Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В




НазваниеРабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В
страница1/5
Дата конвертации04.02.2013
Размер460.8 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Килпъяврская средняя общеобразовательная школа

имени А. С. Хлобыстова

муниципального образования Кольский район Мурманской области


«Утверждаю»

Директор школы

__________ Петренко С.В.

« » ___________ 2012 г.
Рабочая программа по

географии

8 – 9 классов

на 2012 – 2013 учебный год


Разработчик:

Шиц И. В.,

учитель географии

Обсуждена и согласована Принята

на методическом объединении на педагогическом совете

Протокол № ___ от Протокол № ___

« » _____________ 2012 г. « » ___________2012 г.


2012 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, примерной программы по географии среднего общего образования, Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004г. и Региональным базисным учебным планом, на основе «Программа курса географии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», авторской программы по географии (6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной. – М: Дрофа, 2004.допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа адресована обучающимся 8-9 классов общеобразовательной школы.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов физического образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности.

Цели и задачи курса:

Целью данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

- сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими, так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Межпредметные связи преемственность

развиты очень активно, особенно с предметами естественного цикла (биология, физика, химия, математика и др.)

Место и роль курса в обучении

Всего -140 часов, в неделю 2 часа.

Практических работ 26, из них оценочных * - 18

Практические работы:

№1 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

№2 Определение по картам географического положения Мурманской области./*/

№3 Определение поясного времени для разных городов России.

№4Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

№5 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

№6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

№7 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

№8 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

№9 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

№10 Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

№11 Комплексная характеристика населения своего населенного пункта/*/

№12 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№13 Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

№14 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

№15 Анализ разных видов районирования России.

№16 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

№17 Выявление и анализ условий для развития хозяйства региона (Центральной России)

№18 Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

* добавленные практические работы.

Изменения, внесённые в программу, обоснования.

В календарно - тематическом планировании количество часов в I разделе «Особенности географического положения России» (10 часов) увеличено на 1час, за счёт времени из резерва, для изучения Мурманской области для систематизации знаний по разделу.

В разделе II «Природа России» (30 часов), количество часов увеличено на 5 часов, за счёт времени из резерва, для изучения природы Мурманской области и для систематизации знаний по разделу.

В разделе IV «Хозяйство России» (30часов), количество часов увеличено на 6 часов, за счёт времени из резерва, для изучения отраслей хозяйства Мурманской области и обобщающего повторения в конце 8 класса.

Из 14 часов резерва примерной программы «География России» (8 - 9 классы) в представленном календарно - тематическом планировании рабочей программы использовано 10 часов резерва: в I разделе-1час, во II разделе – 5 часов, в IV разделе - 6 часов (из них 4часа обобщающее повторение в конце учебного года 8класса)

Оставшееся резервное время (4часа) может быть использовано на организацию повторения по IV и V разделам курса, или для проведения экскурсий

Раздел VII География своей республики (края, области) примерной программы в представленном календарно - тематическом планировании рабочей программы не выделен в отдельный раздел, а разбит на все разделы. Всего в рабочей программе запланировано 17 часов регионального компонента.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Важнейшие направления программы: интеграция, экологизация., гуманизация., политизация., экономизация, регионолизация., практическая направленность.

Используемые технологии: интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной, развивающего обучения.

 1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:

  • В организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

     В описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;

     При составлении экономико – географической характеристики  местных предприятий;

     При работе с различными источниками географического содержания;

     В организации и проведении природоведческих и производственных экскурсий

 

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая.

Формы учебных занятий: игры: на конкурсной основе, ролевые; мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы; семинары;

дискуссии; круглые столы; проектные работы

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини – сочинения; работа с источниками; доклады; защита презентаций;

рефлексия.


Основное содержание «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» (VIII-IX класс)

(140 часов)

Раздел I. Особенности географического положения России (10 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

  • Характеристика географического положения России.*

  • Сравнение географического положения России и других стран.*

  • Определение поясного времени для разных городов России.*

Раздел II. Природа России (30 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.*

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.*

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.*

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.*

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.*

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.*

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по географии 8-9 классы 2012-2012 учебный год Рабочая учебная программа курса «География России» для 8 и 9 классов
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по физике для 7-9 классов на 2012/2013 учебный год программа по физике для 7-9 классов основной школы
Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (фгос ооо, М.: «Просвещение», 2012 год)
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по русскому языку ( углубленное изучение) на 2012-2013 учебный год для учащихся 7 А, б классов
Рабочая программа по русскому языку ( углубленное изучение) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по математике для 2 класса на 2012-2013 уч год Разработчик программы учитель начальных классов
Рабочая программа по математике разработана на основе Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской...
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Учитель географии Федулова Наталья Владимировна
Шмо заместитель директора приказ № учителей по увр от 2012 г естествознания директор
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по географии «экономическая и социальная география мира» 10-11 класс 2012-2013 учебный год
Охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по химии для 9 класса Составила: Учитель Тарусова М. С. 2012-2013 учебный год Рабочая программа по химии
Министерства образования и науки РФ от 07. 07. 2005 №03-1263, авторской программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений,...
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по химии 11 класс Учитель Акимова О. В. г. Домодедово, микрорайон Барыбино 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы по химии для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений (авторы И. И....
Рабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В iconРабочая программа по истории для 5-11 классов на 2012-2013 учебный год Учитель высшей категории Воинская Х. М
2012г от 2012г. 2012г
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница