Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Дата конвертации10.02.2013
Размер291.15 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО


Для студентов экономического факультета,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров



Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009
УТВЕРЖДЕНО

кафедрой экономики

С о с т а в и т е л ь канд. экон. наук, проф. О.Я. Романова

Учебно-методический комплекс дисциплины «Предпринимательство» / сост. О.Я. Романова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 16 с.
Подготовлен на экономическом факультете.


© Романова О.Я., 2009

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дисциплины


Интерес к предпринимательским отношениям возник в России не так давно – с появлением широких возможностей создавать частные фирмы и самостоятельно ими управлять.

Предприниматель всегда стремится к максимизации прибыли, а это требует новаторского подхода к обычным делам бизнеса. Предпринимателем, как заметил Йозеф Шумпетер, становится тот бизнесмен, который делает не совсем то, что делают обычно, и не совсем так, как это делают остальные бизнесмены. Новая, непривычная деятельность образует зону неопределенности, которая, в свою очередь, с объективной необходимостью порождает риск.

Уровень рисков возрастает, когда в экономике страны происходят трансформационные процессы. Практика показывает, что в современных условиях экономического развития России сложилась необходимость в овладении экономистами-финансистами и менеджерами арсеналом знаний о правах и ответственности предпринимателя, культуре предпринимательской деятельности, новых путях достижения устойчивости малого предприятия в отрасли.

Преподавание дисциплины имеет цели:

  • сформировать у студентов систему научных знаний о природе, сущности и условиях предпринимательской деятельности;

  • дополнить профессионализм выпускника института знаниями основных научных взглядов и направлений развития мировой и отечественной экономической мысли в области закономерностей предпринимательской деятельности, умением анализировать предпринимательские риски, делать обобщения и выводы, свободно оперировать важнейшими терминами предпринимательства, излагать свои знания в форме графиков, формул и схем;

  • обеспечить формирование у студентов ценностных ориентиров в области производственной, коммерческой, консультативной и финансовой предпринимательской деятельности;

  • ознакомить с экономическими субъектами внешней среды предпринимательства;

  • дать студентам глубокие и систематизированные знания о рисковых форматах в системе социально-экономических и финансовых отношений на фирме, о возможностях внутрифирменного предпринимательства;

  • оказать помощь в решении практических задач и проблем экономического поведения предпринимателей в условиях ограниченных материальных и инвестиционных ресурсов;

  • выработать навыки и умения ставить экономические, предпринимательские и рискологические проблемы; предлагать и обосновывать эффективность экономических решений по социально-экономическим, финансовым, кредитным и иным важным вопросам жизнедеятельности фирмы;

  • научить самостоятельно и грамотно разъяснять основные экономические события в стране и в мире;

  • всемерно содействовать выработке у студентов методических навыков умелого и комплексного применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Задача преподавания дисциплины – дать студентам представление о механизме организации и работы фирмы. Студенты должны знать содержание законов Российской Федерации, основные категории, законы и закономерности, характеризующие экономические отношения предпринимательской фирмы. Важно, чтобы студенты экономического факультета умели сопоставлять цели предпринимательской деятельности с возможными рисками, ясно представляли возможности и границы внутрифирменного предпринимательства.

Теоретические знания закрепит практика подготовки собственной виртуальной фирмы (на примере организации негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования). Презентация такой фирмы предполагается в процессе обучения.

Для комплексного овладения основами предпринимательской деятельности предлагаются практические задачи. Важно научиться использовать эти знания и для самостоятельного предпринимательства. Не менее важно понимать логику собственника того предприятия, на котором студентам придется работать после окончания обучения.


ПРОГРАММА

Тема 1. История, содержание и культура предпринимательства


Природа, сущность и условия предпринимательской деятельности. История развития предпринимательской деятельности в России. История предпринимательства за рубежом.

Предпринимательство как новации в бизнесе. Экономическая неопределенность и риски предпринимательства. Рискологические типы личности предпринимателей. Иерархия предпринимателей. Взаимоотношения предпринимателя-соб­ственника с предприимчивыми наемными сотрудниками: риски, проблемы и противоречия.

Культура предпринимательства. Характерные черты предпринимателя и оценка предпринимательских качеств. Деловая и профессиональная этика. Основные проблемы современного российского предпринимательства.
Литература

Основная

Ананьич Б.В. Банковские дома в России. 1860–1914: Очерки истории частного предпринимательства. – Л., 1991.

Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. – М.: Бусыгин, 2003.

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.

1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов / Сост. О. Платонов. – М., 1995.
Дополнительная

Бессолицын А.А. Проблема формирования институтов предпринимательства в западной и российской историографии // Российское предпринимательство. – 2008. – № 4.

Бессолицын А.А. «Нобелевские городки» как фактор реализации социальной ответственности бизнеса на рубеже XIX–ХХ вв. // Российское предпринимательство. – 2008. – № 11.

Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход) // Вопросы экономики. – 2008. – № 2.

Ильина О.Н. Готовы ли вы управлять проектами? // Российское предпринимательство. – 2008. – № 11.

Косторниченко В.Н. Предпринимательство периода НЭПа: деятельность А.П. Серебровского по привлечению американского капитала в отечественную нефтяную промышленность // Российское предпринимательство. – 2008. – № 9.

Круглов В.Н. Концепция развития инновационного предпринимательства: потребность в переосмыслении // Российское предпринимательство. – 2008. – № 11.

Суркова О.А. Развитие предпринимательства в период регентства царевны Софьи Алексеевны (1682–1689 гг.) // Российское предпринимательство. – 2008. – № 9.

Тема 2. Формы и виды предпринимательской деятельности


Классификация предпринимательской деятельности по формам собственности: частная фирма, государственное, муниципальное и унитарное предприятие. Виды предпринимательства по количеству собственников: индивидуальное и коллективное предпринимательство. Особенности семейного предпринимательства и деятельности благотворительных фондов.

Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая и консультативная. Взаимосвязь категорий: производство, предприятие, фирма.

Современные формы предпринимательской деятельности без стартового капитала. Внутрифирменное, межфирменное и «уличное» предпринимательство. Практика и проблемы посредничества в России. Сервисное предпринимательство. Инновационное предпринимательство.

Литература

Основная

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. – М.: Юрид. лит., 1994.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II. – М.: Юрид. лит., 1996.

Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учеб. – М.: Бусыгин, 2003.

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М., 2008.
Дополнительная

Гнилитская Е.В.Предприниматель и новые технологии: мотивация разработки и применения // Российское предпринимательство. – 2008. – № 3.

Любинин Д.А. Партнерство государства и бизнеса: сложности этапа становления // Российское предпринимательство. – 2008. – № 1.

Царенко А.С. Современные проблемы и перспективы аутсорсинга // Российское предпринимательство. – 2008. – № 6.

Тема 3. Предприниматель как субъект экономических отношений


Внешние и внутренние условия развития предпринимательства в России. Факторы, определяющие характер окружающей среды предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. «Институциональные ловушки» в современной деловой среде России. Государство – важнейший партнер предпринимателя.

Правовое регулирование различных видов предпринимательских отношений: недостатки законодательства и направления его совершенствования. Преступность в сфере экономической деятельности. Механизм преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства.

Основные направления сотрудничества партнеров по бизнесу.

Методы привлечения инвестиционных ресурсов. Методы формирования и оценки инвестиционных программ. Предпринимательство как управление собственными и привлеченными финансовыми средствами.

Жизненный цикл предприятия и особенности его финансовых связей на каждом из этапов этого цикла.

Российский внебиржевой рынок финансовых ресурсов. Предпринимательство на рынке денег и капиталов.

Литература

Основная

Индивидуальный предприниматель. Налогообложение и учет / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2008.

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.
Дополнительная

Ахвледиани Ю.Т. Развитие страхового рынка России // Финансы. – 2008. – № 11.

Полищук Л., Щетинин О., Шестоперов О. Посредники между частным сектором и государством: содействие бизнесу или соучастие в коррупции? // Вопросы экономики. – 2008. – № 3.

Розинский И. Иностранные филиалы и национальные интересы // Вопросы экономики. – 2008. – № 5.

Сафуанов Р.М. Проблемы страхования жизни и здоровья граждан, работающих по найму у физических лиц // Финансы. – 2008. – № 11.

Юдаева К., Ясин Е.. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. – 2008. – № 5.

Тема 4. Конкурентная среда и предпринимательская тайна


Виды конкуренции. Особенности современной конкурентной борьбы в российской экономике. Экономическое поведение конкурентов и реакция предпринимателя. Недобросовестная конкуренция как фактор усиления предпринимательских рисков.

Предпринимательская тайна и конкуренция. Содержание, принципы и механизм обеспечения предпринимательской тайны. Сведения, подлежащие обязательной публикации в средствах массовой информации. Сведения, не представляющие коммерческой тайны. Коммерческая тайна и реклама деятельности фирмы. Организация защиты информации на предприятии.

Литература

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.

Пронин К.В. Как защитить коммерческую тайну. – ISBN, 2008.

Теневая экономика / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана. – 2008.

Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.

Тема 5. Предпринимательство, неопределенность, риск


Место и роль рисков в экономической деятельности предпринимателя. Экономическая свобода предпринимательства и предпринимательские риски.

Взаимосвязь максимизации прибыли, новаторства, неопределенности и риска. Оценка инновационных проектов и инновационная политика.

Виды рисков в деятельности фирмы. Предпринимательские риски в структуре экономических рисков. Применение теории вероятностей в определении риска. Анализ и классификация предпринимательских рисков. Методы оценки риска. Анализ окружающей обстановки (мониторинг) и прогнозирование динамики риска. Распределение риска между участниками бизнеса. Особенности выявления и классификации предпринимательских рисков в малом бизнесе.

Объективные основы и субъективное восприятие финансовых рисков. Неопределенность в рискологии и типы реакции предпринимателей на нее. Риск и удача, риск и ущерб: взаимосвязь и противоречия. Предпринимательские риски в легальной экономике России.

Средства разрешения рисков: избежание, передача, овладение риском, удержание риска на определенном (приемлемом) уровне. Основные методы и пути снижения экономических рисков в предпринимательстве: диверсификация, лимитирование, страхование, хеджирование. Способы минимизации предпринимательских рисков.
Литература

Основная

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.

Новак Б. Бизнес в России. Руководство по технике безопасности. – СПб.: Питер, 2008.

Фомина А.В., Смирнова Н.К. Реализация стратегий компаний. От простого к сложному. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008.

Франк С. Предпринимательство без границ. – М.: Олимп-Бизнес, 2008.

Дополнительная

Гилина Т.Г. Экспертная оценка как элемент процесса управления рисками // Финансы и кредит. – 2008. – № 42.


Ильин В.В., Сердюкова Н.А. Системный подход к оценке финансовых рисков // Финансы.– 2008. – № 2.

Кабанов В.Н. Технология управления финансами на основе модели точки безубыточности // Финансовый менеджмент. – 2008. – № 2.

Королева О.А. Работа налоговых органов с убыточными организациями // Финансы. – № 2. – 2008.

Котляров М.А. Регулирование деятельности участников финансового рынка // Финансы. – № 3. – 2008.

Лютиков А.М. Стимулирование предпринимательской активности // Финансы. – № 9. – 2007.

Трегуб И.В. Финансирование инвестиционных проектов: классификация и оценка риска // Финансы. – 2008. – № 9.

Тема 6. Особенности предпринимательства на малом предприятии

Новые условия квалификации предприятий малого бизнеса и микро-предприятий; их эффективное использование при выборе сферы и характера деятельности. Определение потребности в первоначальном капитале. Соотношение собственных и заемных средств финансирования фирмы. Подготовка бизнес-плана и технико-экономического обоснования делового проекта. Дисконтирование капитала. Формирование прогрессивной структуры финансов фирмы.


Определение оптимального объема производства фирмы. Кредитная и инкассационная политика фирмы. Практика предприимчивости в финансировании текущей деятельности предприятия. Проблемы налогообложения современных предпринимателей в России.

Управление доходами фирмы. Оценка потенциального банкротства фирмы. Самострахование фирмы и проблемы использования страхового фонда. Экономическая, финансовая и информационная безопасность предпринимательской деятельности.
Литература

Основная

Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1999.

Индивидуальный предприниматель. Налогообложение и учет / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2008.

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.

Дополнительная

Буссе Ральф.Налоговые споры: практика разрешения в германии // Финансы. – 2008. – № 7.

Громова Н. Перспективы развития офшорного перестрахования и альтернативных способов передачи риска // Финансы. – 2008. – № 7.

Захарченко С.А. Кредитные гарантии как форма господдержки малого бизнеса // Финансы. – 2008. – № 7.

Ивашкин Е.И. Становление саморегулируемых страховых организаций // Финансы. – 2008. – № 6.

Кизимов А.С. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансы. – 2008. – № 7.

Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса // Финансы. – 2008. – № 6.

О роли налогообложения в развитии малого и среднего предпринимательства (обзор материалов «Круглого стола» в г. Костроме 15–17 октября 2008 г.) // Финансы. – 2008. – № 11.

Рудницкая Л.Б. Финансовая привлекательность и финансовая производительность компании // Финансы. – 2008. – № 11.

Смелов А.Н. Вопросы повышения инвестиционной активности. // Финансы. – 2008. – № 8.

Цветков И.В. Об эффективной модели взаимоотношений в налоговой сфере // Финансы. – 2008. – № 8.

Тема 7. Предпринимательство и услуги банка


Функции коммерческого банка и формы его сотрудничества с предпринимателем. Предпринимательство в обеспечении стабильности денежного потока на расчетном счете фирмы. Новый формат функционирования депозитных счетов предприятия. Основные направления развития услуг банка.

Современные виды и формы кредитов, предоставляемые малому бизнесу. Условия предоставления кредита и этапы кредитования. Общие организационно-экономические условия и принципы кредитования проекта.

Экономическая оценка бизнеса как основа определения величины и особых условий кредита. Пакетное кредитование малого бизнеса банком. Инновационные отношения банков и предпринимателей.

Литература

Основная

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.

Теневая экономика / Под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2008.

Дополнительная

Иванов М.Е. Финансовые инструменты развития бизнеса // Финансы 2008. – № 2.


Жевлаков В.З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы // Финансы и кредит. – 2008. – № 42.

Крылова Л.В Особенности реализации функций финансового посредничества в банковской системе России. // Финансы и кредит. – 2008. – № 42.

Рыкова И.Н., Фисенко Н.В. Формы кредитования реального сектора экономики региона // Финансы и кредит. – 2008. – № 43.


Соколов Д. И. Как сократить риски системы рынка коллективных инвестиций Российской Федерации: методы и решения. // Российское предпринимательство. – 2008. – № 2.

Улюкаев А., Данилова Е. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. – 2008. – № 3.

Тема 8. Экономические и организационные закономерности
индивидуального и корпоративного предпринимательства


Организационные и финансовые преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства. Практика функционирования московского «инкубатора предпринимателей». Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса.

Практика использования лизинга и факторинга в российском предпринимательстве. Франчайзинг как интегрированная форма организации бизнеса. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.

Крупный бизнес в России: преимущества и недостатки крупного корпоративного предпринимательства. Финансово-промышленные группы: накопленный опыт и тенденции развития.

Регулирование эмиссии ценных бумаг в корпоративном предпринимательстве: проблемы и противоречия. Особенности коллективного инвестирования в странах ОЭСР.

Транснациональные корпорации: преимущества и проблемы глобализации политических и экономических процессов. Предпринимательство в российском нефтяном и газодобывающем секторе национальной экономики. Структура департамента управления рисками в корпорациях.

Литература

Основная

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.

Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2008.

Дополнительная

Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. – 2008. – № 7.

Жуков А. Экономический рост и корпоративное управление // Вопросы экономики. – 2008. – № 7.

Клинова М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса // Вопросы экономики. – 2008. – № 8.

Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении // Вопросы экономики. – 2008. – № 8.

Овчаров Е.А. О методах внутрикорпоративного контроля исполнения инвестиционных решений // Российское предпринимательство. – 2008. – № 9.

Смотрицкая И., Черных С. Институт контрактных отношений на рынке государственных заказов // Вопросы экономики. – 2008. – № 8.

Клейнер В. Корпоративное управление и эффективность деятельности компаний // Вопросы экономики. – 2008. – № 8.

Шаститко А., Радченко Т. Механизмы корпоративного управления: место акционерных соглашений // Вопросы экономики. – 2008. – № 10.

Тема 9. Организация собственной фирмы


Закономерности и механизм создания собственной фирмы. Поиск рыночной ниши. Емкость, насыщенность и конкуренция в отрасли. Генерирование деловой идеи. Моделирование отличий товара фирмы от предложений, уже существующих на современном рынке. Разработка технико-экономического обоснования производственной деятельности. Форма и содержание бизнес-плана. Организационно-правовой порядок регистрации предприятия.

Стадии развития предпринимательской фирмы. Сохранение конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе.

Система льготного предпринимательства. Особенности и практика использования особых экономических зон в России. Возможности сотрудничества с российскими благотворительными фондами.

Механизм кадрового обеспечения делового проекта. Использование потенциала внутреннего рынка труда. Поиск и определение границы между рекламой деятельности фирмы и коммерческой тайной.

Реформирование специальных режимов налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей. Оценка налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему налогообложения. Проблемы налогообложения и гражданской ответственности предпринимателя и его организации.
Литература

Основная

Авинаш Кошик. Веб-аналитика. Анализ информации о посетителях веб-сайтов. – Диалектика; Вильямс, 2009.

Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2008.

Дополнительная

Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. – 2004. – № 2.

Иванов А.П. Стоимостные критерии оценки эффективности управления
// Финансы. –
2008. – № 2.

Ильина Л.И. Эволюция и перспективы развития кооперативной собственности и финансовых отношений // Финансы и кредит. – 2008. – № 42.


Михайлов Ю.А., Белоусова Н.Н. Моделирование динамики финансового состояния предприятия при переводе производства на новую продукцию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Экономика. – 2003. – № 2.

Оськин А.И., Сергеева Л.А., Калашникова Н.В. Опыт экономического анализа и мониторинга предприятий // Деньги и кредит. – 2003. – № 3.

Учебные задания к СЕМИНАРСКИм ЗАНЯТИям

Тема 1. История, содержание и культура предпринимательства

Вопросы для обсуждения


        1. Природа, сущность и условия предпринимательской деятельности.

        2. История развития предпринимательской деятельности в России. Особенности современного предпринимательства.

        3. История предпринимательства за рубежом.

        4. Предпринимательство как новации в бизнесе.

  1. Экономическая неопределенность и риски предпринимательства. Взаимоотношения предпринимателя-собственника с предприимчивыми наемными сотрудниками: риски, проблемы и противоречия.

  2. Культура предпринимательства. Характерные черты предпринимателя и оценка предпринимательских качеств.

  3. Деловая и профессиональная этика.



Тема 2. Формы и виды предпринимательской деятельности

Вопросы для обсуждения


1. Классификация предпринимательской деятельности по формам собственности.

2. Виды предпринимательства по количеству собственников: индивидуальное и коллективное предпринимательство. Особенности семейного предпринимательства и деятельность благотворительных фондов.

5. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая и консультативная.

6. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Внутрифирменное, межфирменное и «уличное» предпринимательство.

7. Практика и проблемы посредничества в России. Сервисное предпринимательство. Инновационное предпринимательство.

Тема 3. Предприниматель как субъект экономических отношений

Вопросы для обсуждения


1. Внешние и внутренние условия развития предпринимательства в России. Государство – важнейший партнер предпринимателя.

2. Правовое регулирование различных видов предпринимательских отношений: недостатки законодательства и направления его совершенствования.

3. Механизм преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства.

4. Методы привлечения инвестиционных ресурсов.

5. Жизненный цикл предприятия и особенности его экономических связей на каждом из этапов этого цикла.

6. Внешняя среда предпринимательства в России и ее влияние на процессы криминализации экономических отношений.

Тема 4. Конкурентная среда и предпринимательская тайна

Вопросы для обсуждения


  1. Виды конкуренции. Особенности современной конкурентной борьбы в России.

  2. Экономическое поведение конкурентов и реакция предпринимателя.

  3. Недобросовестная конкуренция как фактор усиления предпринимательских рисков.

  4. Предпринимательская тайна и конкуренция. Содержание, принципы и механизм обеспечения предпринимательской тайны.

  5. Сведения, подлежащие обязательной публикации в средствах массовой информации. Сведения, не представляющие коммерческой тайны.

  6. Коммерческая тайна и реклама деятельности фирмы.



Тема 5. Предпринимательство, неопределенность, риск

Вопросы для обсуждения


        1. Место и роль рисков в экономической деятельности предпринимателя.

        2. Взаимосвязь максимизации прибыли, новаторства, неопределенности и риска.

        3. Виды рисков в деятельности фирмы. Распределение риска между участниками бизнеса.

        4. Средства разрешения рисков: избежание, передача, овладение риском, удержание риска на определенном (приемлемом) уровне.

        5. Объективные основы и субъективное восприятие финансовых рисков. Неопределенность в рискологии и типы реакции предпринимателей на нее.

        6. Риск и удача, риск и ущерб: взаимосвязь и противоречия.



Тема 6. Особенности предпринимательства на малом предприятии

Вопросы для обсуждения


1. Новые условия квалификации предприятий малого бизнеса и микро-предприятий; их эффективное использование при выборе сферы и характера деятельности.

2. Определение потребности в первоначальном капитале.

3. Подготовка бизнес-плана и технико-экономического обоснования делового проекта.

4. Проблемы налогообложения современных предпринимателей в России.

5. Современные возможности сотрудничества предпринимателя с инвестиционными банками.

6. Арендные отношения в структуре внешней финансовой среды предпринимательства.

Тема 7. Предпринимательство и услуги банка

Вопросы для обсуждения


1. Функции коммерческого банка и формы его сотрудничества с предпринимателем.

2. Виды и формы кредитов, предоставляемых бизнесу.

3. Экономическая оценка бизнеса как основа определения величины и особых условий кредита.

4. Инновационные отношения банков и предпринимателей.

5. Основные направления развития банковских услуг.

Тема 8. Экономические и организационные закономерности
индивидуального и корпоративного предпринимательства

Вопросы для обсуждения


1. Организационные и финансовые преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства.

2. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса.

4. Современные проблемы государственно-частного инвестирования.

3. Практика использования лизинга и факторинга в российском предпринимательстве. Франчайзинг в малом предпринимательстве России.

4. Крупный бизнес в России: преимущества и недостатки крупного корпоративного предпринимательства.

5. Регулирование эмиссии ценных бумаг в корпоративном предпринимательстве: проблемы и противоречия.

6. Транснациональные корпорации: преимущества и проблемы глобализации политических и экономических процессов.

Тема 9. Организация собственной фирмы

Вопросы для обсуждения


1. Закономерности и механизм создания собственной фирмы. Поиск рыночной ниши.

2. Генерирование деловой идеи. Моделирование отличий товара фирмы от уже существующих предложений на современном рынке.

3. Форма и содержание бизнес-плана.

4. Организационно-правовой порядок регистрации предприятия.

5. Система льготного предпринимательства.

7. Поиск источников финансирования делового проекта. Новый формат сотрудничества банков и других кредитных организаций с фирмами.

8. Механизм кадрового обеспечения делового проекта. Использование потенциала внутреннего рынка труда.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Природа, сущность и условия предпринимательской деятельности.

  2. История развития предпринимательской деятельности в России. Особенности возрождения предпринимательства в современный период российских рыночных преобразований.

  3. История предпринимательства за рубежом.

  4. Предпринимательство как новации в бизнесе.

  5. Экономическая неопределенность и риски предпринимательства. Взаимоотношения предпринимателя-собственника с предприимчивыми наемными сотрудниками: риски, проблемы и противоречия.

  6. Культура предпринимательства. Характерные черты предпринимателя и оценка предпринимательских качеств.

  7. Деловая и профессиональная этика.

  8. Классификация предпринимательской деятельности по формам собственности.

  9. Виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая, финансовая и консультативная.

  10. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Внутрифирменное, межфирменное и «уличное» предпринимательство.

  11. Механизм преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства.

  12. Основные направления сотрудничества партнеров по бизнесу.

  13. Методы привлечения инвестиционных ресурсов.

  14. Жизненный цикл предприятия и особенности его экономических связей на каждом из этапов этого цикла.

  15. Особенности современной конкурентной борьбы в российской экономике.

  16. Экономическое поведение конкурентов и поведение предпринимателя.

  17. Недобросовестная конкуренция как фактор усиления предпринимательских рисков.

  18. Предпринимательская тайна и конкуренция. Содержание, принципы и механизм обеспечения предпринимательской тайны.

  19. Коммерческая тайна и реклама деятельности фирмы.

  20. Место и роль рисков в экономической деятельности предпринимателя.

  21. Взаимосвязь максимизации прибыли, новаторства, неопределенности и риска.

  22. Виды рисков в деятельности фирмы. Распределение риска между участниками бизнеса.

  23. Новые условия квалификации предприятий малого бизнеса и микро-предприятий; их эффективное использование при выборе сферы и характера деятельности.

  24. Определение потребности в первоначальном капитале.

  25. Подготовка бизнес-плана и технико-экономического обоснования делового проекта.

  26. Арендные отношения в структуре внешней финансовой среды предпринимательства.

  27. Функции коммерческого банка и формы его сотрудничества с предпринимателем.

  28. Виды и формы кредитов, предоставляемых бизнесу.

  29. Инновационные отношения банков и предпринимателей.

  30. Организационные и финансовые преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства.

  31. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса.

  32. Практика использования лизинга и факторинга в российском предпринимательстве.

  33. Франчайзинг в малом предпринимательстве России.

  34. Крупный бизнес в России: преимущества и недостатки крупного корпоративного предпринимательства.

  35. Регулирование эмиссии ценных бумаг в корпоративном предпринимательстве: проблемы и противоречия.

  36. Транснациональные корпорации: преимущества и проблемы глобализации политических и экономических процессов.

  37. Закономерности и механизм создания собственной фирмы.

  38. Генерирование деловой идеи. Моделирование отличий товара фирмы от уже существующих предложений на современном рынке.

  39. Форма и содержание бизнес-плана.

  40. Система льготного предпринимательства.

  41. Поиск источников финансирования делового проекта.

  42. Новый формат сотрудничества банков и других кредитных организаций с фирмами.

  43. Механизм кадрового обеспечения делового проекта. Использование потенциала внутреннего рынка труда.

  44. Поиск и определение границы между рекламой деятельности фирмы и коммерческой тайной.

  45. Современные проблемы государственно-частного инвестирования

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины Философия открытого общества Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия открытого общества» : для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению...
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины культура звучащей речи Для студентов факультета журналистики обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура звучащей речи» / сост. Н. Ю. Ломыкина, Е. А. Тимченко. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики обучающихся по направлению подготовки бакалавров
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины Стилистика русского языка Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Стилистика русского языка как учебная дисциплина. Задачи, объем и содержание курса. Функционирование языковых и речевых средств как...
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины макроэкономика для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Охватывает все темы учебной программы. Студент выбирает из множества тем одну. Мотивы выбора могут быть разными. Это, например, желание...
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического факультета Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2009 утверждено
Учебно-методический комплекс дисциплины «Статистика» / сост. С. И. Кузин. М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 18 с
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология (031400. 62), также и подготовки бакалавра
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика» для студентов направления подготовки
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconПрограмма дисциплины язык рекламы для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Программа дисциплины «Язык рекламы» / сост. С. Н. Рощупкин. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 12 с
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва iconУчебно-методический комплекс дисциплины налоги и налогообложение для студентов экономического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Налоги и налогообложение» / сост. Л. А. Лигачева. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2010....
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница