Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г




НазваниеРабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г
Дата конвертации12.02.2013
Размер236.81 Kb.
ТипРабочая программа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ № 2025 ____________________

И.А. Малахова
«____» ________2012 г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________

Т.В. Пискунова
«____» ________2012 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № _______
«____» ________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Классы: 9 Б
Учитель: Коваленко Н.Г.
Количество часов - 68ч (2 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

МОСКВА

2012/13 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 9 – ого класса «Биология – 9 (Раздел «Общие закономерности жизни )».

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Раздел "Общая биология" (IX кл.)включает материал, завершающий курс биологии основного общего образования. В основу его построения положено представление об уровнях организации живой материи и процессах, происходящих на этих уровнях. Учебный материал расположен в восходящем порядке - от молекулярно-генетического уровня организации жизни до биосферно-биоценотического. При этом на каждом уровне организации жизни рассматриваются основные структуры живого: ген, клетка, организм, вид, сообщество, экосистема, биосфера и биологические процессы: реализация генетической информации, клеточный метаболизм и деление, размножение и жизнедеятельность организмов, генетикоэволюционные процессы, происходящие внутри видов, круговорот веществ и поток энергии в экосистемах и биосфере. Материал каждой крупной темы раздела подводит к выводам о биологическом значении структурной организации живого и процессах, происходящих на каждом ее уровне. В разделе прослеживаются преемственность с предыдущими разделами курса биологии и устанавливаются межпредметные связи с другими учебными дисциплинами естественнонаучного цикла.
Цель курса биологии в 9 классе:
формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи:

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
При изучении курса « Основные закономерности жизни» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:

  • личностных (соблюдение норм поведения в окружающей среде, бережное отношение к природе, умение определять границы собственного знания, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы, объективное оценивание своего вклада в решение общей задачи);

  • предметных (иметь знания о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы).

  • метапредметных (сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким критериям; умение различать факт, мнение, гипотезу, доказательство; формировать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).


Общая биология. Основные закономерности жизни. IX класс (68 ч.)

Введение (1 ч)

Биология, цитология, генетика, селекция, биология развития, эмбриология, экология.

Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерности организации, функционирования и развития жизни на нашей планете. Основные разделы общей биологии. Основные признаки живого.

.

Уровни организации жизни на Земле (1 час)

Определение понятия "жизнь". Сходство и отличия неживой и живой природы.

Основные признаки (критерии) живого. Единство химического состава. Обмен веществ и превращение энергии. Самовоспроизведение (репродукция). Специфичность структуры. Разнокачественность. Развитие и рост. Раздражимость. Дискретность (прерывистость). Саморегуляция (авторегуляция). Ритмичность.

Уровни организации жизни на Земле: молекулярный (молекулярно-генетический), субклеточный (органоидный, или надмолекулярный), клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Структурно-функциональные единицы уровней организации жизни на Земле (ген, клетка, отдельная особь, популяция вида, биогеоценоз, биосфера). Основные явления уровней организации жизни на Земле как закономерные изменения структурно-функциональных единиц (передача и реализация генетической информации, клеточный метаболизм, размножение и развитие отдельного организма, изменение генофонда популяции, круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозе и биосфере).
2. Молекулярно-генетический уровень жизни (9 часов).

Элементарный состав живых тел природы. Распространение химических элементов в составе живого. Вклад химических элементов в образование неорганических и органических веществ, входящих в состав живого. Единство элементарно-химического состава живого.

Неорганические вещества живого. Вода и минеральные соли. Биологическая роль воды и минеральных солей в поддержании структуры и функционирования живого.

Органические вещества живого. Белки, углеводы, жиры, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологическая роль органических веществ в поддержании структуры и функционирования живого. ДНК, РНК - молекулы наследственности. Структура молекулы ДНК как вещества наследственности Дж. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс).

Генетический код как основа специфичности живого. Ген как единица наследственности и структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня организации жизни на Земле. Гены как компоненты хромосом живых систем.

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живых системах. Репликация ДНК как воспроизведение живого на молекулярно-генетическом уровне и передача наследственной информации. Транскрипция и трансляция как реализация генетической программы живого в структуре его белков. Структурные и функциональные различия белков как основа специфичности живого. Изменчивость наследственного материала (генов и хромосом) как причина изменчивости живых систем и как основное явление молекулярно-генетического уровня жизни. Мутации как наследственное изменение генетического материала живых систем. Биологическое значение передачи, реализации генетической информации и ее изменчивости для развития живого на нашей планете.

Демонстрация модели ДНК, фотоснимков хромосом организмов с расположенными в них генами.

3. Органоидно-клеточный уровень жизни (13 часов).

Клетка как структурно-функциональная единица, основа жизнедеятельности и развития всех живых систем. Открытие клеток и методы изучения их строения (Р. Гук, А. Левенгук, Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов, Я. Пуркинье и др.). Клеточная теория строения организмов. Клетка и ее протоплазма. Цитоплазма и ядро как главные части клетки. Цитоплазма клетки и ее органоиды (органеллы). Строение и функции плазмалеммы, клеточной стенки, ЭПС, рибосом, аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид, клеточного центра, жгутиков, ресничек, ядра, вакуолей. Отличия в строении клеток растений, животных и грибов. Клетки прокариот и эукариот. "Отличия в строении клеток прокариот и эукариот. Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги. Открытие вирусов и фагов. Строение вирусов и фагов как паразитов клеток прокариот и эукариот.

Роль органоидов клетки в ее жизнедеятельности. Взаимосвязь органоидов клетки как основа поддержания ее целостности. Потоки информации, веществ и энергии - необходимые условия существования клетки как живой системы.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Катаболизм и анаболизм (диссимиляция и ассимиляция) как две стороны одного процесса метаболизма. Роль клеточных органелл в обеспечении катаболизма и анаболизма. Транспорт веществ через плазмалемму. Пиноцитоз и фагоцитоз, распад и синтез в клетке органических веществ. Выделение и аккумулирование энергии в клетке. Метаболические каскады и циклы в клетке. Согласованность в протекании реакций клеточного метаболизма как основа структурированности живого. Автотрофное и гетеротрофное питание. Хлоропласты как органоиды, осуществляющие фотосинтез. Митохондрии как органоиды, осуществляющие окисление органических веществ и синтез АТФ. Белоксинтезирующий аппарат клетки и его работа. Роль ядра клетки в регуляции ее метаболизма. Поддержание клеткой постоянства своего химического и структурного состава. Саморегуляция в клетке.
Жизненный цикл клетки (митотический или клеточный цикл) и его периоды. Интерфаза и митоз. Процессы, происходящие в интерфазе и митозе. Значение клеточного метаболизма для осуществления клеточного цикла.

Хромосомный набор клетки (кариотип), как основа специфичности живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Строение хромосом. Интерфаза и митотическая организация хромосом клетки.

Деление клетки как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Непрямое деление клетки (митоз) и его фазы. Основные процессы, происходящие в фазы митоза, Кариокинез и цитокинез. Прямое деление клетки (амитоз). Биологическое значение митоза.

Демонстрациямоделей клетки и ее органелл, митоза, строения хромосом; диафильмов и видеофильмов.

Лабораторные работыпо изучению строения различных типов клеток под микро скопом; изучению ферментативного расщепления пероксида водорода в клетках листа элодеи и клубня картофеля; проведению наблюдений плазмолиза и деплазмолиза в клетках чешуи кожицы лука; изучению фаз митоза в клетках кончика корешка лука.
4. Организменный уровень жизни (10 часов).

Организм как целостная живая система, состоящая из структурно и функционально взаимосвязанных частей. Понятие "минимальный организм". Признаки организма как самостоятельной живой системы. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. Взаимосвязь между частями многоклеточного организма. Рефлекторные и гуморальные регуляции функций организма.

Совокупность генов отдельной особи (генотип) как генетическая система организма. Развертывание генетической программы организма как реализация его генотипа. Влияние на генотип организма условий внешней среды. Фенотип организма как результат взаимодействия генотипа и условий среды. Фенотипическая (модификационная) изменчивость организмов.

Размножение организмов как основа воспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое (деление, споруляция, вегетативное, фрагментация) и половое. Образование половых клеток у животных (гаметогенез). Мейоз как деление созревания половых клеток. Основные фазы митоза. Строение половых клеток (на примере млекопитающих).

Оплодотворение как процесс слияния половых клеток родительских особей. Открытие факторов наследственности и закономерностей их передачи в поколениях (Г Мендель).

Развитие после оплодотворения. Жизненный цикл организма и его периоды. Эмбриогенез и его основные стадии (на примере хордовых). Влияние внешних условий на развитие организма.

Постэмбриональное развитие у животных (постэмбриогенез) развитие прямое и непрямое. Рост организма.

Демонстрациягербариев растения и коллекций насекомых, микропрепарата дробления яйца беззубки, образования зародышевых листков; влажных препаратов непрямого развития насекомых; моделей, иллюстрирующих гаметогенез и эмбриогенез у животных; видеофильма эмбрионального развития лягушки.

Лабораторные работыпо изучению закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости у растений и животных (построение вариационного ряда и вариационной кривой); изучению строения сперматозоидов и яйцеклеток млекопитающих.
5. Популяционно-видовой уровень жизни (15 часов).

Критерии (признаки) вида: морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, генетический. Необходимость учета совокупности критериев в определения вида.
Популяция организмов как совокупность особей одного вида, объединенных родством, и структура вида.

Генофонд популяции как совокупность генов образующих ее особей. Общность генофонда как основа для объединения особей в одну популяцию. Свободное скрещивание между особями популяции как основа поддержания генетической целостности популяции. Генофонд популяции как открытая биологическая система. Изменения генофонда популяции как предпосылка к изменению вида организма.

История представлений о видообразовании в природе. Взгляды на проблему вида и видообразования К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Креационизм и эволюция. Эволюционные учения: ламаркизм и дарвинизм.

Видообразование путем естественного отбора (Ч. Дарвин, А. Уоллес). Доказательства реальности естественного отбора в природе. Элементарный материал для эволюции видов - генотипическая изменчивость (мутации и комбинации) отдельных особей популяций. Элементарное эволюционное явление - изменение генофонда популяции одного вида. Изоляция как фактор видообразования. Борьба за существование как механизм действия естественного отбора в природе. Формы борьбы за существование. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организмов к условиям существования как результат действия естественного отбора. Примеры приспособленности (адаптации) организмов. Относительный характер адаптации у организмов. Совершенствование и многообразие приспособлений, развившихся у организмов разных видов в ходе эволюции.

Направленное изменение организмов человеком. Селекция как отбор и создание нужных человеку культурных форм: сортов, пород. Сорт и порода как популяции организмов, искусственно созданных человеком. Отличие сорта и породы от вида. Происхождение культурных форм организмов. Доместикация как начальный этап селекции организмов. Центры происхождения культурных форм организмов. Методы селекции культурных форм организмов. Генотипическая изменчивость организмов как материал для селекции. Искусственный отбор как фактор эволюции культурных форм. Творческая роль искусственного отбора. Достижения селекции растений и животных.

Демонстрация гербариев растений и коллекций насекомых, муляжей плодов и корнеплодов культурных растений, диафильмов и видеофильмов о методах селекции организмов.

Лабораторные работы по изучению морфологического и экологического критериев видов растений; изучению приспособленности организмов и выявлению ее относительного характера.
6. Биогеоценотический (экосистемный) уровень жизни (9 часов).

Биоценоз (сообщество) как совокупность совместно существующих популяции разных групп организмов (К. Мебиус). Функциональные группы организмов в биоценозах (продуценты, консументы, редуценты). Структура биоценоза (видовая пространственная, трофическая, экологическая) как основа поддержания его целостности. Основные формы взаимоотношений между организмами биоценоза: хищничество, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, сотрудничество, конкуренция, нейтрализм.

Биогеоценоз (экосистема) как биоценоз, объединенный круговоротом веществ и потоком энергии с неживой природой. (А. Тесли, В. Н. Сукачев). Основные структурные компоненты биогеоценозов (экотоп, климатоп и эдафотоп; биоценоз: фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз).

Трофические цепи и сети как основные пути круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Трофические уровни экосистемы как совокупности организмов, объединенных типом питания. Трофические цепи и трофические сети как ряды организмов экосистем; связанных друг с другом пищевыми взаимоотношениями? Экологические пирамиды как отображения соотношений между организмами, составляющими трофические уровни в экосистеме. Биомасса и продукция экосистем как основные ее показатели.

Основные свойства биогеоценоза. Самовоспроизводство как способность биогеоценозов воссоздавать поток энергии и круговорот веществ. Устойчивость как способность биогеоценозов выдерживать изменения. Саморегуляция как способность биогеоценозов к восстановлению равновесия и связей между его компонентами. Саморазвитие как способность биогеоценозов к циклическим и поступательным, вызванным внутренними и внешними причинами. Смена биогеоценозов во времени и в пространстве.

Цели создания агробиоценозов человеком. Примеры агробиоценозов. Основные отличия агробиоценозов от биогеоценозов.

Демонстрация диапозитивов, видеофильмов, фотоснимков биогеоценозов и агроценозов.

Лабораторная работа по составлению трофических цепей и сетей водных и наземных экосистем.
7. Биосферный уровень жизни (10час).

Биосфера как совокупность всех биогеоценозов нашей планеты и как оболочка Земли, населенная и активно преобразуемая организмами (Э. Зюсс, В. И. Вернадский). Структура биосферы и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические круговороты биогенных элементов в биосфере. Единство жизни в биосферном круговороте. Поток энергии в биосфере.

Геохронологическая летопись земной коры и биосферы. Принципы актуализма (Ч. Лайель) и катастрофизма (Ж. Кювье) и их значение для изучения развития жизни, на планете. Протопланетный этап эволюции Земли. Теория биопоэза (Дж. Бернал). Появление пробионтов как начальный этап биологической эволюции. Растекание жизни в биосфере.

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Главные эволюционные события архея, протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Растительный и животный мир прошлого и настоящего. Появление человека как важнейший этап в эволюции жизни на Земле.

Ноосфера (Э. Леруа) как оболочка Земли, включающая человеческое общество с атрибутами его разумной деятельности. Смена в эволюции биосферы биогенеза ноогенезом (П. Тейяр, де Шарден).

Влияние человека на биосферу. Рост народонаселения как причина демографического взрыва. Расходование человеком невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. Изменение человеком среды обитания диких видов (изменение экосистем). Загрязнение человеком окружающей среды (воздуха, воды и почвы) как причина нарушения круговорота веществ и потока энергии в биосфере.

Необходимость охрана биосферы. Основные принципы охраны биосферы. Мероприятия по охране биосфере: международные организации и программы , экологический мониторинг, Красные книги.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся IX кл.
Учащиеся должны знать:

  • уровни организации живой материи (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный) и методы их изучения в биологии;

  • основные положения клеточной теории;

  • строение клеток прокариот и эукариот;

  • основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • механизмы наследственности и изменчивости;

  • особенности биологических явлений, происходящих на каждом уровне организации живого;

  • причины многообразия организмов, доказательства эволюции органического мира;

  • движущие силы эволюции;

  • основные этапы развития жизни на Земле;

  • основные экологические факторы, среды жизни и приспособленности организме к различным условиям обитания;

  • структуру сообщества и взаимосвязи организмов, цепи и сети питания;

  • место человека как биологического вида в биосфере и его биосоциальную сущность;

  • влияние деятельности человека на экосистемы, меры охраны и рациональной природопользования.


Учащиеся должны уметь:

  • объяснять взаимосвязь процессов, происходящих на разных уровнях организации живого; причины разнообразия различных форм изменчивости, приспособленности организмов;

  • приводить доказательства родства, общности происхождения, эволюции организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, единства человека как биологического вида;

  • приводить примеры изменчивости и приспособленности организмов, взаимосвязей организмов в сообществах, воздействия человека на окружающую среду;

  • проводить наблюдения за влиянием факторов среды на организмы;

  • обосновывать необходимость охраны природы;

  • оценивать последствия деятельности человека по изменению окружающей среды.

Материально- техническое обеспечение :
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование для проведения всех лабораторных работ, комплект натуральных объектов;

- стенды для постоянных и временных экспозиций;

- компьютер;

- мультимедиа-проектор;

- слайд-проектор;

- видеомагнитофон;

- интерактивная доска;

- принтер;

- коллекция медиаресурсов;

- комплекты плакатов по различным разделам курса;

- библиотека учебной, методической, справочно-информационной, научно-популярной литературы;

- картотека с заданиями для индивидуальных работ, организации самостоятельных работ.

Учебно-методический комплект:
1.Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. М., «Владос»,2005

2.Пепеляева О.А., Сунцова И.В Поурочные разработки по общей биологии. «Вако», 2009 г.

3.Теремов А.В., Рохлов В.С., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. ФИПИ. «Интеллект-Центр», 2011

4.Рохлов В.С., Теремов А.В., Трофимов С.Б., Алексеева Я.О., Лернер Г.И. ГИА-2010.М., «Астрель», 2009

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ № 2025 Зам. директора по УВР на заседании м/о

_________________________ ____________________

И.А. Малахова Т.В. Пискунова

протокол № ___ от

«____» __________2012 г. « ____» ________2012 г. «____» ________2012 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков биологии 2012/13 уч. года

Классы:
Учитель: Коваленко Н.Г.
Количество часов в неделю – 2; на год – 68 часов.
Количество контрольных работ: 4

Количество лабораторных работ: 7

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений: Никишов А.И., Теремов А.В., Петросова Р.А. Программы для общеобразовательных школ. Естествознание. Биология.- М., Владос, 2007.


Учебник:

Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. 9 класс – М., Владос, 2005.
Тематическое планирование составил(а)
__________________ / Коваленко Н.Г./

подпись расшифровка подписи


МОСКВА

2012 год

9 класс

Основы общей биологии

Пояснительная записка
Изучение курса «Общая биология» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования, необходимо добиться определённой завершённости знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и их роли в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и её взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введён и в другие разделы курса. В курсе можно широко использовать уроки-семинары, уроки-зачёты, уроки-лекции, уроки-ролевые игры и др.




Тема урока

Дата

Лаб. работы

1

Основные признаки живого – его отличия от неживого

4.09




2

Уровни организации жизни

7.09




3

Химический состав живого. Неорганические вещества.

11.09




4

Липиды. Углеводы.

14.09




5

Белки.

18.09




6

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

21.09




7

Химический состав живого. Обобщающий урок.

25.09




8

Наследственная информация и генетический код.

28.09




9

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации.

2.10




10

Наследственность и изменчивость на молекулярно- генетическом уровне организации жизни.

5.10




11

Молекулярно- генетический уровень организации жизни.

9.10




12

История и методы изучения клетки. Клеточная теория.

12.10




13

Типы клеток. Строение прокариотической клетки.

16.10




14

Строение эукариотической клетки.

19.10

Лаб. раб№1

15

Многообразие клеток

23.10




16

Строение клетки. Обобщающий урок.

26.10




17

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

30.10




18

Автотрофное питание

13.11




19

Гетеротрофное питание

16.11




20

Биосинтез белка

20.11




21

Жизненный цикл клетки. Хромосомы.

23.11




22

Реализация клеточной информации на клеточном уровне. Деление клетки.

27.11

Лаб.раб.№2

23

Клеточный уровень организации жизни

30.11




24

Многообразие организмов. Клеточная и неклеточная формы жизни.

4.12




25

Самовоспроизведение организмов.

7.12




26

Образование половых клеток у животных. Мейоз.

11.12

Лаб.раб.№3

27

Оплодотворение и зародышевое развитие у животных.

14.12




28

Развитие животных после рождения.


18.12




29

Образование половых клеток и половое размножение у растений.


21.12




30

Размножение и развитие животных и растений.

25.12





2 полугодие




Тема урока

Дата

Контр.

и лаб.

31

Наследование признаков у организмов.







32

Фенотип организма.







33

Изменчивость признаков у организмов.




Лаб.раб.№4

34

Организменный уровень организации жизни.







35

История развития представлений о виде и эволюции.







36

Основные положения теории Дарвина.







37

Значение теории Дарвина.







38

Вид как основная систематическая категория живого.




Лаб.раб.№5

39

Популяция как форма существования вида в природе.







40

Популяция - единица эволюции.







41

Основные движущие силы эволюции видов .







42

Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе.







43

Приспособления организмов к условиям обитания как результат эволюции.







44

Приспособленность организмов к среде обитания.




Лаб.раб.№6

45

Образование новых видов как результат эволюции.







46

Селекция как изменение человеком культурных форм организмов.







47

Основные методы селекции растений и животных.







48

Биологическое значение эволюции и селекции организмов.







49

Популяционно – видовой уровень организации жизни.







50

Биоценоз как природное сообщество организмов.







51

Структура биоценоза.







52

Биогеоценоз и его основные компоненты







53

Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах.




Лаб.раб.№7

54

Основные свойства биогеоценозов. Смена биогеоценозов.







55

Агробиоценоз как искусственное сообщество организмов.







56

Биогеоценотический уровень организации жизни







57

Структура биосферы и функции ее живого вещества







58

Биогеохимический круговорот как основа существования биосферы.







59

Возникновение биосферы и начало ее эволюции







60

Краткая история эволюции биосферы.







61

Появление человека как важнейший этап эволюции биосферы.







62

Человечество как глобальная сила биосферы. Ноосфера.







63

Структура и функции биосферы







64

Современные экологические проблемы.







65

Оценка качества окружающей среды.







66

Значение охраны биосферы для жизни на Земле







67

Биосферный уровень организации жизни.







68

Обобщающий урок « Уровни организации жизни»







Похожие:

Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по биологии основное общее образование классы: 7А,7в учитель : Коваленко Н. Г. Количество часов
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по русскому языку основное общее образование классы: 5А,5в учитель : Альцева О. В. Количество часов
...
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по биологии основное общее образование (базовый уровень) Классы: 6 «В», 6 «Г»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по истории основное общее образование классы: 5 9 Учителя
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по истории ступень обучения (класс ) основное общее образование (5- 9 классы) Количество часов
Программа разработана на основе Примерных программ по учебным предметам История. 5-9 классы: проект. 2 издание М. Просвещение. 2011-(Стандарты...
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по математики для 8 класса Учитель: Урбанович Н. А. Пояснительная записка
Минобразования России от 03. 2004 г. №1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего...
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по предметам природоведение, биология (основное общее образование) Рассмотрена на заседании
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии,федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по информатике основное общее образование (базовый уровень) Классы: 5-9 Учителя
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconПротокол Педагогического Совета
Охватывают все уровни реализации: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное)...
Рабочая программа по биологии основное общее образование классы: 9 б учитель: Коваленко Н. Г iconРабочая программа по русскому языку среднее (полное) общее образование классы: 10а учитель : Васильева Е. В
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница