Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания




НазваниеСеминарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания
страница1/5
Дата конвертации09.02.2013
Размер0.54 Mb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5

План семинарских занятий

по курсу «Концепции современного естествознания»



Тема 1. Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания. Панорама современного естествознания.


План семинара:

Вопросы к семинару

  1. Единство науки. Естествознание как интегративная наука (предмет, объект и задачи). Возникновение классического естествознания.



  1. Почему естествознание называют интегративной наукой?

  2. В чем специфика этих процессов дифференциации и интеграции в естествознании?

  3. Взаимосвязь наук в естествознании представляют в виде схемы.

Чем такая взаимосвязь объясняется? Какая историческая перспектива подразумевается при такой последовательности взаимосвязей? 

  1. В чем специфика классического естествознания? Чем оно отличается от неклассического?

  1. Структура и этапы (стадии) развития естествознания.

  1. Подготовьте краткие доклады о создателях различных этапов естествознания (по обобщенному плану): Демокрит, Архимед, Евклид, Аристотель, Птолемей, Коперник, Бруно, Галилей, Декарт, Кант, Лаплас, Линней, Ламарк, Дарвин, Менделеев, Фарадей, Максвелл, Эйнштейн, Планк, Бор, Гейзенберг, Фридман.

  2. Рассматривая таблицу 3 [Error: Reference source not found, с. 24 ] «Структура и этапы развития естествознания», определите какой тип мировоззрения характерен для создателей I – IV-го этапов




  1. Основные идеи современного естествознания.

1. Используя обобщенный план познания идеи (см. прил.10 (Error: Reference source not found, с.347), рассмотрите основные идеи современного естествознания (его «панораму») (см. Error: Reference source not found, с.18)

  1. Основные тенденции в развитии естествознания.




1. Основные направления в развитии естественных наук – физики, химии, биологии, астрономии, экологии, геологии.



Тема 2. Закономерности и специфика Природы и науки. Наука и культура.


План семинара:

Вопросы к семинару

    1. Наука: определение науки; элементы научного знания, их характеристики; предметная область науки; закономерности развития науки; процесс научного познания; формула науки;




  1. Проанализировав определение науки; элементы научного знания, их характеристики; предметную область науки; закономерности развития науки; процесс научного познания; формулу науки определите, зачем людям нужна наука? Чем полезна наука? Чем вредна наука? Попытайтесь при этом все плюсы и минусы записать в виде таблицы.

  2. Ответьте, в какой мере и как мы можем рассуждать о непознанных наукой явлениях? Чем можно руководствоваться, принимая решения в ситуациях с заведомо неполной информацией? 

  3. Предлагаем написать минисочинение на тему: «Каковы, по Вашему мнению, дальнейшие перспективы развития науки?»

  4. Язык науки и язык природы – в чем разница и сходство?




2. Философия науки: проблема демаркации; логический позитивизм; фальсификационизм; теория парадигм; эпистемологический анархизм; наука и лженаука; наука и истина;


  1. Фактически наука и движется от парадокса к парадоксу. Это вехи, которыми обозначены её взлеты. Но и падения тоже, поскольку выявление парадокса воспринимается вначале как наступление катастрофы, как развал искусно построенного здания. Согласны ли Вы с ним?

  2. Подготовьте доклады по темам: демаркация; логический позитивизм; фальсификационизм; теория парадигм; эпистемологический анархизм.

  3. Чем по вашему мнению отличается наука от лженауки? Встречаются ли какие-то элементы научного знания в лженауке?

  4. Сравните науку и лженауку по следующим параметрам: Характерные черты, Характеристики знания, Предметная область, объект, задачи, Закономерности развития, Методы, Формы знания, Основные тенденции развития

  5. Почему, на Ваш взгляд, определенные формы знания назвали лженаукой? Перечислите формы знания, которые в настоящее время считают лженауками.

  6. Подготовьте доклады по таким формам знания как: астрология, нумерология, хиромантия, …




3. Естественнонаучная и гуманитарная культура: предметная область культуры; основные признаки культуры и ее виды; путь к единой культуре (исходные трактовки).


  1. Как Вы понимаете, что такое «культура»? Приведите 8-10 различных (философских, педагогических, психологических, …) трактовок данного понятия.

  2. Исходя из анализа различных трактовок (которые можно оформить в столбик), определите на что сделан акцент в каждой из трактовок. Что является объектом и предметом культуры (исходя из приведенных трактовок)?

  3. Можно ли проиллюстрировать соотношения между различными сферами культуры в виде нижеприведенной схемы:




4 Каково место религии в культуре? В чем разница между верой и знанием?


  1. Сколько религий на Земле. Кратко опишите историю возникновения основных религий мира;

  2. Можно ли говорить о религии как таковой, или обязательно имеется в виду какая-то часть культуры?

  3. Почему же и в наше время многие исповедуют религию? Почему среди этих "многих" есть люди высокообразованные? Можно ли сказать, что религиозность человека это мера его духовного развития?

  4. Считаете ли Вы, что допустимо преподавание богословия в школах и вузах, присутствие священников в войсках, освящение зданий и собраний и т. д.? Почему?

  5. «Религия дает возможность духовного развития, основной которого являются: вера - открывает дверь для выхода, воля - дает силу и желание идти, знание - дает умение двигаться в правильном направлении, надежда - дает крылья, прощение - дает свободу, любовь - дает прочность, молитва - помогает направлять течения духовных энергий с целью создать творческое единство с Богом». Согласны ли Вы с этими вехами духовного развития? Как Вы это понимаете? Только ли в религии важно это утверждение?

  6. Какими, на Ваш взгляд, должны быть взаимоотношения науки и религии? Как церковь сегодня относится к науке, а наука – к вере?

  7. Почему взаимоотношения науки и религии складывались не всегда благополучно, и от этого страдали конкретные люди - нелегкой была судьба Роджера Бэкона, трагичной - Джордано Бруно, и т.д.?

5. Наука в духовной культуре общества (общая характеристика).


  1. Наука может выступать как: часть (отрасль) культуры; как способ познания мира; как социальный институт. Объясните суть каждого из утверждений. Есть ли какая-то связь между ними?

  2. Подготовьте доклады доказывающие или опровергающие утверждения о том, что наука – это часть (отрасль) культуры; способ познания мира; социальный институт

  3. Профессионально важные качества ученого можно рассматривать на различных уровнях, например: - на уровне задач деятельности ученого;  - на поведенческом уровне; - на уровне свойств личности. Основываясь на собственном опыте и на данных статистики определите, какие можно выделить обязательные личностные и профессионально важные (деловые) качества, которыми должен (не должен) обладать современный ученый?
  1   2   3   4   5

Похожие:

Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconПояснительная записка Курс «Концепции современного естествознания» предназначен для студентов как дневной, так и заочной формы обучения
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод. История естествознания, структура научных революций в развитии естествознания....
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconВопросы к экзамену Дисциплина «Концепции современного естествознания» Курс 3-й, группа 932, направление 010500, специальность 010501. 65
Естествознание в контексте культуры. Объект исследования. Структура естествознания
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconПрактикум по дисциплинам «Концепции современного естествознания», «Концепции современного естествознания физика» и«Физика»
Данный практикум разрабатывался в соответствие с образовательными стандартами по дисциплинам "Концепции современного естествознания",...
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconЕ. А. Коломийцева концепции современного естествознания краткий курс лекций
Учебное пособие предназначено для студентов мгупи, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания»
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconЛ. И. Аладинская концепции современного естествознания
Учебное пособие предназначено для студентов мгупи, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания»
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconКонцепции современного естествознания
Концепции современного естествознания [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconПо курсу концепции современного
Сборник методических материалов по курсу «Концепции современного естествознания». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 15 с
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconБюллетень новых книжных поступлений в ЦБ им. С. И. Шуртакова за I полугодие 2010 г. 20 Естественные науки. 20гя73 Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М
Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2009. 335 с (Основы наук). (В пер.): 170 р. 70 к
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconИнтегрированные среды в преподавании курсов «Общая химия» и «Концепции современного естествознания»
На кафедре химии Сибирского государственного университета путей сообщения ведутся работы по созданию и внедрению интегрированных...
Семинарских занятий по курсу «Концепции современного естествознания» Тема Естествознание как интегративная наука. Этапы истории развития и парадоксы естествознания iconПо истории и философии естествознания
Наука в системе культуры, наука как социальная деятельность, наука как сфера познания
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница