Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007




НазваниеМинистерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007
страница1/7
Дата конвертации03.02.2013
Размер0.65 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ

12-ЛЕТНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ




ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Астана - 2007

Рекомендовано Ученым советом Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования № 1-6 от 14.04. 2007г.
Составители:

Жексенбаева У.Б. директор Республиканского научно-практического центра проблем 12-летнего образования, д.п.н.

Самуратова Ж.Б. заместитель директора

Заграничная Н.А. заведующая лабораторией профильного обучения

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Цели и задачи введения 12-бальной шкалы оценивания

уровней учебных достижений обучающихся 5
2 Общие положения 7

3 Обобщенные критерии оценивания учебных достижений обучающихся 11
4 Формирующее (текущее) оценивание 21
5 Итоговое (суммирующее) оценивание 23
6 Разработка инструментария для оценки учебных

достижений обучающихся 25
7 Возможные риски введения новой системы оценивания 30

Введение
Процессы модернизации системы образования в Казахстане предопределили необходимость реформирования системы оценивания в целях приведения ее в соответствие с современными тенденциями развития образования в мире. Основанием для этого явилось осознание работниками системы образования, обучающимися и их родителями недостаточности проявления стимулирующей, диагностирующей и прогностической функций существующей 5-балльной шкалы. В применяемой 5-балльной (фактически 4-х балльной) шкале не предусмотрены возможности для учета проявления индивидуальных свойств личности. В ней отсутствуют четкие критерии и предметные нормы оценки, что приводит в реальной школьной практике к необъективности выставления отметок в зависимости от позиции педагога. Все эти факторы определили пути реформирования оценочного аспекта образовательного процесса в направлении гуманизации, реализации принципов личностно-ориентированного подхода в образовании.

Реформирование контрольно-оценочной деятельности означает введение новой системы оценивания учебных достижений обучающихся, с целью повышения качества обучения и приведения получаемого выпускниками образования в соответствие с международными нормами и стандартами. Оценивание подготовки обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, т.к. постоянно предоставляет информацию о достигаемых образовательных результатах, необходимую для корректировки процесса обучения. Кроме того, по результатам оценивания принимаются решения об аттестации выпускников, учителей и образовательных учреждений.

В Государственном общеобязательном стандарте образования (ГОСО РК) для 12-летней школы определены планируемые результаты по освоению знаний и умений в рамках отдельных образовательных областей, а так же в сфере метапредметных общеучебных умений, составляющих ключевые компетентности выпускников каждой ступени школы. В образовательных и учебных программах планируемые результаты обучения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в направлении учебных предметов.

На основе определения структуры и содержания требований к результатам освоения общеобразовательных программ разработана новая система оценки с использованием 12-балльной шкалы отметок. Система оценивания учебных достижений учащихся учитывает как результативность всех видов учебной деятельности ученика и процессуальную сторону усвоения учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных свойств.

Система оценивания учебных достижений реализует следующие основные подходы к решению проблемы:

- личностно-ориентированный подход, включающий учет и развитие потенциальных возможностей личности каждого учащегося посредством использования разноуровневой дифференцированной шкалы оценивания учебных достижений;

- деятельностный подход, направленный на наиболее полное выявление возможностей и способностей личности в условиях организации самостоятельной продуктивной деятельности ученика;

- здоровьесберегающий подход, обеспечивающий решение задач сохранения и укрепления социально-психологического здоровья детей, подростков и юношей путем создания благоприятного психологического климата в ситуации оценивания при общей интенсификации учебного процесса.

Педагогические условия, реализующие названные подходы, включают такие аспекты как:

- использование для оценивания учебных достижений объективных и личностно-значимых критериев, устанавливаемых по доступным и понятным учащимся показателям, описанным в деятельностной форме;

- применение в процессе оценки заданий разных уровней и типов, соответствующих выделенным показателям;

- обеспечение реального выбора индивидуального уровня учебных достижений.

Реализация названных условий при оценивании способствует раскрепощению обучающегося, повышению уровня его познавательной активности, учебной мотивации, сохранению эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

При разработке системы оценивания учебных достижений обучающихся учитывались результаты анализа существующего в Казахстане (в школах «Мирас», акредитованных организацией Международного Бакалавриата), а так же в России, Белоруссии, Литве и других зарубежных странах опыта оценки образовательных достижений в ходе аттестационных и диагностических процедур, а также при проведении мониторинговых исследований.
1 Цели и задачи введения 12-бальной шкалы оценивания уровней учебных достижений обучающихся
Оценка образовательных результатов обучающихся рассматривается как важный этап педагогического процесса: она призвана установить степень достижения целей обучения - сформированность знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей школьников, выявить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные свойства, а также обосновать выбор индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося. Система оценивания учебных достижений обучающихся является важнейшим интегрирующим фактором образовательного пространства, основным средством диагностики и коррекции проблемных ситуаций и осуществления обратной связи в обучении, воплощением основополагающих принципов образования.

Система оценивания рассматривается как инструмент осуществления взаимосвязи и взаимодействия между учителем, обучающимися и родителями в образовательном процессе, средство получения информации об успешности функционирования педагогического процесса.

Целью введения новой системы оценивания в РК является модернизация в соответствии с современными подходами процессов контроля и управления качеством образования, а также обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом информацией об уровне образовательных достижений.

Создание единой системы оценки учебных достижений в образовании будет способствовать достижению следующих общезначимых результатов:

  • реализации единого подхода при оценивании уровней освоения образовательных программ на всех ступенях среднего общего образования; формированию единого образовательного пространства;

  • повышению объективности школьной оценки и, как следствие, возрастанию ее статуса;

  • получение обучающимися и их родителями необходимой достоверной информации для принятия жизненно важных решений о продолжении образования или трудоустройстве;

  • принятию обоснованных управленческих решений на всех уровнях системы образования.

Главными задачами введения 12-балльной системы оценивания учебных достижений являются:

  1. обеспечение обоснованности и открытости процедуры оценивания в образовательном процессе и в ходе государственного контроля.

2. обеспечение учета индивидуальных качеств личности при оценивании учебных достижений;

3. повышение объективности оценивания индивидуальных результатов, формирование на этой основе адекватной самооценки обучающихся;

4. рост социальной защищенности личности;

5. создание условий для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

6. установление постоянного контакта между учителем, обучающимися, родителями, администрацией и педагогическим коллективом школы, что обеспечивает целостность учебного процесса;

7. создание благоприятного психологического климата в процессе оценивания, исключение возможностей появления оценочных ситуаций, травмирующих психику ребенка;

8. разработка разноуровневого инструментария и формирование систем измерителей для различных пользователей, позволяющих эффективно реализовывать основные функции оценки;

9. проведение широкомасштабных исследований и экспериментов по совершенствованию механизмов обеспечения качества инструментария и технологий педагогических измерений, необходимых для развития системы оценки качества образования.
Вводимая система оценивания учебных достижений обучающихся выполняет в образовательном процессе определенные функции.

а) Нормативная функция - обеспечивает фиксирование соответствия результатов конкретного учащегося утвержденному государством эталону в виде требований стандарта и образовательных программ и соблюдение прав обучающегося, связанных с окончанием ступени или уровня образования.

б) Контролирующая функция – позволяет на разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень, которому соответствуют учебные достижения обучающегося, рассматриваемые как индивидуальные образовательные результаты.

в) Коррекционная функция - ориентирует учителя на использование в процессе обучения разнообразных методов и средств адекватно уровням достижений обучающихся; позволяет направлять коррекционную деятельность учителя на достижение обязательного уровня подготовки, в соответствии со стандартом и образовательными программами в условиях разноуровневого обучения.

г) Диагностическая функция заключается в фиксации изменений, анализе и корректировке учебных достижений каждого обучающегося. Эта функция связана как с ранжированием заданий-измерителей по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого обучающегося, корректировать его познавательную деятельность.

д) Рефлексивная функция - позволяет не только активизировать познавательную деятельность, но и обеспечивать развитие саморегуляции, адекватной самооценки обучающимся своих достижений, рефлексию личностных изменений. Эта функция проявляется в возможности сопоставления обучающимся своих результатов с оценкой учителя; она также реализуется в педагогической рефлексии учителей.

е) Стимулирующая функция – заключается в положительном оценивании вложенного труда и результата обучающегося, фиксировании процесса его достижения путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню. Учет проявления индивидуальных качеств и свойств личности усиливает мотивацию, интерес к учению и стимулирует продвижение учащегося к достижению более высоких результатов.

ж) Социальная функция реализуется в дифференцированном подходе к оценке личного процесса и результатов обучения, предоставлении обучающемуся свободы выбора уровня освоения содержания предмета, что в итоге обеспечивает социальную справедливость и защищенность личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями, возможностями и способностями, укрепляет статус обучающегося в образовательной среде и социуме.

Возможность получения объективной и достоверной информации об уровнях подготовки обучающихся обеспечивается использованием единых критериев и соблюдением единых правил оценивания.
2 Общие положения
2.1 Для проведения контрольно-оценочной деятельности вводится система оценивания учебных достижений обучающихся.

2.2 Оценке подлежат результаты образования, заявленные в ГОСО РК:

предметные результаты обучения - освоенные знания, умения, навыки;

метапредметные результаты - сформированные ключевые компетентности как универсальные способы деятельности, используемые при решении проблем в рамках образовательного процесса и в реальных жизненных ситуациях;

результаты социализации учащихся как усвоенные системы норм, ориентаций и ценностей, позволяющие выпускнику функционировать в качестве полноправного члена общества.

2.3 Система оценивания учебных достижений обучающихся включает:

- независимую внешнюю оценку результатов освоения образовательных программ,

- внутреннюю оценку результатов освоения учебных программ.

2.3.1 Внешняя оценка результатов освоения образовательных программ осуществляется государственными органами управления образованием в ходе государственного контроля в системе образования.

Цель внешней оценки - установление соответствия достигнутых обучающимися результатов и планируемых результатов обучения, зафиксированных в Государственном общеобязательном стандарте образования и в образовательных программах, а также оценивание качества подготовки выпускников в национальном масштабе.

Государственный контроль учебных достижений обучающихся проводится по завершению ступеней среднего общего образования в виде промежуточного государственного контроля (начальная ступень) и итоговой государственной аттестации (основная и старшая ступень).

Для внешней оценки, измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями используется система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверки, разрабатываемых центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.

2.3.2 Внутренняя оценка результатов освоения учебных программ проводится в ходе образовательного процесса непосредственно организациями образования.

Цель внутренней оценки – установить соответствие реальных личностных достижений обучающихся ожидаемым результатам обучения, заданным учебными программами.

Объектами оценки являются образовательные достижения обучающихся:

- устные и письменные ответы обучающихся;

- результаты выполнения практических заданий;

- учебные проекты;

- творческие работы;

- рабочие листы портфолио.

2.3.3 Внутренняя оценка проводится посредством нестандартизированых заданий, используемых педагогом для установления уровней учебных достижений обучающихся по учебным предметам в плане овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностями.

2.3.4 Внутренняя оценка обеспечивает систематический контроль за достижением планируемых образовательных результатов и их своевременную коррекцию на основании данных диагностики.

Диагностика рассматривается как совокупность действий учителя, направленных на:

- установление соответствия личных учебных результатов обучающегося планируемым результатам обучения;

- установление уровня учебных достижений обучающегося;

- отслеживание динамики развития учебной деятельности обучающегося в ходе освоения содержания учебных программ.

2.3.5 Внутренняя оценка подразделяется на суммирующую и формирующую. Формирующая оценка предназначена для выявления пробелов в освоении обучающимся конкретного элемента содержания образования с целью их восполнения с максимальной эффективностью. Формирующее (текущее) оценивание осуществляется в ходе изучения отдельных тем (модулей) содержания в течение учебных четвертей (семестров).

Суммирующая оценка призвана зафиксировать уровень достижений обучающегося по итогам освоения конкретного содержания образования за учебную четверть и учебный год.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconИнструкция по проведению внешней оценки учебных достижений в организациях образования Республики Казахстан Общие положения
Утверждена приказом и о. Министра образования и науки Республики Казахстан от «6» апреля 2012 года №151
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 icon«Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии» Общественное объединение «Белорусское научное медицинское общество микробиологов, эпидемиологов и паразитологов»
Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии»
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconПоложение о проверке ученических тетрадей и других контрольно-диагностических материалов в гбоу сош №2044
Закона РФ «Об образовании», Типового положения об общеобразовательных учреждениях, Устава школы, Положения о безотметочной системе...
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconИнформационное письмо Министерства образования от 03. 06. 2003 №13-51-120/13
О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях,...
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconМинистерство образования и науки республики казахстан инновационный евразийский университет
Государственного общеобязательного стандарта высшего образования рк специальности 050701 – «Биотехнология», госо рк 08. 327-2006,...
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconПравительство республики коми постановление от 18 октября 2010 г. N 349
Создать государственное автономное учреждение Республики Коми "Республиканский информационный центр оценки качества образования"...
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconПоложение о секторе дополнительного образования и воспитательной работы
Сектор) Министерства образования и науки Удмуртской Республики является структурным подразделением Министерства образования и науки...
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconАналитические материалы по эксперименту: Информ аналит сборник/Сост.: Оразбаева З. Е., Смагулова А. Т., Сарманова А. Е. Астана: рнпц проблем 12-летнего образования, 2003. 34 с.; 21x15 см.(12-летка)
Монографии, учебники, учебные пособия, методические и дидактические указатели, научно-методические сборники
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconНефтегазовая промышленность современного Казахстана: исторический аспект (1985-2007 гг.) 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)
Работа выполнена в отделе современной истории и научной информации Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова Комитета науки...
Министерство образования и науки республики казахстан республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования проект положение о системе оценивания учебных достижений учащихся астана 2007 iconИзображение государственного Герба Республики Казахстан
Разработан и внесен ргкп «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда» Министерства труда и социальной защиты...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница