные:

  • истории страны, города, местности,

  • географии страны, города, местности.

2.2. Этнографические, нацеленные на изучение:

  • традиций и быта народов,

  • народного творчества,

  • этнического состава народа, проживающего на данной территории,

  • национальных особенностей культуры разных народов и т.д.

2.3. Политические, цель которых ознакомление:

  • с государственным устройством стран,

  • с политическими партиями и общественными организациями,

  • со средствами массовой информации и их влиянием на государственную политику,

  • с законодательством страны и т.д.

2.4. Посвященные проблемам искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.

2.5. Экономические, посвященные проблемам:

  • финансовой и денежной системы,

  • налогообложения,

  • инфляции и т.д.

3. Игровые и ролево-игровые проекты:

3.1. Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, специфическим терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний.

3.2. Имитационно-деловые, моделирующие профессиональные, коммуникативные ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни.

3.3. Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиеся.

3.4. Имитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

Заметим, что телекоммуникационные проекты, как правило, выполняются учащимися не одного учебного заведения, а нескольких, находящихся, возможно, на большом расстоянии друг от друга. Если проект международный, то он ведется на иностранном, в большинстве своем, на английском языке и потому представляет, помимо возможности реализации дидактических или методических задач, дополнительный интерес, поскольку создает условия для реальной языковой среды, на базе которой формируется потребность общения на иностранном языке, потребность в изучении иностранного языка.

Почти все виды проектов предусматривают использование исследовательских методов для решения заложенной в них проблемы.

Так же как любой проект, телекоммуникационный проект предполагает подготовку и реализацию определенных этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время выделяется семь основных этапов работы над проектом:

  1. Организационный;

  2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

  3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

  4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

  5. Работа над проектом;

  6. Подведение итогов, оформление результатов;

  7. Презентация результатов проекта.

В начале работы над проектом, выбрав тему, поставив цели и задачи и определив состав мини-групп учащихся, выполняющих проект, необходимо познакомить учащихся друг с другом. Поскольку часть участников может быть удалена друг от друга и возможностей для очной встречи нет, для знакомства составляются так называемые "представительские письма" и "культурные пакеты", дающие более полное представление как о самих партнерах, так и об учебных заведениях, которые они представляют.

С самого начала проекта необходимо провести определенную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологиями Интернет. Это можно сделать и в очной, и в дистанционной форме.

Эффективным методом активизации деятельности учащихся является привлечение к работе с учащимися сотрудников какого-либо научного центра или творческого объединения. Они могут заинтересоваться работой учащихся, подсказать им интересные вещи, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе или даже выступить в роли "скрытого" координатора.

Для получения наиболее адекватного результата и его оценки необходимо обучить учащихся, хотя бы на начальном уровне способам обработки результатов, в том числе на основе современных средств новых информационных технологий.

Заметим, что одной из целей выполнения учащимися телекоммуникационных проектов является приобщение их к современным технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Учащиеся должны научиться пользоваться разнообразными возможностями компьютерной техники для: подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных, использованию мультимедийных средств и т.д.

Поскольку телекоммуникационный проект необходимо обладает всеми признаками проекта, в ходе работы над ним, так же как и над обычными проектами, может возникнуть потребность быстрого поиска решения какой-то проблемы, поиска идей. В этом случае целесообразно использовать хорошо известный метод "мозгового штурма". Метод "мозгового штурма" очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу или быстро решить проблему.

Можно рекомендовать следующий вариант работы этим методом на основе использования Интернет. С помощью Интернет (электронной почты, телеконференции, чата) партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и после окончания связи распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах (если обсуждение проводится в обычном очном режиме). Если дальнейшее обсуждение проводится в Интернет, достаточно просто зафиксировать все возникающие в процессе обсуждения идеи. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания "мозгового штурма" участники группы под руководством своего лидера собираются (очно или виртуально) и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики "доброжелательного наблюдателя". Так, если на взгляд учителя, учащиеся принимают не те решения, ему не следует их "поправлять". Может еще оказаться, что правы, в конечном счете, они. Учащиеся должны сами найти и исправить свои ошибки. Отобранные и обоснованные идеи группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

Так же как и обычные проекты, телекоммуникационные проекты могут различаться по числу участников:
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconМетодические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и учителей-предметников, испытывающих затруднения при написании...
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconАналитическая справка о работе шмо учителей-предметников мбоу «оош №74» за 2011-2012 учебный год Методическое объединение учителей-предметников мбоу «оош №74»
Методическое объединение учителей-предметников мбоу «оош №74» начало свою деятельность в соответствии с Положением о методическом...
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconАналитическая справка о работе шмо учителей-предметников моу «оош №74» за I полугодие 2011-2012 учебного года
Шмо учителей-предметников начало свою деятельность в соответствии с Положением о методическом объединении учителей в сентябре 2011...
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconВместо предисловия. Важнейшим направлением работы мау «Центр развития образования»
Практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconМетодические рекомендации по использованию федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях
Обществознание. 6-9 класс Под руководством Л. Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2010
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников icon«Российский государственный гуманитарный университет»
Рекомендации по использованию инновационных образовательных технологий в учебном процессе
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconПоложение о проведении республиканского конкурса проектов по использованию дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Удмуртской Республики
Удмуртской Республики (далее Конкурс), устанавливает требования к его участникам и представляемым на Конкурс материалам, регламентирует...
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconМетодические рекомендации по изучению курса Контрольные работы Методические рекомендации по использованию нормативных актов и литературы
Охватывают различные стороны преподавания курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconПрактические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников
Кроме того, имеются основные положения методики по изучению и обобщению передового педагогического опыта
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников iconПрограмма экспериментального внедрения дистанционных образовательных технологий в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний
«Программа экспериментального внедрения дистанционных образовательных технологий в Вологодском институте права и экономики Федеральной...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница