Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib




НазваниеДиссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib
страница1/21
Дата конвертации03.02.2013
Размер2.52 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ИЗ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Бугакова, Наталья Михайловна

1. Маркетинговые аспекты формирования товарной стратегии промышленного предприятия :

1.1. Российская государственная библиотека

diss.rsl.ru 2003

Бугакова, Наталья Михайловна

Маркетинговые аспекты формирования товарной стратегии промышленного предприятия : [Электронный ресурс]: На примере АО "АвтоВАЗ" : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 .-М. : РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т. ч.: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; землеустройство и др. )

Полный текст:

http://diss.rsl.ru/diss/03/0551/030551019.pdf

Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:

Бугакова, Наталья Михайловна

Маркетинговые аспекты формирования товарной стратегии промышленного предприятия :

Самара 2002

Российская государственная библиотека, 2003 год (электронный текст) .










Самарская государственная экономическая академия

На правах рукош-еи

Бугакова Наталья Михайловна

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ АО «АвтоВАЗ»)

Специальность 08.00.05

«Экономика и управление народным хозяйством»

(маркетинг)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук




Научный руководите ib

кандидат экон. наук, доцент

СИ. Ашмар! ча

Самара 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования товарной стратei ни
предприятия 3

  1. Сущность, содержание и элементы системы товарной
    политики 8

  2. Маркетинговая концепция управления товар-г-й
    политикой -о

Глава 2. Маркетинговые исследования факторов, определяют i \
товарную стратегию предприятия (на примере АО " ЛвтоВАЗ") ' >б

2.1. Методические подходы к проведению исследований "6

2.2. Анализ спроса на легковые автомобили на российсм.м
рынке ' • 1

  1. Характеристика конк> рентной ситуаы и и ^а рынке И

  2. Сегментация рынка и анализ потребителе;* "О

Глава 3. Направления практической реатизации маркетинюы. \

аспектов формирования товарной стратегии N0

"АвтоВАЗ" 1?7

3.1. Планирование параметров спроса на продукцию \О
"АвтоВАЗ" 127

3.2. Мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукт и
предприятия ' -6

Заключение 1 иЗ

Библиография • <- 8

Приложение Ш

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Рыночная экономика треб; от перестройки всего хозяйственного механизма и, прежде всего, системы управления предприятием в условиях динамично развивающейся ере.;ы. Главной отличительной особенностью новой среды деятельности субъе,;.а экономических отношений стали постоянные изменения в структуре и характере воздействий различных элементов экономических систем как на макро- так и на микроуровнях. В соответствии с этим перед исследователей и практиками в области экономики и управления поставлена задача разви; ля новых методов управления предприятиями.

Объективные условия развития экономики предопределяют необходимость управления предприятием на основе Hcr^nb3OEat !Я концепции маркетинга. Особенно меняются место и роль товарной страте; i и в общей системе управления предприятием, являющейся ялрем маркетинговых решений, и вокруг которой формируются другие решен «.я. связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения п производителя к конечному потребителю.

В настоящее время большинство предприятий проходят достаточно сложный период, обусловленный переходом от планирования товарищ о ассортимента к выработке товарной политики. Такая политика, конеч ю. включает элементы планирования, но и вместе с тем предполагает осуществление совокупности мероприятий, а также стратегий ьо формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характерно ик товара, которые делают последний постоянно ценным для потребителя, и t м самым, удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечь чя соответствующую прибыль предприятию.

В этих условиях рыночная стратегия отдельных предприятий, а таь^се регулирование процессов конкуренции требуют разработки

L

соответствующих методологических подходов к формировании' конкурентной товарной политики.

Исследованию проблем обоснования и разработки товарнсм стратегии предприятий посвящены труды многих экономистов: Акоффи Р., Ансоффа И., Котлера Ф., Амбрамишвилн Г.Г., Багиева Г.Л Завьялова П.С., Кретова И.И., Портера М., Стрикленда А.Дж. Фатхуддинова Р.А. и многих других.

Однако, комплексной модели и технологии формирован и> товарной стратегии, адекватной современным условиям хозяйствования до сих пор не найдено. Недостаточно проработаны методические \ практические рекомендации по разработке товарного ассортимента i учетом потребительских предпочтений.

Актуальность и практическая значимость проблемы определил! выбор темы диссертационного исследования, постановку его целей \. задач, содержание работы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается ь научном обосновании подходов к формированию товарной стратеги! промышленного предприятия в условиях неопределенности, разработ к<. теоретических положений и практических рекомендаций по управлении ассортиментом продукции, способствующих поддержанию устойчивой и эффективного функционирования предлриятия. Реализаии: поставленной цели потребовала решения следующих задач:

  • установить закономерности и особенности формирован и:
    товарной стратегии промышленного предприятия в условияn
    неопределенности;

  • смоделировать системный подход к управлению товары о i
    политикой предприятия на основе маркетинговой концепции:

  • обосновать методологические оснозы маркетингового
    исследования возможностей предприятия по формировании
    конкурентоспособной товарной политики:

  • провести исследование факторов, определяющих товарн\ь
    стратегию предприятия;

  • разработать механизм формирования и реализации товарно!
    стратегии, обеспечивающей устойчивое развитие предприятия н.
    основе выявления особенностей и влияния факторов внешней i
    внутренней среды;

  • обосновать товарную стратегию развитие предприятия на ба^
    учета потребностей рынка и потен циальных возможное! ei
    предприятия в рамках реализации стратегии устойчивой
    функционирования в перспективе.

Объектом исследования являются предприятия автомобильно! промышленности, в том числе АО «АвтоВАЗ».

Предметом диссертационного исследования являете: организационно-экономический механизм формирования и реал и jaunt товарной стратегии предприятия в ycj овиях нестабильно! маркетинговой среды.

Теоретическую и методологическую основу диссертационно г. исследования составляют положения экономической теории ru вопросам повышения эффективности производства, маркетинга формирования товарной политики предприятие, системного анализа диалектический метод познания действительности как в целом, таь ; конкретной проблемы.

В процессе реализации поставленных задач анализировала с работы отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати по исследуемым проблемам, а также значительный объеч первичной статистической информации. собранной авторе^ исследования.

В основе теоретических исследований и доказательств . методологического подхода к решению поставленной проблемы лежл концепции общей теории систем.

Научная новизна работы заключается в разработке i обосновании маркетингового подхода к управлению предприятием необходимость переориентации производства на требования и запрос l потребителей, придания товарной политике высокой гибкости i адаптивности к изменениям внешней среды. Конкретные элеменп, научной новизны заключается в следующем:

  • определены место и роль подсистем товаррой политики в систем^
    стратегического управления современным предприятием,
    функционирующим в условиях нестабильной экономики;

  • автором уточнены теоретические понятия "'товарная политика"
    "'механизм управления товарным ассортиментом", "'механик
    формирования товарной стратегии";

  • выявлена взаимосвязь удовлетворения потребностей в продукши
    предприятий автомобильной промышленности с решение.ч
    проблем регионального использования ресурсов в процесс-
    эффективного управления товарной политикой.

  • обоснована объективная необходимость проведен и-
    сегментационного и ассортиментного анализа рыночной ситуации
    являющегося основой для разработки предприятием оптимально! i
    ассортимента продукции и эффективной товарной стратегии ,
    целом;

  • предложены конкретные рекомендации по формировании
    товарной политики предприятия автомобильной промышленное!,
    в рамках стратегии развития компании.

Практическая значимость диссертационного исследован и: заключается в том, что предлагаемые автором методологические практические положения развивают на\чкое направление m повышению эффективности управления товарной политике)! предприятий. Рекомендации и методические положения, разработанные

Отдельные положения диссертации могут быть включены в процессе преподавания курсов "Маркетинг", "Поведение потребителя", "Управление маркетингом".

Апробация результатов. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на следующих конференциях: Всероссийская науччо-практическая конференция "Теория и практика антикризисного управлеш-./-. в хозяйственных системах" (г. Пенза, 1997г.); Всероссийская на)чо-практическая конференция "Проблемы формирования и развития рьп-ikj в регионе" (г. Пенза, 1997г.); Всероссийская научно-практическая конферен! ля "Региональные и межотраслевые проблемы рынка и его инфрастр>ктуры" i г. Пенза, 1998г,); Международная научно-практическая конферен: "Проблемы развития предприятий: экономика, организация, менеджмент"' i г. Самара, 2001г.); Всероссийская научно-практическая конференция "Формирование и функционирование информационного пространств;, в условиях рынка" (г. Пенза, 2001г.) и др.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ объемом ! .7 печатных листов, из них личный вклад составляет 1.4 п.л.

Структура и объем работы. Общий смысл и логика исследова! ля определили структуру и содержание работы. Она состоит из введения, tjvx глав, заключения, списка литературы (132 наименований). Работа изложена на 179страницах, содержит 29 таблиц и 12 рисунков.

Глава 1. Теоретические основы формирования товарной стратегии

предприятия.

1Л Сущность, содержание и элементы системы товарной политики

В ходе экономических реформ в России фундаментальная ■ многогранная роль промышленного предприятия не была учтена полной мере. Резкое изменение социально- экономической средь поставило предприятия в сложное положение, найти достойный зыхо из которого оказалось не по силам как многим i редприятиям, так и и руководителям. В результате большинство производственных предприятий и их структура в целом понесли серьезные потери. На ря. таких накопившихся за предшествующие годы проблем, kqi несовершенство технологии, моральный и физический износ зданиР i оборудования, слабая мотивация и дисциплина работников и др. добавились новые проблемы, связанные с происшедшими социально экономическими преобразованиями. Здесь и падение спроса и, продукцию как следствие общеэкономического слада, и разрыв связей < партнерами из стран СНГ, и вызванный инфляцией хронически» недостаток оборотных средств, необходимость самостоятельного поиск. нового места в деловой среде при отсутствии макроэкономических . отраслевых ориентиров и многое другое.

В наибольшей степени пострадали крупные промышленные
предприятия, аккумулировавшие труд нескольких поколений. В хол<
последующих экономических реформ опреде.1 яющим стал процес.
дробления крупных предприятий путем выделения цехов, служб i
отделов в самостоятельные хозяйственные единицы. Этот процео.
поддерживался действующим приватизационный: и антимонопольные,
законодательством. Социально-экономическое положен Hi

градообразующих предприятий страны систематически ухудшалось прежде всего, из-за общего промышленного спада и ликвидаии

с

системы государственных заказов. Микрозкоюмический потенции страны оказался на пороге разрушения.

В этих условиях руководители предприятлй нуждаются ь серьезной методической помощи при прш.ятии управленчески* решений, и прежде всего, при выборе стратегических направлений свое! деятельности.

Задача стратегического планирования является одной из тех :-решению которых как руководители предприятий, так и са\м предприятия оказались неподготовленными, поскольку в условия^ централизованной экономики такие задача решались преимущественна не на уровне товаропроизводителей, а в органах административно! i управления - министерствах, ведомствах, Госплане. Недостаток навыьо!. стратегического мышления у работников и руководителей предприятий отсутствие опыта стратегического п._аш рования, а такие. нестабильность социально-экономической ергды в сегодняшни4 условиях делают экономическое поведение предприятий импульсивным непредсказуемым, нацеленным на краткосрочные и порой чисто личны. интересы и в итоге не способствующим выход} экономики страны и кризисного состояния.

Интенсивные процессы дешнтеграции экономики

дезорганизации производства, снижения научно-техническс>п потенциала предприятий и отраслей поставила промышленность, l которой было занято большинство трудоспособного населения странь . ■, достаточно трудное положение. Государство в определенной степен» самоустранилось от координирующей роли в осуществлении системн >г преобразований в реальном секторе экономии. Не был coijai возросшим требованием сегодняшнего дня адекватный механик государственного регулирования экономики.

Поэтому в современных условиях хозяйствования основны направления разработки антикризисной программы развития должч!



формироваться на уровне отдельных предприятий в системе стратегического управления. Во всем мире основополагающее влияние на эффективность деятельности предприятий оказывае! целенаправленное управление всем процессом коммерческого использования результатов развития науки и техники. В этой свя41 особую актуальность приобретают задачи, связанные с управление.\ всем инновационным процессом - от идеи до сервисного обслуживания готовых изделий у заказчика. В этих условиях проблема управление товарной политикой приобретает новое значение. В связи с этим особ> к значимость приобретают задачи обеспечения согласованной рабогь различных структурных подразделений предприятия, непосредственна участвующих в разработке товарной политики: служб исследований t разработок НИОКР, производства и маркетинга, что, возможно осуществить только посредством грамотною ими управление Поскольку в управлении, как и в материальном производстве в целом главный путь повышения результативности заключается в ей-интенсификации, то это предполагает необходимость рост. количественных и качественных характеристик управленческого тр>да. адекватных потребностям роста материального производства, л потребностей которого возникло и само управление. Возрастающая рол;. управления в функционировании и развитии производственной организма обусловлена тенденцией непрерывно возрастающей сложности последнего, объективная закономерность которой вызван:, темпами научно-технического прогресса и его все большим влиянием ж. сферу материального производства.

Таким образом, объективно необходимый рост значимое i \ управления в повышении эффективности производства в целом дол же i происходить на фоне явной тенденции роста его сложности ; трудоемкости. Академик А.Г. Аганбегян, например, отмечает по этом; поводу, что «сложность управления оастет не пропорциональна
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководитель доктор экономических наук, профессор Юданов А. Ю. Москва 2008
Взаимосвязь конкурентоспособности экономики с ее обеспеченностью природными ресурсами 11
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный к э. н., доцент Омельченко И. Н. Москва 2007 содержание
Охватывает только собственный (акционерный) капитал
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Тема: Методология разработки концепции развития электронной коммерции в России
Экономика и управление народным хозяйством и 26 диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономической наук по той же специальности...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук Научный руководитель к э. н., профессор Давтян М. А. Москва 2004 оглавление
Новая концепция и современный российский вторичный рынок акций
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Новороссийск 2002 Содержание Стр. Введение
Охватывается выдача лицензий на перевозки
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук содержание введение
Охватывают формы проведения страхования – обязательную или добровольную
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель Доктор физико-математических наук, Профессор А. В. Бухановский
Санкт-Петербургский Государственный Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научный руководитель доктор философских наук, доцент Г. Д. Гриценко Ставрополь 2006
Охватываются единовременно целые эпо­хи. 58
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент Кульбеч А. И. Москва 2004
Российской федерации в интересах пограничных органов федеральной службы безопасности 80
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук Научный руководите ib iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Научный доктор юридических наук, профессор А. А. Молчанов
I. Общая характеристика права оперативного управления в учреждениях органов внутренних дел
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница