Федеральное агентство по образованию




НазваниеФедеральное агентство по образованию
страница1/5
Дата конвертации04.02.2013
Размер0.7 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Научная библиотека

Научно-практический центр «Эвристика»
Оформление письменных работ:

Методические указания

Москва 2004


ББК 63

О-91

Оформление письменных работ : метод. указания / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Науч. б-ка, Науч.-практ. центр "Эвристика" ; [сост. Р. Б. Казаков, М. Д. Лямеборшай, И. В. Савельева,]. М. : РГГУ, 2004. 75 с.




Методические указания подготовлены в соответствии с программой курса "Информационная эвристика" на основе действующих ГОСТов и предназначены для студентов РГГУ, выполняющих письменные учебно-научные работы. Содержат основные правила оформления письменных работ и их научно-справочного аппарата. Приводятся основные требования к библиографическому описанию изданий и примеры описания, а также примеры подстрочных примечаний и списков источников и литературы.

Составители Р.Б. Казаков, М.Д. Лямеборшай, И.В. Савельева
 М. Д. Лямеборшай,

И. В. Савельева, 2004

 Российский государственный

гуманитарный университет, 2004
Содержание

Предисловие

4

Примерная структура письменной работы

6

Научно-справочный аппарат письменной работы

7

Оформление текста письменной работы

48

Рекомендуемая литература

51

Приложения

55

Предисловие
Методические указания предназначены для студентов РГГУ, которым предстоит в процессе учебы в университете выполнить ряд письменных учебно-научных работ и завершить свое обучение написанием и защитой дипломной работы.

Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса, студенты осваивают приемы и методы научных исследований, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.

Студенты составляют часть научного сообщества, а представителями, на которых возложена обязанность проверки результатов научного исследования, их верификации, являются сначала преподаватель данной дисциплины, а в дальнейшем, при подготовке и защите дипломной работы, - научный руководитель, профессорско-преподавательский состав кафедры (на которой готовится дипломная работа) и члены Государственной аттестационной комиссии. Необходимыми требованиями в ходе проведения научной работы являются следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования.

Цель данного пособия состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе, и дать необходимые пояснения по их выполнению.

Данные методические указания содержат основные требования, предъявляемые к оформлению письменных работ в вузе. Следует учитывать, что при реализации современной образовательной модели, принятой в РГГУ, студент выполняет по каждой дисциплине значительное количество письменных работ разного вида. Они могут быть разного объема (очень небольшого, если речь идет о блиц-контрольной, значительного, если речь идет о курсовой работе, и т. п.), разного характера (контрольная работа предполагает выполнение ряда определенных преподавателем заданий, а семинарский доклад – обстоятельное изложение хода исследований и его результатов по теме, избранной самим студентом, и т. п.), представлять собой самостоятельное исследование научной проблемы (доклад, курсовая работа) или результат вторичной переработки научной информации (рецензия, аннотация, реферат). Работы небольшого объема (блиц-контрольные, проверочные) часто выполняются во время занятий по упрощенным правилам оформления. Текст семинарского доклада в письменном виде, курсовая работа и – как завершающее исследование – дипломная работа требуют значительного времени для подготовки и строгого соблюдения правил оформления письменного текста и научно-справочного аппарата к нему.

Важно подчеркнуть, что семинарский доклад, курсовая работа, представляющие результат самостоятельного исследования конкретной научной проблемы, – это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке дипломной работы.

Методические указания знакомят с примерной структурой доклада и курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно-справочного аппарата письменной работы, требованиями к оформлению письменного текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Примерная структура письменной работы
Доклад и курсовая работа (с учетом всех особенностей и специфики поставленных целей и задач) имеют типовую структуру, которая может включать следующие элементы.

Введение, в котором обосновывается актуальность избранной темы, анализируются историография проблемы, корпус источников по теме, ставятся цель и задачи работы и оговариваются ее структура, а также особенности исследовательской методики автора и построения текста работы.

Главы работы, которые должны иметь название; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам решения научных проблем (как правило, 2-3 главы).

Заключение, где подводятся итоги проведенного исследования и дается решение поставленной во Введении проблемы.

Список использованных источников и литературы, содержащий библиографическую информацию об использованных при подготовке письменной работы неопубликованных документах, публикациях источников, литературы и справочных и информационных изданиях, которые были использованы (процитированных в тексте или изученных и использованных, но без ссылок на них).

В зависимости от поставленных целей работа может открываться не Введением, а Вступлением, и делиться на разделы, а не на главы. В этом случае за титульным листом следует Содержание.

В случае необходимости письменная работа может включать вспомогательные указатели (чаще всего – именной, географических и этнических названий и др.) и приложения.

Научно-справочный аппарат письменной работы
В состав научно-справочного аппарата письменной работы входят следующие элементы:

Титульный лист

Оглавление

Подстрочные примечания

Список сокращений

Список использованных источников и литературы

Вспомогательные указатели

Доклад и курсовая работа чаще всего не содержат Списка сокращений и Вспомогательных указателей.

Примеры оформления элементов научно-справочного аппарата письменной работы приведены в Приложении.
Оформление титульного листа письменной работы

В верхней части листа, начиная от верхнего поля, прописными буквами пишутся надзаголовочные данные (наименование агентства, университета, института – полностью, без сокращений и точки в конце строки).

Ниже в правой половине листа полностью указываются наименование факультета и кафедры, на которой выполняется письменная работа.

В средней части листа посередине проставляются фамилия, имя и отчество автора работы полностью в именительном падеже. Ниже прописными буквами приводится тема письменной работы, при этом само слово «тема» не пишется, а формулировка темы не имеет кавычек. Формулировка темы дается прописными буквами. Ниже следует подзаголовок (строчными буквами), обозначающий вид работы, далее указываются курс и отделение, на которых учится студент (если речь идет о докладе и курсовой работе, то приводится еще и номер группы), наименование дисциплины, по которой выполнена работа.

Далее в правой части листа строчными буквами указываются ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя. В дипломной работе в левой части листа приводится резолюция заведующего кафедрой о допуске к защите на ГАК, указываются его ученая степень и звание, определяется строка для его подписи, а также для простановки даты.

По нижнему полю листа приводятся место (полностью, без сокращений) и год создания работы без каких-либо знаков препинания.
Оформление оглавления работы

Оглавление следует за титульным листом на второй странице работы. Слово "Оглавление" пишется прописными буквами по верхнему полю листа в центре. В оглавление выносятся номера и названия структурных частей работы вместе с имеющимися подразделами. В правой части листа проставляется номер страницы, с которой начинается соответствующая структурная часть работы, без слова "страница". Страница окончания структурной части работы не проставляется.
Общие требования к оформлению подстрочных примечаний и списка использованных источников и литературы работы

Подстрочные примечания (ссылки) приводятся во всех случаях, когда в письменной работе используются и цитируются источники и литература. Обязательно подтверждаются подстрочными ссылками факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте и заимствованные из источников и литературы, а также сведения, полученные при анализе (подсчете, группировке в таблицы и т. п.) данных, приведенных в изученных источниках и литературе.

Подстрочные примечания должны содержать точное указание страницы (страниц) издания или документа, если в тексте работы дается цитата, если мнение или утверждение автора издания или документа излагается своими словами. Если в тексте работы имеется в виду издание или документ целиком (например, в историографическом обзоре при характеристике какой-либо монографии), то подстрочное примечание должно содержать общий объем издания (книги, статьи и пр.) и, по возможности, неопубликованных документов. Объем составной части документа (статья, отдельная глава, параграф и т. п.) дается с указанием страниц по форме "от" и "до":

С. 17-41.

Ссылка на неопубликованные документы дается с указанием места хранения документа (аббревиатурой – название хранилища), номер фонда и его название (название фонда приводится только в первой ссылке на документы данного фонда), номер описи, номер дела, номера листов.

Заимствование фактического материала, выводов, цифровых данных и т. д. без ссылки на автора и источник заимствования не допускается.

В случаях, когда процитировать документ или издание невозможно по первоисточнику, подстрочное примечание оформляется с употреблением слов “Цит. по”:

Цит. по: Русская мысль в век Просвещения / Н. Ф. Уткина [и др.].

М. : Наука, 1991. С. 143.

Оформление примечаний и списка источников и литературы в письменной работе производится в соответствии со следующими действующими ГОСТами и правилами:

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82 ; введ. 2004-07-01. М. : Изд-во стандартов, 2004. III, 47 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. Введ. 2001-07-01. Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2000. 8 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Введ. 2002-07-01. Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, 2001. III, 23 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. Взамен ГОСТ 7.12-77 ; введ. 1995-07-01. М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 1995. III, 17 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.11-78. Сокращения слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании. Введ. 1979-07-01. М. : Изд-во стандартов, 2002. 97 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

Российские правила каталогизации / редкол.: Н. Н. Каспарова (гл. ред.)

[и др.]. М., 2004 - Ч. 1: Основные положения и правила. 2004. 242 с.

Российские правила каталогизации [Электронный ресурс]. Ч.1: Основные положения и правила. Режим доступа: http://www.nilc.ru, свободный.

Действующие стандарты опубликованы в издании :

Стандарты по издательскому делу : сб. док. / сост.: А. А. Джиго,

С. Ю. Калинин. 3-е изд. М. : Экономистъ, 2004. 622 с.

Следует обратить внимание, что ГОСТ 7.1-2003 введен в действие с 1 июля 2004 г. и является базовым по составлению библиографического описания документов. Однако он не распространяется на библиографические ссылки. В связи с тем, что нормативного документа на приведение ссылок пока не издано, составители данного пособия рекомендуют для их составления использовать ГОСТ 7.1-2003.

В студенческой письменной работе применяют подстрочные примечания и нумеруют их арабскими цифрами в пределах страницы, т. е. с каждой следующей страницы нумерация подстрочных примечаний начинается с цифры «1». Примечания могут также нумероваться в пределах структурных частей работы (отдельная нумерация для Введения, отдельная нумерация для I главы и т. д.). В этом случае, например, во Введении могут быть подстрочные примечания (сноски) с номерами 37, 38, 39 и т. д. В первой главе нумерация сносок начнется тогда с 1 и продолжится, предположим, до 65, во второй главе она снова начнется с 1 и дойдет, например, до 43 и т. д.

Нумерация подстрочных примечаний в тексте работы буквами алфавита, знаком * или другими условными обозначениями не допускается. В студенческих письменных работах не используются примечания внутритекстовые и затекстовые.

В соответствии с библиографической практикой в некоторых случаях при составлении описания знак «точка и тире» между областями может заменяться знаком «точка». Этот вариант благодаря сокращению числа знаков в описании является предпочтительным, поэтому в примерах данного пособия применяется знак «точка».

Библиографическое описание в подстрочных примечаниях и списках источников и литературы может содержать только обязательные элементы описания, т. е. выполняться в краткой форме:

Филиппов Б. М. Тернистый путь русского ученого / Б. М. Филиппов. 3-е изд. М. : Наука, 1982. 175 с.

Библиографическое описание этого издания в расширенном виде (с включением некоторых факультативных элементов) и с употреблением знака «точка и тире» выглядит следующим образом:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Федеральное агентство по образованию iconПриоритетный национальный проект «образование» поддержка вузов, внедряющих инновационные образовательные программы федеральное агентство по образованию федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Учредителем Университета является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тамбовский государственный университет имени г. Р. Державина»
Биохимия : учеб метод пособие / А. И. Панасенко, С. Е. Синютина; Федеральное агентство по образованию, гоувпо «Тамб гос ун-т им....
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тамбовский государственный университет имени г. Р. Державина»
Социальная экология: самостоятельная работа студентов : учеб метод пособие / Г. Г. Бердникова, Н. В. Вер-векина; Федеральное агентство...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Уральский государственный экономический университет
Т. И. Николаева, З. О. Фадеева; [отв за вып. В. Ж. Дубровский; науч ред. Т. И. Николаева]; Федер агентство по образованию, Урал гос...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рассмотрено и рекомендовано на заседании программы "Лингвистика и межкультурная коммуникация"
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию утверждаю заместитель руководителя Федерального агентства по образованию
Федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию iconА. Г. Шубина тестовые задания по общей и биоорганической химии: растворы тамбов 2010 федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тестовые задания по общей и биоорганической химии: растворы : учеб метод пособие / А. г. Шубина; Федеральное агентство по образованию,...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вопросы, позволяющие студенту контролировать усвоение изучаемого материала
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации

Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница