А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар




НазваниеА. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар
Дата конвертации04.02.2013
Размер191.72 Kb.
ТипСеминар




А.Ю.Уваров
Для чтения перед работой на семинаре
«Процесс информатизации школы: его оценка и управляемое развитие»


Существо процесса информатизации школы 1

Показатели развития процесса информатизации школы и их измерение 1

Кластерная модель процесса информатизации школы 4

Использование кластерной модели при разработке программ и оценке результатов информатизации школы 6

Существо процесса информатизации школы


1. Информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества. В западных публикациях такой тип общества сегодня называют “Knowledge Society” – «общество, основанное на знаниях» или «общество знаний». Отечественная традиция использует вместо термина «общество знаний» термин «информационное общество», в ходе движения к которому (из реалий индустриального общества) разворачивается процесс информатизации школы.
2. Двадцать – тридцать лет назад, когда процесс информатизации школы еще только начинался, информатизацию школы рассматривали, главным образом, как процесс оснащения образовательных учреждений средствами новых информационных технологий. За прошедшие десятилетия этот взгляд коренным образом трансформировался. Сегодня информатизацию школы связывают прежде всего с изменением целей и результатов образовательного процесса (которые зафиксированы, в том числе, в образовательных программах), а также педагогических практик, которые составляют ядро «зарождающейся педагогики» и становятся новой нормой в условиях современной школы (см., например, материалы международного исследования по ИКТ в образовании – SITES). Естественно, что эти изменения происходят в ИКТ-насыщенной среде современного образовательного учреждения, поддержаны средствами ИКТ.
3. Реформа (модернизация, обновление) школы много лет хромает на все ноги. Сам факт, что педагогическое освоение средств ИКТ в условиях современной российской школы на практике меняет существующие в школе процессы (вводит новые и «оживляет» старые, которые формально должны идти, но на практике игнорируются) можно считать чудом. Это чудо мы и называем процессом информатизации, а появление (изменение, восстановление) в жизни школы соответствующих процессов – ее результатом.

Показатели развития процесса информатизации школы и их измерение


1. Результаты процесса информатизации школы проявляются в виде возникших и прижившихся в школе процессов использования ИКТ (Рис. 1-а). Устойчивость (воспроизводимость) этих процессов обеспечивается за счет соответствующих регламентов (привычек, традиций, формализованных процедур). Сторонний наблюдатель может фиксировать эти результаты, обнаружив например, соответствующие записи в учебных планах и программах образовательного учреждения1. Такие изменения становятся, например, неотъемлемой частью образовательных программ по литературе, информатике, изобразительному искусству, физике и т.д. Их можно наблюдать в ходе выполнения учебной работы.
2. Два десятилетия назад, на заре компьютеризации школы, сформировалась традиция описывать информатизацию школы через показатели ее технического оснащения (количество компьютерных классов, число компьютеров на одного ученика, подключение к Интернет и т.п.). С одной стороны, это верно: без появления в школе технологической инфраструктуры говорить об ее информатизации не приходится. Однако, сами по себе, показатели технического оснащения лишь косвенно свидетельствуют о развитии процессов информатизации в школе. Перечень показателей надо существенно расширить, включив сюда и те, которые описывают, в том числе:

  • готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ-компетентность работников образования);

  • изменения в уровнях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение «процессов», регламентов, процедур, работы школы);

  • изменения в методах и организационных формах работы учащихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива школы в целом (распространение ИКТ-поддержанных методов и организационных форм учебной работы);

  • изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы (формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни);

  • изменения в управлении учебно-воспитательным процессом и школой в целом (поддержка этих процессов средствами ИКТ, включая базы данных, автоматизированный учет, общешкольный портал и т.п.),

  • изменения во взаимодействии с ближайшим окружением школы (родители, спонсоры, муниципальные органы власти, общественные организации).



Рис. 1-а. Информатизация школы и трансформация образовательного процесса
3. Трудность с объективизацией процессов информатизации школы в том, что в нашем распоряжении нет практичных (простых, дешевых, надежных) инструментов для оценки значений перечисленных выше показателей. Так, мы не можем опереться, например, на опыт британских педагогов (BECTA Matrix), которые обращаются для этой цели к привычным для их управленческой культуры материалам школы:

  • стратегическому плану,

  • трехлетнему плану развития,

  • реалиям стратегического и методического менеджмента в школе,

  • планам и разработкам в области e-Learning,

  • финансовому планированию нововведений и т.п.

В практике работы отечественной школы большая часть подобных документов отсутствует. Не удается в полной мере использовать, например, передовые разработки типа «московской таблицы». За пределами школ г. Москвы практика использования приведенных в ней моделей учебной работы достаточно ограничена. Поэтому, при описании состояний информатизации школ приходится пользоваться индикаторами, которые более доступны для оценки и, так или иначе, отражают процессы информатизации школы. Для этой цели часто используют три группы индикаторов, которые характеризуют:

  • технологические аспекты процесса информатизации школы (включая цифровые образовательные ресурсы),

  • компетентность участников образовательного процесса в области использования ИКТ,

  • организационные условия и доступность средств ИКТ в школе.


Эти индикаторы сегодня2 естественно использовать для оценки развития процессов информатизации школы. Необходимый набор образовательных эффектов, а значит и всестороннее описание самого состояния, обеспечивается их полной совокупностью (Рис. 1-б).



4. Предложенный набор индикаторов, оформленный в виде анкеты для сбора информации, приведен в файле Анкета ОУ_ver-4.2.doc. Индикаторы определяют значения показателей информатизации образовательного учреждения. Взятые в совокупности, эти показатели фиксируют (определяют) состояние процесса информатизации в образовательном учреждении.

Кластерная модель процесса информатизации школы


1. Сравнивать школы по отдельным показателям малопродуктивно. В реальности их значения «подстраиваются» друг к другу и только во взаимосвязи дают представление о состоянии процесса информатизации школы. Их можно использовать для формализованного описания состояний, для сравнения этих состояний между собой. Каждый из показателей имеет множество значений. Пространство этих показателей определяет все множество возможных состояний образовательного учреждения. Каждую точку в этом многомерном пространстве можно соотнести с одним из состояний информатизации школы. Развитие процесса информатизации отдельной школы можно описывать как цепочку (последовательность) переходов межу отдельными состояниями в этом пространстве, которое удобно называть пространством состояний информатизации школы (см. Рис. 2). Формализованное описание (набор показателей) описывает состояние информатизации школы, фиксируя его в пространстве возможных состояний этого процесса. Сравнивая состояния школ в этом пространстве можно говорить о том, насколько они близки между собой. Для этого используется аппарат объективной классификации (кластерный анализ). Методы объективной классификации позволяют не только выделить сложившиеся на сегодня схожие группы школ. Подобрав подходящую метрику, можно оценить близость отдельных образовательных учреждений (по состоянию их информатизации), а также оценивать изменение их положения в этом пространстве как относительно исходной совокупности объектов, так и относительно своих предыдущих состояний.




Таким образом, процесс информатизации школы можно представить как цепочку переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. (В школе установили компьютерный класс, появился учитель информатики, школьники изучают новый учебный предмет. Состояние изменилось.)

2. Переход школы из одного состояния в другое, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны быть так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия, или целая программа последовательно реализуемых работ. В первом случае можно сказать, что процесс информатизации развивается в школе стихийно, а во втором можно говорить о последовательном преобразовании школы. Совокупность этих процессов на множестве всех школ образует поток изменений, которые представляют собой процесс информатизации школы в целом.

3. Совокупности показателей позволяют сравнивать школы между собой. Однако они мало говорят о самих процессах информатизации школы. Эти процессы естественно фиксировать в виде развернутых описаний опыта информатизации отдельных школ (историй их информатизации).



Таким образом, состояние школы можно представить с помощью двух описаний (Рис. 3): формализованного (которое использует фиксированный набор показателей, описывающих состояние школы в пространстве информатизации) и дескриптивного (которое представляет собой изложение истории (опыта) информатизации школы, подготовленного по единой форме).
4. Если процедуры получения данных, относящихся к формализованной части описания, сравнительно просты, то подготовка дескриптивной части описания для каждой из тысяч школ представляет собой достаточно сложное дело. Естественный путь сокращения размерности этой задачи состоит в следующем. В каждом из выявленных кластеров отбираются несколько типовых представителей или «фокусных школ», для которой составляются истории информатизации образовательного учреждения (Рис. 4). Историю фокусной школы можно интерпретировать как характерный пример (инвариант) описания процессов информатизации для всех школ, входящих в данный кластер. Используя современные средства доступа к данным (например, архивы в Интернет, сайты школ и т.п.), члены школьной команды3 могут целенаправленно знакомиться с историями информатизации фокусных школ. Их могут интересовать данные о школах из своего кластера или других кластеров, которые близки к ним по тем или иным параметрам (а также по группе связанных между собой параметров). Используя эти данные, они могут обсуждать как варианты «малого развития» (изменения, которые происходят внутри отдельных кластеров), так и анализировать процессы перехода учебного заведения из одного кластера в другой. В связи с тем, что количество кластеров и возможных переходов между ними достаточно велико, представляется возможность обсуждать различные варианты программ информатизации (в том числе, псевдо-программы, которые не обеспечивают реального изменения положения дел в школе). Планируемый (или реализованный) переход школы из одного кластера в другой естественно интерпретировать как шаг процесса информатизации школы (Рис. 1) или шаг развития.




Очевидно, что схема, показанная на рис. 4, легко вписывается в систему процедур разработки и оценки программ информатизации школы. Накапливая данные в течение достаточно продолжительного периода времени, можно встроить изучение процессов информатизации школы в реальный цикл работ по развитию школы (с пользой и для того и для другого).

Использование кластерной модели при разработке программ и оценке результатов информатизации школы


1. Главная цель разработки кластерной модели – предложить инструмент, помогающий построить механизмы систематического решения задач, возникающих в ходе управления процессами информатизации школы. Приступая к разработке модели, авторы видели перед собой две таких задачи:

  • Построить систематическую процедуру, которая помогает членам школьных команд,

    • использовать опыт других школ в процессе формирования представлений о желаемом будущем своего учебного заведения и определения приоритетных направлений развития школы (в ходе подготовки программ информатизации образовательного учреждения),

    • поддержать процесс обмена опытом решения задач информатизации школы между образовательными учреждениями и отдельными педагогами в условиях современных российских реалий;

  • Предложить инструмент для построения интегрированной внешней оценки выполнения программ информатизации в группе образовательных учреждений (в регионе или муниципальном образовании), оценки влияния крупных (широкомасштабных) проектов на развитие процесса информатизации школы.


Кроме этого, построенная на этой основе процедура оценки (самооценки) состояния информатизации школ может стать одним из инструментов для выявления школ, лидирующих в области информатизации образования.
2. Представление о зоне ближайшего развития (Л.С. Выгодский) широко используют, обсуждая вопросы обучения школьников. На него можно опереться и обсуждая инновационные процессы в школе: следует проектировать и претворять в жизнь те преобразования работы педагогов и образовательных учреждений, которые находятся в их собственной зоне ближайшего развития. Следуя этому принципу, педагоги и педагогические коллективы будут рассматривать и претворять в жизнь те изменения, к которым они готовы (которые находятся в зоне их ближайшего развития). Для этого, школьные команды должны видеть перед собой веер практически значимых задач информатизации школы, соотносить их со своими возможностями. Без этого работникам школы далеко не всегда удается выделить практические ориентиры, ближайшие и отдаленные цели, которые должны определять содержание необходимых изменений. Нередки случаи, когда освоение компьютерной грамотности и обсуждение широких проблем построения «школы информационного века», приводит к формированию ложных ориентиров, уводящих от решения ключевых задач, стоящих перед учебным заведением и отдельными учителями.
3. Возможна разработка систематических процедур, с помощью которых педагоги каждой школы могут, в процессе определения приоритетных направлений развития своего образовательного учреждения:

  • самоопределиться (найти свое место в пространстве информатизации),

  • выбрать близкие для себя ориентиры (фокусные школы),

  • опереться (при подготовке и претворении в жизнь своих программ) на опыт других образовательных учреждений.


4. Принципиальная схема решения этой задачи показана на Рис. 5.

4.1. Перед началом работы над программой, ответственный представитель школы заполняет анкету, в которой описаны индикаторы состояния информатизации образовательного учреждения. Анкеты передаются в центр обработки (на бумажном или машинном носителе информации), где они контролируются и обрабатываются. Все школы распределяются по кластерам. В каждом кластере выбирается одна или несколько фокусных школ, которые подготавливают по заданной форме свою «историю»: описание опыта информатизации школы. Подготовленные истории проходят необходимое редактирование, и на их основе в центре обработки данных формируется база данных с описанием опыта информатизации «фокусных» школ. На схеме тонкими пунктирными стрелками обозначены процедуры проведения актирования и сбора данных. Широкая стрелка обозначает процедуру подготовки историй информатизации фокусных школ. Жирные пунктирные стрелки обозначают процедуры использования школьными командами материалов центра обработки данных в процессе определения направлений информатизации своих образовательных учреждений.




4.2. После выполнения кластеризации для каждой школы автоматически подготавливается индивидуальная справочная web-форма (Рис. 6), которая помогает сопоставлять образовательное учреждение с другими школами (в том числе, с «фокусными»). Форма представляет собой интерфейс поискового механизма для доступа к описаниям опыта информатизации школ. Эти описания включают в себя тексты историй информатизации фокусных школ, а также электронные адреса и ссылки на сайты школ, которые представлены в базе данных (если они имеют электронные адреса и сайты).

5. Справочная форма предназначена для работы с информацией, накапливаемой центром обработки данных, как в режиме on-line с использованием Интернет (web-форма), так и в автономном режиме. В последнем случае, вся информация размещается, например, на CD, а справочная форма используется как интерфейс для доступа к этой информации.
Первый раздел справочной формы (расположен в верхней части формы) содержит организационную информацию, описание школы (формируется на основе расшифровки представленной школой анкеты), сводку результатов кластеризации по данной школе. Второй раздел представляет собой таблицу с данными о других школах, которые могут оказаться полезными членам школьной команды. В правой колонке приведен (для справки) показатель «удаленности»» этой школы (дельта-близость).



Рис. 6. Справочная форма школы_______________________________

  • Организационная информация (в т.ч., даты проведения анкетирования и кластеризации)

  • Принятые ответы на вопросы анкеты

  • Сводка результатов кластеризации (описание параметров и кластера)






Наименование школ (включая фокусные), отсортированные по близости

Дельта-близость

1

Школа 222 (ссылки на адреса и Историю)

Дельта

2

Школа 111(ссылка на адреса)









Свой кластер

Другие кластеры

К-1

К-2

К-3

К-4

К-5

К-6

К-7

К-8

Все параметры

Близость по параметру

П-1

П-2

П-3

П-4

П-5

П-6

П-7

П-8


В нижней части формы расположены два ряда закладок (выделены цветом). С их помощью можно управлять содержимым второго раздела таблицы: отбирать школы из «своего» кластера, или из других кластеров, сортировать их по близости с учетом всех параметров, или выбранного набора параметров. При выборе закладки своего кластера, члены школьной команды получают доступ к упорядоченному списку школ своей группы и имеющихся о них сведениях: контактная информация, адреса, истории информатизации для фокусных школ. При выборе закладки «чужого» кластера они получают доступ к аналогичным сведениям о школах «другой» группы. Выбрав закладку «Все параметры» можно упорядочить список школ по дельта-близости. С помощью закладок (П-1 … П-8) можно упорядочить список по соответствующим параметрам.
Справочная форма помогает членам школьной команды лучше понять место своей школы среди других школ, познакомиться с релевантным опытом информатизации образовательных учреждений, наладить рабочие контакты с коллегами. Она помогает членам школьной команды формировать образ желаемого будущего своей школы, выбрать ориентиры, который могут лечь в основу разрабатываемой программы информатизации, познакомиться с примерами работы и опытом других школ.
6. Другой способ использования кластерной модели в процессе разработки программы - оценка планируемых изменений (Рис. 7). После того, как члены школьной команды выбрали основные направления информатизации своего образовательного учреждения и представили, каким оно станет через 1-2 года, они могут поискать описание школ, которые похожи на их будущее. Для этого они корректируют анкету с индикаторами состояния информатизации школы, внося туда изменения, которые, как они планируют, произойдут через 1-2 года. Анкета с новыми индикаторами обрабатывается, и для нее строится новая версия справочной формы школы: все расчеты и списки школ здесь сделаны для нового, прогнозируемого состояния. В результате, члены школьной команды могут оценить состояние, в которое они хотят перевести свое учебное заведение, как результат выполнения программы, скорректировать подготавливаемый ими проект. Описанную работу можно выполнять, используя Интернет (или без доступа к сети, имея соответствующие данные на локальном компьютере, например, на специально подготовленном CD).




7. Интегрированная внешняя оценка результатов выполнения программ информатизации образовательных учреждений (мониторинг развития процессов информатизации школ в регионе) может рассматриваться как естественное продолжение работы по подготовке этих программ. Для проведения внешней оценки необходимы сведения о трех состояниях школы (рис. 8):

  • исходное, на момент разработки программы (Сисх),

  • желаемое или планируемое (Сплан),

  • конечное, на момент завершения программы (Скон).




Изменение состояния можно оценивать двумя способами:

  • по дельта-близости между исходным и конечным состояниями, если школа осталась в своей группе (не перешла в новый кластер),

  • по расстоянию (Δ12) между «новой» и «старой» «фокусными» школами при переходе из одного кластера в другой (Рис.8).


Сравнивая первые два состояния Сисх и Сплан можно определить, планируется (1) или нет (0) качественное изменение состояния школы (переход в новый кластер). Сравнивая все три состояния, можно отнести процесс развития школы к одному из трех вариантов:

  • качественного изменения не произошло (школа осталась в исходном кластере),

  • произошло непредвиденное качественное изменение (незапланированный переход в другой кластер),

  • качественное изменение произошло (запланированный переход в другой кластер).


На этой основе можно готовить аналитический материал с рекомендациями по развитию работ в области информатизации школ. Так, если программа информатизации повлияла на развитие школы, в результате чего она перешла из одного кластера (К1) в другой (К2), причем аналогичный переход совершили несколько школ, то можно говорить о формировании определенного «паттерна». Этот паттерн можно описать, обратившись к историям «фокусных» школ этих кластеров с учетом вариантов. Сравнивая приведенные варианты, можно определить, какие характерные действия приводят к соответствующим изменениям, насколько существенно их влияние на развитие школы, каковы изменения в значениях соответствующих параметров.
8. Кластерную модель можно использовать для оценки влияния широкомасштабных проектов (региональных, федеральных) на процессы информатизации школы. На основе оценки продвижений школ (дельта-смещений) в регионах проекта и в контрольных регионах можно построить и сравнить соответствующие распределения (изменение состояний школ проекта и школ из контрольных регионов сравнивается как по отдельным кластерам, так и по выборке в целом). Если разница статистически значима, эффект проекта ощутим. Если разница статистически не значима, эффект проекта не ощутим.
Возможен и другой метод оценки произошедших изменений, который основан на анализе в изменениях структуры пространства информатизации школ в регионах проекта и в контрольных регионах до и после проекта. Теоретически, широкомасштабный проект должен способствовать изменениям в структуре пространства, появлению новых кластеров. Для этого достаточно сравнить структуру пространства, построенную на основе данных о начальных состояниях школ в регионе проекта, и пространства, построенного на основе данных об их конечных состояниях (по окончании проекта).
9. Описанные процедуры и инструменты можно использовать двояко: для управления школами сверху и для развития инициативы снизу. Кластерная модель разрабатывались для развития инициативы снизу. Попытка использовать их для усиления надзора за работой школ потребует пересмотра используемых здесь приемов сбора и обработки данных.
10. Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются сегодня многие образовательные учреждения – отсутствие ясных ориентиров в работе по информатизации школы. Здесь интересен опыт Британии, где вводится сертификация образцовых образовательных учреждений в области информатизации образования. Процедура оценки (самооценки) состояния информатизации школ, построенная на основе кластерной модели, может стать одним из инструментов для выявления школ, лидирующих в области информатизации образования.
11. По особенностям своего построения и используемому математическому аппарату кластерная модель не имеет прямой связи с задачами информатизации школы. Распространение ИКТ создает условия для ее использования, но не является исключительной областью ее применения. Распространение методов, использованных при построении кластерной модели, может создать благоприятные условия для существенного прогресса в изучении процессов развития и становления новых педагогических практик, обеспечить это изучение статистическими данными и помочь в выделении проблем, решение которых наиболее актуально для обновления отечественной школы.

1 Пример: В школе установили компьютерный класс, пришел учитель информатики, школьники изучают новый учебный предмет. Состояние школы изменилось.


2 По мере развития процессов информатизации отечественной школы, эти индикаторы могут (и должны) быть пополнены и моделями учебной работы, используемыми в московской таблице, и данными об изменениях в управлении школой, которые используют британские педагоги.

3 Школьная (проектная) команда – группа педагогов-единомышленников, инициирующих процессы информатизации в школе. Школьная команда может включать в себя директора школы, его заместителей по учебной работе и ИКТ, заинтересованных учителей-предметников, работника школьной медиатеки и т.п. Попытка систематизировать и поддержать работу школьных команд на уровне муниципального образования и региона предпринимается, в частности, в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).



Ред. 16.07.05


Похожие:

А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconКнига для чтения 1998 г. Воронцова И. Б. Тексты для чтения 1996 г
Давидюк З. Я., Сигалова Е. М. Небольшие приключения Николя. Книга для чтения и активизации коммуникативных навыков 2004 г
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconСеминар для руководителей и сотрудников. Семинар проводят: директор Аналитического центра университетских инноваций, зам исп директора Национальной Гильдии инновационных менеджеров
Минобрнауки России. В то же время решение этой задачи вызывает известные трудности. Для помощи вузам и нии в этом направлении предлагается...
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconПрезентация семинар тренинг
Цель тренинга: совершенствование навыков проведения публичных выступлений, развитие уверенности в себе в ситуации выступления перед...
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар icon«чтение – учение: роль библиотеки в продвижении чтения»
На высоком уровне было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундаментом реализации...
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconЛекции Анализ содержания качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции
Соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconИнструкция по охране труда для операторов и пользователей
Эвм и пэвм, выполняющих профилактические и ремонтные работы, устанавливающих причины сбоев, работающих со схемами и другой техдокументацией;...
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconУправление научно-методической работой в школе
С учетом современных задач модернизации общего образования перед общеобразовательным учреждением, ее руководителями и педагогами...
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconПрохладненский район кбр
Но вот полный психологический комфорт испытывают, сдавая, например, зачет в форме спектакля или выполняя контрольную работу, которая...
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет и аудит» Учебное пособие
Охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один...
А. Ю. Уваров Для чтения перед работой на семинар iconСеминар-практикум для родителей по проблеме «Конфликт в семье» Семинар состоит из нескольких этапов. Первый этап пролог
Побуждают родителей к самоанализу и откровенному разговору ряд вопросов педагога
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница