Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов




НазваниеНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов
страница1/6
Дата конвертации06.02.2013
Размер0.75 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
ЕСТЕСТВОЗНАНИе для экономистов


Учебно-методический комплекс




Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент
________________ А.Р. Саруханян
«___ » _______________ 2012 года

наименование специальности

080109.65 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЭКОНОМИСТ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».
Протокол № «_1_» от «__29__» __августа_____ 2012 года

Автор-составитель:
Л.К. Долгат – преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Рецензенты:
А.А. Волков, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»;
В.Д. Грачев, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЮИ РПА Минюста России.


Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Естествознание для экономистов» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


© НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», 2012

Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание для экономистов» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.



ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Естествознание для экономистов» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности экономиста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые знания и навыки и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Преподавание концепций современного естествознания преследует следующие цели:

– формирование необходимого современному специалисту комплекса компетенций в сфере изучения и понимания универсальных методов познания и законов развития природы, общества и человека;

– формирование системного представления о современной научной картине мира и перспективах развития планетарного социума, знакомство с характерными особенностями современного этапа развития естествознания;

– формирование естественнонаучной и гуманитарной основ организационно-управленческой, проектной и профессиональной компетенций.

– понимание специфики естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры, ее связей с особенностями мышления;

– формирование представлений о ключевых особенностях стратегий естественнонаучного мышления;

– понимание сущности трансдисциплинарных и междисциплинарных связей и идей и важнейших естественнонаучных концепций, лежащих в основе современного естествознания;

– осознание проблем экологии и безопасности жизнедеятельности общества в связи с основными концепциями и законами естествознания;

– формирование представлений о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания;

– понимание роли исторических, естественноисторических и социокультурных факторов и законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники, а также в процессе диалога науки и общества;

– формирование представлений о естественнонаучной картине мира как глобальной (универсальной) модели природы, отражающей целостность и многообразие естественного мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Введение. Естествознание в мировой культуре. Структура, методология, история естествознания.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Развитие личности и потребность в гармонии. Естественнонаучная картина мира как необходимая составляющая культуры. Рациональный и интуитивный способы познания. Наука как особый вид интеллектуальной деятельности людей. Научный метод: причины возникновения, возможности, ограничения. Специфика естественнонаучного методологии. Уровни и формы знаний. Классификация законов естествознания. Гипотезы и опыт. Вербальная модель. Научные теории. Парадигмы науки

История естествознания. Естествознание как единая наука о природе. Научные революции. Тенденции развития естествознания. Панорама современного естествознания. Рождение новой эволюционно-синергетической парадигмы науки. От целостного естествознания к целостной культуре. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Путь к единой культуре.
Тема 2. Пространство, время, движение.
Развитие взглядов на пространство, время, движение в истории науки. Концепция пространства и времени как основа построения научной системы мира. Измерение пространства – времени. Пространство и время в античной картине мира Аристотеля. Классическая концепция абсолютного пространства и абсолютного времени. Параметры движения в классической механике. Принципы относительности Галилея. Механистическая картина мира Ньютона, ее эвристическое значение.

Концепция пространства – времени и движения в современной естественнонаучной картине мира. Релятивистский принцип относительности Эйнштейна. Понятие о теории относительности как современной физической теории пространства – времени. Постулаты и следствия специальной теории относительности. Преобразование пространственных и временных координат. Свойства пространства и времени. Одновременность, длительность событий, длина и масса тел в разных системах отсчета. Абсолютность пространственно-временного интервала. Взаимосвязь пространства и времени, образующих единую форму существования материи. Взаимосвязь массы и энергии. Соотношение классической и релятивистской механики. Принцип соответствия. Представление об общей теории относительности. Принцип эквивалентности. Вещество и пространство - время. Гравитация и искривление пространства – времени.

Масштабы пространства и времени. Микро-, макро-, мегамиры. Мегамир и современные астрофизические и космологические концепции. Методы изучения Вселенной. Современные представления о структуре Вселенной. Солнечная система. Галактика. Метагалактика. Виды космических объектов. Представления об эволюции звезд.

Эволюция Вселенной. Космологичесие модели Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна, Фридмана. Возникновение и утверждение концепции расширяющейся Вселенной. Эффект Доплера. Закон Хаббла. Реликтовое излучение. Прошлое Вселенной ("горячая" Вселенная Гамова). Большой взрыв, начало расширения. Будущее расширяющейся Вселенной. Диалектика единства мега- и микромира.
Тема 3. Ритмы, колебания, волны.

Ритм как всеобщее свойство материи. Космические и биологические ритмы.

Колебательные системы. Свободные колебания. Диссипативные колебательные системы. Автоколебательные системы в неживой природе, биологии, в социально-экономической сфере.

Концепция сплошной среды и упругие волны. Общая характеристика волнового движения. Волновое уравнение. Скорость, энергия волн. Стоячие волны. Звуковые волны. Ультразвук.

Связь между электричеством и магнетизмом. Основные положения теории электромагнитного поля. Электромагнитные волны

Волновые процессы в социально-экономической сфере. Автоволны.
Тема 4. Фундаментальные свойства материального мира. Принципы симметрии и законы сохранения.

Фундаментальные законы сохранения: импульса, момента импульса, энергии, электрического заряда.

Принципы симметрии. Симметрия пространства и времени. Симметрия относительно переноса (однородность пространства). Поворотная симметрия (изотропность пространства). Временная симметрия (однородность времени). Симметрия относительно обращения во времени. Зеркальная симметрия. Симметрии и фундаментальные законы сохранения: импульса, момента импульса, энергии. Симметрии элементарных процессов. Нарушение зеркальной симметрии. Асимметрия. Асимметрия в биологии. Скрытая симметрия.

Взаимодействие. Фундаментальные взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное (ядерное). Полевая форма материи. Близкодействие и дальнодействие. Принцип суперпозиции.

Структурные уровни организации материи. Прерывистое (дискретное) строение вещества. Модель частицы (корпускулы). Особенности взаимодействия на атомно-молекулярном уровне организации материи. Газы, жидкости, твердые тела. Модели агрегатных состояний. Фазовые переходы.

Корпускулярно-волновой дуализм. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Концепция дискретного (квантового) описания механизма излучения энергии атомом. Тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Рождение квантовой концепции излучения. Фотон и его характеристики. Дуализм "волна – частица".

Волновые свойства частиц. Волны де Бройля. Основные принципы квантовой механики. Волновая функция и ее статистический смысл. Дуализм "частица – волна".

Различные модели механики. Динамические и статистические закономерности в природе и их описание. Классическая механика. Релятивистская механика. Квантовая механика, корпускулярно-волновой дуализм. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Детерминизм Лапласа. Индетерминизм.

Квантовая концепция взаимодействия и механизм обменного взаимодействия. Переносчики взаимодействия. Их особенности. Калибровочные поля. Перспективы разработки единой теории взаимодействий.

Спонтанное и вынужденное излучения. Кооперативное поведение атомов и излучения. Оптические квантовые генераторы (лазеры). Лазер как автоколебательная система. Понятие о голографии. Лазерные технологии.

Микромир и концепции современного естествознания. Структура атомных ядер и их устойчивость. Радиоактивность. Радиология. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Классификация элементарных частиц. Кварки. Физический вакуум.
Тема 5. Системы. Законы сохранения и диссипации энергии. Самоорганизация.

Термодинамический и статистический методы описания систем. Принципы равновесной термодинамики. Термодинамическая система. Микро-, макро- и мегамиры. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Равновесное состояние.

Равновесный процесс. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принципы сохранения энергии (первое начало термодинамики); компенсации, необратимости или возрастания энтропии, (второе начало термодинамики). Необратимость времени (стрела времени).

Открытые системы. Необратимые процессы. Неравновесность. Потоки и силы в различных системах. Теплопроводность и диффузия. Второе начало термодинамики для открытых систем. Линейные неравновесные системы. Теорема Онзагера. Принцип взаимности. Принцип минимума производства энтропии.

Самоорганизация в неживой и живой природе. Сильно неравновесное состояние системы. Понятие о сильно неравновесной термодинамике. Диссипативные структуры. Нелинейность. Структура Бенара (тепловая конвекция) как явление самоорганизации в физике. Явления самоорганизации в химии. Самоорганизация биологических систем. Устойчивость, бифуркация, нарушение симметрии. Информация. Генетический код.

Понятие о кибернетике, синергетике и общей теории систем. Синергетика и экономика.
Тема 6. Особенности химического уровня организации материи.

Учение о составе вещества. Эмпирико-аналитическая концепция химических элементов Лавуазье. Атомно-теоретическая концепция химического элемента. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.

Химические процессы. Учение о химических процессах. Реакционная способность веществ. Зависимость реакционной способности веществ от состава, структуры, природы сореагента. Амфотерность неорганических. Закономерности развития и проблемы структурной химии. Природа химической связи.

Теория реакционной способности органических соединений Бутлерова А.М. зависимость ее от структуры. Понятие порядка связей. Правила влияния одних атомов на другие. Идея миграции химических связей. Бульвален. Пределы структурной химии. Таутомерия - равновесная изомерия органических веществ.

Закономерности химического процесса. Скорость химической реакции. Закон действующих масс. Закон Вант-Гоффа. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Эндотермические и экзотермические процессы. Тепловой эффект реакции и энтальпия. Катализ. Энергия активации. Термодинамика химических процессов.

Эволюционная химия. Биокатализ. Самоорганизация биологических систем. Самоорганизация – основа химической эволюции. Химическая иерархия соединений. Различие подходов к проблеме самоорганизации предбиологических систем. Концепция субстратного подхода. Отбор активных соединений в природе. Две формы вещественной основы химической эволюции. Функциональный подход к проблеме самоорганизации материальных систем.
Тема 7. Особенности геологического и биологического уровня организации материи.

История планеты Земля. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Химическая эволюция Земли. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географический подход. Географическая оболочка Земли. Эволюция климата Земли. Происхождение планет солнечной системы.

Особенности биологического уровня организации материи. Организация живой материи. Сущность живого, его основные признаки. Гипотезы о происхождении жизни. Уровни организации живого. Живая клетка, ее строение и функционирование. Механизм управления клеткой. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Систематика живых организмов. Таксоны.
Тема 8. Эволюция. Принципы универсального эволюционизма.

Эволюция. Принципы универсального эволюционизма. Порядок и хаос. Аттракторы эволюции. Второе начало термодинамики как динамический принцип эволюции. Необратимость времени. Биологическая эволюция. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Пути, направления и движущие силы биологической эволюции. Принцип естественного отбора как механизм эволюции. Генетика и эволюция. Синтетическая теория биологической эволюции.
Тема 9. Биосфера. Человек. Ноосфера.

Биосфера. Биосфера и космические циклы. Закономерности эволюции биосферы. Использование энергии живыми организмами. Биотический круговорот. Динамика процессов в биосистемах: конкуренция – сосуществование.

Моделирование биоценозов с учетом воздействия техносферы.

Человек. Появление человека как закономерный этап эволюции биосферы. Место человека в структуре животного мира. Эволюция человека. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Современные психологические концепции. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы.

Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе и эволюция социально-экономических систем.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» внешнеэкономические связи
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» физическая культура
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» внешнеэкономические связи
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» налоги и налогообложение
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» управление персоналом
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» концепции современного естествознания
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерский управленческий учет
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» внешнеэкономические связи региона
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница