Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему




НазваниеДоклад на методический совет учителей физической культуры на тему
Дата конвертации11.02.2013
Размер221 Kb.
ТипДоклад
Доклад

на методический совет учителей физической культуры на тему:

«Развитие физических качеств, приобретение знаний, умений, навыков по предмету физическая культура – важнейшее условие предупреждающие чрезвычайные ситуации, несчастные случаи в жизнедеятельности школьников».

Подготовила учитель физической культуры Т.П. Карева

МОУ «СОШ № 2 ст. Сторожевой - 2»

Зеленчукского муниципального района,

Карачаево – Черкесской Республики
Здоровье - плод прогрессивного эволюционного процесса и сознательного регулирования человеком своего поведения, своего образа жизни, привычек и пристрастий. Вполне закономерно, что современная система образования, основным постулатом которой определено развитие личности ребенка, уделяет все большее внимание изучению научных сведений о здоровье, здоровом образе жизни и оптимизации условий жизнедеятельности человека.

В наше время понимание здоровья как категории, значимой для жизни
общества, находит все более широкое распространение.

По нашему мнению, решать оздоровительную задачу на занятиях по
физической культуре невозможно без определения термина «здоровье» и понимания значимости здоровья для общества. Так, Н. М. Амосов (1987), подчеркивая важность здоровья человека для созидания и развития общества, говорит: «Народ здоров, если здорово общество».

Б. П. Чумаков (1997) отмечает, что здоровье человека - это, прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье человека, как подчеркивает А. А. Васильков (1997), является наивысшим интегративным показателем функционирования целостного организма, в котором все его компоненты упорядочение и взаимосвязано работают на одну общую идею активной деятельности, самосохранения и продления жизни.

И. И. Брехман (1990), пишет: «Именно здоровье людей,- должно служить главной визитной карточкой преуспевающего общества». Это определение вытекает из концепции «Человек в потоке информации». Здоровье человека, как определяет ученый,- это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.

В. П. Казначеев (1996) трактует здоровье человека как процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Финский ученый М. Карловен характеризует здоровье не только с качественной, но и с количественной стороны. Он указывает, что понятие здоровья должно включать в себя не только моментальное состояние организма, но и его потенциальные возможности, резерв которых определяет направление изменения в состоянии здоровья.

Достаточно полно понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) рассматривается в работах педагогов и психологов. Так, М. Я. Виленский определяет - это понятие как типичную совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций.

Именно поэтому физическое воспитание, как часть физической культуры личности и общества считает здоровье человека одной из достижимых и социально значимых целей.

1.Здоровый образ жизни на занятиях по физической культуре

Стремление человека понять свою сущность и смысл своего бытия имеет многовековую историю. Еще мыслители Древней Греции пытались найти определение, что есть человек. Однако на многие вопросы, касающиеся природы человека, ответы не найдены до сих пор.

По нашему мнению, одним из подходов к формированию основ ЗОЖ на занятиях по физической культуре является знание истории развития идеи здорового образа жизни.

В русской науке огромное значение формирования основ здоровья как научной дисциплины имели труды М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.). Гениальный ученый считал медицину «полезнейшей роду человеческому наукой», проявлял большую заботу об охране здоровья народа, гигиене, режиме питания и утверждал, что для сохранения здоровья и физического развития важную роль играет движения. Однако демократические идеи русского энциклопедиста долгое время не находили сторонников. Лишь в середине XVIII века в предисловии к книге Д. Локка «О воспитании детей» ученый И. Ы. Поповский делает поистине передовое для того времени замечание об оздоровлении подрастающего поколения средствами водных процедур. Большую ценность и интерес для истории нашей проблемы представляет трактат И. И. Бецкого «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766 г.), в котором автор, опираясь на педагогические взгляды Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, показывает значение физического воспитания детей, определяет пути сохранения здоровья с детства.

Особо подчеркнем, что русские ученые, врачи и педагоги стремились дать естественнонаучное обоснование единства физического воспитания и основ здоровья. Так, академик А. П. Протасов в 1765 г. выступил в Академии наук с докладом «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для здоровья». Профессора П. А. Загорский и М. Я. Мудров, русский врач К. И. Грум-Гржимайло в своих исследованиях утверждали, что физические упражнения являются важным средством сохранения здоровья, укрепления организма, закаливания.

В этот период значительную роль в физическом воспитании и оздоровлении детей, начиная с раннего детства, играли педагогическая деятельность и труды известного русского просветителя II. И. Новикова, который впервые в России ввел понятие «физическое воспитание». В своем педагогическом сочинении «О телесном или физическом воспитании» он рекомендовал начинать физическое воспитание с грудного возраста (закаливание, питание, режим дня, одежда, физические упражнения, подвижные игры, танцы).

Обращению исследователей данного периода к вопросам школьной жизни, сохранению здоровья подрастающего поколения способствовало появлению книги «Диэтика». Это было первое учебное пособие, дающее начальные понятия о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно. В XIX в. взаимосвязь здоровья и физического воспитания убедительно подтверждалась экспериментальными данными.

И. М. Сеченов первым в мировой физиологической науке показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями [1321. Опираясь на исследования ученого и его последователей, П. Ф. Лесгафт заложил научные основы физического воспитания в России, создал первое учебное заведение по подготовке воспитателей и руководительниц физического воспитания. В учении П. Ф. Лесгафта умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять единую нераздельную задачу школы. Цель физического воспитания, по мнению П. Ф. Лесгафта, состоит в том, чтобы научить детей изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управляя ими, приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с большей ловкостью и настойчивостью.

В работе В. Берхетова «Личность и условия ее развития и здоровья» открывается зависимость формирования здоровья ребенка от условий работы в школе. Автор считает, что рациональное воспитание должно развивать в ребенке «тот добрый дух, который столь необходим для борьбы с житейскими невзгодами».

Список можно продолжить, но и без того уже приведенные факты свидетельствуют о том, что здоровье всегда было в поле зрения ученых. Учение П. Ф. Лесгафта, с его учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, стало отправной точкой в поисках подходов к занятиям физической культурой с целью получения максимальных результатов в области здорового образа жизни.

Уникальную систему укрепления здоровья детей, предотвращения их заболеваний, начиная с раннего детства, разработал И. Мюллер. При тгом в своих трудах по оздоровлению детей и взрослых И. Мюллер не раз указывал, что сила и разум каждого народа развивается из телесного здоровья ребенка.

Всплеск общественного интереса к физическому совершенствованию человека в XX в. привел к активизации исследований в области укрепления и поддержания здоровья детей.

Полагаем, что основы ЗОЖ на занятиях по физической культуре должны включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его дуіиевньїй комфорт, как непременное условие психического здоровья. В связи с этим интересны высказывания И. Л. Бердяева и К. Байер, Л. Шейнберга.

В свое время русский философ утверждал, что высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой [16]. В продолжение этой мысли К. Байер. Шейнберг выдвинули положение о том, что психическое здоровье - основа всех аспектов здоровья человека. Именно психическое здоровье в значительной степени определяет наше благополучие.

Отметим, что этот аспект здоровья включался как необходимый раздел в государственные программы здоровья, разрабатывавшиеся в нашей стране.

В государственной программе мероприятий по укреплению здоровья, увеличению продолжительности активной жизни 1989 года, особое внимание отводится охране здоровья детей и подростков, включая и психическое здоровье И. Г. Бердников отмечает, что противоречивый феномен человека слагается из диалектического единства свойственных ему противоположностей между природным и человеческим началом, биологическим и социальным, материальным и духовным, личным и общественным и т.д. Человек является предметом изучения многих естественных и общественных наук, а его здоровье относится к числу глобальных проблем в техногенно изменяющейся окружающей среде, большом объеме психоэмоциогенных воздействий. Здоровье - это мера жизнепроявления человека в творческом единстве физических, психических, трудовых функций, обусловливающих его полноценное участие во всех сферах деятельности и способность к успешной адаптации в различных социокультурных и природных условиях.

В. П. Петленко в своих работах, опираясь на идеи Сократа и Конфуция о «вечной молодости», выводит один из основных оздоровительных принципов: «Человек, познай и сотвори себя». Познай, преобразуй, сотвори себя -это оздоровительная доктрина и современного человека.

По нашему мнению, изучение ЗОЖ на занятиях по физической культуре предполагает также рассмотрение методологии - вначале как суммы знаний (совокупности) известных истчн, теоретических положений, которые стали достоверными и обращены к познанию чего-то нового (в данном случае основ ЗОЖ личности), затем как системы конкретных методик, без которых не
возможно отыскать и обработать нужную информацию. Роль методологии, по мнению В. И. Волкова, должны выполнять философские положения системного, антропологического, культурологического, аксиологического и личностно-деятельностного подходов. В русле рассматриваемой нами проблемы особого внимания заслуживают работы П. А. Виноградова, А. П. Душанина., В. И. Жолдака - сторонников системного подхода; В. С. Библера, Н. С. Злобина, И. А. Ильяевой, И. Ф. Исаева, А. Н. Леонтьева, Э. В. Соколова, Е. Н. Шиянова - приверженцев культурологического подхода; А. С. Макаренко, Л. Ы. Столович, В. Г. Афанасьева и др., придерживающихся аксиологического подхода; К. А. Абульхановой- Славской, Р. Бернса, А. А. Бсцалева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Г. Здравомыслова, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, К. К. Платонова, М. Н. Скаткина и др., активно развивающих личностно-деятельностный подход.

Адекватность целенаправленной работы по воспитанию ЗОЖ личности учащихся в единой системе учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения обеспечивается использованием разнообразных форм организации. В практике работы образовательных учреждений все формы оздоровительного воспитания принято разделять на две группы. Первая групп представляет собой преимущественно учебно-образовательный процесс, осуществляемый на уроках; вторая — комплекс оздоровительных воздействий вне урока. На уроках физической культуры с основами ЗОЖ решаются конкретные задачи по воспитанию, укреплению индивидуального здоровья с активным использованием разнообразных видов физкультурно-оздоровительной деятельности.

По мнению В. Н. Волкова основными требованиями к комплексному уроку физической культуры с основами ЗОЖ или уроку валеологии должны стать следующие: дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, физического развития. Особое внимание должно уделяться школьникам с ослабленным здоровьем;

комплексное решение конкретных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач на каждом уроке; изучение основ знаний, ценностей физической культуры и индивидуального здоровья детей; освоение жизненно важных двигательных действий, включая навыки оказания первой помощи;

овладение умениями и навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями, приобщение к режиму учебы и отдыха, личной и общественной гигиене и использованию гигиенических средств, психофизической регуляции организма;

в применении разнообразных методов обучения и воспитания акцент следует делать на методах, направленных на формирование устойчивого интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (с учетом их здоровья и подготовленности), повышающей интеллектуальную активность личности, уровень самостоятельности в поисках знаний, проявление творческой активности;

влияние каждого урока на учащихся должно быть разносторонним как
в плане физкультурно-оздоровительного образования, так и в плане физического развития. Деятельность учеников необходимо продумать не только по содержанию, но и по характеру.

Следует регулировать напряженность интеллектуальных, физических и волевых усилий учащихся, обеспечивая оптимальный уровень работоспособности на протяжении всего занятия;

обязательным требованием к уроку являются непрерывность и этапность учебных занятий в течение четверти, полугодия, учебного года;

каждый урок с учетом специфических задач физического воспитания должен быть подчинен общим задачам образования, развития, оздоровления и воспитания личности;

время урока должно быть использовано максимально целесообразно, чтобы обеспечить активную деятельность учащихся на протяжении всех 40-45 минут. Физические нагрузки при этом необходимо чередовать с активным отдыхом, заполняя его накоплением необходимой информации по формированию физической культуры личности и индивидуальному здоровью или дополнительными заданиями;

на каждом уроке необходимо оказывать помощь ученикам, для чего планировать выполнение вспомогательных упражнений;

каждый урок должен ставить задачу формирования практических умений физкультурного самосовершенствования и самоконтроля за состоянием здоровья и уровнем физического развития и подготовленности;

при разработке плана занятия необходим также учет экологических условий окружающей среды.

Как известно, лишь при условии включенности индивида в конкретную деятельность происходит формирование его сознания, развитие его как личности. Следовательно, только в том случае, если учащиеся осознают смысл предстоящей деятельности, у них возникает желание выполнять конкретное задание, только тогда они включаются в здоровый образ жизни.

Таким образом, формирование основ ЗОЖ школьников на занятиях по физической культуре предполагает использование комплекса средств, направленных на усвоение, совершенствование и закрепление специфических знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

1.2. Сущность и содержание основ здорового образа жизни школьников

Здоровье человека относится к числу глобальных проблем в техногенно изменяющейся окружающей среде. Однако анализ концепций здоровья, существующих в современной литературе, показывает, что ни одна из них не является общепринятой.

В уставе ВОЗ здоровье трактуется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.

По мнению А. Г. Щедриной (1996), среди других элементов системы «здоровье» наиболее существенными являются интегрально характеризующие ее различные стороны: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты.

Я. М. Амосов (1987) считает, что пока здоровье является чисто качественным понятием; научный подход к этому феномену требует количественного выражения его составляющих, соотнесенных с нормальным уровнем.

Но, как утверждают А. М. Гендин и его соавторы (1989), каждый из названных А. Г. Щедриной признаков представляет собой самостоятельную качественность, которая может иметь и количественное выражение, где важнейшей характеристикой физического состояния человека является его физическое здоровье.

Ю. П. Лисицын, А. А. Сахно (1989) приводят следующую классификацию понятия «здоровье»:

1) Здоровье - это отсутствие болезней.

2) Здоровье и норма - понятия тождественные.

3) Здоровье - единство морфологических психологических и социально-экономических констант.

По нашему мнению, изучение данного понятия является важнейшим этапом в процессе валеологивеского образования, так как от того, что мы вкладываем в понятие здоровья, зависит выбор направления деятельности при решении вопросов профилактики, поддержания исходного уровня здоровья, укрепления его посредством коррекции и разумной регуляции жизнедеятельности, управления здоровьем, профилактики преждевременного старения организма, конструирования здоровья.

Процесс формирования основ ЗОЖ личности учащихся предусматривает воспитательную работу средствами оздоровительной физической культуры. Основная цель системы физкультурно-оздоровительного воспитания в образовательных учреждениях - гармоническое развитие личности, ориентация детей и подростков на здоровый образ жизни и рациональную двигательную деятельность. Сущность воспитания у учащихся основ ЗОЖ отражает фундаментальные качества и способности, которые позволяют личности наполнять жизнедеятельность полноценным содержанием, успешно развиваться, производить и воспроизводить социально-значимые ценности. К наиболее существенным из них относятся готовность и способность к здоровому образу жизни, развитие знаний, умений и способностей личности к самооздоровлению.

Кардинальное обновление общества сопровождается поиском средств,
0 обеспечивающих свободное развитие всех резервов духовного и физического развития личности.

Осознание личности как высшей ценности образовательного процесса требует создания такой социокультурной среды, в которой она может полностью реализовать свои способности. В этой связи проблема воспитания и формирования здорового образа жизни учащихся выступает на всех возрастных этапах обучения как проблема современности.

Как известно, наиболее сензитивным периодом становления личности
является школьный возраст. «Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Именно в школе субъекты перестраивающегося общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. Школа ищет и уже имеет представление о путях рождения новой личности, не противоречащей законам природы, пытается заменить закон единства и борьбы противоположностей законом единства и дополнения личностей» (Л. Г. Татарникова и соавт., 1997).

Одним из таких путей является школьный курс основ ЗОЖ «Валеоло-гия», разработанный специалистами (Г. К. Зайцев, 1997, В. В. Колбанов, 1993, В. М. Мельничук, 1997, и др.) на основе интеграции общеобразовательных курсов и призванный сформировать профилактическое мышление, ориентированное на здоровый образ жизни. Авторы программы акцентируют внимание на содержании следующих учебных разделов применительно к детям младшего школьного возраста:

1. Учимся в школе (Правильный режим дня. Когда и сколько учить уроки дома. Учеба - трудная работа. Чем заниматься после школы. Когда и сколько нужно питаться и гулять. Зачем нужен сон. Изучение режима дня первоклассника. Каким должно быть поведение в школе. Взаимоотношение учителя и ученика, учащихся между собой. Обучение учащихся навыкам анализа и контроля своего поведения в школе).

2. Как ухаживать за собоп (Обучение правилам и навыкам умывания и купания. Уход за зубами: как правильно чистить зубы, болезни зубов и меры предупреждения потери зубов. Уход за руками и ногами: как подстричь ногти, уберечь руки и ноги от порезов, мозолей и т. д. Первая помощь при порезах, ушибах. Правила ухода за кожей. Забота о глазах - тренировка мышц глаз).

3. Заботимся о своем здоровье (Почему человек болеет. Что и как предохраняет человека от болезней. Врач - доктор Айболит. Что нужно знать каждому ребенку о лекарствах. Закаливание как один из главных способов предупреждения простудных заболеваний. Знакомство с общими правилами закаливания. Обучение учащихся методам закаливания водой, низкими температурами, воздушными ваннами, босохождением. Полоскание холодной водой полости носа и горла- профилактика ОРЗ, нетрадиционные формы закаливания. Обучение учащихся приемам саморегуляции через самомассаж активных зон и точек. Обучение учащихся правильному дыханию).

4. Как обезопасить свою жизнь (Общие представления о безопасности. Правила безопасного поведения дома, на улице, по дороге в школу, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде, природе. Безопасность при любой погоде. Как защититься от насекомых, правила обращения с животными. Предупреждение бытового травматизма: правила обращения с огнем, как уберечься от удара электрического тока, от ушибов, переломов, порезов. Общие представления об авариях, пожарах, наводнениях, землетрясениях, как о стихийных бедствиях. Правила поведения в таких ситуациях. Первая помощь при отравлениях пищей, газами, дымом, при перегреваниях и тепловых ударах, ожогах и обморожениях. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, нос, горло. Помощь при укусах насекомых, змей, собак и других животных).

5. Откуда берутся дети (Как размножаются животные. Половые органы животных. Спаривание. Общее представление о процессе оплодотворения. Сходство и различие строения тела мальчиков и девочек. Общее знакомство со строением наружных и внутренних половых органах мужчин и женщин. Зачатие - начало жизни человека. Знакомство с развитием ребенка до рождения и способом появления его на свет - родами. Знакомство с навыками ухо да за новорожденным ребенком. Развитие девочек и мальчиков, их взаимоотношения и половые роли. Что такое любовь. Роль папы и мамы в семье. Представления детей о взаимоотношениях и роли членов семьи, выраженные через рисунок. Подражание девочек мамам, а мальчиков - папам. Представление детей о своей будущей семье).

6. Физическое развитие и подвижные игры (Понятие об опорно-двигательном аппарате человека. Кости, мышцы, суставы. Представление о гармоничном физическом развитии. Недостаток и избыток массы тела. Опенка у детей темпов роста и гармоничности физического развития. Понятие о правильной осанке тела. Обучение способам и методам формирования правильной осанки, предупреждение нарушения осанки. Оценка индивидуальных особенностей осанки у учащихся. Знакомство с физическими способностями и возможностями человека, основными физическими качествами: сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость. Способы их тренировки и развития. Оценка индивидуальных особенностей развития основных физических
качеств у учащихся. Представление о физической работоспособности и утомлении. Роль активного движения, подвижных игр в повышении физической работоспособности. О вреде гиподинамии для здоровья детей. Меры предупреждения физического переутомления. Обучение методике самоконтроля при выполнении физических нагрузок. Обучение детей различным подвижным играм (народные, спортивные, командные, единоборства и др.) и систематическое их проведение во время занятий и вне уроков.).

7. Этическое воспитание (Правила общего поведения. Понятия «добро», «зло», «зависть», «жадность». Почему говорить неправду плохо. Почему нужно слушаться родителей. Чего надо бояться. Правила поведения с чужими людьми, в общественных местах, в гостях, за столом. Как выбирать друзей. Что лучше дарить. Как нужно одеваться. Чем заниматься в свободное время. Кому нужно помогать. Что такое вредные привычки, как от них избавиться.).

Сегодня уже не вызывает сомнения взаимосвязь проблемы здоровья и знаний подрастающего поколения о ЗОЖ. Именно поэтому, как отмечает Л. И. Лубышева (1993), в основу ЗОЖ должны быть положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Проблема формирования у учащихся основ ЗОЖ состоит в определении отношения школьников к индивидуальному здоровью и воспитании культуры здоровья и здорового образа жизни в процессе индивидуального развития личности начиная с первого класса.

По мнению В. Н. Волкова (2000), предметом ЗОЖ является индивидуальное здоровье учащихся. Задачи, которые решаются при этом, можно сформулировать следующим образом:

дать научное обоснование достижения и сохранения здоровья учащихся;

перевести ценности оздоровительной физической культуры, адекватные возрастным возможностям учащихся, в сферу формирующегося сознания подрастающего поколения;

- научить школьников, начиная с первого класса, ценить здоровье как
одну из абсолютных ценностей человека;

- воспитать у детей стойкую мотивацию здорового образа жизни;

~ объединить усилия педагогических коллективов образовательных заведений и семьи в целях создания благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;

-дать знания о процессах, проходящих в организме человека;

учить ребенка сохранять генетический потенциал своего рода, поддерживать биологическую потребность в движении;

обучить детей методам и средствам использования функциональных возможностей организма для поддержания личного здоровья;

сформировать у школьников адекватную самооценку своего здоровья;

- научить поддерживать свое здоровье, не прибегая к помощи лекарственных средств;

- воспитать потребность и привычку использовать закаливающие процедуры в целях сохранения своего здоровья;

- повысить двигательную активность учащихся, что является необходимым условием формирования основ здорового образа жизни;

- воспитать потребность и привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.

ЗОЖ учащихся образовательных учреждений может быть обеспечен при реализации следующей совокупности психолого-педагогических подходов:

Органическое сочетание в рамках методологии принципов ценностного, личностно-деятельного и индивидуально-творческого подходов.

Ориентация основ ЗОЖ учащихся на социально заданную цель формирования здорового образа жизни и развитие их творческой индивидуальности.

Единство общекультурного, социально-нравственного и природосо-образного развития личности в условиях широкой гуманизации содержания физкультурно-оздоровительного образования.

8. Формирование мотивационно-ценностного отношения личности учащегося к социально заданной цели - формированию здорового образа жизни и развитию творческой индивидуальности.

9. Гуманизация общения в учебно-воспитательном процессе, коллективистская направленность в различных формах валеологического обучения учащихся основам ЗОЖ, организация физкультурно-оздоровительного сотрудничества.

Таким образом, в своих исходных теоретико-методологических посылках концепция исследования ЗОЖ ориентирована на личность учащегося, познание закономерностей и условий ее направленного развития и саморазвития.

Проблемы укрепления здоровья учащихся, формирования у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни в настоящее время являются особенно актуальными.

Общеизвестно, что именно в последнее время наблюдается стремительный рост числа больных детей.
В настоящее время достаточно хорошо известна связь здоровья человека с основными, глобальными проблемами современной эпохи, порожденными особенностями социально-экономического развития, научно-технической peволюцией и ее последствиями. Среди последних особое место занимает урбанизация, экологические факторы, а также снижение уровня двигательной активности человека при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения, что особенно заметно в школьном возрасте. Поэтому не случайно в последнее время получил широкое распространение термин «болезни цивилизации», объединяющий дезадаптациониые состояния и заболевания, в возникновении которых значительную роль играют факторы риска: гипокинезия, психоэмоциональные перегрузки, нерациональное питание, загрязнение среды обитания, широкое распространение вредных привычек.

Таким образом, в конце уходящего века возникло широкомасштабное противоречие между совершенствованием реформенных преобразований в образовательной сфере и резким ухудшением здоровья учащихся. На основании вышесказанного можно прийти к заключению, что условия современной жизни и существующая педагогическая система могут дать школьникам достаточный объем знаний, но не способны выполнить социальный заказ общества - сохранить здоровье детей. Подтверждением тому является катастрофическое положение со здоровьем юных россиян, неустойчивая мотивация сохранения своего здоровья, отсутствие механизмов внедрения принципов

здорового образа жизни в массовую практику образовательных учреждений.

В исследованиях В. П. Петленко (1996), С. В. Попова (1996), посвященных ЗОЖ учащихся образовательных учреждений, выделяется несколько видов здоровья.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляет морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т. к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

По мнению В. С. Могильникова (2002), признаками здоровья являются:

специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

-показатели роста и развития;

-функциональное состояние и резервные возможности организма;

- наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Целью формирования информационно-познавательного компонента

ЗОЖ является приобретение учащимися знаний, умений их практического использования в процессе жизнедеятельности для обеспечения успеха в сохранении и укреплении индивидуального здоровья.

Знание основ ЗОЖ определяет овладение их ценностями и формирует правильное и сознательное отношение личности к здоровью, развитию двигательных качеств, личной и общественной гигиене.

В информационно-познавательном компоненте можно выделить четыре уровня:

низкий уровень - неумение выделять главное и существенное в изучаемом материале по культуре здоровья;

номинальный - частичное владение изучаемым материалом, при неумении самостоятельно составлять и описывать комплексы физических упражнений с учетом индивидуального подхода;

нормативный - умение определять важные моменты в предложенном
материале, при этом по-прежнему отсутствуют определенные навыки по организации самостоятельной двигательной деятельности;

высокий уровень - быстрое выделение существенного в полученных знаниях, осознанное владение знаниями самоконтроля, психической саморегуляции; осознание сущности культуры здоровья, здорового образа жизни.

Сформированность прочных знаний о культуре здоровья, здоровом образе жизни является основой осознанного их применения и, как следствие-предпосылкой становления информационно-познавательного компонента в структуре ЗОЖ.

Спектр творческо-дсятельностного компонента определяется по полноте включения личности в систему здорового образа жизни или в его отдельные элементы. Творческо-деятельностный компонент нацеливает на активное участие учащихся в различных видах и формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

М. А. Бирюков (1999), рассматривая рефлексивный структурный компонент ЗОЖ, отмечает, что проявление ее отдельных компонентов невозможны без рефлексии. Рефлексия понимается в данном случае как форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Собственно, эта деятельность по самопознанию, раскрывающая специфику духовного мира человека. «Я» не существовало в действительности до тех пор, пока не начался процесс рефлексии». Принцип рефлексивной саморегуляции заключается в том, что в результате интериоризации личностью внешних форм социальных отношений между людьми человек начал выполнять одновременно две функции: управляющую и исполнительную - причем управляющую функцию он применяет по отношению к себе для овладения своим собственным поведением.

Таким образом, рефлексивный структурный компонент ЗОЖ учащихся средствами физической культуры является необходимым элементом и механизмом всей структуры. Он выражается в рефлексивном отображении школьником самого себя, своего здоровья, самоанализе своих знаний, умений, навыков и на этой основе - в умении осуществлять саморегулирование деятельности. Поэтому, как механизм оценки деятельности, рефлексивный структурный компонент представляет собой обязательную часть каждого структурного компонента, без которого невозможно представить полноценное физкультурно-оздоровительное воспитание.

Описанная выше структура ЗОЖ позволяет определить критерии и уровни, предъявляемые к занятиям физической культурой.

Похожие:

Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconМетодические рекомендации для учителей физической культуры Липецк 2008 Методические рекомендации для учителей физической культуры
В пробных опытах энтузиасты функциональной музыки пытались применять ее на занятиях даже по тем видам спорта, которые в современном...
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconКафедра физической культуры требования к подготовке, оформлению и защите рефератов по физической культуре
На кафедре физической культуры широко внедрена такая форма работы, как подготовка и защита реферативных научных работ студентами,...
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconОтчет о работе шмо учителей естественно-математического цикла и учителей физической культуры за 2011-2012 учебный год
Шмо работало по теме: «Современные образовательные технологии на уроках как cредство формирования компетенций учащихся»
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconОтчет руководителя мо учителей физической культуры, обж, изо, технологии за 2010-2011 учебный год
Годовой отчет руководителя мо учителей физической культуры, обж, изо, технологии за 2010-2011 учебный год
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconПубличный доклад директора Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» с. Камень -рыболов
Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются Совет общеобразовательного...
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconПлан работы маоу сош №70 на ноябрь 2012 года
Подготовка к областному конкурсу педагогического мастерства учителей физической культуры
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconПлан работы маоу сош №70 на ноябрь 2012 года
Подготовка к областному конкурсу педагогического мастерства учителей физической культуры
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconПрограмма по физической культуре составлена на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования»
Уроки физической культуры призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью,...
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconПрактикум для молодых специалистов, учителей физической культуры и окружных методистов
Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования города Москвы
Доклад на методический совет учителей физической культуры на тему iconЗакон удмуртской республики о физической культуре и спорте
Настоящий закон регулирует правовые, организационные, экономические и социальные отношения в сфере физической культуры и спорта,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница