Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»




НазваниеУрок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»
Дата конвертации12.02.2013
Размер63.81 Kb.
ТипУрок
День славянской письменности

урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

Эпиграф к уроку:

Восстань, пророк, и виждь , и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А.С.Пушкин «Пророк»

I. Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня накануне празднования Дня славянской письменности у нас пройдёт не совсем обычный урок. Не буду говорить, почему. Я думаю, что в конце урока вы сами найдёте слова, которыми опишите его.

1. Слово учителя: А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк» говорит о том, что его герой – человек, который хотел, но не знал, как стать настоящим великим поэтом. И когда он уже обессилел, потому что никак не получались стихи, и уже стал думать, что у него никогда не ничего не получится, он вдруг услышал голос Бога, который обратился к нему с такими словами: (читаю эпиграф, запись в тетрадь).

2.Вопросы к классу:

-Почему именно глаголом? Что такое глагол?

- У А.С.Пушкина глагол- это такое поэтическое слово, которое сможет сделать что?

(«жечь сердца людей»), т.е. убеждать, вести за собой.

- А когда он сможет «глаголом жечь сердца людей»? Найдите в эпиграфе действия, которые должен будет совершать ежеминутно поэт? (виждь и внемли)

-А что это значит? (смотри и слушай).

-Чтобы всё это у поэта получилось, что он должен будет сделать в первую очередь? (восстать, т.е. встать исполнить волю Бога)

-А какова Его воля? (глаголом жечь сердца людей).

II. Основное содержание урока:

  1. Слово учителя. Давайте снова обратимся к эпиграфу. (читаем)

Вот так и мы с вами обратимся сейчас к глаголу, т. Е. к слову, которое побуждает людей действовать.

А человек должен успеть сделать многое, но самое главное мы определим вместе.

(работаем в тетрадях, заполняя таблицу. Содержание левой части таблицы даётся под диктовку, а правую дети заполняют самостоятельно, подбирая подходящие по смыслу глаголы.)


Дом

Построить

Дерево

Посадить

Ребёнка

Воспитать

Песню

Сложить

подвиг

совершить

  1. А что значит «совершить подвиг»? Мы знаем подвиги воинские, когда люди, не жалея своей жизни, защищали Отечество, как А. Невский, Д.Донской, М.Кутузов и др. Но сегодня мы будем говорить о другом подвиге и о других людях.

Это святые люди Кирилл и Мефодий.

А что вы узнали о них, готовясь к сегодняшнему уроку. (опрос домашнего задания)

3.Сообщения учащихся.

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать- гречанка.
Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.
В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.
Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.


  1. Слово учителя:

И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке- славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг. (работаем в тетрадях)

Подвиг- это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).


Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

-изучили русские письмена

-убедить людей в том, что им нужна эта азбука

-их не понимали

-услышали звуки славянской речи

-научить пользоваться ею

-им не помогали

-составили для славян особую азбуку

-открыть школы

-им препятствовали во всём

-перевели священные книги на славянский язык

-создать буквари

-их преследовали




-подготовить учителей







  1. Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности. Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9) А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов? (4)Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.

  1. Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

Слава вам , братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, Правды Христовой Учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

  1. Вопросы к классу:

- трудно было братьям? (да)

-труден наш язык? (да)

Запись в тетрадь: Дорогу осилит идущий.

-Что это значит? («учись и научишься»)

8. А сейчас вы посмотрите сценку из книги «Житие Сергия Радонежского» о мальчике,

который станет монахом, чтобы учиться и станет мудрейшим человеком на Руси.

Мать: Сынок, ты поел бы.

Сын: Ел я уже, матушка.

Мать: Да разве хлебом с водой насытишься? Ох, дитятко моё, не от голода ли ученье тебе не даётся? С весны уж к дьякону учиться ходишь, а ни единого слова прочесть не можешь. Сын: Матушка, да ведь я более всего на свете хочу грамоте выучиться. Только как ни боюсь, как ни силюсь понять, ничего не выходит.

Мать: Ну что ты, что ты, радость моя, потерпи. Ты верь и надейся.

Сын: (подняв глаза, скрестив руки) Господи! Дай же, Господи, понять эту грамоту! Научи ты, Господи, просвети меня! (появляется старик)

Старик: Что ищешь, чего хочешь, чадо?

Мальчик: Душа моя, отче, более всего желает знать грамоту, но сколько ни стараюсь, не могу одолеть её!

Старик: (даёт азбуку) Хоть и малым тебе кажется мой подарок, но велика будет радость от него. С сего дня знания грамоты у тебя будет больше, чем у сверстников твоих. А теперь читай.

Мальчик: (читает про себя)

Старик: (ко всем) Зачем страшитесь вы страхом там, где нет страха. Радуйтесь и веселитесь. Этот мальчик будет великим перед Богом и людьми.

Вопрос к классу:

-почему же так трудно давалась азбука? (потому что не похожи были буквы на наши, да ещё и названия у них были трудные «аз, буки, веди…»)

Слово учителя.

Но люди всё равно полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо- буквы. Но об этом вы поговорите с учителем рисования.

Учитель рисования:

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками- изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь- это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита.(рисуем)

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. (по очереди крепим на доску)

На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»

Вопросы к классу:

-Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (подвиг)

-Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (трудились)

-И труд этот подарил нам счастье чего? (познания)

III. Закрепление материала. (викторина)

  1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

  2. 2.Какое прозвище было у Кирилла? (философ)

  3. Когда на Руси была введена кириллица? (10-11 в.)

  4. Кем была создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)

  5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)

  6. Какую сказку использовали для заглавных букв? (киноварь)

  7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)

  8. Что такое вязь? (декоративное письмо, где буквы связывались в непрерывный орнамент)

  9. Назовите первого русского книгопечатника. (Иван Фёдоров)

  10. Кто такие изографы? (художники, рисующие буквы)

IV. Итог урока.

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 4 классе. Учитель 1 категории моу сош №2 Атаханова Надежда Александровна «Обобщение знаний о глаголе». Цели урока: Образовательные
Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? Как изменяется глагол ?
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 11 классе Тема: По красной дорожке с «великим, могучим» (Проблемы современного русского языка) Методическая база Концепция
Данный урок готовит учащихся к написанию сочинения по тексту о проблемах современного русского языка. Как правило, в сочинениях на...
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 4 классе Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)». Автор(ы): Серова Лариса Николаевна
...
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 10 классе
Цель: систематизация и расширение знаний учащихся о словарях русского языка, в том числе в сети Internet
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 6 классе для рмо учителей русского языка, 23 октября 2012года
Цели урока: Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И. Тема: Буквы о-а в корне лаг- лож
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 5 классе по умк м. Разумовской Учитель Гилева Клавдия Васильевна, Сюзьвяковская основная школа. Тема: Сколько лексических значений имеет слово?
Цель: Формирование осознанной потребности в грамотном владении устной и письменной речью
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconРазработка урока русского языка в 6 классе (урок развития речи) Подробный конспект урока Организационная информация Тема урока
Соколова Марина Валерьевна, учитель русского языка и литературы (I квалификационная категория)
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление»
Цели Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы...
Урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…» iconУрок русского языка в 9 классе
Цель урока: показать роль русского языка в современном мире, объяснить причины его авторитета, его месте в группе восточнославянских...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница