Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме




НазваниеДоклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме
Дата конвертации11.02.2013
Размер118.02 Kb.
ТипДоклад


Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме: «Управление персоналам: эффективные технологии, кадровая политика и стратегия в современной организации»

27 сентября 2012 года

Управление персоналом – деятельность, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование.

Одним из приоритетных направлений проводимой в стране административной реформы является качественное совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе:

- повышение эффективности труда государственных и муниципальных служащих,

- внедрение новых методов стимулирования и оценки их деятельности,

- применение эффективных методов отбора и подбора кадров,

- создание условий для должностного роста.

Для муниципальных служащих основные элементы управления персоналом закреплены в системе законодательства о муниципальной службе (Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации – далее федеральный закон, Закон Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае» - далее краевой закон), к примеру:

- конкурс, предшествующий назначению на должность, формирование резерва кадров и работа с ним;

- материальное стимулирование (повышение оплаты труда, установление надбавок к должностным окладам за особые условия службы, премирование), моральное стимулирование (объявление благодарности, награждение почетной грамотой, ценным подарком и др.), содействие карьерному росту;

- повышение квалификации за счет средств местных бюджетов, аттестация, квалификационный экзамен;

- установление показателей эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих.

Для обеспечения наиболее полной реализации закрепленных законодательством о муниципальной службе норм, направленных на развитие и повышение эффективности муниципальной службы, необходимо, во-первых, их четкое соблюдение, а, во-вторых, пополнение системы законодательства о муниципальной службе нормами права, принятыми на муниципальном уровне и направленными на развитие и повышение эффективности муниципальной службы в конкретном муниципальном образовании. При этом федеральным и краевым законодательством о муниципальной службе установлены позиции, которые относятся к полномочиям муниципальных образований и должны быть урегулированы на муниципальном уровне, назову некоторые из них:

- установление должностей муниципальной службы в муниципальном образовании в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Хабаровском крае;

- квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей на основе типовых квалификационных требований, определенных Законом Хабаровского края,

- порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы,

- положение о проведении аттестации муниципальных служащих в соответствии с типовым положением, утвержденным законом Хабаровского края,

и другие пункты законодательства.

Муниципальные правовые акты по вопросам муниципальной службы, как и любые другие правовые акты, в зависимости от качества их подготовки, в том числе и в зависимости от подхода к их планированию и проектированию с точки зрения целесообразности и необходимости их принятия, могут стать как чисто формальным документом, так и действенным инструментом стимулирования и повышения эффективности деятельности муниципальных служащих и органа местного самоуправления в целом.

Специалистами отдела по муниципальной службе в течение года проводился мониторинг наличия и состояния правовой базы по вопросам муниципальной службы в муниципальных образованиях края, а также изучение правоприменительной практики. Мониторинг проводился в Ванинском, Советско-Гаванском, Вяземском, имени Лазо, Комсомольском, Амурском, Солнечном, имени Полины Осипенко муниципальных районах.

Почти во всех администрациях указанных муниципальных образований вопросы регулирования муниципальной службы содержаться в Положениях о муниципальной службе. Однако, в большинстве муниципальных образований указанные положения содержат нормы уже установленные федеральным и краевым законами о муниципальной службе без ссылок на статьи законов, из которых они взяты. Таким образом, глава администрации, утверждая своей подписью такие акты, устанавливает в муниципальном образовании те нормы, которые не отнесены к компетенции муниципальных образований, выходя за рамки своих полномочий.

Так, например, установление правового статуса муниципальных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты), дополнительных оснований к увольнению муниципальных служащих регулируется на федеральном уровне, утверждение реестра муниципальных служащих, типовых квалификационных требований и других вопросов отнесены законодательством к ведению субъекта Российской Федерации.

Нормы федерального и краевого законодательства о муниципальной службе по предметам их ведения носят прямой характер и не требуют подтверждения на муниципальном уровне.

Прокуратура края, осуществляя надзор за исполнением законодательства, проверяет и муниципальные правовые акты по вопросам муниципальной службы. Так, в одном из поселений Солнечного района прокурором вынесен протест на решение Совета депутатов «О муниципальной службе», которым утвержден реестр должностей муниципальной службы в поселении. При этом, прокурором указано, что утверждение реестра должностей муниципальной службы находится в исключительном ведении субъекта Российской Федерации и при принятии такого решения представительный орган местного самоуправления вышел за пределы полномочий, представленных ему действующим федеральным и краевым законодательством.

Вместе с тем, Реестры должностей муниципальной службы утверждены, например, в Солнечном, Амурском, Аяно-Майском муниципальных районах, в селе им. Полины Осипенко.

При этом, во многих муниципальных образованиях края в муниципальных правовых актах не урегулированы должным образом вопросы, прямо отнесенные законодательством к ведению муниципальных образований и призванные обеспечить эффективную деятельность органа местного самоуправления по вопросам развития муниципальной службы.

Например, не во всех муниципальных образованиях установлены квалификационные требования к должностям муниципальной службы на основе типовых квалификационных требований, утвержденных Законом Хабаровского края. Региональным законодательством определены требования к уровню образования, а органы местного самоуправления с учетом своих потребностей устанавливают в муниципальных правовых актах требования к образованию по конкретным направлениям и специальностям, исходя из того какие обязанности по обеспечению полномочий органа местного самоуправления исполняет конкретный муниципальный служащий. Таким образом, орган местного самоуправления упускает возможность закрепления на уровне муниципальных правовых актов один из эффективных элементов управления персоналом.

Второй пример: при проведении мониторинга установлено, что в муниципальных правовых актах часто не устанавливается порядок назначения на муниципальную службу. В соответствии с федеральным законодательством назначению на муниципальную службу может предшествовать конкурс. При этом, устанавливая диспозитивную (необязательную) норму права, законодатель учитывал разнообразие муниципальных образований, которые значительно разнятся и по численности проживающего в нем населения, и по численности работающих в его органах муниципальных служащих. В небольших поселениях подбор кандидатов на должности муниципальной службы существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и недостаточно привлекательными условиями для привлечения специалистов извне. Законом предоставлено органам местного самоуправления право выбора способа назначения на муниципальную службу: только по конкурсу, или по конкурсу и из числа кадрового резерва, или конкурс проводится только на определенные должности, или конкурс не проводится вообще. В муниципальные правовые акты зачастую включается норма законодательства о возможности проведения конкурса, а конкретный способ назначения в органе местного самоуправления не установлен, таким образом допускается возможность неограниченного усмотрения органа местного самоуправления при назначении граждан на муниципальную службу.

Таким образом, муниципальные образования, в которых с формальной точки зрения подходят к подготовке муниципальных нормативных актов по вопросам муниципальной службы, лишают себя важных инструментов в деятельности по повышению эффективности муниципальной службы.

Предлагаю внести в проект решения Правления Совета муниципальных образований Хабаровского края следующий пункт:

Главам муниципальных районов, городских округов края провести анализ муниципальных правовых актов по вопросам муниципальной службы, в случае необходимости привести их в соответствие с действующим законодательством. Главам муниципальных районов оказать содействие в организации этой работы входящим в состав района поселениям.

Одной из приоритетных задач развития муниципальной службы в условиях постоянно меняющегося законодательства является повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, которые, выполняя управленческие функции при осуществлении своей деятельности, выступают представителями власти в целом. Обеспечение высокого уровня профессионализма и компетентности муниципальных служащих является основной задачей при формировании кадрового состава органа местного самоуправления.

Задача обеспечения органа местного самоуправления высококвалифицированными специалистами достигается как при подборе персонала путем проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, формирования кадрового резерва, так и постоянным повышением квалификации муниципальных служащих.

Прямых норм, содержащих требования к порядку и периодичности повышения квалификации муниципальных служащих, законодательство не содержит. Тем не менее, согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из основных прав муниципального служащего является право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, вместе с тем муниципальный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Таким образом, систематическая профессиональная подготовка и поддержка уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, является юридически обязательными элементами прохождения муниципальной службы.

Согласно статье 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается в том числе и едиными требованиями к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и гражданских служащих. Таким образом, требования к повышению квалификации муниципальных служащих идентичны требованиям для гражданских служащих, установленные Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и муниципальные служащие должны повышать квалификацию раз в три года, а также в первый год после назначения на вышестоящую должность и по результатам аттестации. То есть, как минимум 33% муниципальных служащих должны повышать квалификацию ежегодно.

В первом полугодии 2012 года в крае повысили квалификацию 536 муниципальных служащих, что составляет 12,4% от их общей численности.

Следует отметить, что исходя из анализа кадровой ситуации в органах местного самоуправления Хабаровского края по состоянию на 01 июля 2012 года, проведенного по поступившим от них сведениям, эта работа в большинстве муниципальных образований по сравнению с прошлым годом немного активизировалась. Значительные средства из местных бюджетов выделяются на эти цели администрацией города Хабаровска, Ванинским, Комсомольским, Охотским муниципальными районами. Не достаточно активно вопросы повышения квалификации муниципальных служащих решаются в Верхнебуреинском, Нанайском муниципальных районах, слабо – в Солнечном муниципальном районе. Вместе с тем, в части муниципальных образований края работа по повышению квалификации муниципальных служащих не носит плановый характер.

Работа по повышению квалификации муниципальных служащих является серьезной проблемой для сельских поселений края. Это объясняется и недостатком средств на эти цели в местных бюджетах, и значительной удаленностью многих поселений от крупных городов, в которых расположены учебные заведения. При этом перечень и объемы задач в малонаселенных муниципальных образованиях ничем не отличаются от задач, стоящих перед крупными поселениями.

Частично решить проблему дополнительного образования муниципальных служащих позволяет участие органов исполнительной власти края в обеспечении дополнительного образования муниципальных служащих путем проведения тематических, проблемных семинаров как в самих органах исполнительной власти, так и с выездом специалистов краевой власти в муниципальные образования. Эта деятельность осуществляется в рамках исполнения постановления Губернатора края от 07.12.2011 № 118 «О перспективном плане подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы».

Главным управлением территориального развития при активной поддержке исполнительной дирекции ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» проводятся выездные обучающие семинары для муниципальных кадров. В 2012 году организованы и проведены три выездных обучающих семинара для глав и специалистов органов местного самоуправления, а также лиц, состоящих в резерве кадров Ванинского, Советско-Гаванского, Вяземского, Бикинского, имени Лазо, Амурского, Охотского, Комсомольского и Солнечного муниципальных районов. Всего на выездных семинарах было обучено более 300 муниципальных служащих.

В настоящее время идет подготовка к ставшему традиционным краевому семинару – совещанию с главами городских и сельских поселений, проведение которого запланировано на 21 – 22 ноября. На семинаре-совещании будут рассмотрены актуальные вопросы местного самоуправления, к проведению семинара-совещания привлечены все органы исполнительной власти края.

В течение года отделом по муниципальной службе и обучению кадров организованы курсы повышения квалификации для муниципальных служащих по вопросам профилактики и противодействия коррупции на муниципальном уровне, на которых прошли обучение 120 муниципальных служащих, по вопросам формирования межэтнических и межконфессиональных отношений, противодействия терроризму и экстремизму в современных условиях. На базе Дальневосточного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации организованы курсы повышения квалификации по программе: «Совершение нотариальных действий и регистрация актов гражданского состояния главами муниципальных образований и специально уполномоченными лицами», на которых прошли обучение более 50 муниципальных служащих. В конце августа 2012 годаорганизован и проведен обучающий семинар со специалистами кадровых служб органов местного самоуправления.

Предлагаю внести в проект решения Правления Совета муниципальных образований Хабаровского края следующий пункт:

Главам муниципальных районов, городских округов края рассмотреть вопрос о разработке Положений о порядке переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в муниципальных образованиях, об организации планового обучения муниципальных служащих с учетом имеющейся потребности в обучении.

Законодательство о муниципальной службе задачи по формированию кадрового состава возлагает на кадровые службы органов местного самоуправления. Кадровой работе в муниципальном образовании посвящена глава 8 федерального закона о муниципальной службе.

На работников кадровых служб, помимо традиционной деятельности по кадровому делопроизводству, возлагаются обязанности по организации и проведению конкурсных процедур, аттестации, формированию и ведению резерва кадров, формированию и ведению реестра муниципальных служащих, ведению личных дел, и другие вопросы, связанные с организацией и прохождением муниципальной службы. Кроме этого, в связи с активизацией деятельности всех органов власти по противодействию коррупции на кадровые службы муниципальных образований возлагаются дополнительные обязанности по обеспечению деятельности различных комиссий и других коллегиальных органов, курирующих вопросы противодействия коррупции, проведение различных мероприятий в области противодействия коррупции.

Не во всех муниципальных образованиях, даже на уровне муниципальных районов, с достаточно большим штатом муниципальных служащих, имеются отдельные специалисты, занимающиеся вопросами кадрового обеспечения и муниципальной службы. В администрациях некоторых муниципальных районов эта работа возлагается на управляющих делами, которые выполняют функции кадровых служб в качестве дополнения к своим основным должностным обязанностям. В результате чего не в полной мере реализуются предусмотренные законодательством механизмы развития и повышения эффективности муниципальной службы.

Предлагаю Главам муниципальных районов рассмотреть вопрос о введении отдельных штатных единиц кадровиков и укомплектовать их квалифицированными специалистами, желательно с юридическим образованием.

Благодарю за внимание.


Похожие:

Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconШпакова В. Н. на заседании Правительства Хабаровского края по вопросу «О состоянии безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Хабаровского края и мерах по предупреждению аварийности до 2015г.»
Выступление президента Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто» Шпакова В. Н. на заседании Правительства...
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconПротокол расширенного заседания правления Совета муниципальных образований Камчатского края г. Петропавловск-Камчатский 21 апреля 2009 года
Председательствующий на заседании – председатель Совета Маркман А. Б., глава Вилючинского городского округа
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconПостановление От 05 июня 2012 г. N 177-пр о государственной целевой программе хабаровского края "развитие образования и молодежной политики хабаровского края"
Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности краевых государственных программ", распоряжением Правительства...
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме icon1 Конференция Союза мксо дальневосточного федерального округа Итоги первого года работы контрольно-счетных органов муниципальных образований Приморского края после принятия Федерального закона от 07.
Итоги первого года работы контрольно-счетных органов муниципальных образований Приморского края после принятия Федерального закона...
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconОтчет об оценке выполнения второго этапа
Программ реформирования муниципальных финансов муниципальных образований Ставропольского края
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconПостановление От 27 сентября 2011 г n 312-пр о краевой целевой программе "пожарная безопасность на 2012 2014 годы" (в ред постановлений Правительства Хабаровского края от 24. 08. 2012 n 292-пр, от 20. 09. 2012 n 337-пр)
Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края, в целях защиты населения и объектов экономики Хабаровского...
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconГубернатор хабаровского края распоряжение от 08 августа 2007 г. №430-р о прогнозе развития инновационной деятельности в хабаровском крае до 2010 года
Во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 02 апреля 2007 г. №65-пр «Об итогах работы за 2006 год и о задачах...
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconМетодическое пособие «Порядок поступления на муниципальную службу. Оформление приема на муниципальную службу». Уфа: нмс асморб, 2008, с. Печатается по решению Научно-методического совета Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан»
Методическое пособие предназначено для использования в работе муниципальных служащих. Подробно прописаны порядок поступления на муниципальную...
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconНормативных правовых актов Алтайского края
О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Ключевского района Алтайского края
Доклад на заседании Правления ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края» по теме iconЗакон Хабаровского края от 25. 07. 2012 №209 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края"
Обзор документов, введенных в спс "КонсультантПлюс. Хабаровский Выпуск" в августе 2012 года
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница