Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия»




НазваниеСтатья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия»
Дата конвертации09.02.2013
Размер98.41 Kb.
ТипСтатья
Статья

Зазулина Е. А.

Учитель химии и биологии

МБОУ «Гимназия»

Г. Черногорск

Исследовательская деятельность на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии.

В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Одной из форм организации деятельностного подхода в обучении химии является исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами, преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

В своей практике использую следующую технологию осуществления

исследовательской деятельности на уроке химии, представленную М.А.Шаталовым:

1. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);

2. Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.;

3. Постановка учебной проблемы;

4. Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки

гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного

решения проблемы);

5. Доказательство и применение найденного решения (путѐм выполнения

лабораторного опыта);

По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами

исследования и уроки-исследования.

На уроке с элементами исследования учащиеся

отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую

деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения

формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с

источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На таких уроках использую технологию проектного и проблемного

обучения.

Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу название основных

ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы. Веду учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод.

Использую вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что

такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание

предполагаемое или доказанное?

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования,

усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские

задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах),

ТРИЗ.

Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу названия

ступеней исследования, формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных.

Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использую вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает

следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному

формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской

деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом,

организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах.

Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком

этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените

результат! Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работы

И предлагаю учащимся следующую тематику практических работ исследовательского характера

класс

Основные темы, разделы программы (базовый уровень)

Исследовательские темы

(вариативная часть)

8 класс

1 Соединения химических элементов:

 

«Аморфные и кристаллические вещества»

Определение физических свойств веществ с различными типами кристаллических решёток

« Чистые вещества и смеси»

Нахождение различных способов очистки смесей веществ

 

«Кислоты и основания»

Мир индикаторов

2 Свойства растворов электролитов

Качественные реакции на катионы металлов

Ионные уравнения реакции

Вода как главный растворитель на Земле

9 класс

1 Металлы

 

Общие понятия о коррозии

Факторы влияющие на коррозию различных металлов

Соединения щелочноземельных металлов

Жесткость воды и способы её устранения

Железо, его свойства

Содержание ионов железа в природных водах

2 Неметаллы

 

Соединения галогенов

Биологическая роль галогенов

Кислород

Природные воды

Соли азотной и азотистой кислоты

Проблемы повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции

10 класс

1 Углеводороды

 

Природные источники углеводородов

Экологические проблемы нефтедобычи и транспортировки

2 Кислородосодержащие соединения

 

Сложные эфиры

Использование аспирина в быту и способы его хранения

Жиры

Искусственные добавки и содержание масел в твердых жирах

Мыла и синтетические моющие средства

Изучение строение мыла и создание смс

3 Азотсодержащие соединения

«Получение и исследование химических свойств гетероциклических соединений на примере кофеина»

4 Биологически активные вещества

 «Сколько витамина С в овощах и фруктах».

11 класс 

1 Строение атома

 

 

Периодический закон Д.И. Менделеева

Две теории

 

2 Химические реакции

Скорость химических реакций, факторы, влияющие на скорость химических реакций

 

 

Окислительно-восстановительные процессы формирующие облик земли

 

3 Химия в жизни общества

Парниковый эффект – за или против

При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

1) актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

2) соответствие интересам учащегося-исследователя;

3) реальная выполнимость;

4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

5) обеспеченность необходимым количеством различных источников.

Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Задания могут быть общеклассные и индивидуальные. Цель общеклассных домашних заданий – это изучение самого существенного, строго обязательного материала, овладение наиболее типичными умениями и навыками учебной работы. У общеклассного задания можно дифференцировать цель, объём, способ и срок выполнения. Индивидуальные домашние задания могут быть направлены как на преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, так и на расширение и углубление знаний по той или иной теме, на удовлетворение склонностей учащихся, на привитие интереса к учению. При отборе учебного материала для домашнего задания главное – это не объём работы, а характер мыслительной деятельности, которую ученики будут проделывать в процессе приготовления уроков. Сильным ученикам на дом можно дать выполнение творческих заданий. При одном и том же содержании домашнего задания отдельным ученикам целесообразно давать дополнительные вопросы, план, по которому следует читать тот или иной материал. Это поможет направить ход рассуждений, последовательность мысли ученика и лучше осознать изучаемый материал.

Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся высокого и среднего уровня осуществляется  во внеурочное время и эффективно при работе в составе научного общества учащихся (НОУ), на занятиях  элективных курсов, при написании исследовательских проектов, докладов,  научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

С этой целью с 2007 года мною ведутся дополнительные занятия, позволяющие сформировать личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Мои ученики активно участвуют и являются победителями городских олимпиад и призеры олимпиад республиканского этапа. А также ежегодно участвуют в научно-практических конференциях.

Гуркова Оксана, ученица 11 класса, которая в 2009 году заняла 1 место на городской научно-практической конференции и участник регионального этапа научно–практической конференции учащихся с темой: «Определение качества молока в продукции фирм разных производителей».

Грязнов Николай, ученик 11 класса, который в 2010 году победил на городском этапе научно-практической конференции, с темой: «Выращивание кристаллов из водных растворов солей». И также участник регионального этапа конференции, кроме этого работа была представлена на республиканской конференции им. В.В. Вернадского.

В этом учебном году Панасюк Анастасия, ученица 10 класса, участвовала в городской научно-практической конференции с темой: «Процесс технологии мыловарения разных сортов мыла в домашних условиях на основе детского».

Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.

Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках химии ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки, а также оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Похожие:

Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconРазработка урока по биологии для 6 класса Чикина Н. А., Моу гимназия №1 г. Липецка Статья. Воротникова О. М., Моу гимназия № Липецка
...
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconКонспект урока биологии для 6 класса по теме «Классификация растений» Сергей Александрович Шевченко, учитель биологии мбоу северная сош №13 Зимовниковского района Ростовской области
Сергей Александрович Шевченко, учитель биологии мбоу северная сош №13 Зимовниковского района Ростовской области
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconАктивные формы работы на уроках химии в условиях непрофильной школы Новокрещенова Лия Ивановна, учитель биологии и химии мбоу сош №29? Г. Новосибирск
В своей педагогической деятельности учителю необходимо создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной...
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconРешение задач по генетике Элективный курс: 10 класс (34 часа) моу парабельская гимназия учитель биологии и химии высшей кв категории Ратушняков В. В. Пояснительная записка
Целью курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconУрок биологии. Название темы: Экологические сукцессии
Ермолаева Валентина Валентиновна, заместитель директора по вр, учитель биологии мбоу сош с. Юмашево, Чекмагушевского района
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconУрока : "Генератор на транзисторе. Автоколебания" План конспект урока по физике, подготовила Мызникова Елена Викторовна, учитель физики мбоу гимназия №64, 11 класс. Тип урока
План – конспект урока по физике, подготовила Мызникова Елена Викторовна, учитель физики мбоу гимназия №64, 11 класс
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconФормирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии. Жукова Надежда Николаевна учитель биологии и химии мбоу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconБормотова Наталья Александровна, учитель химии мбоу «Вечерней (сменной) шк. №79», г. Северск, Томской области; 2011 г. Аннотация к урок
Бабий Татьяна Митрофановна, учитель химии моу «сош №198», г. Северск, Томской области
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconУчебники химии как средство подготовки учащихся к сдаче егэ
Г. Г. Набиуллина, учитель химии мбоу «Ново-Арышская сош» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан
Статья Зазулина Е. А. Учитель химии и биологии мбоу «Гимназия» iconМбоу петровская сош урюпинский район Волгоградская область Учитель биологии Галковская И. И. стр из
Методическое сопровождение и инструкции к использованию презентации «Сборник интерактивных тестов по биологии для 6 класса по теме...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница