Рабочая программа учебной дисциплины




НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
страница1/2
Дата конвертации04.02.2013
Размер328.79 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Исторический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Историческая эвристика
History Heuristic
Язык обучения ________ русский


Трудоемкость _______3_______ зачетных единицы





Регистрационный номер
рабочей программы:

код
года утверждения


/

код факультета или иного структурного подразделения

/

порядковый номер или шифр

















Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий


    1. Цели и задачи учебных занятий


Целью изучения данной учебной дисциплины является усвоение студентами общих знаний о природе исторической информации, этапах развития исторического метода, формирования методик поиска и анализа исторических источников, системных представлений о природе и структуре основных баз данных и мест хранения исторической информации.

В результате изучения дисциплины «Историческая эвристика» студенты должны знать содержание курса, уметь применять полученные знания в практической учебной и научной деятельности, осуществлять поиск и анализ исторической информации в библиотеках, архивохранилищах, сетевых ресурсах.


    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (прореквизиты)

Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины, должны прослушать курсы введение в специальность (по профилю «Отечественная история»).

В результате обучающиеся будут иметь необходимые знания для усвоения материала по курсам методология истории, новые направления в исторической науке, вспомогательные исторические дисциплины, отечественная историография, основные этапы развития русской исторической мысли.



    1. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

    • Владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способен анализировать философские, мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;

    • Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем, в политической организации общества;

    • Готовность использовать базовые знания в области истории, археологии, этнологии, источниковедения и историографии в исследовательской и научно-практической деятельности;

    • Способность делать выводы и формулировать решения проблем исторического характера на основе анализа ситуации и дополнительно собранной информации

    • Готовность использовать базовые знания в области истории, археологии, этнологии, источниковедения и историографии в исследовательской и научно-практической деятельности;

  • Способность к поиску информации (в том числе в электронных каталогах и сетевых ресурсах), подготовке аналитических документов, применению современных методик гуманитарного знания в поисковых работах в военно-исторической и историко-социальной сферах, в проблематике историко-культурного наследия;

    • Способность понимать природу социального, политического и академического заказа применительно к разным формам репрезентации исторической информации (включая различные виды источников и историографию).




    1. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися

В процессе освоения программы учебной дисциплины формируются следующие знания, навыки и умения:

    • Базовые знания об истории развития исторического метода, исследовательского инструментария, связанного с поиском и анализом исторической информации:

    • Навыки работы с источниками разных типов и мест хранения;

    • Умение искать информацию, обрабатывать и сохранять источники, преобразовывать информацию в знания;

    • - Владение специальной исторической терминологией, умение «читать» исторические источники;

    • Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые можно решить, использовав имеющиеся исторические знания, навыки и умения;

    • Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения определенной проблемы, включая поиск в соответствующем источнике


1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

При проведении занятий и организации самостоятельной работы используются наглядные материалы, библиографические и справочные издания разных типов (библиографические и биобиблиографические указатели, словари разных видов, архивные описи, электронные каталоги и и.п.), издания источников с элементами тестового контроля.

1.6. Организация учебных занятий

Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины

Аудиторная учебная работа обучающихся

в часах

Самостоятельная работа студентов

Объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоемкость

Лекции

Семинары

Консультации

Практ. занятия

Лабор. работы

Контр. работы

Коллоквиумы

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Под руков. преподавателя

В присутствии преподавателя

Без участия преподавателя

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Дневное отделение

С 2

32




4

32













1







17




27

6

3 з.е.

Наполняемость группы (студентов)

17




17

17













17






















ИТОГО часов

32




4

32













1







17




27

6

3 з.е.


1.7. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Очная форма обучения

виды

сроки

формы

сроки

С 2

экзамен











1.8. Структура и содержание учебных занятий




Модуль (семестр)

Наименование тем

Аудиторные занятия

Контактное время (консультации)

Самостоятельная работа студента

Общая трудоемкость

лекции

семинарские или практические

1

С 2

Введение в курс исторической эвристики.

2

2







4

2

С 2

Историческая эвристика в контексте социального и академического заказа к историческим исследованиям

2

2




1

5

3

С 2

Историческая эвристика в контексте развития исторической науки

2

2




1

5

4

С 2

Историческая эвристика и новые направления в исторической науке.

2

2




1

5

5

С 2

Технология историко-эвристических исследований: Основные правила библиографического описания документов.

2

2




1

5

6

С 2

Технология историко-эвристических исследований: введение в библиографическую эвристику

4

4

1

3

12

7

С 2

Технология историко-эвристических исследований: введение в архивную эвристику.

4

4

1

2

11

8

С 2

Технология историко-эвристических исследований: введение в музейную эвристику

2

2




1

5

9

С 2

Специфика историко-эвристических изысканий в сетевых ресурсах

2

2

1

1

6

10

С 2

Биографика: исследовательские технологии

2

2

1

2

7

11

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с актовыми источниками

2

2




1

5

12

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с нарративными источниками

2

2




1

5

13

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с историографическими источниками

2

2




1

5

14

С 2

Методика анализа исторической информации: принципы работы с аудио-визуальными источниками

2

2




1

5







ИТОГО

32

32

4

17

85


1.9. Содержание дисциплины:

  1. Введение в курс исторической эвристики. Понятие исторической эвристики. Тематика курса: историографический, технологический, аналитические аспекты. Терминология предмета. Историческая эвристика и историческая информация. Историческая эвристика в контексте истории информации. Герменевтическая проблематика в эвристических исследованиях. Понятие «информационной революции». Задачи исторической эвристики в условиях информационной революции рубежа XX – XXI вв. Историческая эвристика в контексте исторических дисциплин. Историческая эвристика и документоведение. Основная учебная литература и историография предмета.

  2. Историческая эвристика в контексте социального и академического заказа к историческим исследованиям. Понятие социального и политического заказа к исторической науке. Понятие академического заказа. Проблема актуальности исторического исследования. Российская историческая наука XIX – XX в контексте политического и социального заказа. Специфика методов работы с исторической информацией представителей различных политических течений российской историографии (охранительное, либеральное, демократическое). Эволюция идеологического контекста развития исторической науки в СССР. Проблема социального и политического заказа в постсоветской науке.

  3. Историческая эвристика в контексте развития исторической науки. Основные этапы развитие исторического метода. Эрудиты и антиквары. Историческая эвристика и формирование специальных исторических дисциплин. Ранкеанская революция. Методическая школа. Историческая эвристика, традиционная методология, методика и техника исторического исследования. Идейный контекст развития исторической науки XIX-XX вв. (позитивизм, гегельянство, неокантианство, марксизм). Схоларная проблематика в историографических исследованиях. Теория и практика исторического исследования в российской исторической науке XIX – начале XX вв.: Московская и Петербургская исторические школы в дореволюционной науке; М.П. Погодин, В.О. Ключевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.С. Иконников, С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков, А.С. Лаппо-Данилевский. Теория и практика исторического исследования в российской исторической науке XX – начале XXI вв.: М.Н. Покровский и его школа. Б.Д. Греков, С.Н. Валк, Б.А. Романов, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, М.М. Бахтин, Д.С.Лихачев, А.А.Зимин, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман, М.Я. Гефтер, Л.Н.Гумилев, И.Д. Ковальченко, М.Я. Барг и другие выдающиеся историки ХХ в.

  4. Историческая эвристика и новые направления в исторической науке. Изменение социального заказа к исторической науке, проблема легитимности истории как науки и расширение «территории историка» в ХХ в.: новые поля и методы исторического исследования. «Новая историческая наука» (школа Анналов) и ее значение. Обзор эвристического инструментария новых направлений в исторической науке последней трети ХХ – начала ХХI (устная история, количественная история, историческая антропология, микроистория, гендерная история, экологическая история, локальная, городская и новая локальная история, история понятий и др.). Эвристические методы в мемориальных исследованиях. Проблемы исторической эвристики в контексте цивилизационного подхода к исторической науке. Формирование цивилизационной парадигмы в исторических исследованиях ХХ в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон). Система анализа И. Валлерстайна. Эвристические методы в контексте синергетических исследований. Проблемы исторической эвристики в контексте посмодернисткой парадигмы. Понятие постмодернизма в философии и науке. Философские и социальные основания постмодернизма. Посмодернисткая парадигма и историческая наука (Х. Уайт, П.Рикер, Ф. Анкерсмит и др.). Специфика эвристических исследований в гуманитарных науках в условиях постмодернистской парадигмы.

  5. Технология историко-эвристических исследований: Основные правила библиографического описания документов. Понятие библиографического описания. Области библиографического описания. Общепринятые сокращения в библиографическом описании документов. ГОСТы библиографических описаний (1969, 1976, 1984, 2003). Особенности библиографического описания электронных/сетевых ресурсов. Особенности библиографического описания архивных документов. Оформление библиографических ссылок на печатные издания, электронные ресурсы, архивные документы.

  6. Технология историко-эвристических исследований: введение в библиографическую эвристику. Историческая библиография и историческая эвристика. Основные этапы развития исторической библиографии в России. Историческое книговедение и историческая эвристика. Библиотековедение и историческая эвристика. Библиотечная сеть России. Фонды крупнейших мировых и российских книжных собраний (Библиотека Конгресса США, Библиотека Британского музея, Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН),, Библиотека Академии наук, Государственная публичная историческая библиотека, Научная библиотека СПбГУ им М. Горького и др.). Методика работы с библиотечными фондами, специфика работы с карточными каталогами и on-line каталогами ведущих мировых и российских библиотек. Порядок работы с программой OPAC-Global. Система Сигла-поиск. Основные библиографические указатели и справочная литература. Универсальные энциклопедии и энциклопедические словари. Исторические энциклопедии и справочники. Биографические и библиографические справочники. Литературные справочники. Региональные и географические справочники. Специфика составления биобиблиографических баз данных и указателей. Базы данных (eLIBRARY.RU - Научная электронная библиотека, ИНИОН РАН, History Online and History Study Center, Taylor and Francis Online, DigiZeitschriften, Ebrary Academic Complete, Academic Search Complete, Grove Art Online, OAPEN (Open Access Publishing in European Networks), JSTOR - The Scholarly Journal Archive, Wiley InterScience - журналы Wiley-Blackwell, Cambridge Journals Online, Directory of Open Access Journals – DOAJ, Springer – журналы, InfoTrac General Onefile и др.) и системы индексации (РИНЦ, Web of Science, Scopus, Web of Knowledge, Journal Citation Reports, Social Sciences Edition и др.) исторических источников и литературы по гуманитарным и социальным наукам. Базы данных крупнейших мировых и российских библиотечных собраний (на примерах Библиотеки конгресса США и Универсального собрания РГБ). Базы данных российских и зарубежных диссертаций. Специфика работы с базами данных российской государственной библиографии. Специфика работы с универсальной базой Google Books. Общие тенденции развития библиографической эвристики в контексте «информационной революции».

  7. Технология историко-эвристических исследований: введение в архивную эвристику. Архивоведение и историческая эвристика. Понятие архивной эвристики. Основные этапы развития архивного дела и архивной эвристики в России. Архивная система России. Росархив. Федеральные архивы и региональные архивы. Путеводители по российским архивам (ГАРФ, РГАДА, РГИА, РГВА, РГА ВМФ, РГАЭ, РГАСПИ, РГАЛИ, РГАНТД, РГАНИ, Архив РАН, ЦГИА СПб, ОР РНБ, ОР РГБ, РО ПД РАН, ОР БАН, ЦГА СПб, ЦГАЛИ СПб, ЦГАКФФД СПб, ЦГАИПД СПб, Архив СПб ИИ РАН, ОР/РО ГИМ, НБ РАХ, НМБ СПбГК, МБ СПбФ, СПбГТБ, ОРРК Библиотеки ВМедА и др.). Архивохранилища СПбГУ (Архив СПбГУ, архив музея СПбГУ, Отдел редких книг и рукописей НБ СПбГУ, Восточный отдел НБ СПбГУ). Справочники об архивных и рукописных собраниях. Информационные проекты Росархива. Базы архивных документов on-line (Портал «Архивы России», сайты РГИА, ПД, проект «История Санкт-Петербургского университета в виртуальном пространстве»). Мировая практика архивного дела, базы данных национальных архивов и архивных служб. Региональные архивы как центры изучения локальной истории. Общие тенденции развития архивной эвристики в контексте «информационной революции».

  8. Технология историко-эвристических исследований: введение в музейную эвристику. Музееведение и музейная эвристика. Музейные коллекции как объект исторического изучения. Крупнейшие исторические музеи мира. Крупнейшие исторические музеи России: Государственный Эрмитаж, Государственный центральный музей современной истории России, Государственный музей политической истории России, Государственный музей истории религии, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Центральный музей Вооруженных Сил, Центральный военно-морской музей, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Российский государственный музей Арктики и Антарктики и др. Музеи как центры историко-эвристических исследований. Краеведческие музеи как центры изучения локальной истории. Общие тенденции развития музейной эвристики в контексте «информационной революции».

  9. Специфика историко-эвристических изысканий в сетевых ресурсах. Понятие сетевого ресурса. Ведущие поисковые системы и методика поиска исторической информации. Общие тенденции репрезентации исторической информации в сети Интернет с конца 1990-х гг. Наиболее рейтинговые исторические ресурсы и базы данных по всемирной истории и истории России (каталоги ссылок на сетевые ресурсы по истории России, общие базы данных по отечественной истории, тематические базы данных по отечественной истории: по периодам, по отраслям исторической науки). Сетевые журналы. Гипертекстовый характер сетевых ресурсов, специфика работы с мультимедийным контентом. Репрезентация традиционных форм передачи исторической информации в сети (библиотечные и архивные собрания, музейные коллекции) в сетевом пространстве. Опыты организации научно-исследовательской работы в сетевом пространстве.

  10. Биографика: исследовательские технологии. Биографика и историческая эвристика Обзор источников о деятелях российской истории. Методика составления биобиблиографической справки. Биографика ученых петербургского университета: обзор основных источников.

  11. Методика анализа исторической информации: принципы работы с актовыми источниками. Понятие актового источника. Дипломатика и историческая эвристика. Основные проблемы работы с актовыми источниками (выявление, датировка, анализ). Типы нормативных актов. Основные издания нормативных актов и частных актов по истории России.

  12. Методика анализа исторической информации: принципы работы с нарративными источниками. Нарративные источники личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка): принципы поиска, отбора и анализа информации. Тексты художественной и публицистической литературы: принципы отбора текстов и анализа исторической информации. Литературоведческие методы в исторической науке. Основы методики работы с периодическими изданиями. Основные справочные и библиографические пособия по российской периодике. Метод контент-анализа в работе с нарративными источниками.

  13. Методика анализа исторической информации: принципы работы с историографическими источниками. Историографические тексты в ряду нарративных источников: особенности построения. Научный аппарат историографического источника. Историографические источники: принципы отбора текстов и анализа исторической информации.

  14. Методика анализа исторической информации: принципы работы с ауди-визуальными источниками. Понятие аудио-визуального источника. Устная история и историческая эвристика. Основы методики анализа разных типов аудивизуальных источников (интервью, документальные видео- и аудио-записи, документальные фильмы, исторические телепроекты, художественные фильмы и пр.). Специфика работы с аудио-визуальным контентом в сетевых ресурсах.


  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины 2011г Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины иностранный язык (немецкий) 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2011г. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины техническое оснащение и организация рабочего места 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) по специальностям...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве 2011 г. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) по специальностям...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы делопроизводства 2011г. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины допуски и технические измерения, 2011 Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины статистика (базовый уровень) 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика»
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница