Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде




НазваниеДекоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде
страница1/4
Дата конвертации04.02.2013
Размер440.58 Kb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4


На правах рукописи




Бокотей Лианна Лаврантовна

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДОВ СЕВЕРА

КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ
Специальность: 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

ТВЕРЬ 2010

Диссертация выполнена на кафедре педагогики,

социальной работы и социальной психологии

ГОУ ВПО «Тверской государственный университет»

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор

Пряжникова Елена Юрьевна

ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Савина Марина Сергеевна

Научно-исследовательский институт развития профессионального образования Департамента образования г. Москвы

кандидат педагогических наук, доцент

Панова Ольга Анатольевна

ГОУ «Тверской областной институт усовершенствования учителей»

Ведущая организация ГОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

Защита состоится 13 октября 2010 г. в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.263.01 при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г.Тверь, Студенческий переулок, д. 12, ауд. № 425.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Тверского

государственного университета; с авторефератом – на сайте Тверского государственного университета: university.tversu.ru
Автореферат разослан 10 сентября 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук М. В. Мороз



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Не вызывает сомнения тот факт, что этнические культуры обладают значительным потенциалом, способным обеспечить прогрессивное развитие полиэтничных социальных структур, складывающихся в различных регионах России. Вместе с тем, каждый регион имеет социокультурные особенности, которые во многом предопределяют развитие межэтнического диалога и, следовательно, направления развития социокультурной среды. Уникальность положения образовательных учреждений Крайнего Севера определяется значительной динамикой миграционных процессов из-за особенности организации социально-экономической жизни региона, что приводит к частой смене этнического состава учащихся.

Очевидно, что в условиях постоянного изменения состава субъектов межэтнического общения усиливаются центробежные тенденции при формировании личности школьника. Данные обстоятельства определяют значимость введения в содержание образования таких компонентов, которые позволят сформировать на основе этнической культуры учащегося центростремительные силы, способные обеспечить сохранение целостности личности ученика. Потенциал этнических культур в формировании и развитии социально значимых качеств личности не вызывает сомнения у исследователей.

Возрождение национальных культур является важнейшим условием преодоления многочисленных проблем постиндустриального общества, которые связаны с усилением процессов межэтнического диалога. Нельзя игнорировать тот факт, что, с одной стороны, современные процессы межкультурного взаимодействия народов приводят к стиранию межэтнического многообразия; с другой стороны, усиливаются негативные проявления межнациональных противоречий: ксенофобия, национализм, шовинизм, геноцид.

Сформированная в течение тысячелетий народная культура обладает значительным педагогическим потенциалом для развития нравственной основы личности. Этническая культура проявляется во многих формах, одна из которых – декоративно-прикладное искусство. Народы Крайнего Севера создали уникальные образцы предметов быта, опираясь на сложившееся в их культуре понимание красоты. При этом необходимо отметить, что предметы народного творчества выражают не только представления этноса о красивом и безобразном, но и понимание народом сущности добра и зла, а также представления о социальных и духовных ценностях. Следовательно, включение в содержание основного образования специального курса декоративно-прикладного искусства создает благоприятные условия для формирования не только художественной, но и духовно-нравственной культуры учащегося. Знание учащимися истории малой родины, особенностей его культуры, а также личное участие в изготовлении предметов быта на основе народных традиций, обеспечивают тот акт формирования и развития личности, который в полноте соответствует важнейшим принципам культуросообразности и природосообразности процесса воспитания.

На современном этапе образовательная практика не в полной мере использует духовно-нравственный потенциал народной культуры как ресурса формирования нравственной культуры подрастающих поколений. Обращение к этнической культуре как средству нравственного воспитания носит фрагментарный и несистемный характер, что не только снижает эффективность воспитательного процесса, но и блокирует диалог между учащимися как представителями различных этнических общностей.

Состояние изученности проблемы. В мировом педагогическом опыте особое внимание уделялось и уделяется педагогическим традициям этносов и педагогическому потенциалу народной культуры. В своих исследованиях Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци искали пути совершенствования образовательного процесса, опираясь на этнические традиции.

Проблемы формирования личности в условиях поликультурной среды и этнического взаимодействия рассматриваются в трудах ряда зарубежных авторов (Р.Ф. Бенедикт, Э. Богардус, А. Кардинер, Р. Линтон, П.К. Мертон, Л. Гутман, Р.Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид, Б.А. Фишер, С. Черри, Дж. Эммин). Особое внимание в исследованиях уделяется влиянию социокультурного контекста на развитие межэтнического диалога (М. Анбер, К. Беледикт, Ж. Буассон, К. Уодингтон, Дж. Хаксли, Р. Херен). Активно изучаются проблемы преодоления расовых, национальных предубеждений и дискриминации в системе образования в условиях многонационального состава обучаемых (С. Дж. Белл, С. Брок, С. Грент, С. Додд, Дж. Линч, С.И. Слиттр, Дж. Шофиед). Одним из актуальных направлений исследований является изучение особенностей процессов социализации в контексте формирования человека этнического (Э. Ренан, О. Бауэр, Л. Уайт, Дж. Вико. Дж. Баттерворт, М. Клоух, С.В. Лурьен, Э. Эриксон).

В отечественной науке особую роль народных традиций в воспитании подрастающих поколений отмечал К.Д. Ушинский. Л.Н. Толстой признавал эффективность средств народной педагогики в формировании нравственной культуры учащихся.

В советской науке исследование особенностей этнического взаимодействия, в том числе и в образовательном процессе, проводилось в рамках разработки теоретических основ интернационального воспитания (Ю.К. Бабанский, И.А. Верба, З.Т. Гасанов, М.С. Горкуш, М.С. Джакусов, Б.Т. Лихачев, В.К. Лыгев, И.С. Марьенко, В.Г. Пряникова А.П. Серцова, Ф.Б. Садыков, М.А. Терентьев, З.К. Шнекендорф, А.С. Якушев).

Между тем в условиях господствовавшей в то время моноидеологической доктрины решение задач развития культуры межэтнического взаимодействия, а также возрождения национальных культур, особенно на рубеже 1970-1980-х гг., приобрело в отечественных социальных науках, в частности в теоретических работах по педагогике, декларативно-догматический характер. Национальная политика, в том числе и в сфере образования, носила ярко выраженную политическую направленность, отличалась односторонними выводами и суждениями без учета назревающих противоречий в сфере межнациональных отношений.

В 1990-е гг. отечественными исследователями с новых методологических позиций, прежде всего лишенных идеологического догмата, начинают изучаться вопросы, связанные с проблемами адекватного поведения людей в условиях новой социально-политической и экономической реальности, которая складывалась на постсоветском пространстве. Так, актуализируется и приобретает приоритетное значение проблема возрождения этнической культуры и включение народных традиций в содержание образования.

Основные подходы к организации воспитательного процесса в поликультурном регионе определены в работах Г.Д. Дмитриева, Р.И. Кадиевой, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, Л.Л. Супруновой и др.

В данном контексте активизируется изучение традиций народной педагогики (Г.Н. Волков, Ш.А. Мирзоев, В.А. Николаев, Т.С. Саитбаев, А.А. Сусоколов); этнокультуры (В.Г. Богораз, П.Ф. Преображенский, Н.Н. Чебоксаров, С.А. Токарев, В.И. Козлов, Ю.В. Бромлей, В.А. Тишков); толерантности (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, А.П. Садохин, И.Б. Гриншпун, М.Н. Губогло), национального характера (И.С. Кон, В.Г. Крысько, П.И. Гнатенко, Н.Д. Джандильдин), межнационального общения (Г.Х. Гасанов, А.Ф. Дашдамиров., В.Г. Крысько, Д.И. Латышина), формирование нравственной культуры средствами народной педагогики (В.С. Кукушкина, О.В. Хухлаева, Л.Н. Бережнова, С.К. Ткалич, Э.И. Сокольникова, Е.И. Сявавко). Исследователи убедительно доказывают необходимость включения в содержание учебно-воспитательного процесса этнического компонента, обосновывают условия использования потенциала народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания. Несомненной заслугой ученых является обоснование взаимоопределенности и взаимосвязанности динамики развития национальных и общечеловеческих ценностей в историко-культурном контексте.

Проблемы духовно-нравственного воспитания, в том числе в контексте этнических традиций, рассматривались в работах Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, В.В. Воронова, И.И. Зарецкой, А.С. Макаренко, А.И. Болдырева, B.C. Селиванова, И.Ф. Харламова, С.В. Черенковой, Н.Е. Щурковой.

Исследователи особое внимание уделяют проблемам формирования этносоциальной толерантности учащихся общеобразовательных школ с учетом возрастных особенностей и процессов становления их этнической идентичности (В.В. Боркун, П.А. Выготский, Ф.М. Прудников, Е.Т. Глезерман, В.И. Игнатовский, М.В. Иордан, М.А. Селезнев, Л.К. Шеек, Г.М. Гогиберидзе, Н.П. Клушина, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, О.Д. Мукаева, B.C. Мухина, Т.Г. Стефаненко, В.И. Шурматов).

Духовно-нравственный и воспитательный потенциал народной педагогики раскрыт в работах Д.М. Бурхиного, Г.H. Волкова, P.M. Магомедова, Я.М. Ханбикова, И. А. Шорова и др.

Разрабатываются технологии и методы организации учебно-воспитательного процесса, опирающиеся на ресурсы этнопедагогических традиций (Л.А. Алыневская, Г.Ж. Асылханова, Т.Н. Бакланова, Л.А. Белоус, Л.Д. Вавилова, С.С. Горбенко, Н.А. Горяева, А.А. Данилов, Ж.Д. Доржиева, М.С. Киров, О.В. Лебедева, В.Ю. Новицкая, О.Н. Прокопец, Э.Г. Скворцов, С.К. Ткалич, З.П. Тюменцева, Т.Л. Шпикалова ).

Этнические традиции народов Севера, а также региональные особенности прикладного искусства и отражение результатов межэтнического взаимодействия проанализированы в ряде работ Л.С. Грибовой, И.И. Крупника, Н.В. Кочешкова, Ч.М. Таксами, Л.В. Хомича, Л.Н. Жеребцова и др.

В настоящее время многие ученые обращаются к разработке моделей образования в контексте этнокультурных проблем (С.К. Бондырева, Б.М. Бим-Бад, Г.В. Давлекамова, О.И. Давыдова, Р.В. Комраков, Е.В. Кузнецова, Д.Н. Латыпов, Н. А. Матвеева, Л.Н. Мукаева, А.Л. Полякова, И.О. Попова, Г.А. Станчинский). Важные выводы представлены в работах, специально посвященных проблемам поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, З.А. Малькова, Т.Б. Менская, Л.А. Супрунова, В.В. Макаев, В.И. Матис, Г.В. Палаткина).

Выполнен и ряд диссертационных исследований, посвященных различным проблемам процесса образования в регионах с многонациональным населением: «Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе» (Ф.М. Малхозова, 1999); «Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы» (В.А. Ершов, 2000); «Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника» (Ж.Н. Шайгозова, 2006); «Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного региона» (А.А. Шогенов, 2007); «Формирование толерантности студентов в поликультурной среде ВУЗа» (Е.А. Пугачева, 2008).

Между тем не вызывает сомнения факт дефицита специальных работ, посвященных вопросам теории и практики обоснования возможностей декоративно-прикладного искусства как важнейшего фактора духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде регионов. Можно констатировать все возрастающее противоречие между потребностью общества в повышении эффективности формирования нравственной культуры подрастающих поколений на основе этнических традиций народов и недостаточной разработанностью теоретических основ использования потенциала декоративно-прикладного искусства как одного из основных компонентов народной культуры в процессе образования.

Таким образом, проблема исследования заключается в преодолении противоречия между потребностью общества в индивидах с высоким уровнем нравственной культуры и недостаточной разработанностью теоретических основ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в полиэтничной среде посредством ресурса декоративно-прикладного искусства коренных народов.

Установленная проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования - «Декоративно-прикладное искусство народов Севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде».

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде.

Предмет исследования: педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства народов Севера как ресурса духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде.

Цель исследования: обосновать педагогический потенциал и условия эффективного использования содержания декоративно-прикладного искусства народов Севера как фактора духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: декоративно-прикладное искусство народов Севера обладает значительным воспитательным потенциалом в полиэтнической среде, если будут созданы следующие педагогические условия:

- декоративно-прикладное искусство коренных народов Севера рассматривается как органическая часть этнической культуры народа, в которой находят свое отражение его духовные ценности и особое, опосредованное историко-культурным и природно-климатическим контекстом, мировоззрение;

- образовательный процесс строится на принципах уважения и толерантности между его участниками, а также принятия инокультурных духовных ценностей и многообразных проявлений этнических культур;

- цели и задачи духовно-нравственного воспитания учащихся сформулированы и реализуются с учетом этнических традиций учащихся, особенностей полиэтничной образовательной среды и сущностных особенностей декоративно-прикладного искусства коренных народов Севера;

- осуществляется комплексный подход в организации процесса духовно-нравственного воспитания учащихся как в учебной, так и внеучебной воспитательной деятельности, элементы этнической культуры народов Севера интегрируются в содержание учебных предметов гуманитарного и естественного циклов;

- содержание, методы, технологии, формы образовательного процесса соответствуют особенностям ценностно-смыслового содержания декоративно-прикладного искусства как элемента этнической культуры;

Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
  1   2   3   4

Похожие:

Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconРабочая программа «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс гбоу сош №1623 Учитель: Короткова И. В. Москва 2012-2013
Рабочая программа базируется на положениях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconПетракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания содержание
Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Основная задача духовно-нравственного воспитания
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconОрганизация духовно-нравственного воспитания в Новониколаевском муниципальном районе
Центра духовно-нравственного воспитания, сотрудничество с известными учеными и деятелями искусства и культуры
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconЦель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного...
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности ракова М. А., учитель истории и обществознания моу сош №1 амр мо «Нижнеудинский район»
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconОсновные принципы архитектуры
Курс лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «Искусство интерьера (художественное проектирование интерьера)»,...
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Концепция единого воспитательного...
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconРабочая учебная программа по учебной дисциплине «Изобразительное искусство» для 1 класса
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Декоративно-прикладное искусство народов севера как фактор духовно-нравственного воспитания подростков в полиэтничной среде iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница