Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Дата конвертации11.02.2013
Размер157.74 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


Учебно-методический
комплекс дисциплины

Основы творческой деятельности
журналиста



Часть V

Художественная публицистика


Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики
периодической печати

С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. Е.Н. Иваницкая



Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 10 с.
Подготовлен на факультете журналистики.
Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта


© Иваницкая Е.Н., 2008

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, обеспечивает логическую взаимосвязь сходящих в нее разделов и имеет целью дать студентам-журналистам профессионально необходимые знания, умения и навыки.

Задачи дисциплины:

– сформировать развернутое представление о художественной публицистике как форме журналистского творчества, обозначив все ее разновидности;

– помочь освоить на теоретическом и практическом уровне способ творческой деятельности журналиста в ее конкретном проявлении – художественной публицистике;

– подготовить студентов к работе с «авторским» направлением деятельности;

– помочь студентам в овладении авторскими методами подготовки художественно-публицистических жанров.
2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен


знать:

– чем характеризуется журналистское произведение как продукт профессиональной творческой деятельности;

– в чем состоят различия текстов основных жанровых групп;

– в чем состоит специфика журналистской работы над каждым из жанров.

уметь:

– подготовить и написать текст каждого из художественно-публицисти-ческих жанров;

– дать профессиональный анализ публицистических текстов.
3. Объем дисциплины

Общее число аудиторных часов: 34 часа лекционных, семинарских, практических занятий.

Аудиторные занятия:

лекции – 20 часов;

семинарские занятия – 6 часов;

практические занятия – 8 часов.

Общее число часов на самостоятельную работу – 34 часа самостоятельной работы.

Самостоятельная работа:

изучение литературы – 8 часов;

выполнение практических заданий – 8 часов;

выполнение творческих заданий – 12 часов;

другие виды самостоятельной работы (изучение и анализ классических образцов художественной публицистики, изучение и анализ современных образцов художественной публицистики) – 6 часов.
Промежуточная аттестация.

Итоговая аттестация – зачет.
4. Основные дидактические единицы дисциплины: специфика журналистского мышления, основные мотивы массово-коммуникативного творчества, понятие «жанр» в истории культуры, смысл жанрового деления, жанры в арсенале журналистики, современная тенденция жанровой диффузии, диалогичность, взаимодействие «автор – аудитория», личностная позиция в журналистике, эссе, эссеистика, тенденция эссеизации современной прессы, колонка, колумнистика, очерк, виды очерка, житейская история, зарисовка, памфлет, фельетон, художественная рецензия, факт в публицистике, вымысел в публицистике, деталь в публицистике, стилистическое выражение авторской позиции, образные средства публициста, взаимодействие и размежевание художественной публицистики и художественной литературы.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература


Основная

Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. – М., 2008.

Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.

Красноярова О.А. Газетная художественная критика. – Иркутск, 2004.

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. / Ред.-сост. С.Г. Карпоносенко. – СПб., 2000.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. – 2-е изд. – М., 2007.

Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: Учеб. пособие. – М., 2007.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. – М., 2006.

Черникова Е.В. Литературная работа журналиста. – М., 2007.

Шостак М.И. Художественная публицистика. – М., 2001.

Дополнительная

Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики: Учеб. пособие. – М., 2006.

Ковалев В.А. Мастерство писателя и публициста. – М., 2007.

Олешко В.Ф. Психология журналистики: Учеб. пособие. – СПб., 2006.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2003.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – 2-е. изд. – М., 2003.

Распопова С. В. Журналистское творчество. Теория и практика освоения. – М., 2006.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). – М., 1965.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2005.

Четвертков Н.В. Виды материалов в газете: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Пенза, 2006.

Язык современной публицистики: Сб. статей / Сост. Г.Я. Солганик. – М., 2005.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проходят на базе материально-технического оборудования факультета, включая компьютерные классы и Интернет.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В основе методических рекомендаций по организации освоения дисциплины – ориентация на современные инновационные образовательные технологии, предполагающие использование диалогового подхода и активных методов обучения, с помощью которых достигается не только освоение студентами технологии деятельности, но и личностное развитие.

Для оценки процесса освоения материала в ходе текущей и промежуточной аттестации используется решение студентами практических задач на основе применения теоретического материала.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Журналистика».
Анкета учебно-творческого знакомства

1. Из качественных газет и журналов я знаю…

2. При этом регулярно читаю…

3. Из желтых и глянцевых изданий я знаю…

4. Из них иногда почитываю…

5. В Сети знаю такие газеты и журналы…

6. Но чаще всего бываю на сайтах…

7. Могу назвать таких известных журналистов, как…

8. Три последних романа, прочитанных мною, это …

9. А из современных русских писателей знаю – по крайней мере слышал…

10. Мне хотелось бы писать о …


Программа

Тема 1. Мотивы и функции словесного творчества

Специфика журналистского творчества. Требования к журналистскому мышлению. Жанр как способ организации жизненного материала. Что такое «мыслить жанром»? Жанры, удовлетворяющие интерес аудитории к творческому, личностному преображению фактов. Тенденции диффузии жанров, стирания жанровых границ и устойчивость жанров. Что такое «публицистика», «публицистичность», «художественная публицистика»? В чем сходство и различие художественной публицистики и художественной литературы? «Личностная» журналистка. Образ автора в публицистике. Взаимодействие факта и субъективной позиции публициста.

Тема 2. Эссеистика. История жанра эссе


Традиции Мишеля Монтеня в наши дни. Эссе как «универсальный жанр». Эссеизация современной журналистики. Современные теории жанра эссе. Виды эссе. Циклы эссе. Литературное эссе и газетное эссе. Стилистические приемы эссеизации. Колумнистика. Авторские колонки эссеиста, обозревателя и комментатора. Современные теории жанра колонки.

Учебные задания к семинарскому занятию по темам 1 и 2


1. Почему нельзя писать «вне жанра»?

2. Эссе как парадоксальный жанр.

3. «Устала» ли современная публицистика от эссеизации?

4. Виды авторских колонок.

Учебные творческие задания к практическому занятию по темам 1 и 2


Анализ одного из эссе Монтеня, анализ эссе Константина Аксаков «Опыт синонимов», анализ двух-трех современных эссе. Творческое задание: написать авторскую эссеистическую колонку на тему о состоянии современного школьного образования на основании собственного опыта студентов.

Тема 3. Очеркистика


Соединение в очерке наглядно-образного, репортажного начала с аналитическим: очерк как «исследование образными средствами». История жанра очерка. Виды очерков. Возникновение и расцвет физиологического очерка. Русские «физиологии»: вчера и сегодня. Литературный очерк и газетный очерк. Проблемный очерк. Портретный очерк. Путевой очерк. Очерк-зарисовка. Житейская история. Цели и задачи очерка. Социальное обобщение в очерке.

Активность авторского «Я» в очерке, включенность автора в действие. Диалог с читателем в очерке.

Взаимодействие образа и понятия в очерковом обобщении. Факт в очерке. Вымысел в очерке: условность, допущение, гипотеза. Этико-профессиональное требование «открытости» авторской фантазии в публицистике вообще и очерке в частности: авторские фантазии и допущения должны быть маркированы именно в качестве таковых. Образные и стилистические средства, используемые в очерке. Психологический портрет современника в очерке.

Учебные задания к семинарскому занятию


1. Переоценка «жанровых ценностей»: почему очерк, «король публицистики», уходит с газетной полосы?

2. Факт и домысел в очерке.

3. Социальное обобщение в очерке.

Учебные задания к практическому занятию


Анализ разных видов современного газетного очерка (студентам раздаются распечатки из текущей периодики): выбор героя или события для образно-аналитического исследования, активность авторского «Я», композиция, диалог с читателем, «что хотел сказать автор?».

Написать три «зачина» к зарисовке новогодней тематики – в зависимости от направленности на конкретного читателя: подростковая аудитория, молодежная, студенческая, женская, старшего возраста, творческая, бизнес-аудитория.

Домашнее творческое задание: написать житейскую историю на основе реальных событий в жизни студента или его семьи.

Тема 4. Особенности сатирической публицистики


Памфлет. Происхождение и судьба жанра. Роль памфлета в политической публицистике. Художественная типизация в памфлете. Что такое памфлетность и как она проявляется в других публицистических и художественных жанрах. Язык и стиль памфлета. Современное состояние жанра.

Фельетон. Происхождение и судьба жанра. Этапное явление для развития отечественного фельетона – сатирические фельетоны Добролюбова и Салтыкова-Щедрина. «Конкретный фельетон» советской журналистики. Современное состояние фельетона. Специфика «фельетонной темы». Публицистическая и рекреативная задачи фельетона. Особенности «фельетонного стиля».

Сатирическая колонка – ироничный комментарий и ироничный монолог. Авторское «Я» и маски фельетониста.

Учебные задания к семинарскому занятию


1. Специфика памфлетной темы и фельетонной темы.

2. Утрачивает ли фельетон свои позиции?

3. Пародия, гротеск, доведение до абсурда и другие приемы сатирической трансформации материала.

4. Существует ли «засилье» иронии в современной прессе?

Учебные задания к практическому занятию


1. Придумать несколько «фельетонных» тем. Какие темы не «поддаются» фельетону?

2. Анализ двух фельетонов: из текущей прессы и «классического» фельетона. Особенности стиля, авторские «маски», приемы сатирического обобщения.

3. Найти в текущей публицистике образцы жанра памфлета. Определить авторскую позицию, приемы воздействия на читателя.

Тема 5. Художественная рецензия


Цели и задачи литературно-художественной критики. Критика как способ самосознания искусства и метод осмысления явлений художественной культуры. Критика как способ актуализации искусства в массовом сознании. Правомерность отнесения жанра художественной рецензии к художественной публицистике. Двоякая принадлежность критики, которая включена и в журналистику, и в соответствующее искусство. Виды газетной критики. Моно-рецензия и поли-рецензия. Вкус как совокупность художественных и интеллектуально-нравственных предпочтений.

Учебные задания к семинарскому занятию


  1. Вкус критика и культурная позиция критика.

Суждения для обсуждения:

Василий Жуковский: «Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату, чувствуете удовольствие или неудовольствие – вот вкус, разбираете причину того и другого – вот критика» (статья «О критике»).

Марина Цветаева: «оценка – это определение вещи и мире, отношение – определение ее в собственном сердце» (статья «Поэт о критике»).

2. Современное состояние и влияние критики.

3. Современное состояние массового вкуса.

Учебные задания к практическому занятию


Анализ моно-рецензий и поли-рецензий из газеты общего профиля и специализированного издания.

«Спорим о вкусах». Выбирается художественное произведение или явление, знакомое всей аудитории. Поскольку это очень трудно сделать, то студенты наглядно убеждаются в «рассеянности» художественного внимания у сегодняшней публики. После споров и обсуждения составляется коллективная моно-рецензия.

Домашнее творческое задание: написать рецензию. Выбор области искусства – по желанию студентов.

Тема 6. Художественные элементы публицистического текста


Художественная деталь. Портрет, речевая характеристика, пейзаж, диалог. Тропы и фигуры в публицистическом тексте. Точность слова, достоверность образа – непременные требования к тексту публициста. Наблюдательность и тренированная память как необходимые профессиональные качества. Фоновые знания публициста. «Магическое» мышление и мифологический текст. рационалистическое мышление и убеждающий текст. Позитивистское мышление и прагматический текст. «Драйв-мышление» и гедонистический текст. Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст.

Регулярные упражнения в аудитории

«Что это?» Упражнение на развитие образного мышления.

Описать предмет так, чтобы слушатель «увидел» его и понял, что это такое, но не называть самого предмета и не употреблять его прямые и очевидные характеристики.

Образец:

Юрий Олеша. Ни дня без строчки: «Ультрамариновая ваза с узким высоким горлом стоит перед нами. Однако и не ваза, если можно увидеть чуть повыше синего горла и маленькую корону. Хвост он волочит за собой, как вязанку ветвей, причем некоторые ветви толсты – толще его синей, с блестящими чешуйками шеи. Он топчется на широких лапах. Моя европейская, более северная душа чурается павлина, с которым ей как-то жарко. Он стоит среди солнца, ясный, покорный, жесткий, как власть деспота».
«Неиспорченный телефон» Упражнение, которое, во-первых, тренирует память и внимание, а во-вторых, наглядно показывает, какие детали публицистического текста западают в память читателя или слушателя.

Участвуют – все присутствующие, из них три добровольца. Два добровольца выходят из аудитории. Зачитывается короткий художественно-публицистический текст (колонка, мини-эссе, зарисовка). Один из добровольцев возвращается в аудиторию. Тот из добровольцев, который оставался и слушал текст, пересказывает его новому слушателю. Вызывается третий доброволец и выслушивает пересказ второго. Третий, в свою очередь, рассказывает запомненное аудитории.

Затем происходит обсуждение: что и почему запомнилось, что и почему ускользнуло от внимания?

«Толковый словарь» Смысл упражнения двоякий: проверяется знание студентами общекультурных терминов и вырабатывается умение формулировать. Группа разбивается на тройки. Каждая получает записку, в которой значится слово, обозначающее понятие, широко употребительное, но не для всех очевидное (например: постмодернизм, дискурс, лояльность, конфессия, ментальность, права человека). Каждая тройка вырабатывает определение, которое и объявляет аудитории, не называя искомого слова. Требуется, чтобы определение, во-первых, правильно объясняло суть понятия, а во-вторых, чтобы слушатели поняли, о чем идет речь и сами догадались, какое слово было в записке.
«По кругу» Упражнение-разминка. Объявляется какое-либо слово (например: «сказать», «плохой», «хороший», «друг», «враг»), и каждый из присутствующих, один за другим, называет синоним. Варианты: объявляется слово, а участники по кругу предлагают эпитеты; объявляется слово, участники выражают обозначаемое им понятие иносказательно.

Темы курсовых работ


Выражение авторской позиции в эссеистике Валерия Панюшкина.

Выражение авторской позиции в эссеистике Дмитрия Быкова.

Публицистическая рецензия в газете «Известия».

Публицистическая рецензия в «Новой газете»

Путевой очерк в газете «Ведомости. Пятница».

«Родительские» колонки в газетах «Коммерсант», «Новой газете», «Ведомости. Пятница».

Образ Парижа в очеркистике Владимира Маяковского.

Образ Парижа в очеркистике Александра Куприна.

Путевой очерк Иосифа Бродского «Путешествие в Стамбул»: история и власть.

Темы дипломных работ


Иосиф Бродский – очеркист.

Книга Петра Вайля «Гений места»: Россия и мир.

Образ «Соединенных Американских Штатов» в очеркистике Максима Горького, Сергея Есенина, Владимира Маяковского

Вопросы и задания для подготовки к зачету




Контрольные вопросы


1. Художественная публицистика: цели и задачи, смысл востребованности.

2. Система публицистических жанров.

3. Что такое жанровая диффузия, ее причины и следствия.

4. Выражение авторской позиции публициста.

5. Специфика мышления публициста.

6. Эссе: история и современность.

7. Виды эссе.

8. Что такое колумнистика? Виды авторских колонок.

9. Очерк: история и современность.

10. Виды очерков.

11. Современное состояние портретного очерка.

12. Современное состояние проблемного очерка.

13. Современное состояние путевого очерка.

14. Современное состояние физиологического очерка.

15. Памфлет: история и современность.

16. Фельетон: история и современность.

17. Задачи художественно-публицистической критики.

18. Виды художественной рецензии.

19. Факт и вымысел в художественной публицистике.

20. Образно-стилистические средства публициста.


Задания для подготовки «досье» «Публицистический профиль издания»



Задание выполняется в течение семестра. Наработки представляются на промежуточную аттестацию и на итоговую аттестацию в виде сводной таблицы.

Конкретные издания выбираются по желанию студента (оптимальный выбор – ежедневная газета плюс еженедельник). Студент, подходя к чтению издания профессионально, выделяет те материалы, которые относятся к жанрам художественной публицистики и вносит в таблицу под рубрикой соответствующего жанра название материала, имя автора и дату публикации. К досье приобщаются не все материалы подряд, а те, которые остановили внимание профессионального читателя либо своими достоинствами, либо недостатками. Во время промежуточной и итоговой аттестации студент по составленной таблице характеризует «публицистический профиль» конкретного издания, а также комментирует приобщенные к досье вырезки.






Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт сост....
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconПрограмма дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть I для студентов факультета журналистики Москва
Программа дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть I / авт сост. А. А. Тертычный, Е. Н. Богдан. – М. Импэ им....
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconПрограмма курса основы творческой деятельности журналиста Часть II. Литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Охватывает профессиональные проблемы, возникающие на стыке журналистики и фундаментальных научных дисциплин. Каждая книга – признанное...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики обучающихся по направлению подготовки бакалавров
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы имиджелогии» / сост. С. А. Шомова. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Философия открытого общества Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия открытого общества» : для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины оперативное комментирование для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Оперативное комментирование» / сост. М. И. Шостак. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2010....
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины литературное редактирование Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературное редактирование» / сост. А. Е. Шиманов. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009....
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница