А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок




НазваниеА. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок
страница1/7
Дата конвертации06.02.2013
Размер0.82 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7
Ответы на зачет/экзамен по предмету «Риторика»
Источники – Ивин А.А. логика для журналистов; Леммерман Х. «Уроки риторики и дебатов»

1. Предмет риторики, его место в системе гуманитарного знания. Риторика как искусство убеждать, как искусство хорошо говорить, как наука об эффективных коммуникациях.

2. Риторика и этика

3. Античная риторика. Софисты. Сократ. Цицерон. Квинтилиан.

4. Средневековая риторика.

5. Целевые установки речи

6. Архитектура доказательства

7. Правила выдвижения тезиса.

8. Правила аргументации

9. Дедуктивная демонстрация.

10. Индуктивная демонстрация

11. Демонстрация по аналогии

12. Дополнительные виды демонстрации

13. Может ли единичный факт выступать средством доказательства? Пример. Иллюстрация. Образец.

14. Опровержение.

15. Искусство спора. Правила конструктивного спора. Уловки в споре.

16. Пять частей классического риторического канона

17. Расположение или композиция материала (dispositio).

18. Средства усиления выразительности: тропы и фигуры

19. Подготовка к выступлению. Искусство запоминания.

20. Особенности взаимодействия оратора и аудитории

21. Система Body Language (язык тела) и ее роль в коммуникации

22. Ораторское искусство в России
1. Предмет риторики, его место в системе гуманитарного знания. Риторика как искусство убеждать, как искусство хорошо говорить, как наука об эффективных коммуникациях.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.

Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят Исократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа – «литературным».

Определения в русле «логического» направления: искусство правильной речи с целью убеждения; наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С.И.Гиндин); убеждающая коммуникация (Й.Коппершмидт); наука речевых действий.

Определение в русле «литературного» направления: филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего, прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой (В.Н.Топоров).

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением. Неориторика не отвергла результатов, полученных в русле «литературного» направления. Более того, некоторые исследователи риторики по сей день уделяют преимущественное внимание эстетическим качествам речи. Сегодня можно говорить о мирном сосуществовании и взаимном обогащении «логического» и «литературного» направлений при доминировании первого.

Традиционно различаются общая и частная риторика. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная риторика рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека.

Наибольшее воздействие на общественное сознание в каждую эпоху оказывают доминирующие виды речевой коммуникации. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины привлекают наибольший интерес. В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика.
2. Риторика и этика

Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй – дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей – военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой – юбилейную (похвальную) речь или речь застольную (тост).

Этика – это наука о законах нравственности и морали общества. Понятие ораторской этики применимо скорее всего к информационно-пропагандистской речи. Риторика должна использоваться прежде всего на благо общества, помогать решению социальных задач, заставлять слушателей задуматься над какими-либо моральными и нравственными проблемами.

Также ораторская этика предполагает то, что оратор не должен использовать «запрещенных» приемов, используемых преимущественно для опровержения антитезиса: «аргумент к личности», «аргумент к невежеству», «аргумент к силе», введение в заблуждение многословными пустопорожними рассуждениями, манипулирование многозначностью слов, подмена понятий на омонимичные и т.д.

Однако их следует знать, чтобы распознать у оппонента. Подобными приемами пользовались еще софисты в Древней Греции. Для их изучения сложилась специальная прикладная риторическая дисциплина – эристика. Поскольку софисты не составляли подробных списков своих приемов и уловок (иначе спрос на их преподавательские услуги снизился бы), подробное описание и систематизация уловок принадлежит более поздним временам. Среди известных работ в этой области – брошюра А.Шопенгауэра Эристика.
3. Античная риторика. Софисты. Сократ. Цицерон. Квинтилиан.

Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. Софисты первые поместили человека в центр внимания философии, осуществили анализ его познавательных способностей, содействовали развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Разработанные софистами принципы релятивизма и скептицизма были одним из источников древнегреческого идеализма.

Софи́сты (греч. - умелец, мудрец) - учители мудрости и красноречия, философы, которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за деньги. Наиболее значительными софистами были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации (например, Протагор тяготел к рабовладельческой демократии, а Критий был врагом демократии), ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии (Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгий и Антифонт — на идеи элейской школы и т. п.), ни по их собственным философским идеям.

Исторически с понятием «софизм» неизменно связывают идею о намеренной фальсификации, руководствуясь признанием Протагора, что задача софиста - представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. Примеры софизмов:«Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше»; «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».

Вырождение софистики началось уже в IV в. до н. э. (Евтидем и др.). Софисты постепенно превращались в фокусников, берущихся с помощью софизмов и др. способов (подробно описанных Аристотелем в «Софистических опровержениях») защищать или опровергать любые мнения.

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своем творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признает проблем, характерных для философов тех времен: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п.

По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики - вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа. При этом Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно - диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.

Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).

Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины — огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».

В итоге в Греции сложились два стиля ораторского искусства – богато украшенный и цветистый азианизм и возникший как реакция на злоупотребление украшательством простой и сдержанный аттицизм. В Древний Рим риторика проникает в I веке до н.э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме.

Первым последователем азианизма направления был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма. Сочинения: Оратор, Брут, Об ораторе - в них Цицерон рассуждает о построении и содержании речи, о выборе одного из стилей в соответствии с содержанием речи, о периоде и об источниках убеждения.

По мнению Цицерона, оратором может быть только разносто­ронне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит по­литического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн. В трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяще­ством и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвы­шенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках чле­нов периода.

Наиболее полное выражение римская риторика получила в труде Квинтилиана. Квинтилиану принадлежит самый полный античный учебник по красноречию. В нем Квинтилиан систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.
4. Средневековая риторика.

В первом столетии н.э. появляется гомилетика - христианская проповедь и искусство проповеди. Теоретические, моральные и социальные основы гомилетики даны в главе X Евангелия от Матфея.

В теоретическом смысле средневековая риторика (гомилетика) почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем (посланий) и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой.

По задумкам гомилетиков, проповедь приводит к изменениям в общественной среде речи. Новое понятие справедливости как этической категории затронет этические и юридические основы общества: "не мир вам принес, но меч". Благодаря этим изменениям сложится новая система воспитания: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня", "...а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Посредством проповеди формируется новый человек для нового творчества.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconСеминар-тренинг по проблемам биоэтики для журналистов Республики Беларусь программа
День Презентация дистанционного образовательного курса по биоэтике для журналистов стран СНГ
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconРабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации для специальности 030602 «Связи с общественностью» (СО)
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconРабочая программа учебной дисциплины логика и теория аргументации для специальности 030602 «Связи с общественностью» (СО)
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами, направления "Логика " специальности...
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconСтатья 144 ук РФ предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Взаимодействие журналистов и сми с правоохранительными органами является одним из немаловажных аспектов проблемы воспрепятствования,
Взаимодействие журналистов и сми с правоохранительными органами: некоторые проблемы в свете воспрепятствования законной профессиональной...
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconМетодическое пособие по курсу «Основы логической культуры»
Из этого следует, что логика наука. Истина и логика взаимосвязаны. Поэтому значение логики трудно переоценить. Логика помогает доказывать...
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconА. А. Денисов формализм диалектической логики диалектическая логика
Диалектическая логика – это прежде всего логика человеческого мышления на вербальном уровне, т е в формах человеческой речи. Хотя...
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconСтандарты качества информации в сми рекомендации для журналистов Извлечение из Практического пособия для журналистов «сми и выборы в Кыргызстане 2005»
Приведенные ниже критерии качества информации являются далеко не полными. Мы выбрали самые основные критерии, характеризующие качественную...
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок icon«логика» для студентов отделений «Экономика и право» и «Социология» факультета экономической кибернетики Новосибирск 2004 Составитель
Настоящий курс «Логика» читается как курс общей формальной логики гуманитарных специальностей
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconВопросы к зачету по курсу «Логика» для студентов всех форм обучения
Логика и язык. Естественный и искусственный язык. Элементы логики высказываний и логики предикатов
А. А. логика для журналистов; Леммерман Х. Урок iconПоложение о проведении Всероссийского фестиваля юных журналистов
Учредители фестиваля: Лига юных журналистов России, Творческое объединение юнпресс, Тольяттинский Государственный Университет
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница