Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия




НазваниеКраткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия
страница1/9
Дата конвертации08.02.2013
Размер1.15 Mb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Краткое содержание дисциплины

«Торгово-экономические отношения России в современных условиях»
Тема: 1.

Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия.

План

1.Предпосылки реформирования ВЭС России.

2.Этапы реформирования и создания сферы ВЭД.

3.Стратегические цели развития ВЭД России.

1. К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Несмотря на то, что в начале десятилетия ежегодный прирост внешнеторгового оборота СССР в 1,3 раза опережал рост национального дохода, обеспечивая до 16% поступлений в госбюджет, к концу его внешнеторговый объем снизился на 33%, составив лишь 6% национального дохода. Это явилось результатом, прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами.

Они строились на чрезмерно высоком объеме продаж сырья и энергоносителей (до 60% экспорта), что означало вывоз каждой 4-й тонны добытой нефти в 1988 г. (в 60-х гг. — лишь каждой 10-й). Одновременно сказывалось проявление «пассивного экспорта», низкой конкурентоспособности машин и оборудования — лишь 13,6% совокупного экспорта (в 1960 г. — 20,7%) и отсутствие продаж наукоемкой продукции и услуг. В итоге доля российской продукции в общем объеме мирового экспорта к началу 90-х гг. не превышала 3,5% (по данным ГАТТ), сохранив уровень дореволюционной России, при 20%-ной доле производимой продукции в мировом объеме промышленного производства.

В то же время доля экспорта машинно-технической продукции США и Японии к этому периоду превышала 40—65%. Кроме того, развитые страны ориентируются в большей степени на замещение поставок топлива и оборудования наукоемкой продукцией, самой эффективной составной мирового экспорта. Так, в 80-х гг. экспорт электронного оборудования шести основных стран-производителей нарастал в 2 раза быстрее поставок машин и оборудования. Экспорт услуг, например в США, обеспечивает 75% всех валютных поступлений, достигая 400 млрд. долл. в год.

Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка узкой группы товаров обернулись для России, прежде всего большими валютными потерями (45 млрд. руб. в 1985—1990 гг.) в связи с ухудшением условий мировой торговли и снижением цен на нефть в 1984—1989 гг.

Причинами неконкурентоспособности экспортной машинно-технической продукции послужили отчужденность производителей от внешнего рынка, отсутствие стимулов по улучшению качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии производства, отсутствие права распоряжаться заработанными валютными средствами.

Для внешней торговли того периода был характерен:

- необоснованно широкий ассортимент импорта химической продукции, некоторых видов проката, труб, руды, концентратов, металла из них, удобрений (в совокупности — до 13% импорта);

- оборудования для агропромышленного комплекса (21%), которое способна была производить отечественная промышленность;

- слишком завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5—36,3% всего импорта.

Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.

Значительный урон развитию ВЭД нанесла также устойчивая модель товарообмена с восточноевропейскими странами, основанная преимущественно на сложившихся в прошлом национальных структурах производства, что тормозило их качественные изменения и повышение научно-технического уровня.

Отсталость форм и низкая эффективность внешнеэкономического сотрудничества характеризовались незначительным уровнем компенсационных сделок (до 8%), прямых связей (до 0,3% внешнеторгового оборота), производственной специализации и кооперации (по специфической продукции до 5—15%). В странах Запада кооперационные связи и компенсационные поставки достигли к тому времени уровня 60—85% их внешнеторгового оборота.

2. Перечисленные негативные факты послужили основной причиной реформирования ВЭС, в котором условно можно выделить три этапа.

Первый этап (1986—1988 гг.) характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.

1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД.

Для облегчения перестройки ВЭС ряду отраслевых министерств (агропромышленному комплексу, Минсельхозмашу, Минхимпрому, Минавиапрому и др.) были полностью переданы из состава Министерства внешней торговли двенадцать внешнеторговых объединений с закрепленной номенклатурой экспортно-импортной продукции и персоналом.

2. Расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий (СП), международных объединений и организаций (МО), ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами (ABC) с целью ускорения научно-технического прогресса.

Второй этап (1989—1991 гг.) характеризовался дальнейшим развитием ВЭД и формированием системы государственного регулирования данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование и контингентирование экспорта). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. получили все производители товаров и услуг.

На первых двух этапах реформы принципиальные изменения коснулись всей системы организации управления ВЭС и порядка осуществления ВЭД. Были реорганизованы структуры и изменены функции основных управленческих звеньев, отвечающих за ВЭС. Созданы новые функциональные подразделения по ВЭД на отраслевом и территориальном уровне, а также в составе крупных предприятий—производителей экспортной продукции.

На начало 1989 г. право выхода на внешний рынок имели только 55 министерств, 150 производственных объединений и 8 межотраслевых научно-технических комплексов. В составе отдельных министерств были созданы внешнеторговые фирмы (ВТФ), самостоятельно заключавшие внешнеторговые контракты — «Лада» (завод АвтоВАЗ), «Полет» (1-й Московский часовой завод) и др. Число участников ВЭД к этому времени достигло 28 тыс.

На третьем этапе, начиная с 1992 г., усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и ее либерализации.

Новая стратегия ВЭД России была разработана в середине 1992 года с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР:

- разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений;

- отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.

К внутренним факторам добавились внешние. Прежде всего - внешний долг, составивший на начало 1992 г. 81 млрд. долл. (без восточноевропейских стран) и необеспеченность зарубежных активов развивающихся и слаборазвитых стран, долг которых достигал 142 млрд долл., а также сокращение внешнеторгового оборота с бывшими партнерами из Восточной Европы в результате разрушения прямых и кооперационных связей и перехода к расчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.

Сказалась также неблагоприятная конъюнктура мировых цен на готовую продукцию и сырье в результате спада деловой активности и производства в западных государствах.

Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Выход новых государств на международные рынки противоречит интересам давно закрепившихся на них развитых стран, поэтому сопротивление со стороны последних неизбежно. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.

Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран — членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли.

3. Ориентация на мировой рынок еще долгое время будет оставаться для России исключительно выгодным экономическим направлением, что соответственно потребует экспортной структуризации национальной экономики более быстрыми темпами, чем, например, конверсия военного производства. Для обеспечения этого процесса Правительством России были впервые определены стратегические цели и приоритетные направления дальнейшего развития ВЭД России до 2010 года:

- развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;

- создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне - путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;

- формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;

- устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска;

- рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплектного оборудования и лицензий и др.).

Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагает также изменение действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка.

Механизм должен базироваться на приоритете экономических мер государственного регулирования - валютного, налогового, таможенного, обеспечивая защиту внутреннего рынка и производителей от разрушительного воздействия неоправданно быстрого перехода на мировые цены и от иностранной конкуренции. В современных условиях целесообразно, также применение нетарифных методов регулирования ВЭД для защиты важнейших стратегических отраслей российской экономики.
Тема 2.

Национальные интересы России.

Проблемы интеграции в мировую экономику.

План

1. Национальные интересы России с позиции ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12. 03.

2. Место России в системе современных мирохозяйственных связей.

3. Процесс расширения интеграции России в мировую экономическую систему.

1. Важнейшим среди законодательных актов по регулированию внешнеторговой деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (заменил Федеральный закон от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»), определяющий основные принципы ее регулирования:

1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2. равенство участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено Федеральным законом;

3. единство таможенной территории Российской Федерации;

4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5. обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8. обоснованность и объективность применений мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике российской Федерации;

10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;

I1. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности;

12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В Федеральном законе в значительной мере устранены недостатки предыдущего Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 года, учтены современные реалии внешнеторговой деятельности России и особенности ее торговой политики. Настоящий закон в большей степени соответствует условиям и требованиям современной рыночной экономики. В законе учтены положения действующего российского законодательства в этой сфере (Гражданский, Налоговый кодексы и др.)

Все вопросы в законе структурированы, определен порядок регулирования внешнеторговой деятельности для федеральных и региональных (республиканских и других) органов власти и ее осуществления - для участников ВЭД. Возможность принятия региональных правовых актов, не соответствующих федеральным законам (что особенно часто практиковалось в России в 90-е годы), в том числе препятствующих свободному передвижению товаров и услуг, в значительной степени устранена и нейтрализована.

Наличие принципиальных положений по регулированию внешнеторговых операции с товарами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности в одном законодательном акте свидетельствует об увеличении степени «прозрачности» внешнеторговой сферы.

2. В условиях политики интеграции России в мировое хозяйство роль внешнеэкономических связей в экономике страны резко возросла. Доля экспорта в ВВП России, составившая в 2007 г. более 40%. Значение топливно-сырьевых отраслей в экспорте России достигло значительных масштабов. На экспорт в 2007 г. поставлялось 50% всей добываемой нефти, 40% нефтепродуктов, 33% газа, 75% минеральных удобрений, 85% целлюлозы. Именно за счет возросшей доли экспорта этих отраслей при резком падении производства в других отраслях экономики и увеличилась экспортная квота.

Возросшая зависимость российской экономики от внешних связей оказывает на нее двоякое влияние. С одной стороны, топливно-сырьевые отрасли в условиях сужения внутреннего рынка получили возможность компенсировать это ростом поставок своей продукции на внешний рынок, в результате чего производство в этих отраслях или сохранилось, или сократилось в значительно меньших масштабах, чем в других отраслях. Эти отрасли стали основными источниками доходов государственного бюджета.

С другой стороны, однобокое развитие экспорта, в котором на долю топлива, сырья и полуфабрикатов приходится около 87%, поставило российскую экономику в весьма уязвимое положение.

Известно, что конъюнктура на топливно-сырьевые товары весьма изменчива, подвержена колебаниям под влиянием самых разных факторов, в результате чего, при сохранении и даже росте физического объема экспорта валютные поступления могут снижаться.

Несмотря на существенное увеличение российского экспорта в 1999—2007 гг. в связи с ростом мировых цен на нефть, газ и некоторые другие сырьевые товары, сложности, которые испытывает российская внешняя торговля, остаются. Они связаны не только с конъюнктурой мировых рынков. Дело в том, что к настоящему времени практически исчерпаны возможности экстенсивного расширения российского экспорта даже за счет топливно-сырьевых товаров с точки зрения, как внутренних возможностей, так и возможностей их реализации на мировых рынках. Доля продукции топливно-сырьевых отраслей, поступающей на внешний рынок, достигла практически предельных величин. Более того, в случае начала устойчивого экономического роста в стране и соответственно возрастания внутреннего спроса на топливо, сырье, металлы экспортный потенциал сырьевых отраслей без существенного увеличений объема производства неизбежно уменьшится.

Вместе с тем изменилось и положение на внешних рынках этих товаров. Европейский рынок нефти — главный рынок для российского нефтяного экспорта — насыщен, в частности в связи с ростом добычи нефти в Северном море. Страны Восточной Европы, стремясь диверсифицировать свой импорт нефти, уменьшают закупки ее и нефтепродуктов в России. При сохранении тенденций к энергосбережению в промышленно развитых странах рассчитывать на существенное увеличение поставок российских нефти и нефтепродуктов в Европу не приходится.

С серьезной конкуренцией на мировых рынках встречаются российские экспортеры металлов. Весьма отрицательно на положении отечественной металлургии сказываются ограничения, введенные в США на поставки металлов из России. В последнее время большие трудности в реализации своей продукции на мировых рынках испытывает и химическая промышленность, основным экспортным товаром которой являются минеральные удобрения.

Все это говорит о том, что дальнейшее расширение российского экспорта требует радикальных шагов по повышению конкурентоспособности продукции отечественной обрабатывающей промышленности, прежде всего продукции машиностроения, и стимулирования ее экспорта. В последние годы доля экспорта машиностроительной продукции в общем экспорте, включая экспорт, в страны - члены СНГ, составляла 10—11% (в 2002 г. — 9,1%). Такая величина для промышленно развитой страны недопустимо мала.

Общий спад промышленного производства в России особенно сказался на машиностроении, где объем производства за 1991 - 1998 гг. сократился более чем в 3 раза. В результате страна стала утрачивать свои позиции даже в тех отраслях машиностроения, где она была конкурентоспособна на мировых рынках, например в энергомашиностроении, станкостроении и др. По оценке, из общего сокращения промышленного производства на 50% на продукцию, которая была конкурентоспособна на мировых рынках, приходится 15%.

На рубеже нового столетия в мировой экономике приоритетное значение приобретают наукоемкие производства и промышленно развитые страны Запада стремятся закрепить за собой роль поставщиков продукции этих производств на мировой рынок.

Нашей стране развитые страны Запада стремятся отвести в мировой экономике место поставщика сырья и топлива.

Россия со своим мощным научно-техническим потенциалом, высококвалифицированными кадрами, в том числе в оборонном комплексе, не может и не должна соглашаться на роль сырьевого придатка Запада в мировом хозяйстве. Важно добиться не просто экономического роста, а такого роста, который способствовал бы развитию самых современных производств. Особого внимания заслуживают наукоемкие отрасли. Очевидно, что без государственной поддержки расширение позиций российских товаров обрабатывающей промышленности, в том числе наукоемкой продукции, на мировых рынках невозможно.

Важным путем увеличения экспорта наукоемкой продукции может стать расширение производственной кооперации с иностранными фирмами, в процессе которой российские предприятия могли бы выпускать и поставлять им детали или узлы для производства сложной продукции. Такая кооперация с западными фирмами способствовала бы повышению технического уровня российских предприятий.

Было бы неверно в современных условиях интеграции России в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, резко возросшей зависимости от внешнего рынка стремиться к обеспечению всех внутренних потребностей за счет собственного производства. Сегодня даже в масштабах крупных стран невозможно развивать все отрасли. В России, внутренний рынок которой существенно сузился по сравнению с имевшимся в СССР, тем более важно взять курс на выбор производств, которые обеспечивали бы основные внутренние потребности (с учетом фактора экономической безопасности) и вместе с тем стали конкурентоспособными на мировых рынках. Вопрос об экономической безопасности приобрел по ряду направлений большую остроту. Зависимость обеспечения потребностей страны в лекарствах, продовольствии, и ряде других товаров от импорта слишком высока.

В российском импорте по-прежнему велика доля продовольственных товаров и сырья для их производства. Причина этого заключается как в состоянии отечественного сельскохозяйственного производства, так и в отсутствии продуманной политики защиты внутреннего рынка, когда даже те продовольственные товары, которые производятся в стране, не доходят до потребителя. Растут закупки химических товаров, хотя большинство отраслей российской химии сократило производство, а некоторые из них, в частности фармацевтическая промышленность, на грани раздала. В целом импорт машин и оборудования составляет более 20% всего импорта, но ввоз промышленного оборудования в условиях резкого сокращения инвестиций в промышленность невелик. По стоимости ( в долл.) по сравнению с 1990 г. он сократился почти в 3 раза. Сегодня значительную часть импорта машин и оборудования составляют легковые автомобили. Очевидно, что импорт более активно должен использоваться для закупки новейшего оборудования и технологий, которые могли бы способствовать повышению технического уровня производства в России.

Для решения проблем внешней торговли крайне важным является соединение промышленной и внешнеэкономической политики. Они должны дополнять друг друга и способствовать решению общих задач. Необдуманная либерализация внешнеэкономических связей в начале рыночных реформ нанесла огромный ущерб отечественной промышленности. Формирование новой структуры отечественной промышленности невозможно без определенных форм защиты внутреннего рынка со стороны государства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080115 «Таможенное дело»
«Торгово-экономические отношения России в современных условиях» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconКраткое содержание курса Курс «Политология»
России и Востоке, политическая система общества и управление, политические отношения, процессы и участие в политике, политическое...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconКраткое содержание лекций № Тема лекций. Краткое содержание
...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Охватывает теоретико-концептуальные и социально-экономические основы внешней политики России в современных условиях, а также тактико-стратегические...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconЗакон от 4 января 1999 г. N 4-фз "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" Принят Государственной Думой 2 декабря 1998 года Настоящий Федеральный закон в соответствии со
Федерации устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconВоспитательный потенциал курса орксэ, как условие становления личности гражданина России
В современных условиях содержание воспитательного процесса основывается на отечественных духовных традициях, нравственных приоритетах...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconСписок призеров открытого конкурса студенческих работ «Москва крупнейший центр развития внешнеэкономических связей России» Лучшие дипломные работы: Первое место: Вергун А.
Вергун А. Н. (Мгимо-университет) за дипломную работу «Создание свободных экономических зон в России как способ привлечения иностранных...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconПрограмма дисциплины Имущественные отношения супругов для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Требования к студентам: приступая к изучению курса Имущественные отношения супругов, студент должен знать гражданское право России,...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconПрограмма дисциплины Основные направления деятельности
Цель курса – дать студентам представление об основных направлениях политики и современных проблемах Европейского союза наиболее важного...
Краткое содержание дисциплины «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» Тема: Реформа внешнеэкономических связей России, её цели, приоритеты, последствия iconПрограмма-концепция по химии для общеобразовательных классов мбоу сош п. Надвоицы Введение
России. Все это делает необходимым переосмыслить цели, задачи, содержание и технологии обучения химии в нашей стране. Намного более...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница