Лекция 2 Раздел 2




НазваниеЛекция 2 Раздел 2
Дата конвертации04.02.2013
Размер130.81 Kb.
ТипЛекция

Рынок информационных продуктов и услуг Лекция 2

Раздел 2

Анализ рынка информационных услуг и продуктов
Основные понятия рынка информационных продуктов и услуг (РИПИУ)

  • Материальное производство

  • Производство информации


Развитие сектора информационных продуктов и услуг позволило:

  1. превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную

  2. сформировать мировой и внутригосударственный РИПИУ

  3. произвести систематизацию и обобщение информационных ресурсов и совершенствовать современную инфраструктуру

  4. повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений за счет своевременного использования необходимой информации


При рассмотрении и перспектив развития технологичного компонента информационного пространства необходимо учитывать следующее:

  1. информационные технологии являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного пространства.

  2. Для России существенно, что мировой и отечественный рынох информационных технологий плотно насыщен продукций мировых монополистов (Microsoft, IBM, Hewlett-Packard). России можно думать лишь об активной роли на рынке прикладных и «частично обеспечивающих» информационных технологий (Касперский, 1С, Парус, Ключ, info soft, навит inform и т.д.).

  3. Состояние государственной индустрии разработки информационных технологий, как и образующих их технических и программных средств ставит проблему нахождения новых методов регулирования и обеспечения интересов государства в условиях ограничения на бюджетное финансирование рыночной экономики и конкуренции отечественных и зарубежных производителей стратегически важных для страны, области.


Ориентация Российского рынка информационных технологий на технические средства зарубежного производство приводит к снижению общей доли отечественных разработок информационных технологий по отношению к количеству адаптированных зарубежных.

Информационный продукт представляет собой результат синтаксического, семантического и прагматического преобразования информации выступающей потребительской стоимостью и распространяемый, как правило, в вещественной форме.

Информационный продукт производится и реализуется посредством информационных услуг, под которыми обычно понимают процесс организации поиска, сбора, обработки и хранения информации с целью удовлетворения информационных потребностей клиента посредством предоставления информационного продукта.

Информационная потребность это потребность индивида в получении информации снижающей неопределенность по отношению к изучаемым событиям, объектам процессам или явлениям.

Ассортимент информационных услуг адекватно отражает информационные ресурсы адаптированные на заданную предметную область и определяется объемом и качеством создаваемых на их основе информационных продуктов.

Номенклатуре предоставляемых фирмами….

…..

….. (ручка перестала писать….)

…..

…..проводить мониторинг информационных потребностей потенциальных клиентов, их структуры, с другой стороны предоставляемые услуги должны реализоваться с учетом требований запросов конкретного заказчика.

Под информационно аналитической услугой принято понимать процесс удовлетворения информационных потребностей клиента на основе анализа структуры и содержания данной потребности ее детализации в процессе предоставления информационного продукта посредством организации информационных процессов.

Под РИПИУ понимается совокупность экономических, правовых и организационных отношений, в которые вступают объекты рынка в процессе производства и потребления информационного продукта.
Этапы формирования РИПИУ

Начало формирования обособленного самостоятельного рынка, как мирового, так и национального началось с середины 50-х годов и до середины 60-х. (1 этап) Основные поставщики на этом рынке это информационные службы, академических профессиональных и научно-технических обществ, а также государственных учебных заведений работающих на некоммерческой основе. Потребители – ученые и специалисты в области науки и техники.

На этом этапе информационная служба заключалась в предоставлении информационных изданий распространяемых по подписке и содержащих библиографическую, реферативную и обзорно-аналитическую информацию.

Библиотечное обслуживание по запросам - предоставлялись копии первоисточника.

В 60-е годы (2 этап) параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок электронной обработки и передачи данных. Информационная услуга это база данных, содержащая библиографическую, реферативную и справочно-научно-техническую информацию, а в дальнейшем все в большей степени на торгово-экономическую, статистическую и домашнюю.

Середина 70-х годов (3 этап) создание глобальных сетей передачи данных. Ведущим видом информационной услуги становится диалоговый интерактивный поиск информации в удаленных от пользователя базе данных.

После недолгого периода узкой специализации на основе центров обработки данных возникли информационные службы с набольшей централизацией и интеграция информационной деятельности и вовлеченных в нее ресурсов, в которых объединяются не только создание и использования баз данных, но и работа в области массовой информации и предоставление первоисточников.

Середина 80-х годов (4 этап). Основная услуга – предоставление торгово-экономической и финансовой информации.
В настоящее время формирование Российского РИПИУ происходит быстрыми темпами. При этом важнейшими компонентами рынка выступают:

  1. техническое и технологическое обеспечение – современной информационной оборудование,

  2. мощные компьютеры,

  3. развитая компьютерная сеть и соответствующая им технология обработки информации.

  4. Создается нормативно-правовая основа функционирования информационного бизнеса (документы, законы). В наличии имеются информационные ресурсы обеспечивающие успешное функционирование фирм на РИПИУ.

  5. с точки зрения информационного обеспечения появляются элементы государственного регулирования взаимодействия с производителей и потребителей информационных услуг продуктов.


Особенности Российского рынка.

    1. отсутствие стабильности при приоритете на нем зарубежного производителя.

    2. неоднородность рынка по регионам страны.

    3. в качестве основного потребителя пока выступает государство и слабо развит сектор личного потребления и соответственно не развита индустрия услуг, ориентирующих на удовлетворение потребностей населения.


…..

начал формироваться с 1987 года. (отправная точка)
87-92г. Бурное формирование Российского информационного рынка. Активность коммерческих фирм по информационным технологиям наибольшие прибыли!

92 г. Ухудшение условий рынка. Ориентир на платеже способного потребителя. Сокращение номенклатуры ИПИУ, не выгодно и само информационное производство. Как правило, успех и по продажам были у тех фирм, кто успешно проводил рекламную компанию.

В этот период, не смотря на усиление информационной потребности предприятия, ограничивались лишь сведениями о возможностях сбыта их продукции, в то время как информационная потребность в области обеспечения процессов развития производства и технологий остаются неудовлетворенны, как из-за отсутствия финансовых средств у предприятия, так и соответствующей инфраструктуры информационного бизнеса. Т.е возникают противоречия между …..

….одна из фирм сферы информационного бизнеса, организация системы маркетинговых исследований рынка информационных услуг и продуктов в целью определения направленности информационных услуг и средств их удовлетворения с учетом необходимого качества и создания льготных условий реализации информационных продуктов.
Сегодня наиболее продвинутый сектор – сектор финансовой информации.

Он активно поддерживается зарубежными производителями (платежеспособны).

Успешно реализуются информационные проекты, связанные с рекламой. Оборот в этом секторе в 2002 году достиг 1,5 млрд. $.

Также высокие темпы развития имеют проекты, связанные с разработкой и распространением правовой и справочной информации. (Консультант +, Гарант)

Также постоянно пользуются спросом информация о предприятиях, продуктах, услугах импортерах и экспортерах…

Современные подходы к анализу РИПИУ

Исследователи предлагают в инфраструктуре информационного рынка выделять 5 секторов:

  1. Научно-техническая продукция в виде проектных, технологических и методических разработок по разным отраслям.

  2. Объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудио продукции.

  3. Услуги образования (все возможные виды обучения)

  4. Управленческие данные и сообщения, т.е. политическая, хозяйственная информация (статистические данные) (данные о рыночное ситуации, рекламное сообщение, оценки и рекомендации по принятию решения).

  5. Бытовая информация (сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, …)


Однако, по мнению ряда российских исследователей в приведенной классификации отсутствуют аспекты, характерные для информационного общества, а именно:

    • Технический

    • Программные

    • Коммуникационный (все виды компьютерных сетей и их возможности по передачи информации в виде телефонной и факсимильной связи).


В связи с этим целесообразно проведение маркетингового исследования, регионального рынка и позиций ….:

  1. анализ спроса на конкретную информацию

  2. определение источников и средство получения профессионально-важной информации

  3. изучение потребительских предпочтений в получении информации

  4. определение значимости средств массовой информации в становлении и развтии бизнеса

  5. изучение уровня технической оснащенности фирм, выступающих потенциальными клиентами на рынке информационных услуг и продуктов. Определение желательного для коммерсантов порядка оплаты информационных услуг


Проведение исследования на региональном уровне позволило выделить 5 секторов РИУИП и определить фирмы, функционирующие в конкретном секторе рынка:
1 сектор – деловая информация, включающая биржевую и финансовую информацию, а именно котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов инвестиции, цены.

Фирмы – специальные службы биржевой, финансовой информации, брокерские компании и банки.
Статистическая информация – статистические данные по отраслям, прогностические модели развития, построенные посредством обработки статистических данных, оценки социальной ситуации.

Коммерческая информация – по направлениям их работы, выпускаемой продукции, в ценах, финансовом состоянии руководителей, деловых новостях в области экономики и бизнеса.

Фирмы – информационно аналитические центры.
Маркетинговая информация – информация о рынках, делах, клиентах, конкурентах, товаров….

Фирмы – информационно аналитические центры.
2 сектор – научно техническая продукция, включающая проектные, технологические, методические разработки по различным отраслям, научно-техническую документация, библиографическую, реферативную, справочную информация в области естественных, технических, общественных наук по отраслям производства и сферам человеческой деятельности.

Фирмы – библиотеки, специально научно исследовательские институты, конструкторские бюро. А также фирмы предоставляющие услуги как инженерно-технические, так и послепродажное сопровождение технических средств.
3 сектор – массовая, общественно значимая информация. Новости общественной жизни, литература, искусство в виде журналов, справочников, энциклопедии, произведений художественной литературы.

Фирмы – информационные службы новостей, издательские фирмы, телевидение, радио, библиотеки.
Потребительская информация - расписание транспорта, резервирование…,

Фирмы – транспортные агентства, гостиничные службы.
Развлекательная информация – информация, связанная с организацией досуга.

Фирмы – рекламные агентства, кинотеатры, музеи и т.д.
4 сектор – образовательные услуги, включающие все организационные формы и этапы обучения в системе непрерывного образования, в том числе и системы дополнительного образования.

  • Информационные продукты здесь выступают:

  • Методики и технологии обучения

  • Программы курсов

  • Учебники и учебные пособия

  • Дидактические средства, имеющие как …………. , так и компьютерную форму реализации.

Фирмы – государственные и не государственные образовательные учреждения,…..
5 сектор - технические программно-методические и коммуникационные средства, включающие:

Программные комплексы, ориентированные на пользователей с различным уровнем подготовленности, а именно:

  • Системное программное обеспечение

  • Программы общей ориентации

  • Прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной предметной области


Фирмы - региональные центры новых информационных технологий, центры разработки программного обеспечения по разделению информационного и программного обеспечения:

  • Компьютеры

  • Телекоммуникационное оборудование

  • Оргтехника и комплектующий


Фирмы, производимые сборку и продажу информационно-вычислительной техники.
Разработки и сопровождение информационных систем и технологий. Тех-обследование организации с целью выявления структуры и содержания информационного ресурса, разработки, концептуальных информационных моделей,….., содержащие и сопровождающие базы данных.
Фирмы - ассоциации программистов.
Консультационные услуги по различным аспектам информационной индустрии.
Фирмы - центры разработки программного обеспечения, формационно-экономические центры.

Особенности функционирования РИУИП
Успешность функционирования информационных продуктом и услуг определяется, прежде всего, качеством предоставляемых продуктов и услуг.

Большое значение для дальнейшего становления РИУИП имеет форма предоставления информации, а также выбор адекватных носителей.

Однако сегодня растет доля рынка на CD-ROM, также актуальными являются библиотеки.

Сегодня библиотека может дать:

  • Предоставление полных текстовых документов, а также справок по их местонахождению и их описанию.

  • Выдача копий первоисточников по запросам клиентов.

  • Выдача результатов библиографического поиска и поиска информации по заявкам клиентов по удобной для них форме.


Получение результатов фактографического поиска и аналитического с обработкой информации в виде справок, таблиц...

Подготовка и распространение реферативной и библиографической информации об отчетах диссертациях, программах в виде изданий и баз данных на машиночитаемых носителях. Библиотека также проводит организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности. И, также, занимается выдачей результатов информационных исследований…….
Особую роль в удовлетворении информационных потребностей широких слоев населения играют средства массовой информации.

  1. массовость

  2. тиражируемость, периодичность

  3. использование постоянно пополняемых информационных ресурсов.

  4. Формирование массивов первичной информации


С появление компьютеров и с увеличением объема хранимых данных расширился круг информационных услуг связанных с ….

Для систематизации процесса удовлетворения потребностей клиентов по доступу к хранилищам данных.
1 тип хранимой информации

  • документальные

  • фактографические


2 по форме предоставления

  • видеосистемы

  • аудиосистемы

  • мультимедиа


3 по предметной ориентации

  • статистические

  • финансовые

  • юридические

  • …….


4 по охвату конкретной предметной области

  • территориальный признак

  • всемирные

  • государственные

  • региональные


5 по временному признаку
6 по особенностям организации хранения данных

  • локальные

  • интегрированные

  • распределенные


7 по целевым функциям

  • справочные

  • поисковые




К числу форм предоставляющих информационные услуги.

Основаны на организации доступа. Относятся центры, обрабатывающие базы данных постоянно……….

Службы телекоммуникации и передачи данных, специальные службы, аккумулирующие информацию по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения прогнозирования.

Коммерческие фирмы и информационные брокеры. Для региональных рынков информационных продуктов и услуг обычно подобные услуги осуществляются в виде дистанционного доступа к диалоговому режиму. Причин несколько: все большее число пользователей имеет достаточную квалификацию для работы в коммуникационной среде компьютерных сетей, также из-за высокой оперативности предоставления услуг и из-за возможности отказа от собственных информационных систем.

Основными пользователями являлись организации, ……………

Дистанционный доступ может быть предоставлен по подписке или по договорам.

Анализ рынка информационных продуктов и услуг позволяет выявить некоторые особенности его функционирования:

  1. для сферы информационных услуг характерна прямая зависимость технологии предоставления услуги от структуры содержания информационной потребности клиентов.

  2. Цена на информационную услугу, включается в цену информационного продукта, предоставляемого посредством данной услуги.

  3. Сфера информационных услуг и продуктов в большей степени требоуте решения вопросов правового обеспечения процессов их производства и потребления.

  4. В силу высокой динамичности научно-технического прогресса в социальной экономической сфере структура и содержание информационного ресурса обеспечивающего успешность функционирования фирмы подвержены быстрому изменению, в связи с этим качество этих ИПИУ требует постоянно совершенствования, появляется необходимость в увеличении спектра предоставления услуг.

  5. Чем выше качество предоставляемой услуги, тем большую прагматическую значимость имеет информационный продукт. Т.е. разработчик информационного продукта, ориентируясь на конкретного потребителя в процессе производства, определяет гипотетический сегмент рынка, где данный информационный продукт будет востребован. Это, в свою очередь, требует системного изучения прогнозирования спроса на РИУИП.

  6. Успешность функционирования фирмы сферы информационного бизнеса зависит от скорости предоставления услуг, так и от других параметров качества, что в большей степени требует использования в процессе производства средств современных информационных и коммуникационных технологий.






www.inf-man.ru

Похожие:

Лекция 2 Раздел 2 iconТематический план раздел I. Сообщения о событиях лекция журналистика новостей в современной прессе
Лекция. Зарисовки – «картинки» репортера. Сенсорные детали. Варианты зарисовок
Лекция 2 Раздел 2 iconСанкт-Петербург 2009
Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,...
Лекция 2 Раздел 2 iconПротокол №3 от 25. 05. 2011 Приказ №22 о/д
Пояснительная записка Раздел Определение планируемых результатов. Раздел Учебный план Раздел Формирование универсальных учебных действий...
Лекция 2 Раздел 2 iconЛекция №8 Тема : «Термодинамика»
Термодинамика – раздел физики, изучающий общие свойства макроскопических систем, не касаясь микропроцессов
Лекция 2 Раздел 2 iconЛекция Раздел Эволюция управления как науки
Школа человеческих отношений (1930-1950). Поведенческие науки (1950 до настоящего времени)
Лекция 2 Раздел 2 iconЛекция 2 отредактировано 28-06-2005 Лекция №2 Эта лекция содержит вопросы, заданные во время и после чтения Лекции №1, и мои ответы. Н. М. Вопрос
Целью является избавление преклира, как тетана, от максимального числа аберраций и восстановление его исходной причинности
Лекция 2 Раздел 2 iconЛекция 18 Раздел особенности функционирования автоматизированных информационных систем тема 1 Типы автоматизированных информационных систем
Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации
Лекция 2 Раздел 2 iconМетодические рекомендации раздел I. Введение в специальную учебную дисциплину. Методологические аспекты правовой бухгалтерии Лекция Предмет, метод и социальная ценность правовой (судебной) бухгалтерии
Толкаченко, А. А. и др. Правовая (судебная) бухгалтерия: курс лекций. Москва, 2003
Лекция 2 Раздел 2 iconЛекция 1 2 Лекция 2 24 Лекция 3 46
Вместе эти две работы, как мне кажется, дают достаточно полное представление об основных линиях развития взглядов в Московском логическом...
Лекция 2 Раздел 2 iconЛекция по курсу «Ботаника» для 1 курса пмно. Раздел У. «Основы географии и экологии растений». Тема: Экология растений. Основные вопросы: Предмет экологии. Объекты ее изучения. Аутэкология
Экологические факторы: климатические, эдафические, орографические, биотические, антропогенный
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница