Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа)




НазваниеЭкономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа)
страница1/3
Дата конвертации06.02.2013
Размер383.12 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3
На правах рукописи


ГУК СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Экономическая безопасность регионального развития:

институциональные условия, социальные императивы,

инструментарий обеспечения

(на примере Дальневосточного федерального округа)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

экономическая безопасность

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов – на – Дону – 2008

Диссертация выполнена на кафедре экономической теории Морского

государственного университета им. адм. Г.И.Невельского г. Владивостока

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Исаева Людмила Алексеевна.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Кочергина Татьяна Евгеньевна

кандидат экономических наук, доцент

Латушко Наталья Александровна
Ведущая организация: Северо-Кавказская академия

государственной службы

Защита состоится «17» октября 2008г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.02 по экономическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд. 307.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

С авторефератом – на официальном сайте университета: www.sfedu.ru.

Автореферат разослан «16» сентября 2008г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. М.Горького, 88, экономический факультет ЮФУ, диссертационный совет Д 212.208.02 по экономическим наукам, ауд. 209, ученому секретарю.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., доцент

Малейко Л.П.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Значение и острота проблем экономической безопасности возрастают на переломных рубежах развития стран. Именно этим и объясняется тот факт, что проблемы экономической безопасности России в последние годы вышли на передний план.

Первоочередной характер решения проблем экономической безопасности в России объясняется, прежде всего, тем, что переход от плановой экономики к рыночной сопровождался тяжелыми экономическими потрясениями во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Ситуация еще больше осложнилась развалом Советского Союза как единого административно- экономического пространства. Одновременно в международных отношениях Россия столкнулась с естественным стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах СНГ в своих экономических и политических интересах. Эти и другие дестабилизирующие факторы создали угрозу экономической безопасности России.

Тот факт, что в России до сих пор сохранились проблемы, свойственные транзитивным экономическим системам, обусловливает отнесение ее мировым сообществом к странам с переходным типом экономики. Процесс повышения темпов экономического роста сопровождается ростом дифференциации регионов по уровню жизни и сохранением структурной деформации экономики. По- прежнему, на повестке дня стоит проблема необходимости разработки критериев оценки экономической безопасности страны и определения основных угроз экономической безопасности Российской Федерации и ее регионов с целью их профилактики.

Необходимость и важность решения этой проблемы в Дальневосточном федеральном округе объясняется тем, что данный регион – это территория с особенным природно-ресурсным потенциалом, специфическими федеральными функциями (в первую очередь оборонной), географическим положением, обусловливающим значительные транспортные издержки. Являясь в России самым крупным по территории, дальневосточный регион занимает довольно скромное положение в российской экономике, причем за время реформ по большинству показателей регион потерял даже те позиции, которые имел. Несмотря на это до настоящего времени не разработана концепция экономической безопасности ДВФО. Высокий уровень миграции населения Дальнего Востока в западные и центральные регионы в совокупности с низким уровнем жизни свидетельствует о том, что одной из главных угроз экономической безопасности региона является низкий уровень экономической безопасности личности.

Степень разработанности проблемы. Первое исследование национальной экономической безопасности отечественными учеными было проведено в 1994 году. В подготовке этого исследования участвовали члены РАН Л. Абалкин, А. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов. В нем впервые была разработана система индикаторов национальной экономической безопасности, ее оценка.

Методологические подходы к понятию «экономическая безопасность» содержатся в работах Л. Абалкина, С. Афонцева, А. Алешина, Е. Ведуты, А. Илларионова, В. Овчинникова, С. Глазьева, С. Дзарасова и других ученых.

Начиная с 1994 года, Л. Абалкин, С. Глазьев, В. Медведев и другие ученые стали выдвигать множество вариантов угроз общих для экономики России и ее регионов. При этом в период с 1994 по 1998 гг. большинство предлагаемых угроз являлись общими для всех регионов России и были вызваны, в большинстве своем, транзистивным характером экономики. Идентификацией основных угроз экономической безопасности РФ с. 1998 и по настоящее время занимаются коллективы ученых под руководством В.Сенчагова, В. Олейникова, В. Богомолова. В 2005 г. В. Олейников была предложена классификация угроз для разных типов регионов, в зависимости от их геополитического положения и уровня развития.

Ученые Уральского отделения РАН (А. Татаркин, А. Куклин, О. Романова и др.) одними из первых разработали методику оценки уровня экономической безопасности для регионов с градообразующим предприятием и в 1996 г. предложили модель управления экономической безопасностью на региональном уровне. Собственные методики оценки уровня экономической безопасности региона позднее были предложены в работах Н. Дюженковой, С. Лелюхина и ряда других исследователей.

Большинство работ по данной тематике посвящено изучению национального и регионального уровней экономической безопасности, определению пороговых показателей экономической безопасности. Проблеме обеспечения экономической безопасности личности посвящены исследования Л. Гончаренко, Е. Куценко, Е. Олейникова. До настоящего времени остаются нерешенными вопросы влияния отдельных факторов, в частности уровня экономической безопасности личности, на безопасность экономической системы в целом, отсутствует общепринятая методика расчета уровня экономической безопасности, практически не рассматривается вопрос о взаимосвязи регионального и личностного уровней экономической безопасности.

Актуальность исследования экономической безопасности на региональном и личностном уровнях, недостаточная проработка данного вопроса предопределили выбор темы исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка механизма обеспечения безопасного регионального развития на основе анализа институциональных условий региона и мониторинга состояния его экономической безопасности, а также выделение социальных императивов в системе критериев его безопасности.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

  • на основе анализа исследований в области экономической безопасности обобщить представления о сущности национальной и региональной экономической безопасности, раскрыть и обосновать социально-экономическое содержание категории «экономическая безопасность личности»;

  • выделить и систематизировать основные угрозы экономической безопасности РФ и ее регионов на современном этапе используя субъектно-объектный анализ;

  • разработать принцип систематизации методов оценки региональной экономической безопасности и разработать методику для идентификации существующих угроз в субъектах мезарегиона;

  • используя разработанный методологический аппарат, провести мониторинговый анализ экономической безопасности регионов Дальневосточного округа и на его основе выявить основные угрозы экономической безопасности;

  • определить сущность понятия «экономическая безопасность личности» и на ее основе разработать методику оценки экономической безопасности личности;

  • разработать предложения по формированию региональных целевых программ взаимоувязывающих региональную экономическую безопасность и экономическую безопасность личности.

Объектом исследования является экономическая безопасность регионального развития.

Предметом исследования являются институциональные условия обеспечения экономической безопасности личности как детерминирующий фактор экономической безопасности регионального развития.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные концепции и основные положения теории региональной экономики, теории экономического роста, теории устойчивого развития,

Инструментарно-методический аппарат. При решении поставленных задач использовались инструменты оценки качества и уровня жизни. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов: логического, исторического, методов системного и ситуационного анализа, классификации и типизации; общефилософских: диалектического, индуктивного, дедуктивного, а также с использованием статистических и экономико-математических методов.

Информационно - эмпирическую базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Росстата по Приморскому краю, а также теоретические разработки и практические рекомендации специалистов по вопросам обеспечения экономической безопасности на уровне страны и региона.

Нормативно-правовой базой исследования являются: Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1, Постановление правительства РФ № 1569 от 27 декабря 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации стратегии экономической безопасности РФ (Основных положений), одобренных указом Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608», Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13.10.95, ст. 2 (в редакции № 96-ФЗ от 08.07.97).

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании теоретико-методологического положения, согласно которому обеспечение региональной экономической безопасности в современном обществе, возможно на основе социальных императивов в развитии региона и создании институциональных условий региона, обеспечивающих экономическую безопасность личности. Эффективная социальная политика по обеспечению экономической безопасности региона должна основываться не только на принципе защиты от возможных угроз снижения трудоспособности населения или опасности возникновения неконтролируемых социальных, трудовых и межнациональных конфликтов, а на создании в регионах равных возможностей удовлетворения растущих материальных и духовных жизненных потребностей личности.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Макро-, мезо - и микроуровни экономической безопасности находятся в тесной взаимосвязи, основанной на принципах причинно-следственных переходов и диалектической взаимозависимости. С одной стороны, обеспечение личной безопасности становится императивом обеспечения безопасности всех других ее форм и уровней, в свою очередь, достижение личной безопасности невозможно без обеспечения безопасного развития региона, как внешней институциональной среды жизнедеятельности. Задача государства по управлению экономической безопасностью должна сводиться к выбору оптимальной для всех уровней стратегии обеспечения национальной безопасности на основе обеспечения баланса национальных и региональных интересов.

2. Необходимость проведения макроэкономической политики с учетом региональной специфики вызвана значительным уровнем социально-экономической дифференциации и специфическими геополитическими функциями регионов РФ. На уровне регионов значительную роль играют качество экономических институтов субъекта, развитость гражданского общества, специфика сложившегося в регионе бизнеса, готовность к инновациям и т.п. Недооценка институциональных условий региона при проведении макроэкономической политики приводит к тому, что проводимые реформы вызывают в разных регионах проблемные, а иногда и противоположные ситуации и формируют для разных регионов различные варианты угроз.

3. Для оценки региональной экономической безопасности используются различные методы, каждый из которых обладает определенными недостатками и преимуществами. Выбор используемой методики зависит от цели проводимого исследования. Использование методов ранжирования регионов на основе бальной оценки и корреляционно-регрессивного анализа для идентификации существующих угроз в субъектах федерации и оценки институциональных условий мезарегиона позволяет выявить, какие факторы вызывают или усиливают эти угрозы.

4. Одним из основных критериев экономической безопасности региона является соответствие институциональных условий региона задаче обеспечения экономической безопасности личности. Экономическая безопасность личности подразумевает такое состояние социально-экономической системы, при котором обеспечивается гарантированная защита жизненных интересов каждого члена общества, создаются равные возможности удовлетворения растущих материальных и духовных жизненных потребностей личности. Оценка состояния экономической безопасности личности должна основываться на сравнении фактических значений, характеризующих институциональную среду со значениями показателей, к которым необходимо стремиться.

5. Проведенная оценка экономической безопасности регионов Дальневосточного округа на основе разработанной методики выявила существование кризисных зон в большинстве субъектов мезарегиона практически по всем анализируемым сферам: (занятости, производственной, финансовой, демографической, продовольственной). Наличие тесной корреляционной зависимости между уровнем экономической безопасности личности и уровнем экономической безопасности региона подтверждает определяющую роль институциональных условий жизнедеятельности человека в обеспечении безопасного развития региона.

6. Механизм обеспечения экономической безопасности региона должен включать инструментально-институциональные средства: формирование элементов гражданского общества как одной из форм контроля над формированием законодательства в сфере бизнеса в интересах населения региона; совершенствование законодательного процесса таким образом, чтобы мнение субъектов Федерации учитывалось на этапе разработки концепции законопроектов; предоставление субъектам Федерации права устанавливать минимальные стандарты социальных нормативов с учетом национальных и территориальных особенностей.

Научная новизна исследования заключается в разработке нового подхода к проблеме обеспечения экономической безопасности регионального развития на основе обеспечения экономической безопасности личности и разработке методики рейтинговой оценки состояния экономической безопасности региона и личности. Отдельные элементы научной новизны состоят в следующем:

  1. Предложен новый подход к обеспечению национальной экономической безопасности, согласно которому необходимым условием обеспечения безопасного развития экономики является наличие развитого гражданского общества. При неразвитости структур гражданского общества и несовпадении экономических интересов общества и государства в процессе осуществления целей экономической политики возможно противостояние позиций различных социальных групп. Наличие развитых гражданских институтов является гарантией того, что любое неэффективное решение правительства может быть отменено до наступления отрицательных для государства последствий.

  2. Выделены следующие угрозы региональной экономической безопасности Дальневосточного округа: неэффективная воспроизводственная структура экономики, сохраняющиеся диспропорции в распределении средств федерального бюджета между регионами, неэффективная структура занятости, сохранение больших масштабов бедности, продовольственная неустойчивость, депопуляция населения и высокий уровень криминализации общества.

  3. Разработан методологический аппарат оценки уровня экономической безопасности мезарегиона, основанный на методах ранжирования и бальной оценки и на базе предложенной методики в каждом субъекте округа состояние каждой подсистемы региональной экономической безопасности оценено как благополучное, предкризисное или кризисное. На основании этих оценок выявлены сферы, которые представляют угрозу для экономической безопасности и требуют первоочередного внимания местных и федеральных властей.

  4. Конкретизирована институциональная роль личности в рыночной экономике, на основе которой определена сущность понятия «экономическая безопасность личности» как «состояние, при котором обеспечивается гарантированная защита жизненных интересов каждого члена общества, создаются равные возможности удовлетворения растущих материальных и духовных жизненных потребностей».

  5. Предложен интегральный показатель Кэб, оценивающий состояние экономической безопасности личности, который может быть рассчитан как среднеарифметическое обобщающих индикаторов оценивающих уровень жизни, уровень социальной защищенности и экономической стабильности населения, уровень предпринимательской активности региона. Данный показатель позволяет оценить степень отклонения фактического уровня жизни от критического и сигнализирует о необходимости первоочередного вмешательства государства в социальную сферу;

  6. Предложены специальные институциональные основы осуществления мониторинга экономической безопасности, представленные в форме департаментов экономической безопасности при исполнительных органах власти каждого субъекта федерации, а также предложено разработать общую для субъектов округа стратегию социально-экономического развития. Главная цель данной стратегии обеспечить экономике региона и населению компенсации потерь и упущенных возможностей, вызванных окраинным положением региона.
  1   2   3

Похожие:

Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconСтратеги я социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года
Стратегия характеризует пути развития инфраструктуры федерального значения на территории округа и условия реализации стратегических...
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconСтатистическое исследование развития человеческого потенциала региона (на примере дальневосточного федерального округа)
Д 212. 237. 06 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconГретченко А. А. Проблемы кадрового обеспечения инновационного развития россии (на примере российской науки // Всероссийскую научную конференцию (28 октября 2008г. ) «Институциональные предпосылки инновационного развития России»
Гретченко А. А. Проблемы кадрового обеспечения инновационного развития россии (на примере российской науки // Всероссийскую научную...
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconВиноградов Андрей Сергеевич следователь прокуратуры Западного административного округа г. Москвы, соискатель ученой степени кандидата юридических наук. Любой вид закон
Особенности регионального инициирования законопроектов (на примере южного федерального округа)
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconРеферат по курсу "Экономическая география" на тему "Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо Западного и Дальневосточного регионов"
Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов”
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconФормирование механизма устойчивого развития региона: экономические и институциональные условия
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconСтратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы 5
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconСтратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
Характеристика Приволжского федерального округа, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы 5
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconСтратегия социально-экономического развития уральского федерального округа на период до 2020 года
Современные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа 5
Экономическая безопасность регионального развития: институциональные условия, социальные императивы, инструментарий обеспечения (на примере Дальневосточного федерального округа) iconЕженедельный мониторинг сми по тематике государственно-частного партнерства 10-16
Внешэкономбанк подписал четырехстороннее соглашение о взаимодействии по реализации инвестиционного проекта по развитию инновационных...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница