Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П




НазваниеДоклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П
Дата конвертации06.02.2013
Размер69.69 Kb.
ТипДоклад
Доклад

на городском семинаре

«Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы»

Заместитель директора по учебно-

воспитательной работе Калиновская В.П.
Духовно-нравственное развитие и воспитание сегодня в иерархии задач образования занимают главное место. Но все мы понимаем, что школа- это прежде всего уроки, затем внеурочнаная деятельность и только потом воспитательные мероприятия, которые проводятся эпизодически, в соответствии с планом работы, и охватывают далеко не всех учащихся, а чаще всего наиболее активных.

Поэтому развивать и воспитывать наших детей, изучать культуру своей страны мы должны на уроках. Например, на таком, как история. Вполне понятно, ведь главная цель этого предмета вполне согласуется с нашими задачами: «образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности»(цитата). Другими словами – школьники должны знать историю России, которая уже две тысячи лет является православной, и осознавать себя гражданами России. Но здесь – абсолютно права 11-классница из Москвы Елена Кривошеева - «возникает ряд странностей». Выпускница недоумевает по поводу содержания программы истории. Почему, например, при изучении истории Древнего мира Иисус Христос представлен бродячим проповедником. «О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел».(цитата). А «в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) дети не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…»

История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.

И здесь тоже многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. А про государя-императора Николая II, прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006). И вновь ни одной строчки в курсе истории не посвящено истории православия, традиционной религии России.

К сожалению, мы не вправе изменять содержание учебных программ. Возможно, когда-нибудь это сделают наши ученики. Но они это сделают только в том случае, если мы пробудим в них национальное самосознание, уважение и любовь к своей культуре.

И личность учителя, его заинтересованность являются здесь определяющим фактором. Думается, что учащиеся 10-х классов много не потеряют, если не узнают, что «композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь». А вместо этого учитель им расскажет о князе Владимире, что Красным Солнышком он стал после принятия христианства, после своего крещения. Князь Владимир до крещения и кн. Владимир после крещения — это два как бы совершенно разных человека.
Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар — он, после крещения, становится ласковым, кротким, приветливым и милостивым князем — истинным отцом своих подданных, что и было запечатлено в данном ему народом выразительном прозвище: Владимир — «Красное солнышко».

Нельзя переоценить значение уроков литературы и русского языка для изучения отечественной культуры. Прежде всего – это обращение к происхождению слова, его истокам.

«Удивительно, -пишет Василий Ирзабеков,- но язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге.» Наблюдения над языком Василия Ирзабкова свидетельствуют о том, что в лексике некоторых тюркских языков мы встречаем интересные параллели со Священным Писанием. Скажем, в азербайджанском языке слово человек звучит как адам, что сразу же возводит нас к самым истокам ветхозаветной истории. Слово предатель произносится как хаин - тот самый Каин, совершивший самое первое и тяжкое предательство: убийство единокровного брата. «Вот и получается, что если безбожного человека еще можно встретить, -пишет В.Ирзабеков, -то безбожного языка просто быть не может.» Кстати, русское слово «раскаиваться» произошло тоже от слова Каин.

Что касается русского языка, то мы можем говорить о нем, как о явлении сакральном. При внимательном рассмотрении становится ясным, что он повествует нам об Иисусе Христе, содержит сокровенное знание о Нем. Например, что значит слово - человек?

Замечательное объяснение можно найти в «Славянорусском корнеслове» Александра Семеновича Шишкова. (Слайд 2) А.С. Шишков возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»: слово - словек - цловек - чловек - человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно), что таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, но и в том, что Слово - это прежде всего имя Самого Бога! Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1-3). На какую же высоту поднимать должна эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам.

Но, конечно же, самым важным предметом для духовно-нравственного воспитания является литература. Надо признать, что вся русская литература является православной. Поэтому анализируя художественные произведения, мы должны помнить о том, что созданы они православными писателями, и несут на себе отпечаток православной культуры. При анализе образа Катерины, учитель должен не заниматься доказательствами, почему Катерина «луч света в темном царстве», а подвести детей к поиску ответа на вопрос «А был ли другой путь у Катерины?» и вести разговор о грехе и покаянии. К сожалению, на сегодняшний день православный подход к анализу русской литературы не разработан на методическом уровне. Единственная работа, которая могла бы принести неоценимую пользу преподавателю, - замечательный труд М.М. Дунаева, профессора Московской Духовной Академии, доктора богословия, доктора филологических наук,- мало кому из учителей известен.

При всех возможностях или, скорее, «невозможностях» традиционных предметов, о которых говорилось выше, нельзя не согласиться, что изучение отечественной культуры будет слишком поверхностным, если не подключить дополнительные дисциплины.

Поэтому, разрабатывая учебные планы школы на 2011-2012 учебный год, мы пытались внедрить в качестве школьного образовательного компонента на каждой параллели учебные курсы духовно-нравственной направленности.

(Слайд 3) В начальной школе (2-4 классы) реализуется курс, который называется «Основы духовно-нравственной культуры народов России»», автор – Н.Ф. Виноградова. Программа формирует первоначальные представления о традиционных религиях, которые исповедуют народы России – православии, исламе, буддизме, иудаизме. Курс воспитывает добрые чувства, терпимость и интерес к культуре разных народов.

(Слайд 4) На параллели 5-6 классов преподается факультатив Основы православной культуры. Программа компилятивная, создана на основе программы А. Кураева. Она направлена не только на познание отечественной культуры, но и на укрепление духовного здоровья детей, на познание своего внутреннего мира. Предмет акцентирует внимание на осознании собственного поведения: от взаимоотношения с людьми до отношения к политике, государству и т.д. Ценности православия представлены как некое возможное мерило для понимания себя и окружающих людей.

Тексты учебного пособия, созданные отцом Андреем Кураевым, по своему содержанию и духу толерантны, написаны с любовью к детям. Учитель не призывается к воцерковлению учащихся: это дело семьи и личное дело каждого человека. Фундаментальный принцип предмета: «Пой о своем, не ругая чужого!». О своем говори с любовью, с пониманием. Но не оскорбляй чужую святыню.

(Слайд 5) В 7- х классах введен факультатив, программа которого разработана учителем нашей школы Гавриленко Т.И. - «Благое слово». В основе программы книга Георгия Юдина «Тихий ангел пролетел». На этих занятиях дети на примере христианских сказок, преданий, рассказов усваивают такие христианские понятия, как почитание святынь, милосердие, гордыня, грех, покаяние, совесть, смирение и другие нравственные понятия православной культуры.

(Слайд 6) В 8-9 классах проводится просветительский курс «История русского языка», на котором учащиеся, знакомясь с церковнославянским языком, открывают тайны русской азбуки и русского слова.

(Слайд 7).Для старшеклассников в 10-11 классах – факультатив «Нравственные основы семейной жизни». Этот курс предполагает введение старшеклассников в традиционную для нашего отечества систему семейных ценностей, подготовку их к созданию крепкой счастливой семьи.

С целью изучения традиций декоративно-прикладного творчества русского народа, народных промыслов, развития художественного воображения, воспитания трудолюбия (Слайд 8) для учащихся основного и старшего звена с начала основания школы преподается предмет «Художественный труд».

В заключение хочется сказать, что слово "Образование" происходит от слова "Образ". Это не банальное "просиживание" некоего курса в некоем заведении с целью получения бумажки-документа. Мы должны помнить, что образование - это формирование образа. По какому образу и подобию мы будем его формировать зависит в том числе и от нас, сидящих в этом зале.


Список использованных материалов.

1. Василий Ирзабеков. Тайна русского слова. «Даниловский благовестник», г.Москва, 2008

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006.

3. Материалы сайта pravoslavie.ru

4. «Славянорусский корнеслов» Александра Семеновича Шишкова

Похожие:

Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconДоклад подготовлен рабочей группой в составе: Фарафоновой Н. Ф. зам директора по учебно-воспитательной работе Кавиевой М. Д. зам директора по учебно-воспитательной работе
Валах Л. И. учитель математики, руководитель методической кафедры учителей математики
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconПубличный доклад о состоянии и развитии образования
Милосердова Марина Николаевна – заместитель руководителя школы по учебно-воспитательной работе
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconИмпульс к творчеству, или Профессиональное обучение педагогов непосредственно в школе
М. Чикурова, заместитель директора средней школы №11 по учебно-воспитательной работе, г. Ижевск
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconПоложение о компьютерных презентациях
Б. Корнеев, заместитель директора по информационным технологиям, М. Е. Шишкина, заместитель директора по научно-методической работе,...
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconОбщая характеристика школы муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школы №2 города Пугачева Саратовской области» : директором школы Подольновой О. А., заместителями директора...
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconЧелябинск, 2009. Содержание
...
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconДуховно-нравственное воспитание средствами содержания форм и методов учебно-воспитательной работы Волочкович Т. С., учитель начальных классов уо «Немойтовская государственная общеобразовательная средняя детский сад-школа Сенненского района»
Почему мы решили проводить работу по духовно-нравственному воспитанию, основываясь на православных традициях?
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 9 класс предмет, класс, уровень на 2011-2012 учебный год
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу «Средняя общеобразовательная школа с. Ягодная Поляна»
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconПрофориентационная деятельность в образовательном пространстве лицея р. Г. Арсланова, заместитель директора по учебной работе мбоу «Лицей №149 с татарским языком обучения»
Выбор профессии – это выбор социального положения, связанного с профессией. Профессиональная ориентация предполагает осознание собственных...
Доклад на городском семинаре «Духовно-нравственное содержание в образовательном пространстве школы» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Калиновская В. П iconКалендарно-тематический план для 9 класса моу «сош п. Садовый» по истории России ориентирован на ис­пользование учебника
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе моу «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый»
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница