Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии




НазваниеЛекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии
Дата конвертации07.02.2013
Размер77.4 Kb.
ТипЛекция
Лекция 3. Библиотерапия.
1. Общая характеристика библиотерапии.

2. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов)

3. Особенности групповой фрмы библиотерапии.

4. Психокоррекция процессов по библиотерапии

5. Анализ жанров литературы с точки зрения их использования в библиотерапии.
1.Общая характеристика библиотерапии.
Библиотерапия имеет два корня:
biblio” – книга

theraphy” – уход, забота, лечение
-представляет собой отрасль психотерапевтической деятельности, целью которой является коррекционное чтение.
Известный психолог Мясницкий указывал:

«Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии, психокоррекции.
Под библиотерапией понимается специальная коррекция воздействий на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное чтение отличается от обычного своей направленностью на те или иные психические процессы ( на состояние, свойства личности и т.д..)

Если эти психические состояния изменены, то для их нормализации; если они не изменены, то для их гармонизации; улучшения – если разбалансированы.
Коррекциооное воздействие чтения проявляется в том., что те или иные образы и с ними связанные чувства, влечения помогают заменять тревожные мысли и чувства, и направляют их по новому руслу к новым целям.

Т.О. можно ослаблять или усиливать воздействия на психику клиента.
В ходе библиотерапии клиент ведёт читательский дневник.

Анализ дневников, записей нередко раскрывает суть субъекта.

Интерпретацию художественного произведения, основанную на восприятии и может быть использовага для диагностических целей для дальнейшей психокоррекции.
Достоинством терапии является разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатлений, запечатляемости, длительность,

а повторяемость средств воздействия - интимность воздействия.
Библиотерапия рекомендуется и детям и взрослым с проблематикой личностного и эмоционального плана.

2. Этапы библиотерапии
Организацию библиотерапевтического процесса, можно представить последовательностью этапов:
1) самоподготовка психокорректора:

- психолог, который работает с людьми – он составляет список литературы для себя – это значит, что он знаком с производством . с целым процессом, как работать с этим процессом, как работать со страхами , тревогами…и.т.д.

самоподготовка психотерапевта заканчивается тогда, когда у него имеется множество списков литературы, имеются краткие анатации , должны быть зафиксированы наиболее важные темы, проблемы , мысли.

Психолог должен иметь по три наименования на каждый жанр . И всех произведений около 21 одного всех жанров.

Если психолог работает в учреждении, то эти книги должны быть у него в кабинете.

Во время чтения клиенту можно разрешить делать пометки, интересные места, говорить ему то, что удивительно подчёркнуто.
2) первичное изучение клиента

включает 4-е характеристики:
а) сбор социально – демографических данных:-

- пол

- возраст

- национальность

- религиозная принадлежность

-социальная группа

- профессиональная группа

- занятость общественным производством
б) определить основную проблему и состояние здоровья клиента:
в) изучение анамнеза, личное знакомство с ним. Беседа с ним;
г)изучение его социально личностных проблем

3) построение модели библиотерапии для этого клиента

- синтезировается вся информация личности этого человека и намечаются задачи психокоррекции
4) формулировка конкретных целей и задач библиотерапии

- психолог обязательно проводит своеобразный консилиум с врачом с педагогом, учителем; они обмениваются данными об этом клиенте.
5) выбор необходимой тактики ведения библиотерапевтического процесса

2 модели библиотерапии:

- лечебная (производит психиатр)

- профилактическая:

* составляется библиотерапевтическая литература – что клиент должен прочитать

* выбирается метод работы с этим клиентом

противопоказания к библиотерапии – низкий интеллектуальный уровень
6) непосредственное осуществление библиотерапии -

психотерапевтическая беседа - большая роль, как форма – переписка

-если человек начал говорить, то это очень хорошо;

-если молчит и не хочет разговаривать, то проблема ещё далека от выздоровления, даже агрессия – это уже положительная реакция
7) корректировка тактики и методики

- цель: внести необходимые изменения, которые не были видны в начале этого процесса.

На этом этапе психолог пишет резюме каждому клиенту и вручает этому человеку.

Вручить резюме – дать объективно развёрнутую ситуацию( но не оценку) , отразить динамику: откуда человек пришёл и до каких целей возвысился, указать особенности его психологии, положительные черты личности, и указать какие тенденции у него саморазрушительные.

Резюме как документ имеющий значение, как свидетельство воспринимается по-другому

В беседе человек склонен к сопротивлению. Возмущению, а через письмо – он будет думать над этим.
8) результат библиотерапии

- цель библиотерапии считается достигнутой, если в ней улучшено душевное и физическое состояние, если пациент приобретёт навыки противостоящие негативному влиянию мира

При окончательной встрече психолог должен выразитьвосхищение динамикой развития клиента.

Подчеркнуть, что человек сам преодолел эти трудности, главное делал он, а психолог только обозначал проблему.

3. Групповая библиотерапия.

Составляется группа из 6-8 клиентов, подбирается небольшое по объёму произведение, которое читается вслух. Проводится дискуссия. Определяется ценностная ориентация каждого человека, клиенты себя иденцифицируют с героями.
4. Психокоррекционные процессы при библиотерапии.

Условно можно разделить на 2 группы:

- специфические

- неспецифические
Неспецифические характеризуются широтой, универсальностью воздействия на все личные и конкретные изменения в целом, а именно, это:

- успокоение

- удовольствие

( они чувствуют себя отделёнными от проблемы )

- уверенность в себе ( возникает у человека при идентификации себя с героями, чаще автобиографические произведения)

- общая психическая активность

Коррекционное чтение стимулирует нормальные и защитные психические реакции, что способствует удалению, смягчению, уменьшению травмирующих переживаний.

Необходимы произведения яркие, вызывающие сильные яркие эмоции, но которые небольшие, со счастливым концом, добрые. Положительные и т.д..
Специфические коррекционные процессы характеризуются более узкой специфической направленностью на какой-то психический процесс, либо на чувства, мышления, либо узкой направленности личности.
Контроль над психическими процессами осуществляется путём усиления их за счёт повтореня воспроизведения деталей, он может изменять воздействие на личность как при обычных., так и при сильных переживаниях.
Контроль разделяется на несколько степеней:

* понимание своего положения, осознания воздействия на себя различных психогенных факторов

* понимание роли собственной личности в развитии своего состояния

* осознание своих истинных отношений к важным жизненным проблемам.
Эмоциональная проработка –

- её основное значение заключается в том., что она помогает человеку проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей и делать это при поддержке и коррекции психолога.

Это позволяет человеку научиться более оптимальным реакциям и помогает избежать слишком бурных и слишком слабых эмоциональных переживаний.
Тренировка

- проигрываются воображаемые диалоги, моделируя альтернативные поведенческие способы, человек примеряет эти формы реагирования к себе.
Разрешение конфликта.

-Это своеобразный синтез контроля эмоций, проработки и тренировки или тех умений, которые человек получил в ходе тренировки.
Таким образом, чтение книг может совпадать с психо - эмоциональными проблемами клиента, позволяет человеку видеть другие пути и выходы из тупика.


5. Анализ жанров литературы с точки зрения их использования в библиотерапии.
1. Специальная литература по медицине, психологии и педагогике.

-считается что она имеет первостепенное значение для стимуляции успокоения. Эта литература наиболее авторитетна ( Синельников. «Возлюби болезнь свою».)

Задачи чтения этого круга литературы:

- давать достаточные для оптимистической ориентации знания, устранять неправильное представление о себе, ориентировать в процессе преодоления трудностей, стимулировать общую активность клиента.
2. Научно-пулярная литература.

- она выполняет те же функции, что и специальная, но предназначена для менее приготовленных читателей, не с таким образовательным уровнем.

Задачи этого круга литературы – дать наиболее общие представления о сложных областях знания.
3. Философская литература – её предназначение помочь клиенту получить цельное разностороннее представление о себе и о мире в целом. Клиент должен понять, что между миром и его субъективным миром обязательно могут быть противоречия и это нормально. Естественно. Когда человек осознаёт это , то получает успокоение ( не один такой)
Литературная критика

Публицистика

Историческая литература, религиозная
4. Биографическая и автобиографическая литература.

Эта литература сильнее воздействует, чем художественная, т.к. она имеет фактографический характер ( реальные события) . Сюда принято включать жития святых.
5. Классическая литература.

Обладает огромными возможностями, необходимо использовать небольшие произведения., миниатюры. Лучше брать то, что не изучается в школьной программе, т.к. с ними могут быть связаны определённые ассоциации.
6. Юмористическая и сатирическая литература.

(Беспроигрышный вариант: Чехов. «Гость».)

- повышает уверенность в себе, стимулирует положительные эмоции

- помогает обнаружить юмор в разных ситуациях.
7. Афористическая литература.

- господствуют отточенные идеи, совершенные в своей законченности, они развивают границы кругозора, усваиваются очень легко, приучают спокойно относиться к противоречиям, приучают видеть крайности и относиться к ним спокойнее.
8. Фольклор и сказочная литература.

Лучше применять к женщинам и детям. В этой литературе содержатся идеалы добра , справедливости, нравственности, чистоты, в ней оккупируется опыт столетий.
9.Поэтическая литература .

Не работает с мужчинами. Работает только с женщинами.
10. Научно- фантастическая.

Отличается выходом за пределы обычного и это является психотерапевтическим эффектом – всё необычно.
11 . Детективная и приключенческая литература.

Для среднестатических мужчин . Здесь доходчивость, занимательность, таинственность, интуиция, острое ощущение риска.
12. Драматургия.

При чтении пьес клиенты в большей степени отождествляют себя с действующими лицами.

Для лиц с затруднённым общением – лучший вариант.!!!

Похожие:

Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconПсихологический анализ произведений клиентов в процессе применения техник библиотерапии каяшева Ольга Игоревна
Рактике, предполагающий использование готовых литературных произведений, либо их создание самим клиентом [4]. Библиотерапия также...
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconАнна Владимировна Плеханова Аспирант, кафедра социально-культурной деятельности гоувпо «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»
Роль библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры младших школьников
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconИспользование библиотерапии в работе с читателями
Актуальной проблемой является вопрос определения круга чтения с целью библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь...
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconОт составителя: Уважаемые коллеги!
Сегодня в массовую библиотеку идут не просто за книгой, но и за советом, консультацией, ради минут общения. И библиотекарь всегда...
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconПлан-конспект урока общая характеристика типа Членистоногие: особенности строения и жизнедеятельности. Класс Ракообразные. (Тема урока)
Общая характеристика типа Членистоногие: особенности строения и жизнедеятельности
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconЛекция 6 тема: Классификация и общая характеристика оопт план: Сущность и принципы заповедного дела. Понятие и общая характеристика оопт. Определение оопт
Когда гениальный естествоиспытатель В. В. Докучаев назвал «царя почв» – чернозем – главным богатством России, он при характеристике...
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconЛекция 1 введение 1 Общая характеристика брожения. Виды брожения. 2 Характер микроорганизмов, применяемых в бродильных производствах
Краткая характеристика основных производств, основанных на применении микроорганизмов
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconЭкзаменационные вопросы по дендрологии фитоценоз, его характерные особенности на примере лесной растительности. Плодово-ягодные растения, используемые в озеленении
Общая характеристика семейства Маслинные. Морфо-экологическая характеристика и хозяйственное значение важнейших родов и видов
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconТематический план лекций (анатомия) № п/п Тематика лекций Вводная лекция. Основные этапы развития анатомии
Морфофункциональная, генетическая и антропологическая характеристика костей туловища и конечностей
Лекция Библиотерапия. Общая характеристика библиотерапии. Этапы библиотерапии (организация библиотерапевтических процессов) Особенности групповой фрмы библиотерапии iconСпециальность: 1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования»
Особенности педагогической профессии. Характеристика педагогических способностей
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница