Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание




НазваниеСтратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание
страница1/4
Дата конвертации03.02.2013
Размер0.6 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4


Одобрено

протоколом заседания Попечительского совета

от 29 ноября 2011 года № 4

Стратегия развития будет рассмотрена на заседании

Высшего Попечительского совета

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

АВТОНОМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ»

ДО 2020 ГОДА

Астана 2011 год

Содержание:


1. Введение
Современный человек растет в условиях исключительно быстрого прогресса в области информации. В этой связи перед школой стоит задача - научить учеников самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценить последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность, что подразумевает приобретение навыков самообучения и саморазвития как основы накопления знаний в течение всей жизни, умение применять эти знания творчески. Школа в этих условиях должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

В лекции Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в КазНУ имени Аль-Фараби 13 октября 2009 года отмечено: «Необходимо создать ядро национального интеллекта, создать школы, способные стать фундаментом для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана».

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание инновационной модели общего среднего образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательных систем, позволяющей уже в стенах школы приобщать учащихся к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне. Для воспитания интеллектуальной личности требуются изменения сложившейся структуры школы, системы взаимоотношений, проектирования содержания образования, методик обучения, принципов оценивания учебных достижений.

Для выполнения поставленных Главой государства задач необходимо развивать сеть Интеллектуальных школ, реализующих образовательные программы естественно-математического направления, создающие условия для более полного учета интересов, склонностей и способностей учащихся, максимального раскрытия потенциальных возможностей ученика. Обучение в старших классах должно быть направлено на профориентацию учащихся и целевую подготовку старшеклассников к обучению в престижных национальных и зарубежных вузах. Таким образом, сеть Интеллектуальных школ можно рассматривать в качестве инновационной среды, способствующей формированию педагогического контингента новой формации, ученической среды, мотивированной на обучение и самосовершенствование и созданию прочных связей между учениками, учителями, родителями и общественностью.
2. Анализ текущего состояния
Модернизация современного общества предполагает его переход от индустриального к информационному, в котором процессы образования и распространения знаний становятся ключевыми. В связи с этим возникает потребность в людях интеллектуально развитых, талантливых, способных выдвигать идеи, направленные на прогрессивные изменения в различных сферах деятельности человека. Поэтому сегодня в условиях социально-экономических изменений актуализирована потребность в формировании высокообразованной творческой личности, активно влияющей на развитие государства и повышение его конкурентоспособности. Особое место в формировании такой личности занимает работа с одаренными детьми.

В каждом цивилизованном обществе одарённые дети рассматриваются как национальное достояние, имеющее право рассчитывать на особые социальные права.

В Соединенных Штатах Америки, начиная с 1970-х годов, создаются специальные образовательные программы для одарённых детей.

В Великобритании с 1997 года действует специальная программа поддержки одаренных детей «Национальная программа развития образования одаренных и талантливых учеников».

Однако до настоящего времени в Англии специальных школ для одарённых детей не существует, кроме музыкальных и балетных. Обучение таких детей осуществляется в различных типах школ на основе дифференциации - деления учащихся на «потоки» и «группы». В методическом плане в обучении одарённых детей широко применяются технические средства, проблемные и исследовательские методы, интегрированные спецкурсы, самостоятельная разработка проектов.

Примечателен в этом плане и пример Сингапура, являющегося сегодня одним из преуспевающих государств.

Успех этой страны обусловлен действенной политикой в организации государственной службы, в основу которой положен принцип меритократии (в переводе с латинского языка - достойный, удостоенный власти), то есть продвижение по службе в этой стране зависит только от способностей и таланта человека. Для реализации этого принципа в 1984 году в Сингапуре была введена программа обучения одарённых детей, целью которой являлось обеспечение одарённых сингапурских детей образованием, наиболее соответствующим их склонностям и способностям.

Инициатором программы выступило Министерство образования Сингапура, поддерживающее Новую систему образования, которая предусматривала предоставление каждому ученику соответствующих условий и возможности учиться именно в том ритме, который больше всего ему подходит. Одарённым ученикам были предоставлены особые условия обучения, в результате чего международные исследования по оценке математического и естественнонаучного образования, проведённые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений в 1995 году, показали, что у школьников Сингапура наилучшие результаты.

В Японии принцип «Развивая детей — развиваем Японию!» - главное правило управления страной, аналог аксиомы «что посеешь - то пожнешь». И в этой стране неутомимо в течение столетий сеют зерна интеллекта каждому подрастающему поколению и частные фирмы, и государство.

Анализ образовательных реформ многих западных и азиатских стран свидетельствует об огромном внимании, уделяемом вопросам поддержки одаренных детей. Во многих странах создаются отдельные независимые автономные школы для обучения талантливых детей. Особое внимание уделяется созданию благоприятной образовательной среды и лучшим условиям в соответствии с современными требованиями к материально-технической, лабораторной и информационно-коммуникационной базе.

После обретения Независимости проблема выявления, обучения и развития одарённых детей для Казахстана являлась достаточно новой задачей. Были разработаны и совершенствуются специальные государственные программы по работе с одарёнными детьми и созданию для них благоприятных условий.

По всей республике возникла сеть специализированных школ для одаренных детей, координируемых Республиканским научно-практическим центром «Дарын». Благодаря программе «Дарын» тысячи казахстанских школьников получили возможность достойно демонстрировать успехи казахстанского образования на международных интеллектуальных соревнованиях и олимпиадах.

Также в казахстанской образовательной системе существуют специальные учебные заведения, занимающиеся выявлением и обучением детей с академическими или творческими способностями - гимназии, лицеи, школы с музыкальной, спортивной, художественной, языковой направленностью.

На сегодня в республике функционируют 115 организаций образования для одаренных детей, из них: 50 - естественно-математического, 12 -общественно-гуманитарного, 10 - музыкально-эстетического, 7 - военно-спортивного, 1- экономического, 33 - многофункционального направлений, 1 - учебно-оздоровительный центр, 1 - школа-комплекс.

В условиях ускоренного социально-экономического развития Казахстана, высокой потребности в подготовке профессиональных кадров с управленческой компетентностью для наукоемкого высокотехнологического производства и инновационного развития рынка необходим переход на компетентно-ориентированную школу, в которой должно осуществляться обновление содержания, отбор методов и совершенствование технологии образовательного процесса.

Общеобразовательная школа не в полной мере решает такую задачу, поэтому в 2008 году по инициативе Главы Государства был запущен проект «20 интеллектуальных школ естественно-математического направления для одаренных и талантливых детей».

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2008 года № 452, с целью реализации данного проекта, создания и обеспечения деятельности сети интеллектуальных школ и внедрения инновационных технологий в образовательной сфере, создано акционерное общество «Өркен».

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2010 года № 532 акционерное общество «Өркен» переименовано в акционерное общество «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Интеллектуальные школы призваны стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ по уровням: начальная школа (в том числе дошкольное воспитание и обучение), основная школа и старшая школа.

Существующие требования и стандарты образования в Республике Казахстан не позволяли на должном уровне внедрить современные формы управления в сфере образования, реализовать инновационные образовательные программы и научные проекты.

В этой связи для внедрения современной формы управления в сфере образования, развития академической свободы и автономности, необходимой для реализации инновационных образовательных программ и научных проектов 19 января 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд».

В целях реализации Закона постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2011 года № 647 акционерное общество «Назарбаев Интеллектуальные школы» реорганизовано в автономную организацию образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее - АОО).

Данный статус подразумевает право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации. Принцип академической свободы позволит ускорить разработку и апробацию новых программ, модернизацию системы среднего образования.

На деятельность автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» могут оказать влияние следующие факторы.

Политико-правовые факторы.

В Казахстане имеется определенная законодательная база, позволяющая обеспечивать деятельность в сфере образования как внутри страны, так и на международной арене.

Международные отношения Республики Казахстан со странами мира, нынешние политические условия, а также геополитическое положение страны обеспечивают основу для успешной реализации проектов АОО в сотрудничестве с ведущими зарубежными организациями.

Важным фактором для обеспечения успешной реализации проектов выступает Закон Республики Казахстан от 19 января 2011 года «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд».

Экономические факторы

Последовательные экономические преобразования позволяют надеяться на постепенное развитие экономики Казахстана со всеми вытекающими последствиями, оказывающими положительное влияние на деятельность АОО, в случае отсутствия непредвиденных неблагоприятных событий на мировом финансовом рынке.

Социально-культурные факторы

Образование, общественный прогресс и будущее страны неразрывно связаны и взаимообусловлены. Система образования является особой сферой человеческой деятельности, которая затрагивает интересы каждого человека, интересы всего общества. Осуществляя целенаправленное развитие и воспитание подрастающего поколения, система образования тем самым подготавливает новые общественные отношения, новый образ жизни людей Казахстана. В период научно-технического прогресса возрастает роль человека с профессиональной подготовкой, научным мировоззрением. В этой связи необходимо создание специальной инфраструктуры - сети школ для внедрения инновационных образовательных программ, отвечающих мировым образовательным стандартам.

Таким образом, сформированные социально-культурные факторы в стране оказывают положительное влияние на реализацию стратегических направлений АОО.
3. Миссия и видение
Миссия
Способствовать развитию интеллектуального потенциала нации.
Видение
Инновационная полиязычная модель образования, сочетающая классические традиции естественно-математического обучения и современные достижения мировой педагогической практики. Модель направлена на воспитание патриотизма, предоставление знаний и развитие навыков, способствующих формированию образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, стремящегося к саморазвитию и творчеству.

4. Стратегические цели
Стратегическими целями являются:

  • предоставление качественного образования;

  • организация образовательного процесса для полноценного развития учащихся;

  • воспитание и обучение интеллектуальной личности:

- гармонично сочетающей в себе патриотизм, общечеловеческие и этнокультурные ценности;

- способной адаптироваться в обществе и быть конкурентоспособным;

- готовой к обучению на протяжении всей жизни;

- владеющей тремя языками и информационными технологиями.
5. Принципы деятельности
В своей деятельности АОО руководствуется следующими принципами:

1) законность

АОО осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также Уставом АОО;

2) патриотизм

служение учащихся, педагогов и сотрудников АОО на благо казахстанского общества, современного процветающего государства;

3) толерантность

открытость для всех независимо от этнической принадлежности, пола, гражданства, социального статуса и физического состояния;

4) равенство

предоставление равных условий независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, места жительства или любых иных обстоятельств;

5) транспарентность

АОО обеспечивает достоверной информацией о деятельности, в том числе о ее финансовом положении, структуре управления АОО, свободный доступ к информации всех заинтересованных лиц, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Обязательная открытость по направлениям деятельности для общества и средств массовой информации;

6) академическая свобода

самостоятельность АОО в разработке и выборе образовательных программ, форм и методов осуществления образовательной деятельности, направлений проведения научных исследований;

7) интеграция образования, науки и производства

неотделимость образовательного процесса от научной и практической деятельности в Интеллектуальных школах, обеспечение стратегического партнерства с организациями науки и предпринимательства;

8) инновационность

постоянное стремление к использованию новейших методов и технологий, готовность применения новых знаний и информации;

9) автономность и самоуправляемость

обособленность и самостоятельность АОО в финансово-экономическом, административном управлении, принятии решений, самостоятельность АОО в решении вопросов, находящихся в компетенции в сочетании с ответственностью и подотчетностью перед обществом;

10) коллегиальность принятия решений

принятие решений, связанных с деятельностью АОО, Высшим попечительским советом, Попечительским советом, исполнительным органом;

11) социальная ответственность и прозрачность

разработка и участие АОО в социально значимых проектах с целью улучшения благосостояния общества, обеспечение информационной открытости по направлениям своей деятельности.
6. Управление Назарбаев Интеллектуальными школами
Органами управления являются:

1) высший орган управления - Высший попечительский совет «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» (далее – Высший Попечительский совет);

2) орган управления - Попечительский совет;

3) исполнительный орган – Правление.
6.1. Высший Попечительский совет
Высший попечительский совет является высшим органом управления АОО. Высший попечительский совет возглавляет председатель Высшего попечительского совета. Первым председателем Высшего попечительского совета является Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Структура, компетенция, порядок формирования, сроки полномочий членов Высшего попечительского совета, а также порядок принятия ими решений определяется положением о Высшем попечительском совете, утверждаемым первым председателем Высшего попечительского совета.
6.2. Попечительский совет
Попечительский совет является органом управления АОО, осуществляющим общее руководство деятельностью АОО, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Высшего попечительского совета.

В состав Попечительского совета входит Председатель Правления АОО по должности.

Попечительский совет осуществляет свою деятельность на основании Положения, утверждаемого Попечительским советом.
6.3. Правление
Правление является коллегиальным исполнительным органом АОО, который осуществляет текущее руководство деятельностью АОО с принятием решений по любым вопросам деятельности АОО, не отнесенным законодательным актом Республики Казахстан к компетенции других органов управления АОО.

Правление выполняет решения Высшего попечительского совета и Попечительского совета АОО, подотчетно Попечительскому совету и несет ответственность перед ним за выполнение возложенных на него обязанностей.

Состав Правления утверждается Попечительским советом.
6.4. Автономная организация образования
«Назарбаев Интеллектуальные школы»

АОО является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной Правительством Республики Казахстан в организационно-правовой форме автономной организации образования, правовой статус и особый правовой режим деятельности которой определяются Законом Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд».

АОО создано в целях осуществления деятельности в области дошкольного воспитания и обучения, среднего и дополнительного образования, а также иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Деятельность АОО направлена на формирование инновационной модели среднего образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательной систем, позволяющей воспитать высокообразованную интеллектуальную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне.

Основными задачами АОО являются:

создание - проектирование, строительство, материально-техническое, учебное и учебно-методическое оснащение;

организация – определение содержания образования, разработка, внедрение, реализация и развитие образовательных программ, разработка и реализация системы подбора и подготовки учителей, отбора учеников, разработка, внедрение и сопровождение системы мониторинга, оценки и контроля, администрирования и сопровождения информационно-коммуникационной системы, аналитической и научно-исследовательской деятельности;

управление - организация управленческой и образовательной деятельности сети Интеллектуальных школ.

Для реализации поставленных задач в структуре АОО действуют подразделения по осуществлению основных направлений деятельности.

Для эффективного управления организационной, административной, финансовой и хозяйственной деятельностью АОО постоянно совершенствуется организационно-административная структура, которая соответствует основным направлениям деятельности АОО.
6.5. Совет директоров Назарбаев Интеллектуальных школ
Совет директоров Назарбаев Интеллектуальных школ является консультативно-совещательным органом, состоящим из директоров Интеллектуальных школ.

Основными задачами Совета директоров является выработка рекомендаций для создания условий, способствующих обмену опытом между школами и разработка предложений по улучшению образовательного процесса и функционирования школ. Решения Совета директоров носят рекомендательный характер.


6.6. Внутришкольное управление
Система внутришкольного управления Интеллектуальных школ основана на саморазвитии каждой личности и ориентирована на результат.

Внутришкольное управление Интеллектуальных школ подразумевает ее ориентацию на человека и его потребности, создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие каждого учащегося и учителя, мотивацию их на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность в различных сферах жизнедеятельности школы.

Система внутришкольного управления в Интеллектуальных школах строится на уважении, доверии и успехе, что способствует обеспечению развития личности на основе создания комфортных условий для ее созидательной деятельности и самовыражения в ней.

Центральное место в системе внутришкольного управления занимают руководители Интеллектуальных школ, которые несут ответственность за принятые решения, конечные результаты и процесс управления.

Руководители Интеллектуальных школ путем управления на основе самодиагностики собственных особенностей как человека и руководителя совершенствуют внутришкольное управление, что способствует достижению успехов в деятельности самой школы и деятельности всего коллектива.

Внутришкольное управление в Интеллектуальных школах основывается на следующем:

- создание системы взаимоотношений, направленных на достижение целей и задач АОО;

- взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса;

- оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;

- совместная деятельность руководителей с представителями общественных организаций по установлению соответствия общегосударственным требованиям функционирования и развития системы управления школы.

Система внутришкольного управления каждой отдельной Интеллектуальной школы строится в рамках реализации Стратегии развития и с целью достижения высоких результатов в предоставлении образовательных услуг. Система внутришкольного управления основывается на принципах демократичности, системности и целостности в управлении, единства, коллегиальности и высокого взаимного доверия, объективности предоставляемой и распространяемой информации.

Внутришкольное управление осуществляется администрацией каждой отдельной Интеллектуальной школы. Процесс управления охватывает все подразделения школы, включая каждого члена коллектива, и осуществляется посредством горизонтальных и вертикальных связей между управляющей и управляемой подсистемами на всех уровнях.

Внутришкольная культура способствует развитию профессиональных управленческих качеств и навыков, что создает психолого-педагогический комфорт всем участникам учебно-воспитательного процесса. Создается возможность участия коллектива школы и каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений.

Органы внутришкольного управления.

Педагогический совет (далее - Педсовет) - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Педсовет проводится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-воспитательной работы школы.

Научно-методический совет – постоянно действующий коллегиальный орган педагогов, создаваемый в целях совершенствования содержания образования и его учебно-методического обеспечения в соответствии с концепцией развития школы.

Научно-методический совет даёт возможность членам  педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на развитие личности учащихся.

В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса, вовлечения всех членов школьного сообщества в организацию жизнедеятельности школы, обеспечения прозрачности в системе управления школой на базе Интеллектуальных школ созданы Попечительские советы.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при Интеллектуальных школах. Целью деятельности попечительского совета является содействие школе в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг.

В состав Попечительского совета могут входить родители учащихся школы, представители государственных органов, органов местного самоуправления, Интеллектуальной школы, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, в том числе и зарубежные, педагогические работники, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развития Интеллектуальной школы. Попечительский совет не вмешивается в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации Интеллектуальных школ.

В целях укрепления связи между семьей и школой, а также для обеспечения единства воспитательного процесса и повышения эффективности в Интеллектуальных школах организовывается работа с родителями. Создаются родительские комитеты, являющиеся органом самоуправления Интеллектуальных школ.

Родительский комитет школы создан в целях содействия школе и семье в получении качественного образования обучающимися, воспитания социально активной личности, сочетающей в себе гражданственность, высокие нравственные качества, свою индивидуальность.

В качестве органов системы внутришкольного управления в Интеллектуальных школах создаются органы ученического самоуправления.
7. Стратегические направления
7.1. Образовательная программа
В интеллектуальных школах реализуются две образовательные программы:

- интегрированная образовательная программа;

- программа Международного Бакалавриата.

Интеллектуальные школы предусматривают три уровня образования: начальная, основная и старшая школы.


Уровень дошкольного и начального образования

Начальная школа (3-11 лет)


3-4 года

Детский сад (средняя и старшая группы)

5 лет

Предшкола (подготовительная группа)

6-11 лет

1-5 классы

Уровень основного образования

Основная школа

12-16 лет

6-10 класс

Уровень общего среднего образования

Старшая школа

17-18 лет

11-12 класс


В последнее время во всем мире наблюдается тенденция увеличения продолжительности обучения в начальной школе.

Образовательная программа Интеллектуальных школ предусматривает:

- интеграцию лучших национальных и международных образовательных программ и методов обучения как способ интегрирования отечественного классического образования с позитивными тенденциями мировой образовательной практики;

- повышение качества среднего образования в Казахстане и уровней учебных достижений учащихся;

- создание предпосылок для внесения вклада в национальное экономическое и социальное развитие за счет высокого уровня образовательных стандартов.

Приоритетная направленность Образовательной программы связана со стремлением к обеспечению условий для становления и развития интеллектуального гражданина. В этом ключе Образовательная программа предусматривает:

воспитание граждан, имеющих высокую интеллектуальную способность и преимущество от разностороннего образования;

обучение учащихся к гибкости, готовности к инновациям, критичности и творческому мышлению;

раскрытие у учащихся возможности эффективно общаться с различной публикой;

подготовку учащихся служить Родине, более широкому сообществу с преданностью и честностью.

Ценности, определяющие значимость среднего образования, проявляются в том, что они становятся ведущим фактором в созидании человека, умеющего реализовывать себя, улучшать качество своей жизни и окружающей среды. В этой связи в Образовательной программе установлены такие ценности, которые как жизненные ориентиры позволяют учащимся стать гармонично развитой интеллектуальной личностью. Эти ценности становятся стержнем повседневной деятельности учащихся и должны проявляться в их способностях:

  • служить Отечеству;

  • творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения и созидательно участвовать в жизни общества;

  • быть коммуникативным, чтобы действовать и работать в коллективе (группе, команде);

  • проявлять уважение (почтение) к культурам и мнениям, чтобы объективно отражать окружающую действительность;

  • быть ответственным, чтобы выполнять свои обязанности перед другими;

  • быть здоровым, дружественным (дружелюбным) и заботливым, чтобы относиться к себе и другим с заботой и уважением;

  • быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, чтобы самостоятельно регулировать процесс своего познания в любой жизненной ситуации и своего карьерного роста.

В рамках установленных ценностей цель Интеллектуальных школ заключается в создании образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития высокообразованной, творческой личности, обладающей навыками широкого спектра (компетенциями):

  • творческого применения знаний,

  • критического мышления,

  • решения проблем,

  • ведения исследований (исследовательские навыки),

использования ИКТ,

  • применения способов коммуникативного общения (включая языковые навыки)

  • работы в группе и индивидуально.

Эти навыки широкого спектра позволят выпускникам Интеллектуальных школ гармонично сочетать в себе общечеловеческие и этнокультурные ценности, проявлять функциональную грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации.

В рамках интеграции международных и отечественных образовательных программ в Интеллектуальных школах предусматривается переход на образовательную программу Назарбаев Интеллектуальных школ естественно-математического направления для начальной, основной и старшей школы, которая рассчитана на 12 лет обучения. Разработку данных программ планируется осуществить в 2011-2013 годы, переход будет осуществляться по следующей схеме:



Таким образом, первый выпускной 12-й класс старшей школы планируется в 2013 году, полный переход на интегрированные образовательные программы Назарбаев Интеллектуальных школ для всех классов планируется осуществить в 2015-2016 учебном году.

Интегрированные учебные программы будут усовершенствованы и апробированы в ходе совместной работы со Стратегическими партнерами к 2013 году и будут предусматривать следующее:

Учебные программы начальной школы интегрированной образовательной программы (детский сад, предшкола, начальная школа 1-5 классы; 3-11 лет) состоят из программ детского сада, предшколы, начальной школы. Программы представлены предметными группами: родной язык и культура (интеграция изучения языка и культуры), языки, математика, познание мира (история и география), ИКТ, искусство (ИЗО, музыка, драма, трудовое обучение), наука (введение в изучение естественных наук), физическая культура, самопознание, элективы.

Программы начальной школы направлены на:

получение объема знаний, необходимых для подготовки к обучению в основной школе:

развитие личности ребенка через детскую любознательность, игровую, проектную и познавательную деятельность;

развитие общеучебных навыков и умений, формирование навыков исследования;

раннее профилирование по предметам естественно-математического направления;

формирование полиязычной среды.

Учебные программы начальной школы реализуются через основные группы предметов и поисково-познавательную деятельность учащихся и нацелены на «формирование стартового интеллектуального потенциала и хорошее здоровье молодых казахстанцев»1.

Учебные программы основной школы интегрированной образовательной программы (6 – 10 классы, 12-16 лет) являются логическим продолжением программ начальной школы, представлены предметными группами: родной язык и литература, иностранные языки, математика, социальные науки, естественные науки, искусство, информатика, социальное и физическое воспитание.

Основная школа реализует основное среднее образование, особенностью которого является завершение получения базового образования необходимого для обучения в старшей школе.

Учебные программы основной школы направлены на:

получение базового объема знаний, необходимого для продолжения обучения в старшей школе;

профилирование по предметам естественно-математического направления;

развитие и постоянное наращивание творческого потенциала учащихся;

формирование навыков самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности;

межпредметную интеграцию;

полиязычное обучение.

Программы исследовательской деятельности основной школы направлены на:

обозначение сути проблемы или идеи в форме, требующей проверки экспериментом;

формулирование гипотезы, постановка вопроса, выдвижение познавательной задачи;

планирование и проведение эксперимента, включая выбор процедур и оборудования;

фиксация результатов, проведение нужных измерений, анализ данных эксперимента;

описание результатов эксперимента, формулирование вывода, прогнозирование путей улучшения эксперимента, его дальнейшего развития.

Учебные программы реализуются через основные группы предметов, инновационные подходы к обучению, междисциплинарную проектную деятельность и нацелены на «развитие критического и креативного мышления»2 учащихся.

Учебные программы старшей школы интегрированной образовательной программы (11-12 классы, 17-18 лет) в организационном плане осуществляют профильное обучение по естественно-математическому направлению, обеспечивает академическую подготовку для поступления в высшие учебные заведения (далее - ВУЗ). Учебные программы старшей школы направлены на:

целенаправленную подготовку учащихся по предметам естественно-математического направления, формирование профессионального интереса и осознанного выбора профессии;

более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, построение индивидуальной траектории учения за счет предоставления выбора предметов;

подготовку к поступлению в международно-признанные высшие учебные заведения по их требованиям;

исследовательскую и научную деятельность;

обучение на английском языке.

Ключевые характеристики старшей школы.

Уменьшение количества обязательных учебных предметов в старшей школе связано с повышением качества образования определенного набора предметов.

Чтобы сохранить элемент широты в дополнение к глубине, необходимых для высшего образования, предметы сгруппированы в зависимости от количества часов, отведенных на их изучение. Большее количество часов отведено высокому уровню и меньшее число часов - стандартному уровню.

На высоком уровне представлены предметы естественно-математического профиля, а на стандартном уровне – непрофилирующие предметы. Сочетание высокого и стандартного уровней с определенным количеством обязательных учебных предметов дает более эффективные возможности для формирования основ интеллектуальной личности. Создаются условия для развития научного мировоззрения учащихся, навыков работы в сообществе, способности к интерпретации информаций или ситуаций в различных формах.

Для эффективного учета индивидуальных интересов учащихся используется гибкая система выбора учебных предметов на двух уровнях обучения. Учащийся по своему усмотрению самостоятельно выбирает значимые для себя учебные предметы, изучаемые как на высоком, так и на стандартном уровнях.

Учитывая ориентированность Интеллектуальных школ на естественно-математический профиль, установлены обязательные для всех предметы высокого уровня – математика и два предмета научного профиля. Предоставляется более широкий выбор учебных предметов стандартного уровня, которые могут потенциально открыть пути учащимся для изучения дисциплин ненаучного профиля на уровне высшего образования.

Введение обязательного проекта обеспечит развитие исследовательских навыков и критического мышления у учащихся.

Учебные программы старшей школы реализуются через различные формы учебной, самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся и нацелены на формирование «фундамента для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана», способной «конкурировать на международном уровне»3.

Определение учебных достижений учащихся и мониторинг результатов учебного процесса по отдельным предметам осуществляется на основе критериальной системы оценивания. После каждого уровня образования будет проводиться процедура внешнего оценивания.
7.2. Образовательные модели
В соответствии с поставленными стратегическими целями Интеллектуальные школы реализуют две образовательные модели.

Первая модель реализует экспериментальную интегрированную образовательную программу естественно-математического направления. Модель реализуется в двух структурах. Первая структура предусматривает три уровня образования: начальная, основная и старшая школы и внедряется в Интеллектуальной школе г. Талдыкорган. Вторая структура предусматривает два уровня: основная и старшая школы и внедряется в 19 Интеллектуальных школах в других регионах республики.
Характеристики образовательной модели 1


Начальная школа

  • Состоит из детского сада, предшколы и начальной школы.

  • Содержание учебных программ основано на интеграции казахстанских и международных программ с учетом раннего профилирования по предметам естественно-математического направления.

  • Используется критериальная система оценивания.

  • Изучение трех языков в качестве предметов и реализация полиязычного обучения.

Основная школа

  • Реализуется углубленное изучение предметов естественно-математического направления.

  • Содержание учебных программ основано на интеграции казахстанских и международных программ с учетом профилирования по предметам естественно-математического направления.

  • Система оценивания критериальная.

  • Изучение трех языков в качестве предметов и реализация полиязычного обучения.

  • Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают Свидетельство об основном среднем образовании после окончания 10 класса.

Старшая школа

  • Содержание учебных программ основано на интеграции казахстанских и международных программ с учетом профилирования по предметам естественно-математического направления;

  • Нацелена на подготовку учащихся к поступлению в ВУЗ;

  • Система оценивания критериальная;

  • Внедрение английского языка в качестве языка обучения;

  • Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают аттестат об общем среднем образовании после окончания 12 класса, сертификаты IELTS, TOEFL и др. по выбору учащихся.

Вторая модель это обучение в основной и старшей школе детей по программам Международного Бакалавриата (далее – МБ). Она более 35 лет имеет мировую репутацию программы, предоставляющей образование высокого качества. Диплом МБ признается более чем 1300 университетами в 102 странах мира. Среди них такие всемирно известные ВУЗы как: Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Йель, Сорбонна, Лондонская школа экономики и т.д.




Характеристика образовательной модели 2



 

Основная школа:

В 7 - 10 классах обучение по программам основной школы МБ (Middle years programme):

  • Используется критериальная система оценивания;

  • Возможность проведения внешнего оценивания итоговых работ учащихся специалистами МБ;

  • Сдача экзаменов и персонального проекта для получения Сертификата МБ;

  • Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают МYР сертификат и Свидетельство об основном среднем образовании.

Старшая школа

В 11 – 12 классах обучение по программам старшей школы МБ (Diploma programme):

  • Содержание Дипломной Программы строго регламентировано организацией МБ;

  • Обучение в Дипломной программе МБ ведется только на английском языке;

  • Используется критериальная система оценивания;

  • Сдача экзаменов и расширенного эссе для получения Диплома МБ;

  • Проведение внешнего оценивания достижений учащихся специалистами МБ;

  • Подготовка и сдача экзаменов IELTS, TOEFL и другие по выбору учащихся;

  • По окончании старшей школы выпускник получает Аттестат о среднем образовании с указанием кредитов по предметам, сертификаты IELTS, TOEFL и другие по выбору. Если выпускник набирает достаточное количество баллов, то также выдается диплом МБ.

Предусмотрена возможность перехода в 11 класс из других Интеллектуальных школ на основании проходных экзаменов.

Для объективной и достоверной оценки учебных достижений учащихся разрабатывается и внедряется система критериального оценивания.

Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими содержанию образования, целям и планируемым результатам обучения. Критериальное оценивание делится на формирующее (текущее) и констатирующее (итоговое).

Для создания системы критериального оценивания необходимо разработать модели формирующего и констатирующего оценивания, подготовить руководства для учителей по использованию критериального оценивания по разным предметам и организовать тренинги для обучения педагогов Интеллектуальных школ методам разработки критериев и применения оценивания.
7.3. Полиязычие

  1   2   3   4

Похожие:

Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconАоо «Назарбаев Интеллектуальные школы» Образец Экзаменационная (письменная) работа по биологии итоговой аттестации выпускников основной школы Назарбаев Интеллектуальной школы г. Семей физико математического направления
Работа включает 22 задания и состоит из 3-х частей уровневого теста и практической работы
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconСтратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край 2020»
«Инновационный край – 2020» (далее – Стратегия) разработана с учетом положений Федерального закона от 12. 07. 1996
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconСтратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года I. Общие положения
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана в соответствии с поручением...
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconПубличный отчет за 2011-2012 учебный год Общая информация об образовательном учреждении. Устав образовательного учреждения
Рф и Уставом Школы. Устав Автономной некоммерческой организации Негосударственной образовательной организации «Наши традиции» зарегистрирован...
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconОтчет о деятельности отдела Судебного департамента в Еврейской автономной области за 2011 год
Еврейской автономной области, в юрисдикцию которого переданы вопросы осуществления правосудия упраздненных судов. По решению Президиума...
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconСтратегия социально-экономического развития Алатырского района до 2020 года
Стратегия социально-экономического развития Алатырского района до 2020 года основывается на следующих положениях
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconОсновные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности...
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconHttp://www sibfo ru/strategia/strdoc php Стратегия социально-экономического развития сибири до 2020 года
Стратегическая цель, приоритеты и долгосрочные задачи развития регионов Сибири в 2010 – 2020 годах
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconАнализ методической работы за 2010-2011 учебный год
Программа развития школы определяет стратегию развития школы и действия по её реализации. Сроки реализации программы с января 2007...
Стратегия развития автономной организации образования «назарбаев интеллектуальные школы» до 2020 года астана 2011 год Содержание iconСтратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года содержание
Совершенствование системы кадрового обеспечения экономики и развитие кадрового потенциала 90
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница