Доклад на заседании педагогического совета




НазваниеДоклад на заседании педагогического совета
Дата конвертации04.02.2013
Размер79.92 Kb.
ТипДоклад
МБОУ «Основная общеобразовательная Песчанская школа»


Доклад

на заседании педагогического совета

Активизация познавательной деятельности

обучающихся через использование

информационно-коммуникативных технологий

при обучении математике





Неляпина Светлана Васильевна

учитель математики МБОУ «Основная общеобразовательная Песчанская школа»


2011

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.  Требуются другие стратегии школы, инновационные   технологии.   Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя.

В своей деятельности каждый современный учитель  стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.

Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. Ключевые компетенции рассматриваются  как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

Применение ИКТ на уроках математики способствует:

- активизации познавательной деятельности учащихся.

- развитию вариативности мышления, математической логики.

- направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

По данным исследований, в памяти человека остается: 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Недаром древняя китайская мудрость гласит:

Скажи мне – и я забуду,
        Покажи мне – и я запомню,
      Вовлеки меня – и я пойму.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится сам ученик, который исходя из своих индивидуальных возможностей, способностей и интересов, выстраивает процесс познания. При этом учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Исходя из всего вышеизложенного, тема «Активизация познавательной деятельности обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий при обучении математике» - очень актуальна.

Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам, порой невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:

  • загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;

  • наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации учащегося к обучению;

  • требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;

  • желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;

  • получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.
          Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса:

компьютер – учитель - ученик.
Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ – компетентностью учителя.
Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся. Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках математики будет способствовать повышению познавательной активности школьников при соблюдении следующих условий:

- использование разнообразных форм компьютерных технологий;

- использование компьютерных технологий на разных этапах уроках математики;

- применение компьютерных технологий не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности по предмету.

Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому сегодня педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ. В своей работе я использую технологию применения средств ИКТ в предметном обучении, технологию компьютерного урока. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Новые условия обучения и воспитания школьников должны активизировать жизненную  позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и самореализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой  скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов, которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания

Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества  обучения и сформированности  ключевых и предметных компетенций школьников.

Но и слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может

отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка правила могут прочно ассоциироваться с кнопками и готовыми таблицами.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы «Жива математика», «Графики»; программа презентаций Power Point);

 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление ).

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Перед информатизацией образования стоят важнейшие задачи:

-повышение качества образования на основе использования в учебном процессе информационных технологий;

-повышение мотивации обучения;

-развитие познавательной активности учащихся;

-стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

-совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

При этом появилась возможность привлекать информационно – образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на уроках и внеурочной деятельности:

  • метод блочной подачи материала;

  • частично – поисковый метод;

  • метод проектов.

  • интерактивный диалог;

  • управление моделями, представляющими учебные ситуации;

  • автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.

Применяя новые технологии на уроках, можно добиваться хороших знаний по предмету, когда у учителя - предметника есть главный ресурс - время, чтобы формировать учебные навыки и умения, а затем развивать различные компетенции: учебные и личностные. Формируются они как в учебной деятельности, так и внеурочной. Только тогда видны результаты обучения и воспитания, и можно сказать, что учитель научил ученика, и есть кому нести дальше накопленный опыт.

Похожие:

Доклад на заседании педагогического совета iconЧервовой Альбины Александровны на заседании Ученого совета шгпу 27 марта 2012г. Выражаем благодарность за предоставленные материалы и помощь в подготовке доклад
Инновационной, образовательной, научной и международной деятельности шуйского государственного педагогического университета
Доклад на заседании педагогического совета iconДоклад проректора по научной работе об итогах научной работы угпи в 20 10 г на заседании Учёного Совета Уссурийского государственного педагогического института от
В течение 2010 г коллектив преподавателей угпи выполнял разноплановую научную работу
Доклад на заседании педагогического совета iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу «сош №1» I. Целевой раздел пояснительная записка Введение
Совета учреждения. Программа прошла обсуждение на заседании педагогического совета (протокол №8 от 23. 04. 2012), принята на заседании...
Доклад на заседании педагогического совета iconО. Б. Акимова толерантность в педагогическом общении (к постановке проблемы) Академический доклад
Академический доклад, прочитанный на заседании Ученого совета Уральского научно-образовательного центра
Доклад на заседании педагогического совета iconМетодические рекомендации к проведению педагогического совета в образовательных учреждениях Северного округа города Москвы Общие вопросы по подготовке и проведению педагогического совета
Педагогический совет – постоянно действующий, высший орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном...
Доклад на заседании педагогического совета iconГ. брянска
Утверждено на заседании педагогического совета муниципального учреждения дополнительного образования детей
Доклад на заседании педагогического совета iconРабочая программа по математике во 2 классе на 2012-2013 учебный год количество часов в неделю 4 Составил учитель начальных классов
Рассмотрена на заседании педагогического совета школы, протокол № от Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол...
Доклад на заседании педагогического совета iconРабочая программа по русскому языку для групповых занятий в 5 классе
Рассмотрено «Утверждаю» на заседании педагогического Директор Г. А. Зуева совета
Доклад на заседании педагогического совета iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» 2004 г., с
Рассмотрена на заседании педагогического совета школы, протокол № от
Доклад на заседании педагогического совета iconПубличный доклад директора гбоу сош №1415 г. Москвы Загородниковой Галины Николаевны за 2011-2012 учебный год Общая характеристика учреждения, ступени его развития
Уставом (редакция 4), принятым на заседании Педагогического совета школы (протокол №5 от 18. 10. 2011) и утвержденным Распоряжением...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница