Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо)




НазваниеМетодические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо)
страница1/7
Дата конвертации05.02.2013
Размер0.82 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Методические рекомендации

по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности

(уровня СПО)

Содержание

Введение

1. Оптимизация сетей образовательных организаций как инструмент повышения эффективности и качества профессионального образования.

1.1. Оптимизация сети: содержание и компоненты.

1.2. Выбор принципов институционального оформления сетей и их сегментов в зависимости от отраслевой специализации и профиля образовательной организации.

1.3. Требования к составу и пространственной конфигурации территориальных сетей образовательных организаций начального и среднего профессионального образования в регионе.


1.4. Критерии оптимальности сети образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.

2. Сетевое взаимодействие в региональных системах начального и среднего профессионального образования: организационный аспект.

2.1. Формирование инфраструктуры региональной системы начального и среднего профессионального образования как условие организации эффективного сетевого взаимодействия.

2.1.1. Сервисы коллективного пользования и консолидированные информационные службы региональной системы профессионального образования.

2.1.2. Сетевые сервисы, реализующие посреднические функции между региональными рынками труда и профессионального образования.

2.2. Разработка и реализация сетевых образовательных программ в сфере начального и среднего профессионального образования.

2.2.1. Региональные ресурсные центры профессионального образования и их роль в реализации сетевых образовательных программ.

2.2.2. Типы и виды сетевых образовательных программ, реализуемых в системе начального и среднего профессионального образования.

2.2.2.1. Сетевые программы предпрофильной подготовки и профильного обучения (технологический профиль) учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ.

2.2.2.2. Сетевые форматы реализации программ профессиональных модулей и учебных практик в рамках основных профессиональных образовательных программ.

2.2.2.3. Сетевые программы повышения квалификации персонала системы начального и среднего профессионального образования.

3. Нормативное регулирование правоотношений сторон сетевого взаимодействия образовательных организаций.

3.1. Актуальное состояние и перспективы развития нормативного обеспечения сетевого взаимодействия.

3.2. Контрактные форматы сетевого взаимодействия образовательных организаций.

3.3. Институциональные форматы сетевого взаимодействия образовательных организаций.

4. Организационно-финансовые механизмы развития сетевых форматов взаимодействия образовательных организаций.

4.1. Финансирование сетевых образовательных программ на основе государственного задания в рамках субсидирования бюджетных и автономных учреждений.

4.2. Иные организационно-финансовые механизмы финансирования сетевого взаимодействия, используемые в региональной практике.

5. Технология организации сетевого взаимодействия в области подготовки рабочих и специалистов технической направленности.

5.1. Оценка сетевого потенциала региональной системы подготовки кадров технического профиля и уровня эффективности его использования.

5.1.1. Ресурсный анализ сети и инфраструктуры образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.

5.1.2. Анализ инфраструктуры региональной системы начального и среднего профессионального образования.

5.2. Инвентаризация образовательных ресурсов региона, которые могут быть использованы образовательными организациями для повышения качества подготовки рабочих и специалистов технического профиля.

5.3. Проектирование различных форматов сетевого взаимодействия.

5.4. Нормативно-правовое, организационное и кадровое обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций на региональном уровне.

6. Риски оптимизации сетей образовательных организаций начального и среднего профессионального образования, способы их профилактики и минимизации.

Приложение 1. Перечень укрупненных групп направлений подготовки,

специальностей СПО и профессий НПО технического профиля.

Приложение 2. Сетевой график учебной практики (производственного обучения).

Приложение 3. Образец договора простого товарищества (о совместной деятельности без извлечения прибыли).

Введение

Начальное и среднее профессиональное образование (далее – НПО/СПО) является практико-ориентированным сегментом системы профессионального образования. Его главное предназначение состоит в кадровом обеспечении развития региональной экономики, индивидуального частного предпринимательства, малых форм бизнеса.

Исследователями убедительно доказано, что качество и эффективность профессионального образования в регионе должны обеспечиваться не отдельными учебными заведениями, а их целостной сетью, что продиктовано требованием экономически целесообразного целевого распределения и использования всех типов ресурсов. Не менее важно включить в пространство профессионализации на взаимовыгодных условиях образовательные ресурсы всех заинтересованных сторон, в том числе внешних по отношению к системе образования (например, перенося производственное обучение и производственную практику на предприятия и фирмы или вовлекая работодателей в процедуры оценки качества образования и т.д.).

В самом общем понимании сеть представляет собой совокупность занимающих определенные позиции акторов (агентов) и связей между ними. Основные компоненты, описывающие сеть, - структурный и ресурсный. Структурный компонент отражает пространственное расположение (конфигурацию) акторов и обусловленные этой конфигурацией связи между ними. Ресурсный компонент характеризует тип обмениваемых ресурсов и дифференциацию позиций на основе такого обмена.

Типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, представлены пятью обобщенными группами:

Кадровые ресурсы - высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями; специалисты по образовательным технологиям, методикам обучения в системе НПО/СПО, частным методикам в подготовке кадров технической направленности, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций.

Информационные ресурсы - базы данных, аккумулирующие информацию о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в технических областях производства товаров и услуг, о рынках труда специалистов технической направленности и тенденциях их развития, изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки в данном сегменте рынка труда; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.

Материально-технические ресурсы - лабораторная база, специализированные помещения (цеха и полигоны), учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, в том числе реальное производственное оборудование, используемое в образовательных целях, а также учебные аналоги оборудования (компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, проэмуляторы и т.д.).

Учебно-методические ресурсы – основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, профессиональные модули по современным производственным технологиям и методам их освоения; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и учащихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы.

Социальные ресурсы - налаженные партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики региона; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей данного сегмента рынка труда, профессиональных сообществ и т.д.Сетевая организация образовательных ресурсов, в рамках которой происходит совместное использование различных ресурсов, имеющихся в отдельных единицах сети, другими учебными заведениями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации региональных систем профессионального образования.

Институциональное оформление региональной системы профессионального образования на основе сетевого принципа предполагает, что будут созданы следующие условия:

целевым образом сконцентрированы уникальные образовательные ресурсы в специализированных единицах сети;

управленческими решениями обеспечено использование ресурсов, сосредоточенных в одной единице сети, другими учебными заведениями (внутрисетевое взаимодействие);

организовано межведомственное взаимодействие сети учреждений профессионального образования с внешними по отношению к ней структурами и агентами (прежде всего с работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами).

Для сегмента региональной сети образовательных организаций, реализующих программы технического профиля, сетевой принцип организации образовательных ресурсов наиболее актуален, так как техническое образование является одним из наиболее затратных (фондоёмких), особенно при подготовке высококвалифицированных рабочих. Это связано, в основном, с дорогостоящими материально-техническими ресурсами (в виде станочного оборудования, лабораторных комплексов, расходных материалов), а также с высокой трудоемкостью программ отработки практико-ориентированных навыков и умений (компетенций) и преобладанием аудиторных форм организации обучения.

Настоящие Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (далее – Рекомендации) предназначены для специалистов региональных органов управления образованием (профессиональным образованием), решающих задачи оптимизации сетей образовательных организаций, в том числе на основе развития их сетевого взаимодействия.
1. Оптимизация сетей образовательных организаций как инструмент повышения эффективности и качества профессионального образования.

1.1. Оптимизация сети: содержание и компоненты.

Для организации образовательных ресурсов на рациональных основаниях, прежде всего, необходимо провести оптимизацию региональной сети учебных заведений. Оптимизация представляет собой процесс формирования и реализации согласованной по показателям экономической и социальной эффективности модели размещения и организации деятельности на территории региона образовательных организаций профессионального образования разных типов и видов для достижения следующих целей:

обеспечения динамического соответствия спроса и предложения по количеству и качеству подготавливаемых рабочих и специалистов актуальным требованиям регионального рынка труда и перспективам социально-экономического развития региона;

удовлетворения образовательных потребностей населения в профессиональном образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации;

обеспечения качества и доступности программ профессионального образования и подготовки для различных целевых групп их потребителей и заказчиков кадров (население, государство, работодатели);

повышения экономической эффективности использования образовательных ресурсов.

Оптимизация сети как процесс и результат трансформации системы профессионального образования представляет собой комплекс взаимоувязанных управленческих действий, включающий пять согласованных между собой компонентов:

1) реструктуризация (переформатирование) региональной сети образовательных организаций, которая содержательно представляет собой изменение состава единиц сети, связей между ними и их пространственной дислокации на территории субъекта РФ в соответствии с согласованными всеми партнерами системы профессионального образования приоритетами социально-экономического развития региона;

2)  реорганизация образовательных учреждений, то есть модификация их организационной структуры (вплоть до смены организационно-правового статуса) для повышения эффективности взаимодействия с заказчиками и потребителями образовательных услуг;

3) целевая концентрация уникальных образовательных ресурсов в отдельных единицах сети (ресурсных центрах, центрах коллективного пользования) и обеспечение их использования другими единицами сети с целью достижения сетевых эффектов повышения качества образования;

4) изменение «контура» управления сетью, в том числе соподчиненности образовательных организаций в системе профессионального образования в целях повышения степени ее управляемости (например, передача учреждений отраслевой подведомственности в ведение регионального органа управления образованием);

5) формирование инфраструктуры системы профессионального образования, обеспечивающей взаимодействие учебных заведений с рынком труда (маркетинговые службы, центры оценки и сертификации, информационные сервисы для обеспечения внутрисетевого взаимодействия единиц сети и т.д.).

В региональных системах образования в последние годы достаточно активно осуществлялись программы реструктуризации сетей образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. Эти процессы были спровоцированы двумя обстоятельствами:

перераспределением ответственности в сфере профессионального образования между уровнями государственной власти (передачей учреждений НПО/СПО федерального подчинения в ведение регионов)1;

высвобождением мощностей учебных заведений из-за сокращения контингента в условиях демографического спада и снижения спроса на рабочие профессии со стороны молодежи.

В результате этих процессов накоплен определенный опыт и описаны отдельные апробированные форматы и модели оптимизации региональных сетей учреждений образования различного уровня, а также проведены экспертные оценки их эффективности. Однако далеко не все, что дает заметный эффект в одной ситуации, может гарантировать такую же результативность в другой.

По содержанию проблем, определяющих процессы реструктуризации сетей образовательных организаций, новизне использованных способов и подходов, решения в отношении сети могут быть типовыми и уникальными. Если типовые решения воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями, то уникальные - не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования. В связи с этим, перед каждым регионом стоит задача поиска наилучшего (оптимального) решения в условиях многовариантного ситуационного проектирования по нескольким основаниям.

1.2. Выбор принципов институционального оформления сетей и их сегментов в зависимости от отраслевой специализации и профиля образовательной организации.

Отраслевая специализация2 образовательных организаций традиционно является одним из факторов, определяющих выбор принципов и вариантов оптимизации образовательной сети. Анализ имеющегося российского опыта реструктуризации свидетельствует о том, что отраслевые различия в выборе схем сетевых трансформаций весьма заметны.

Так, в подсистеме подготовки кадров для отрасли машиностроения и металлообработки образовательное пространство чаще всего структурируется по принципу «базового предприятия», в рамках которого выпускники по профессиям НПО и специальностям СПО готовятся «под заказ» крупных предприятий, являющихся монополистом в данной сфере на территории субъекта РФ. В данном случае создание образовательных комплексов планируется с «привязкой» к конкретному предприятию. Как правило, при этом используются различные форматы частно-государственного партнерства с соответствующими вкладами всех партнеров (например, оборудование предоставляется работодателями). Актуальность такого подхода определяется тем, что система образования в принципе не может быть синхронизирована со сменой производственных технологий, поэтому целесообразно переносить обучение прикладным квалификациям в учебные цеха предприятий.

В отрасли сельского хозяйства чаще всего используется принцип территориально-отраслевой специализации в подготовке кадров. Во многих субъектах РФ по основаниям климатических особенностей и специфики бизнес-процессов в агропромышленном комплексе выделяется несколько микрозон. Соответственно такой территориальной специализации, размещаются и отраслевые сельскохозяйственные образовательные комплексы.

В большинстве секторов сферы обслуживания, хозяйствующие субъекты которой состоят из индивидуальных частных предпринимателей и предприятий малого бизнеса, степень консолидации работодателей не высока. В случае, когда отрасль не представлена персонифицированным и организованным заказчиком, единственным корректным решением может быть достижение такого качества организации образовательных ресурсов, которое позволит системе профессионального образования «самонастраиваться» под меняющийся спрос слабоструктурированных рынков. Соответственно, в конфигурации сетей образовательных организаций становятся востребованными специальные посреднические структуры, «связывающие» рынки труда и профессионального образования.

Профильные группировки профессий НПО и специальностей СПО введены Инструктивным письмом Минобрнауки РФ от 29.05.07 № 03-1180 «Рекомендуемое распределение профессий НПО и специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования». В соответствии с данным документом, профессии НПО подразделяются на три профиля (технический, естественнонаучный и социально-экономический), специальности СПО – на пять профилей (технический, естественнонаучный, социально-экономический, педагогический и гуманитарный).

С точки зрения профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, все профессии и специальности в рамках профилей различаются по объектам и предметам (средствам) труда. Для технических профессий и специальностей характерна профессиональная деятельность, трудовые процессы в которой направлены на технические объекты, в том числе сложные технические системы (машины, механизмы, материалы, виды энергии). Специфика технических объектов состоит в том, что они могут быть точно измерены и определены по многим признакам. Именно поэтому чаще всего эти профессии / специальности относятся к классу наукоемких. Категория «технический профиль» по отношению к направлениям подготовки и специальностям СПО объединяет специальности, которым соответствуют квалификации «техник» и «старший техник».

Рабочие и специалисты технической направленности трудятся в большинстве отраслей экономики нашей страны, во многих областях профессиональной деятельности. Существуют отрасли, кадровая составляющая которых образована преимущественно техническими специалистами. В Приложении 1 приведены направления подготовки, профессии и специальности технического профиля, представленные в соответствии с новыми Перечнями профессий НПО и специальностей СПО.

Поскольку технический профиль прямо «не привязан» к отрасли, не представляется возможным выделить такой полностью автономный сегмент региональной образовательной сети. Как показывает анализ отечественного опыта, существенных «профильных» особенностей в процессах реструктуризации сетей образовательных организаций НПО/СПО не зафиксировано.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconМетодические рекомендации по созданию образовательных комплексов, реализующих интегрированные программы профессионального образования различных уровней по профессиям и специальностям технической направленности (уровня спо)
Интеграция в профессиональном образовании технического профиля: введение в прблему
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) icon«Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение» Москва
...
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconМетодические рекомендации по апробации разработанных образовательных программ в рамках Федеральной целевой программы развития
Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области...
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconЮжное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Московский гуманитарный педагогический институт Лаборатория педагогических проблем социализации детей и юношества Центр образования №1472 создание модели ресурсного обеспечения образовательного процесса: научный поиск,
Ресурсного центра» продолжает серию сборников, посвященных опыту организации и методического сопровождения инновационной деятельности...
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconМетодические рекомендации для органов местного самоуправления по вопросам размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд
Кцп «Укрепление материально-технической базы краевых государственных, муниципальных учреждений здравоохранения и краевых государственных...
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconДиссертация на тему: «Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательных учреждений». Постановка задачи
Мыследеятельностное содержание управления процессами взаимодействия в образовании
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в российских образовательных учреждениях и разработке образовательных программ для реализации в рамках
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconМетодические рекомендации «Управление методической работой базовых (опорных) школ в условиях сетевого взаимодействия»
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconМетодические рекомендации по организации эффективной работы образовательных учреждений Новосибирской области по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Жно-транспортного травматизма и организации эффективного взаимодействия образовательных учреждений и подразделений гибдд по профилактике...
Методические рекомендации по вопросам сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности (уровня спо) iconПринят о
Примерным порядком составления и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) образовательных учреждений Калужской области...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница