Рабочая программа дисциплины в 08 "Управление техническими системами" для специальности




НазваниеРабочая программа дисциплины в 08 "Управление техническими системами" для специальности
Дата конвертации08.02.2013
Размер154.65 Kb.
ТипРабочая программа
ВНУТРЕННЯЯ ОПИСЬ

ДОКУМЕНТОВ УМК


В.3.08 “УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ”


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Колесные и гусеничные машины»
УТВЕРЖДАЮ

Декан автотракторного факультета

______ Ю. В.Рождественский

"___" _______________20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины В.3.08 "Управление техническими системами"

для специальности 190109 "Наземные транспортно-технологические средства»

факультет Автотракторный

кафедра разработчик Колесные и гусеничные машины

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по специальности 190109 "Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Колесные и гусеничные машины», протокол №____ от "__"____ _20 __года.

Зав. кафедрой разработчика

канд. техн. наук, доцент В.Н. Бондарь
Ученый секретарь кафедры

канд. техн. наук, доцент В. И. Дуюн

Разработчик программы

канд. техн. наук, доцент А.В. Разношинская

Челябинск 2010

  1. Введение

Учебный курс В.3.08 "Управление техническими системами"

относится к циклу дисциплин по выбору по специальности 190109 "Наземные транспортно-технологические средства»

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Согласно требованиям ГОС к уровню подготовки выпускник по специальности 190109 "Наземные транспортно-технологические средства», изучив дисциплину "Управление техническими системами", должен:
иметь представление:

- об истории становления и развития дисциплины, теоретических научно- технических проблемах, связанных с изучением и анализом автоматических систем многоцелевых гусеничных и колесных машин;

- о вкладе российских ученых в развитие дисциплины;

- об основных тенденциях и перспективах развития автоматических систем машин;
знать:

– методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся теории автоматического регулирования;

– принципы работы, свойства, технические характеристики, конструктивные особенности технических систем;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты при работе с элементами технических систем.
уметь:

- использовать научно - техническую и справочную литературу для решения конкретных задач по специальности;

- пользоваться контрольными системами, устройствами и приборами основных типов;

- оценивать влияние параметров отдельных элементов технических систем на показатели машины в целом и на этой основе осуществлять оптимальный выбор и агрегатирование названных элементов;

- анализировать результаты экспериментов и высказывать гипотезы о возможных причинах несовпадения результатов эксперимента с тем, что предсказывала теория;

- работать с технической документацией, литературой, научно-техническими отчетами, справочниками и другими информационными источниками;

- оценивать показатели качества АС машин по данным эксплуатационных наблюдений;
Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины
Для успешного изучения и освоения дисциплины студенты должны владеть знаниями, полученными при изучении дисциплин: "Математика", "Физика", "История техники", "Конструкции многоцелевых гусеничных и колесных машин", "Теория силовых установок", "Электротехника и электроника", «Трансмиссии», «Теория движения», «Механизмы поворота».

Кроме того, студенты должны иметь навыки практического применения методов элементарной и высшей математики и выполнения расчетов с применением ЭВМ.
2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Преподавание и изучение дисциплины "Управление техническими системами" в университете имеет целью: сформировать у студентов систему научных знаний и профессиональных навыков, необходимых для анализа и оценки работоспособности технических систем, являющихся объектами инженерной и управленческой деятельности будущего специалиста (автомобили, технологические машины и оборудование, сервисные предприятия и др.).
Задачами преподавания дисциплины являются:

умения грамотно разработать автоматическую систему, оценить ее статические и динамические свойства для специальных и дорожно-строительных машин, на основе знания основных законов влияния частных характеристик на показатели машин.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Состав и объем дисциплины


Вид учебной работы

Всего часов

9 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72

Аудиторные занятия

36

Лекции (Л)

18

Практические занятия (ПЗ)

18

Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа студентов (СРС)

36

Курсовой (проект) работа

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

Объем работы

72



4. Содержание дисциплины
Таблица 2 – Разделы дисциплины, виды и объем занятий


Номер раздела, темы.

Наименование разделов,

тем дисциплины

Объем в часах по видам

Всего

Л

ПЗ

С

ЛР

СРС

1.

Введение в дисциплину. Цель, задачи и предмет изучения. Место дисциплины в последующей деятельности инженера. История возникновения автоматических систем. Основные понятия теории автоматического управления.

3

1

1

-

-

1

2.

Принципы автоматического управления, классификация автоматических систем. Применение методов автоматики к проектированию гусеничных и колесных машин.

10

3

3

-

-

4

3.

Основные элементы автоматических систем, типовые измерительные, усилительные и исполнительные устройства систем автоматического управления. Статическая и астатическая системы автоматического управления.

6

2

2

-

-

2

4.

Типовые входные воздействия в автоматических системах. Переходная функция звена (системы). Импульсная переходная функция (весовая функция) звена (системы).

8

2


2


-

-

4

5

Связь между различными характеристиками автоматической системы. Передаточная функция.

6

2


2








2

6

Классификация и характеристики типовых звеньев АС (статические - линейная, нелинейная, с зоной нечувствительности, динамическая) - переходная характеристика). Типовые соединения элементов АС. Передаточные функции и частотные характеристики типовых звеньев АС.

8

3

3







2

7

Построение переходной функции h (t) автоматической системы по методу проф. В. В. Солодовникова.

8

3


3


-

-

2

8

Оценки качества систем. Теория оптимального управления.

5

2


2







1



Итого


72

18

18

-

-

36


4.2. Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1. Введение. Общие понятия теории управления

Введение в дисциплину. Цель, задачи и предмет изучения. Место дисциплины в последующей деятельности инженера. История возникновения автоматических систем. Основные понятия теории автоматического управления. Примеры управляемых технических систем, используемых на транспорте

Тема 2. Принципы автоматического управления.

Принципы управления по отклонению, по возмущению, комбинированный принцип, принцип адаптации. Преимущества и недостатки основных принципов управления. Классификации автоматических систем по различным признакам. Применение методов автоматики к проектированию гусеничных и колесных машин.

Тема 3. Статическая и динамическая характеристики для анализа системы автоматического управления. Основные элементы автоматических систем, типовые измерительные, усилительные и исполнительные устройства систем автоматического управления. Потенциометрические датчики. Сельсин-датчики. Электронные и полупроводниковые усилители. Гидравлические приводы. Схема центробежного регулятора АС класса «мощность».

Тема 4. Процессы в автоматических системах. Основные способы математического описания элементов и систем управления. Составление дифференциальных уравнений элементов автоматической системы. Линеаризация уравнений. Типовые воздействия. Классификация и динамические характеристики типовых звеньев АС. Типовые соединения элементов АС. Последовательное, параллельное и соединение с обратной связью.

Тема 5. Переходная функция звена (системы). Импульсная переходная функция (весовая функция) звена (системы). Связь между различными характеристиками автоматической системы.

Тема 6. Типовые соединения элементов АС. Передаточные функции и частотные характеристики типовых звеньев АС.

Тема 7. Построение переходной функции h (t) автоматической системы по методу проф. В. В. Солодовникова.

Тема 8. Показатели качества процессов регулирования в АС. Время регулирования и перерегулирования, быстродействие системы. Устойчивость АС.
5. Лабораторные работы

Программой дисциплины лабораторные работы не предусмотрены.

6. Практические занятия



Таблица 3 – Состав и объем практических занятий


Номер занятия

Номер раздела или темы

Наименование и краткое содержание

практических занятий

Характер занятий и цель

Кол-во часов

1

1

Введение. Общие понятия ТАР

Практическое изучение вопросов по учебным пособиям, материалам лекции

1

2

3

Принципы ТАР, применение в технике

Изучение поставленных вопросов по учебным пособиям. Практическое изучение основных принципов теории автоматического регулирования на примере элементов транспортных систем

3

3

2

Основные элементы автоматических систем

Изучение классификации элементов транспортных систем по функциональному назначению, построение функциональных схем транспортных систем с помощью учебных пособий и материалов лекций

2

4

2

Типовые воздействия. Классификация и динамические характеристики звеньев АС.

Практическое изучение вопросов с помощью учебных пособий и материалов лекций.

2

5

2

Математическое описание элементов автоматических систем

Практическое изучение вопросов с помощью учебных пособий, материалов лекций. Составление уравнений динамики.

2

6

3

Типовые соединения элементов АС.

Практическое изучение вопросов с помощью учебных пособий, , материалов лекции. Выполнение расчетов

3

7

3

Построение переходной функции h (t) автоматической системы по методу проф. В. В. Солодовникова.

Практическое изучение вопросов занятия с помощью технической литературы и материалов лекции. Построение переходной функции по методу Солодовникова

3

8

2

Показатели качества процессов регулирования в АС.

Практическое изучение вопросов занятия с помощью технической литературы и материалов лекции, выполнение расчетов.

2

Всего часов

18


6.2 Контрольные вопросы по практическим занятиям
1. Основные цели, которые достигаются при создании АС? Основные понятия теории автоматического управления? Номенклатура управляемых технических систем, используемых на транспорте

2. Какие принципы управления необходимо использовать в АС? Классификации АС?

3. Начертите функциональные схемы систем построенных на основе принципов управления по отклонению, управления по возмущению, комбинированного принципа и принципа адаптации.

4. Статическая и динамическая характеристики для анализа системы автоматического управления.

5. Основные элементы и технические характеристики автоматических систем, типовые измерительные, усилительные и исполнительные устройства систем автоматического управления.

6. Потенциометрические датчики. Сельсин-датчики. Электронные и полупроводниковые усилители. Гидравлические приводы.

7. Процессы в автоматических системах. Основные способы математического описания элементов и систем управления. Составление дифференциальных уравнений элементов автоматической системы. Линеаризация уравнений.

8. Типовые воздействия. Классификация и динамические характеристики типовых звеньев АС.

9. Типовые соединения элементов АС. Последовательное, параллельное и соединение с обратной связью.

10. Переходная функция звена (системы). Импульсная переходная функция (весовая функция) звена (системы). Связь между различными характеристиками автоматической системы.

11. Сравнить переходные процессы статической и астатической АС

12. Типовые соединения элементов АС. Передаточные функции и частотные характеристики типовых звеньев АС.

13. Построение переходной функции h (t) автоматической системы по методу проф. В. В. Солодовникова.

14. Показатели качества процессов регулирования в АС. Время регулирования и перерегулирования, быстродействие системы. Устойчивость АС.

15. Начертить схему центробежного регулятора АС класса «мощность»
7. Семинарские занятия
Таблица 5 – Состав и объем семинаров


Номер семинара

Номер раздела или темы

Наименование и краткое содержание

семинара

Кол-во часов

























Программой дисциплины семинарские занятия не предусмотрены.
8. Самостоятельная работа студентов (СРС)
8.1. Курсовой проект (работа) или семестровое задание.
Таблица 6 – Состав и объем курсового проекта (работы) или семестрового задания


Номер раздела

Наименование и содержание разделов

семестровой работы

Объем расчетной и графической частей

Кол-во часов на одного студента













Программой дисциплины курсовой проект не предусмотрен.
8.2 Перечень тем для самостоятельного изучения.

1. Построение статической характеристики АС. Статическая характеристика машины с бесступенчатой автоматически управляемой передачей.

2. Типовые динамические звенья. Построение структурных схем. Структурная схема бесступенчатой передачи.

3. Динамические характеристики АС. Передаточная функция АС и ее основных элементов.

4. Частотные характеристики АС, их анализ.

5. Методы оценки переходных процессов.

6. Оценка качества управления в АС.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
9.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Мельников А.А. Теория автоматического управления техническими объектами автомобилей и тракторов – М.: Академия, 2003. – 280 с.

  2. Солодовников В.В., Плотников В.Н., ЯковлевА.В. Основы автоматического управления. —М.; Машиностроение, 1985. -536 с.


Дополнительная литература

1. Голубничий Н.И. и др. Беседы по автоматике. – Киев, - «Техника», 1973. -232с.

2. Воронов А.А. Основы теории автоматического управления. Автоматическое регулирование непрерывных линейных систем. – 2-е изд., перераб. –М.: Энергия, 1980. -312 с.

3. Ванюрихин Г.И., Герасимов А.Н., Лучко С.В. и др. Основы автоматического управления. – М.: Воениздат, 1972. – 328 с.

4. Болдырев Р.Н. Расчет автоматической системы класса «мощность» / Учебное пособие. – Челябинск, ЧПИ, 1987. – 57 с.
9.2. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Презентация курса в программе PowerPoint.ъ

2. Проектор для демонстрации иллюстраций;

Похожие:

Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «управление техническими системами»
Целью преподавания дисциплины «Управление техническими системами» является формирование знаний студентов по основам анализа и свойствам...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 09 «Станции и узлы» для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) ( для железнодорожного транспорта )
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая программа дисциплины сд. 07. 03 «техническое обслуживание зданий и сооружений» для специальности 08050265 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Управление инвестициями» студентам заочной полной формы обучения специальности...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая программа по Высшей математике наименование дисциплины для специальности
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая программа для направления 550200 "Автоматизация и управление", для специальности
Рабочая программа составлена на основе гос впо по направлению 550200 “Автоматизация и управление“ и специальности 210100 “Управление...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая учебная программа дисциплины «антикризисное управление» для студентов, обучающихся по специальности
Программа курса «Антикризисное управление» составлена согласно примерной учебной программы умо
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconРабочая программа по дисциплине Электротехника и электроника (наименование дисциплины) Для подготовки
...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconПрограмма дисциплины по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (Управление инновациями). –...
Рабочая программа дисциплины в 08 \"Управление техническими системами\" для специальности iconПрограмма дисциплины для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» Форма обучения очная, заочная
Антикризисное управление [Текст]: Рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 28 с
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница