Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ)




НазваниеЦенностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ)
страница1/3
Дата конвертации05.02.2013
Размер367.55 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3


На правах рукописи

Фащенко Алина Николаевна



ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ МИРА ЛИЧНОСТИ

В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЯ

(социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 – социальная философия


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук
Тверь 2010
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры

Тверского государственного университета
Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Михайлова Елена Евгеньевна


Официальные оппоненты: доктор философских наук,

доктор филологических наук, профессор

Гуревич Павел Семенович

доктор философских наук, профессор

Шибаева Михалина Михайловна
Ведущая организация: Московский областной государственный
университет



Защита состоится «07» мая 2010 г. в 15.30 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (ДМ 212.263.07) в Тверском государственном университете по адресу: 170000, Тверь, ул. Желябова, д.33.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, Тверь, ул. Скорбященская, д. 44а. Реферат диссертации представлен на сайте: http: //www.university.tversu.ru/aspirants/abstracts
Автореферат разослан «06» апреля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук, доцент С.П. Бельчевичен
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В современном обществе доступ к информации и знаниям во все возрастающей степени определяет модели национальной экономики, политики, образования и культурного самовыражения. На этом фоне ценностные основания мира личности становятся основополагающей темой социальной философии. В тонко структурированной системе ценностей современного информационного общества научное знание приобретает значение ключевой силы в процессе социокультурной трансформации.

Актуальность темы исследования. Социальные преобразования в России в 90-х гг. ХХ в. привели к существенной модификации ценностных оснований мира личности. Возникла ситуация, когда человек стал ощущать крушение, казалось бы, «вечных» для него ценностей. Во многом это было связано с периодом «перестройки» в нашей стране, когда рухнули внешние способы регулирования и контроля, в результате чего идеологическая форма мировоззрения утратила свое ведущее значение. В проекции новой исторической эпохи ценностное сознание становится единственным ответом на подобную «утрату». Ценностное измерение жизни становится основой развития социокультурного самосознания и самоконтроля в динамично изменяющемся обществе знания.

Социально-философская рефлексия ценностных оснований мира личности в новых, ранее не встречавшихся социокультурных условиях представляет неоспоримый научно-теоретический и практический познавательный интерес. В рамках современного типа информационного общества – «общества знания» (Г. Бехманн, П. Друкер, Н. Штерн), сориентированного на использование новейших достижений в области информационных и коммуникационных технологий, происходит переструктурирование системы ценностей и формирование новых ее элементов, сущность которых видится противоречивой. С одной стороны, речь идет об индивидуализирующемся обществе, в котором в общей иерархии ценностей на высокий уровень стремительно поднимаются новые выражения эгоцентрических начал. С другой стороны, в поздней современности на первый план выходит «общество всеобщей коммуникации» (Д. Ваттимо), в котором стремительное распространение Интернет создает опасность усиления информационно-технологической аддикции и редуцирования роли человека в мире «символических систем» (Ж. Бодрийяр). Ценностное измерение значимости новейших достижений в области информационных и коммуникационных технологий может помочь человеку избежать участи «кибернетического мотора» технологических систем. Таким образом, ценностные основания личности выступают как итог культурной коммуникации, где главным критерием становится признание другого в качестве равноправного партнера в диалоге, где каждый участник проверяет и корректирует правильность своих действий в соответствии с присущими его личностному миру нормами и представлениями.

В условиях общества знания современный человек постоянно пребывает внутри инновационных проектов, адаптируясь и принимая решения. Индивидуализация ценностных оснований мира личности освобождает человека от социальной предзаданности, дает ему большие возможности самостоятельно строить свою жизнь. В этой связи актуализируется проблема самоопределения человека, самостоятельного проектирования стратегии жизни. В работе рассматривается мир личности как открытый, находящийся в состоянии поиска себя, в экзистенциальном прорыве к своему подлинному существованию, в напряжении всех своих антропологических свойств (П.С. Гуревич). В связи с этим видится востребованной задача рассмотреть мир личности на стыке гуманитарных дисциплин: философии, психологии, социологии, культурологии, семиотики, лингвистики, теории коммуникации.

Ряд положений и теоретических выводов диссертационного исследования могут найти свое дальнейшее применение при подготовке перечисленных курсов, находящихся в ряду наиболее перспективных направлений обновления гуманитарного образования в России.

Степень разработанности проблемы. Разработка проблемы ценностных оснований мира личности в обществе, основанном на знании, ведется по многим направлениям, среди которых выделяются два основных: анализ природы и развития общества знания; осмысление ценностных оснований мира личности в контексте такового. В материалах, отражающих непосредственную ситуацию зарождения и развития общества знания, представлена дискуссия о его природе, возможностях и границах, обоснована идея многовариантности культурного развития в рамках динамично изменяющегося общества1. Информационный тип современного общества трактуется исследователями по-разному: глобализирующееся общество (У. Бек), общество «виртуального соприсутствия» (Э. Гидденс), «информациональный» капитализм (М. Кастельс), эпоха «симулякров» третьего порядка (Ж. Бодрийяр), незавершенный модерн (Ю. Хабермас), сетевое общество (Н. Луман), общество масс-медиа (Д. Ваттимо), общество, полное возможных бифуркаций (И. Пригожин) и др. Несмотря на полифоничность звучания, во всех трактовках присутствует мысль о том, что на современном витке общественного развития взрыв информации привел к незапланированному возникновению «сетевого общества», что важнейшим ресурсом социокультурной интеграции становится научное знание.

Современные информационно-технологические изменения оказывают значительное влияние на природу знания и расширяют его компетенции2. В этой связи в трудах отечественных3и зарубежных исследователей4 прямо или косвенно интерпретируется понятие «общество знания», описываемое через ряд характерных признаков: фундаментальные знания, знания как компетенции, мегатехнологии и другие. Вместе взятые, они придают особую устойчивость позиционирования человека в профессии.

Проблема ценностей мира личности представлена во всех пластах философского знания. Начиная с античности, мыслители постулировали тождество бытия и блага. Новая интерпретация сферы ценности была связана с пересмотром обоснования этики И. Кантом, который противопоставил сферу нравственности сфере природы. Г. Гегель вскрыл смысловую взаимосвязь ценностей с понятием познания5. Самостоятельное значение проблематика ценности приобрела, раскрывшись в «философии жизни» с ее интерпретацией внутренних переживаний человека (Ф. Ницше)6, и в философии неокантианства, предложившей рассматривать блага и оценки в контексте значимости связанных с ними ценностей (Г. Риккерт)7.

Многоаспектность проблемы ценностных оснований мира личности обусловила многообразие исследовательских стратегий ее анализа. В трудах крупнейших представителей западной философии XX в. выработан целый ряд подходов: иррационалистический (Н. Гартман), феноменологический (Э. Гуссерль), релятивистский (В. Дильтей), бихевиористский (Д. Дьюи), социологический (Э. Дюркгейм), позволяющих интерпретировать ценностные основания мира личности.

Проблематика воздействия этоса национальной культуры на формирование ценностного мира личности была достаточно глубоко проанализирована в отечественной философии. В.В. Зеньковский, Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев и другие опирались на выявление некоей субстанциальной сущности, являющейся самодостаточной носительницей ценностей. В наследии русских просветителей, любомудров и славянофилов вскрыта попытка синтеза теоретического знания, религиозной веры и здравого смысла8.

В советскую эпоху проблематика ценностных оснований мира личности рассматривалась с позиции марксистской идеологии9. В постперестроечное время отечественному читателю стали доступны труды Г. Шпета и М.М. Бахтина, в которых раскрывается проблематика диалогичности в формировании ценностей мира человека, семантических аспектов такового10. В трудах М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского научное знание рассматривается как знаково-символическое средство, позволяющее личности противостоять силе властного воздействия культуры11.

Как многоаспектный феномен, вопросы ценностных оснований мира личности требуют раскрытия через данные обществознания в целом. В этой связи правомерно обращение к трудам отечественных исследователей по философии культуры (М.М. Шибаева), философской антропологии (П.С. Гуревич), экзистенциальной психологии (Д.А. Леонтьев), истории философии (В.В. Сербиненко), а также к современным зарубежным исследованиям (М. Драгона-Моначо, А. Маслоу, А. Эдела и др.)12.

В настоящее время в конструктивистском ключе решается проблема ценностных оснований мира личности в условиях формирования общества знания, являясь предметом пристального внимания ведущих исследователей, среди которых Г.П. Выжлецов, В.В. Ильин, М.С. Каган, И.М. Клямкин, Н.И. Лапин, Ю. Левада, В.О. Оссовский13.

Действительно, когда мы рассуждаем об обществе знания, то наблюдается своеобразная личностная переориентация проблематики информационного общества. Когнитивные и технико-технологические компоненты процесса информатизации начинают рассматриваться в личностно-аксиологическом измерении. Впитывая ценности и нормы динамично изменяющегося мира, личность ранжирует их в соответствии с собственными установками и социальными ролями. При этом личностный мир оказывается под воздействием жизненного мира, осуществляющего постоянную «перекачку» информации и знания и формирующего тем самым многообразные узлы коммуникации. Отсюда возникает проблема самоидентификации мира личности в его индивидуальном и социальном ценностном измерении в специфических условиях становления общества знания.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость проблемы ценностных оснований мира личности в обществе знания обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось общество знания как социально-культурный феномен, сформировавшийся на рубеже XX-XXI веков, а предметом – ценностные основания мира личности, формирующейся в его контексте.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ ценностных оснований мира личности в обществе, основанном на знании. Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач исследования:

– проанализировать содержание и развитие дискуссии о природе информационного общества в современной социальной философии, выделив особо проблематику трансформации ценностного мира личности в контексте общества, основанного на знании;

– рассмотреть представления о личности и ее мире в трехмерном измерении: «личностный мир», «жизненный мир» и «мир культуры», отразив специфику их формирования в проблемном поле общества знания;

– осуществить анализ ценностных оснований мира личности в качестве базиса культурной коммуникации в обществе знания;

– обосновать представления о научном знании как высшей формы в иерархии ценностей общества, основанного на знании;

– исследовать аксиологическое измерение мира человека в контексте динамизирующихся ценностей современного общества знания;

– выявить социально-гуманитарную составляющую концепции постоянного обучения как основы личностного и профессионального роста в обществе, основанном на знании.

Источники. В диссертационном исследовании использовались работы западноевропейских и отечественных аналитиков информационного общества (Д. Белл, М. Кастельс, В.Л. Иноземцев и др.), где прямо или косвенно изучаются ценностные основания мира личности в обществе знания. Для осмысления понятия «мир личности» использовались сочинения Э. Гидденса, П. Друкера, Н. Лумана, А. Маслоу, К. Роджерса и др. В число источников включены также труды представителей классической западноевропейской философии (И. Кант, Г. Гегель) и теоретиков, анализирующих феномен постмодерна (Ж. Бодрияр, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, Ю. Хабермас), чье творчество служит идейно-теоретической почвой для осмысления ценностного мира человека в обществе знания.

Методологические основы диссертации определяются предметом и спецификой источниковой базы исследования, ориентированной на изучение ценностных оснований мира личности в обществе знания. Методология исследования опирается на герменевтическую стратегию интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительный, структурный, структурно-функциональный и иные методы научного анализа.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы. Общий объем – 182 страницы машинописного текста. Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее научной разработанности, определяются основная цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна, методология и практическая значимость исследования.

Глава первая – «Общество знания как новый тип информационного общества» посвящена анализу содержания и развития дискуссии о природе общества знания в современной социальной философии, личностным ресурсам такового и специфики культурной коммуникации.

В первом параграфе «Дискуссия о природе общества знания в социальной философии на рубеже XX-XXI веков» на основе анализа современных дискуссий, ведущихся в социальной философии, показаны взаимодополнительность и имманентное содержание концепций постиндустриального общества, информационного общества и общества знания.

Во втором параграфе «Личностные ресурсы общества, основанного на знании» в сравнительном контексте рассматриваются представления о личностном мире, жизненном мире и мире культуры, которые актуализируются в проблемном поле общества знания.

В третьем параграфе «Ценностные основания как базис культурной коммуникации в обществе знании» выявляется, что в границах общества, основанного на знании, языковой аспект коммуникации приобретает ценностно-смысловое измерение, сетевой характер и диалогическую форму.

Глава вторая – «Ценностная динамика личностного мира в условиях общества знания» предлагает рассмотрение и анализ причин и условий трансформации ценностей мира личности в обществе знания

В первом параграфе «Научное знание как высшая форма в иерархии ценностей общества знания» утверждается, что информация и знание утрачивают свой чисто академический характер и приобретают широкое социокультурное значение.

Во втором параграфе «Жизненный мир человека в контексте ценностей современного информационного общества» анализируется эволюция ценностных взглядов человека под воздействием широкого распространения информационно-технических коммуникаций.

В третьем параграфе «Постоянное обучение как основа личностной динамики в обществе, основанном на знании» обосновывается необходимость новых концепций образования, связанных с принципами «обучения взрослых» и «образования для всех».

В Заключении подводятся теоретические итоги исследования, формулируются основные выводы.
II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования в целом определяется социально-философским анализом ценностных оснований мира личности в обществе, основанном на знании.
  1   2   3

Похожие:

Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconИнформационные практики в современном обществе: социально-философский анализ
Ведущая организация: Московский Государственный Институт Электронной Техники (Технический Университет)
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconПроцессы субъективации: социально-философский анализ
Работа выполнена на кафедре философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Федерального государственного казенного учреждения...
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconРабочая программа по курсу География 5-9 классы (проект)
Охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:...
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconПрограмма курса "Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук" Кутырев В. А
...
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconНа правах рукописи смирнов евгений Валерьевич духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса россии: социально-философский анализ
Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии Ракетных войск стратегического...
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconПереход от механической к электродинамической картине мира
Эти этапы получили название научных революций. Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие черты системной организации...
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по курсу «информатика» Содержание
Щества. Экономика и структура труда в информационном обществе. Культура в информационном обществе. Образование в информационном обществе....
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconШкола 1 ступени 1 класс
Решаемые задачи: социализация личности ребенка в современных условиях; повышение социально-психологической ориентации в обществе
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconРекламно-информационное пространство и его влияние на формирование массового сознания: социально-философский анализ
Диссертация выполнена на кафедре социальной антропологии и межкультурной коммуникации Ярославского государственного
Ценностные основания мира личности в обществе знания (социально-философский анализ) iconВопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов нгу (социально-гуманитарные науки) Д. филос наук, проф. В. П. Фофанов 2009 год
Донаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке, их соотношение с социально-гуманитарными науками
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница