Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»




НазваниеУчебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Дата конвертации05.02.2013
Размер168.89 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА

И КУЛЬТУРЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ, БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

И БИБЛИОГРАФИИ


Одобрено НМС института

Протокол №

«_____» __________200_г.

Председатель___________

СТОРОЖЕВА Н.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Учебно-методический комплекс по специальности

071201 «Библиотечно-информационная деятельность»

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

научно-метод. Совет ПГИИК Протокол №

«_____»__________200_г.

«_____»__________200_г. Зав. кафедрой__________
Пермь 2009

Утверждена на заседании кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии ПГИИК 15.12.2004 № 4


Информационные ресурсы научно-технического и агропромышленного комплекса: учебная программа по специальности 05.27.00 «Библиотечно-информационная деятельность» / сост.: К.П. Чуприн, Н.В. Сторожева; Перм. гос. ин-т искусства и культуры, Каф. документоведения, библиотековедения и библиографии. – Пермь, 2008. – 15 с.

Рецензент – А.И. Исаченкова, канд. пед. наук, профессор



© Пермский государственный институт искусства и культуры, 2008

© К.П. Чуприн, Н.В. Сторожева, 2008

Введение

Научно-технические библиотеки и органы НТИ создают информационные ресурсы в области естественных, технических, сельскохозяйственных наук. Большое значение приобретает повышение эффективности использования этих информационных ресурсов.

Курс «Информационные ресурсы научно-технического и агропромышленного комплекса» (НТиАПК) содействует пониманию особенностей формирования и использования информационных ресурсов естественнонаучного, технического, сельскохозяйственного профиля.

Изучение «Информационных ресурсов НТиАПК» тесно связано с такими курсами как: «Документоведение», «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Информатика», «Аннотирование и реферирование», «Социальные коммуникации» и др.

Цель курса – дать студентам знания и выработать умения, необходимые для информационного обеспечения научно-исследовательской, производственной, учебной деятельности в сфере НТиАПК.

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • осмысление особенностей системы документальных коммуникаций НТиАПК;

  • ознакомление с организационной структурой и деятельностью библиотечно-информационных учреждений федерального, территориального, низового уровней ГСНТИ в сфере НТиАПК;

  • познание системы информационного обеспечения НТиАПК.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, индивидуальное изучение студентами рекомендованной литературы.

В результате освоения курса студент должен

  • знать: основные понятия учебной дисциплины; массивы, потоки документов НТиАПК; информационные потребности пользователей; особенности функционирования библиотек и органов информации НТиАПК профиля в организационной структуре ГСНТИ России; систему информационного обеспечения НТиАПК.

  • уметь: анализировать деятельность научно-технических библиотек и органов информации; сопоставлять поисковые возможности информационной продукции и качество предоставляемых информационных услуг.

Курс изучается на дневном отделении в течение шестого и седьмого семестров. Формами контроля за усвоением материала учебной дисциплины являются: проверка практических работ и конспектов рекомендуемой литературы, выступления на семинарских занятиях, зачет и экзамен.

Тематический план курса

«Информационные ресурсы научно-технического и

агропромышленного комплекса»


№ п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

Количество часов

Всего

В том числе

СРС

Лекц.

Семин.

Практ.



Раздел I. Система документальных коммуникаций НТиАПК

1.1. Массивы и потоки первичных документов

5

1

1







4



1.2. Потребители негуманитарной информации и их информационные потребности

5

1

1







4



Раздел II. Информационные ресурсы федеральных центров информации НТ и АПК

2.1. Всероссийские центры аналитико-синтетической переработки спецвидов документации

14

6

6







8



2.2. Информационные ресурсы многоотраслевых федеральных центров информации НТиАПК

21

13

5

8




8



2.3. Информационные ресурсы российских академических центров НТиАПК

21

13

5

8




8



Раздел III. Информационные ресурсы территориальных и низовых органов НТИ, научно-технических библиотек

3.1. Объединение Росинформресурс: организационная структура и направления деятельности

12

4

4







8



3.2. Информационные ресурсы библиотек вузов естественнонаучного, технического, сельскохозяйственного, медицинского профиля

14

8

2

6




6



Раздел IV. Система информационного обеспечения НТиАПК

4.1. Система текущей и ретроспективной библиографической информации по НТиАПК

18

10

4




6

8



4.2. Обзорно-аналитическая информационная продукция: создание и использование

6

2

2







4



4.3. Система метабиблиографической информации НТиАПК

10

6

2




4

4



Раздел V. Негуманитарные научные и технические библиотеки в информационном обществе

5.1. Современное состояние и направления развития российских научных и технических библиотек

7

3

2

1




4



5.2. Современное состояние и тенденции развития зарубежных научных и технических библиотек

7

3

2

1




4




Итого

140

70

36

24

10

70


Программа курса



Раздел I. Система документальных коммуникаций НТ и АПК


    1. Массивы и потоки первичных документов

Определение понятий «научно-техническая информация», «массив» и «поток» документов НТиАПК. Специфика негуманитарных информационных ресурсов. Функциональное, потребительское назначение документов НТиАПК. Типовидовая структура массивов, потоков документов естественнонаучного, технического, сельскохозяйственного, медицинского содержания. Своеобразие их языка, закономерности рассеяния, концентрации, старения, интенсивности. Непериодические, периодические, продолжающиеся издания. Неопубликованные и опубликованные документы. Электронные документы.

Универсальные, многоотраслевые, отраслевые издательства, выпускающие издания по проблемам НТиАПК. Деятельность издающих организаций (учреждения РАН, НИИ, вузы и др.), а также отдельных ученых, производственников в создании и распространении документов по НТиАПК.


    1. Потребители негуманитарной информации и их

информационные потребности

Основные группы потребителей: ученые, инженеры, врачи, организаторы науки и производства, производственники, преподаватели, аспиранты, студенты высших учебных заведений.

Профессиональные информационные потребности ученых и специалистов. Их обусловленность социально-экономическими, психологическими условиями научно-исследовательской, научно-практической, производственной деятельности. Основные признаки дифференциации потребителей: принадлежность к определенной отрасли знания или практической деятельности; сфера профессионального труда; должностное положение; образовательный ценз; этап научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Группы потребителей, выделяемые на основе этих признаков.

Непрофессиональные образовательные и самообразовательные потребности в документах и библиографической информации (конкретные, тематические, неопределенные). Основные признаки дифференциации потребителей: образовательный ценз, уровень информационной культуры; практический опыт пользователей.
Раздел II. Информационные ресурсы

федеральных центров информации НТ и АПК
2.1. Всероссийские центры аналитико-синтетической

переработки спецвидов документации

Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ), Всероссийский центр переводов (ВЦП), Российский научно-исследовательский институт проблем машиностроения (РосНИИПМ), Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ), Российская государственная патентная библиотека (РГПБ), Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ). Их функции, особенности, направления деятельности.
2.2. Информационные ресурсы многоотраслевых

федеральных центров информации НТ и АПК

Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России), Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), Государственная центральная научная медицинская библиотека (ГЦНМБ). Их функции, особенности, направления деятельности.

Семинар 1. Информационные ресурсы ГПНТБ России.

Семинар 2. Информационные ресурсы ЦНСХБ.

2.3. Информационные ресурсы

российских академических центров НТ и АПК

Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), Библиотека Российской академии наук (БАН), Библиотека по естественным наукам Российской академии наук (БЕН), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). Их функции, особенности, направления деятельности.

Семинар 3. Информационные ресурсы БАН и БЕН.

Семинар 4. Информационные ресурсы ГПНТБ СО РАН.
Раздел III. Информационные ресурсы территориальных

и низовых органов НТИ, научно-технических библиотек
3.1. Объединение Росинформресурс:

организационная структура и направления деятельности

Функции и компоненты головной организации Объединения. Ведущие направления деятельности территориальных ЦНТИ. Их информационная продукция и услуги в сферах: распространения научно-технических достижений, передового опыта; производства, сбыта промышленной продукции и товаров народного потребления.
3.2. Информационные ресурсы библиотек вузов

естественнонаучного, технического, сельскохозяйственного, медицинского профиля

Вузовские библиотеки России в едином информационном пространстве. Функции, особенности, направления деятельности библиотек вузов. Влияние автоматизированных технологий на формирование и использование информационных ресурсов. Информационное обучение потребителей информации: организационно-методические аспекты в работе отечественных и зарубежных вузовских библиотек. Содержание программ, формы и методы обучения.

Семинар 5. Информационные ресурсы отечественных и зарубежных вузовских библиотек.

Семинар 6. Формирование информационной культуры потребителей в библиотеках вузов.


Раздел IV. Система информационного обеспечения НТ и АПК
4.1. Система текущей и ретроспективной библиографической информации по НТ и АПК

Карточная, печатная и электронные формы функционирования библиографической информации.

Структура текущей библиографической информации: сигнальные и реферативные научно-вспомогательные и профессионально-производственные издания.

Структура ретроспективной библиографической информации: отраслевые, тематические, комплексные, персональные, биобиблиографические пособия, указатели трудов коллективов научно-вспомогательного и профессионально-производственного характера. Библиографические каталоги, картотеки, базы данных. Несамостоятельные издательские формы библиографических пособий.

Практическое занятие 1. Анализ текущих научно-вспомогательных библиографических пособий НТ и АПК.

Практическое занятие 2. Анализ ретроспективных научно-вспомогательных и профессионально-производственных библиографических НТ и АПК.

Практическое занятие 3. Анализ биобиблиографических пособий НТ и АПК.
4.2. Обзорно-аналитическая информационная продукция: создание и использование

Определение понятия «информационный обзор». Виды обзоров. Определение понятия «аналитический обзор», его отличительные черты и разновидности.

Этапы составления аналитического обзора. Особенности аналитико-синтетической переработки документной информации. Использование компьютерной технологии при подготовке аналитического обзора.
4.3. Система метабиблиографической информации НТ и АПК

Метабиблиографическое пособие как средство ориентации в информационных ресурсах. Определение, особенности, типы и жанры источников метабиблиографической информации (указатель, список, обзор, справочник, путеводитель и др.).

Печатная и электронная формы функционирования метабиблиографической информации. Их использование для доступа к Интернет-ресурсам НТиАПК.

Практическое занятие 4. Анализ источников метабиблиографической информации НТиАПК.
Раздел V. Негуманитарные научные и технические библиотеки в информационном обществе


    1. Современное состояние и направления развития

российских научных и технических библиотек

Изменение целей и задач научных и технических библиотек России под влиянием информатизации. Электронные библиотеки как элемент информационного общества. Проекты создании, стратегия и тактика развития российских электронных библиотек.


    1. Современное состояние и тенденции развития

зарубежных научных и технических библиотек

Понятия «электронная» (цифровая) и «гибридная» библиотека. Проблемы функционирования зарубежных научных и технических библиотек в электронную эру. Кооперация и координация в их деятельности. Проекты цифровых библиотек. Компоненты цифровой библиотеки и их взаимодействие.

Семинар 7. Научные и технические библиотеки в информационном обществе.

Рекомендуемая литература
Основная

  1. ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности / сост. : Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. – СПб., 2003. – С. 11-38.

  2. Справочник библиографа / науч. ред. : А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб., 2002. – С. 209-275.

  3. World Wide Web – стратегия эффективного поиска : справ. для б-тек / Рос. нац. б-ка; сост. : И.С. Галеева, А.Г. Беглик, И.О. Войтенкова, П.А. Лузгина; науч. ред. Е.Д. Жабко. – СПб. : РНБ, 2001. – 207 с.

  4. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание : продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПб. гос. ун-т культуры и искусств.- СПб. : Профессия, 2004. – 304 с.

  5. Информационные ресурсы научных библиотек Сибири и Дальнего Востока : базы данных : справ. пользователя / сост. В.Г. Свирюкова. – 2-е изд., перераб и доп. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2002. – 110 с.

  6. Информационные ресурсы региона : принципы формирования, организационная, видовая структура / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2000. – 167 с.

  7. Коготков, Д.Я. Информационные потребности и основные группы потребителей библиографической информации : лекция / Д.Я. Коготков; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2000. – 46 с.

  8. Романенко, В.Н. Сетевой информационный поиск : практ. пособие / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина. – СПб. : Профессия, 2003. – 288 с.

  9. Цветкова, В.А. Рынок электронных реферативных журналов в России / В.А. Цветкова, Е.Д. Зиновьева // Науч. и техн. б-ки. – 2002. - № 7. – С. 68-73.


Дополнительная

  1. Библиотеки РАН и информационное обеспечение ученых / Н.Г. Алексеев, А.В. Глушановский, А.Г. Захаров, Н.Е. Каленов // Библиография. – 2001. – № 2. – С. 3-7.

  2. Высоцкая, З.Г. Естественные науки в библиографическом отражении /З.Г. Высоцкая // Библиография. – 2000. - № 1. – С. 107-112.

  3. Дергилева, Т.В. Информационно-библиотечная система Российской академии наук. История и современность / Т.В. Дергилева // Науч. и техн. б-ки. – 1999. - № 7. – С. 31-46.

  4. Дрешер, Ю.Н. Информационное обеспечение системы здравоохранения РФ : общегосударственный и региональный аспекты проблемы / Ю.Н. Дрешер // Информ. бюл. Рос. библ. ассоц. – 2001. - № 18. – С. 145-155.

  5. Иванова, А.Ю. Библиографические источники в системе рационального природопользования и охраны окружающей среды / А.Ю. Иванова // Мир библиогр. – 2003. - № 4. – С. 7-13.

  6. Информационная культура специалиста : учеб. - практ. пособие / В.А. Минкина, В.В. Брежнева, Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. – СПб. : Профессия, 2003. – 288 с.

  7. Калюжная, Т.А. Организация использования электронных изданий на компакт-дисках в ГПНТБ СО РАН / Т.А. Калюжная // Науч. и техн. б-ки. – 2003. - № 10. – С. 28-38.

  8. Кирилова, О.В. Развитие системы доставки документов в информационном центре / О.В. Кирилова, В.А. Цветкова // Науч. и техн. б-ки. – 2003. - № 4. – С. 87-91.

  9. Мангутова, С.Д. Электронный путеводитель по библиографическим источникам / С.Д. Мангутова // Мир библиогр. – 2004. - № 4. – С. 28-29.

  10. Ниткина, Н.В. Информационное обеспечение сельского хозяйства / Н.В. Ниткина // Мир библиогр. – 2000. - № 6. – С. 40-47.

  11. Ниткина, Н.В. Экология : источники информации / Н.В. Ниткина // Мир библиогр. – 2000. - № 4. – С. 60-63.

  12. Свирюкова, В.Г. Информационные ресурсы научных библиотек Сибири и Дальнего Востока : базы данных / В.Г. Свирюкова, Е.Б. Соболева // Науч. и техн. б-ки. – 2002. - № 10. – С. 44-52.

  13. Ушакова, О.Б. Внедрение компьютерных технологий в НТБ Сибирского государственного технологического университета / О.Б. Ушакова, Т.В. Коморовская // Науч. и техн. б-ки. – 2002. - № 6.- С. 56-62.

  14. Электронная доставка документов – проблемы и решения (на примере ЦНСХБ) / М.А. Аветисов, Е.В. Крамганинов, В.И. Стеллецкий, В.В. Стеллецкий // Науч. и техн. б-ки. – 2003. - № 4. – С. 78-86.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Тематический план курса……………………………………………..5
Программа курса………………………………………………………..6
Рекомендуемая литература по курсу………………………………..11
Информационные ресурсы

научно-технического и агропромышленного комплекса


Учебная программа по специальности

052700 «Библиотечно-информационная деятельность»

Составитель: Чуприн Константин Петрович


Ответственный за выпуск: Шепелева С.В.
Редактор: Шабалина Д.В.

Компьютерная верстка: Иткинова И.Н.

Подписано в печать 20.12.2004. Формат А 5. Бумага документная.

Ризограф. Уч. изд. п.л. 0,9. Тираж 100 экз.
Типография УПЦ «ДИККС». 614600, Пермь, ул. Советская, 102.


Похожие:

Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconУчебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования, Профессио­нальной образовательной программой...
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconУчебно-методический комплекс для студентов 1 курса специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Библиотечно-информационная деятельность / сост. Е. В. Маклакова; Тюм гос академия культуры, искусств и социальных технологий, каф....
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconУчебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconУчебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
«Менеджер информационных ресурсов» / сост. Е. Н. Кислицина. – Пермь, 2009. – 103 с
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Общее библиографоведение. Часть 2 Цикла дисциплин опд специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы предназначены для студентов специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Методические рекомендации составлены на основе гос впо по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», утвержденного...
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Информациология Цикла дисциплин специализации дс специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
Цели дисциплины – освоение студентами теоретических основ информационного взаимодействия и способов его практической реализации,...
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconКафедра документоведения, библиотековедения
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconИскусства и культуры система качества
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» iconУчебно-методический комплекс по производственной практике для студентов четвертого курса специальности
«Библиотечно-информационная деятельность» квалификации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов» / под общ ред. Т. В....
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница