Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах




НазваниеМетодические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах
страница1/7
Дата конвертации03.02.2013
Размер1.15 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Утверждаю
Заместитель Министра
МПР России
А.Я.ХВОСТОВ
20 ноября 2000 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ОБЪЕКТАХ

ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ И ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА,

ПОДЗЕМНОГО ХРАНЕНИЯ ГАЗА
1. ВВЕДЕНИЕ
Государственный геологический контроль за рациональным использованием и охраной недр

предусмотрен Законом РФ "О недрах" и осуществляется органами государственного геологического

контроля Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов

в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением,

рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства

Российской Федерации.
В соответствии с законодательством государственный геологический контроль проводится на

протяжении всех стадий геологического изучения недр и эксплуатации месторождений полезных

ископаемых на объектах недропользования независимо от видов и форм собственности, путем

ознакомления с проектно - сметной документацией и непосредственной проверкой результатов

работ.
В Методических указаниях по организации и проведению государственного геологического

контроля территориальными органами МПР России, 1999 г., изложены общие принципы без

конкретизации специфических особенностей контрольной деятельности применительно к объектам

недропользования с определенными полезными ископаемыми.
Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом законодательной и нормативной

базы, применительно к объектам нефти и газа, на основе практики контрольной деятельности Северо

- Кавказского регионального отдела государственного геологического контроля, территориальных

отделов субъектов Федерации на Северном Кавказе.
Помимо вопросов контроля за соблюдением недропользователями правил и норм ведения

работ по геологическому изучению, разведке недр и добыче полезных ископаемых, значительное

внимание уделено порядку представления недр в пользование через лицензирование, обязательным

платежам за пользование недрами, отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы,

порядку прекращения права пользования недрами и всем случаям, из которых вытекает

необходимость приостановки работ и прекращения этого права.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Краткое содержание и характер проверяемых работ на нефть и газ изложены в свете

современных представлений об очередности их проведения на этапах - региональном и поисково -

оценочном, этапе разработки (включая разведку) нефтяных и газовых месторождений, создания и

эксплуатации подземных хранилищ углеводородов (ПХГ, ПХН). Изложен также состав работ и

конечная цель каждого этапа, дается оценка результатов и принимаемые меры при выявлении

недостатков и нарушений в ведении работ, лицензионных условий в соответствии с существующей

законодательной и правовой базой. Систематизированы основные виды нарушений существующего

законодательства, правил и требований при осуществлении недропользования на объектах нефти,

газа и ПХГ, хранении геологической информации, первичных материалов, мониторинге недр и

окружающей среды.
Настоящие Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля

на объектах геологического изучения и добычи нефти и газа, подземного хранения газа составлены в

Северо - Кавказском региональном отделении ВИЭМС (СКРО ВИЭМС).
Их составителями являются: начальник Северо - Кавказского регионального отдела

государственного геологического контроля Кузнецов Ю.В., главный специалист по нефти и газу этого

отдела Собкович Б.И.
Редакцию Методических рекомендаций осуществлял директор СКРО ВИЭМС, к.э.н. Савин С.В.
2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ В ЦЕЛЯХ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ И ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА
2.1. Порядок предоставления недр в пользование
С принятием в 1992 г. Закона РФ "О недрах" коренным образом изменились порядок

предоставления недр в пользование, источники финансирования геологоразведочных работ по всем

видам полезных ископаемых, включая нефть и газ.
В соответствии с Законом право пользования недрами для поисков, разведки и добычи нефти и

газа, их подземного хранения оформляется специальным государственным разрешением в виде

лицензии, выполненной на государственном бланке и дополненной лицензионным соглашением,

текстовыми, графическими и другими приложениями, являющимися неотъемлемой составной частью

лицензии и определяющими основные условия пользования недрами.
Порядок оформления и выдачи лицензий на право пользования недрами регламентируется

утвержденным в законодательном порядке Положением о порядке лицензирования пользования

недрами, ведомственными инструктивно - методическими материалами.
Организационное обеспечение лицензирования возложено на Министерство природных

ресурсов Российской Федерации как федеральный орган управления государственным фондом недр,

его региональные и территориальные ораны (ДПР, КПР).
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Пользователями недр могут быть юридические и физические лица Российской Федерации и

других государств, если действующим законодательством им не воспрещается заниматься

соответствующим видом деятельности.
Основанием получения права пользования недрами является:
- совместное решение федерального (или его территориального) органа управления

государственным фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ,

принятое по результатам конкурса или аукциона для целей разведки и добычи нефти и газа на

месторождениях в пределах территории субъекта РФ (для пользователей недр, проводивших

геологическое изучение и открывших месторождение за счет собственных средств - аналогичное

решение без конкурса или аукциона);
- решение федерального (или его территориального) органа управления государственным

фондом недр, согласованное с органами исполнительной власти субъекта РФ для целей

геологического изучения участков недр в пределах территории соответствующего субъекта,

внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа;
- совместное решение федерального (или его территориального) органа управления

государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ для целей

строительства и эксплуатации подземных нефте- и газохранилищ, закачки попутных пластовых вод в

процессе разработки нефтяных и газовых месторождений;
- решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или

аукциона для целей разведки и добычи нефти и газа на месторождениях территориального моря и

континентального шельфа РФ (для пользователей недр, проводивших работы по геологическому

изучению недр за счет собственных средств и открывших месторождение, - аналогичное решение без

конкурса или аукциона);
- совместное решение федерального (или его территориального) органа управления

государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении

краткосрочного (до 1 года) пользования недрами на участках, право пользования которыми досрочно

прекращено;
- переход права пользования недрами другому юридическому лицу (по решению органов,

выдавших лицензию первому юридическому лицу);
- вступившее в силу соглашение о разделе продукции в соответствии с ФЗ "О соглашениях о

разделе продукции" (СРП).
Недра предоставляются в пользование для целей:
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений нефти и газа (на срок

до 5 лет);
- добычи (включая разведку) нефти, газа и конденсата (на срок отработки месторождения);
- закачки промышленных и попутных пластовых вод (на срок отработки разрабатываемого

месторождения);
- строительства и эксплуатации подземных нефте- и газохранилищ (без ограничения срока).
Законодательством допускается выдача совмещенной лицензии на право пользования недрами,

включающей поиски, разведку и добычу углеводородов. При этом добыча может производиться как в

процессе геологического изучения, так и по его завершению. Сроки представления геологической
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
информации на государственную экспертизу в данном случае фиксируются в лицензионном

соглашении.
В отдельных случаях (необходимость завершения разработки месторождения, выполнения

ликвидационных мероприятий) по инициативе владельца лицензии и по решению органов,

выдавших лицензию, срок ее действия может быть продлен.
Законом РФ "О СРП" разрешено предоставление в пользование участков недр на условиях

раздела продукции. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования

которыми может быть предоставлено в соответствии с данным Законом, являются:
- обусловленная объективными факторами убыточность разработки месторождения;
- отсутствие финансовых и технических средств для освоения нового крупного месторождения;
- необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки крупного

месторождения с трудноизвлекаемыми запасами;
- необходимость привлечения финансовых и технических средств для обеспечения

экологической безопасности и охраны недр при разработке крупных месторождений на особо

охраняемых территориях;
- необходимость обеспечения дотационных регионов собственным топливно - энергетическим

сырьем, создания новых рабочих мест;
- наличие обязательств Российской Федерации перед инвесторами о проведении переговоров

об условиях соглашения.
Право пользования участками недр на условиях раздела продукции при наличии

положительного заключения Правительства Российской Федерации и решений представительных

органов соответствующих субъектов Российской Федерации закрепляется федеральным законом.
Для месторождений нефти с извлекаемыми запасами до 25 млн. т и месторождений газа с

запасами до 250 млрд. куб. м право пользования недрами на условиях раздела продукции может

закрепляться по решению Правительства Российской Федерации и органа государственной власти

субъекта Российской Федерации без утверждения федеральным законом.
Участок недр, согласно Закону РФ "О СРП", предоставляется в пользование в соответствии с

условиями соглашения, заключенного государством в лице Правительства Российской Федерации и

органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с победителем конкурса или

аукциона, выступающего в качестве инвестора. При этом лицензия на право пользования участком

недр выдается инвестору федеральным (или его территориальным) органом управления

государственным фондом недр и органом исполнительной власти соответствующего субъекта

Российской Федерации в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия

выдается на срок действия соглашения.
Срок действия лицензий на право пользования недрами, права и обязанности пользователя

недр наступают с момента ее государственной регистрации в федеральном или соответствующем

территориальном геологическом фонде, а при предоставлении недр на условиях Закона РФ "О СРП" -

с момента вступления соглашения в силу.
При государственной регистрации лицензии в 10-дневный срок проверяются комплектность

лицензионных материалов, качество копий прилагаемых документов, наличие необходимых

подписей и т.д. В целях учета объектов недропользования лицензии присваивается государственный

регистрационный номер, под которым она заносится в государственный реестр объектов
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
недропользования. На бланке лицензии ставится отметка (штамп) регистрации геолфонда.
Лицензионные материалы должны содержать:
- данные о пользователе недр, а также основание предоставления лицензии;
- целевое назначение работ, связанных с пользованием недрами;
- пространственные границы предоставленного в пользование участка недр (горный или

геологический отводы);
- контуры земельного отвода;
- сроки действия лицензий, условия их продления;
- сроки начала работ;
- платежи за недра и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы;
- уровни добычи нефти, газа и конденсата, их долевое распределение;
- право собственности на геологическую информацию, полученную в процессе пользования

недрами;
- условия выполнения мониторинга по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению

работ;
- объемы закачиваемых в недра промышленных, сточных и попутных пластовых вод.
Получения лицензии на право пользования недрами не требуется при ведении региональных

геолого - геофизических и иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.

Разрешение на проведение этих работ выдается федеральным (или территориальным) органом

управления фондом недр, а условия их проведения согласовываются с органами местного

самоуправления.
2.2. Платежи за пользование недрами
Пользование недрами для целей нефти и газа является платным. Платежи за пользование

недрами, их распределение по бюджетам различных уровней регламентируются утвержденными

Правительством Российской Федерации Положением о порядке и условиях взимания платежей за

право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, Предельными уровнями

регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых, инструкциями соответствующих

министерств и ведомств. Конкретные размеры платежей за право пользования недрами для

геологического изучения, добычи нефти и газа, подземного их хранения устанавливаются органами,

предоставившими лицензию, и зафиксированы в лицензионном соглашении как основное условие

недропользования.
Платежи за право на поиски и оценку месторождений (залежей) нефти и газа взимаются в форме

разовых и (или) регулярных взносов в течение всего периода их проведения в размере 1 - 2%

сметной (договорной) стоимости выполненных работ.
Платежи за право на разведку месторождений (залежей) нефти и газа взимаются на тех же
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
условиях в размере 3 - 5% сметной (договорной) стоимости выполненных работ.
В случаях продления сроков пользования недрами для завершения поисковых и разведочных

работ размер установленных платежей увеличивается в 1,5 раза.
Платежи за право на поиски и разведку месторождений (залежей) нефти и газа включаются в

издержки поисковых и разведочных работ.
Платежи за право на разведку недр в границах горного отвода, предоставленного пользователю

недр для добычи нефти и газа, не взимаются.
Платежи за право на добычу углеводородов взимаются в формах разового, а также последующих

регулярных платежей в размерах Предельных уровней, составляющих для нефти, газа и конденсата, в

зависимости от количества и качества запасов, горно - геологических условий 6 - 16% от стоимости

объема их добычи с учетом нормативных потерь.
Величина нормативных потерь обосновывается в проекте (технологической схеме) разработки и

согласовывается в установленном порядке с органами Госгортехнадзора России.
Сверхнормативные потери определяются как разность между фактическими и нормативными

(расчетными) потерями.
Сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются

их расход сверх расчетных объемов на собственные нужды, а также потери, не учтенные в проектах

разработки месторождений (открытое фонтанирование скважин, порывы трубопроводов,

негерметичность промыслового и резервуарного оборудования и др.).
Извлекаемые из недр и закачиваемые обратно в пласт природный и попутный нефтяной газы

для поддержания пластового давления, повышения конденсатоотдачи, а также газлифта являются

рабочими технологическими агентами и не относятся к потерям.
Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли недропользователя в

двойном размере.
Платежи за право на добычу включаются в себестоимость добытых нефти, газа и конденсата и

определяются как доля их стоимости в ценах реализации (без учета НДС, действующих на момент

реализации суммы платежа).
В случае реализации пользователем недр товарной продукции более высокой степени

технологического передела (бензин, керосин, мазут, сжиженный газ и др.) размер платежа за

пользование недрами корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением

себестоимости добытых углеводородов к себестоимости реализованных продуктов их передела.
Платежи за право на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных

хранилищ нефти и газа составляют 1 - 3% сметной стоимости объекта и стоимости предоставления

услуг при его эксплуатации. Данные платежи включаются в стоимость сооружаемых хранилищ.
После окончания поисковых и разведочных работ, строительства подземных сооружений размер

платежей за право на пользование недрами корректируется с учетом их фактической стоимости.
Платежи за пользование недрами распределяются по бюджетам:
- за поиски и разведку месторождений нефти, газа и конденсата - в местные бюджеты (города,

района) - 100%;
- за добычу нефти, газа и конденсата:
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
в федеральный бюджет - 40%,
в бюджет субъекта РФ - 30%,
в местный бюджет - 30%;
- при подземном хранении нефти и газа - в местные бюджеты - 100%;
- за право пользования недрами континентального шельфа в федеральный бюджет - 100%;
- за право пользования недрами территориального моря:
в федеральный бюджет - 40%;
в бюджет субъекта - 60%.
В случаях добычи углеводородов из уникальных месторождений федерального значения

распределение платежей между бюджетами может устанавливаться в иных пропорциях по

соглашению всех заинтересованных сторон.
При пользовании участками недр на условиях Федерального закона "СРП" для

недропользователя (инвестора) устанавливаются специальный налоговый режим, условия которого

зафиксированы в "Соглашении о разделе продукции", согласно чему пользователь недр может

полностью освобождаться от платежей за недра, за исключением налогов на прибыль от доли

причитающейся ему продукции.
Пользователю недр, осуществляющему добычу нефти, газа и конденсата из остаточных

трудноизвлекаемых запасов, при низкой экономической эффективности разработки может

предоставляться скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами. Решение об

установлении скидки за истощение недр, о ее размере принимается органами, предоставившими

лицензию, с участием органов госгортехнадзора и после соответствующей экспертизы

представленного недропользователем геолого - экономического обоснования на скидку.
В целях стимулирования освоения некоторых месторождений (залежей) и отдельных скважин,

находящихся в сложных горно - геологических условиях, пользователи недр могут по решению

органов, представляющих лицензию, полностью освобождаться от платежей за пользование

недрами, получать отсрочки от уплаты этих платежей.
Органы представительной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные

основания для освобождения отдельных пользователей недр от части платежей за недра,

поступающих в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации (N 1213 от 01.11.99) от регулярных

платежей за добычу нефти в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, освобождены

недропользователи, осуществляющие добычу нефти из введенных в эксплуатацию бездействовавших,

контрольных скважин и скважин, находившихся в консервации по состоянию на 1 января 1999 г.
Этим же Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ

принять решение об освобождении этих недропользователей от регулярных платежей за добычу

нефти из бездействующих скважин, зачисляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской

Федерации и местные бюджеты (города, районы).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах геологического изучения и добычи нефти и газа, подземного хранения газа
Охватывает выполнение всех задач, обусловленных
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных органов Госгортехнадзора России
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconРекомендации по ведению мониторинга состояния недр на объектах обеспечивающих питьевое водоснабжение централизованных групповых водозаборах, одиночных водозаборах, площадных рассредоточенных систем водоснабжения и т д
Техническим (Геологическим) заданием на выполнение работ по объекту «Методическое сопровождение работ по ведению мониторинга состояния...
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах
Концепции совершенствования системы Госгортехнадзора России, предусматривающей переход к контролю за эффективностью функционирования...
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного контроля (надзора) за находящейся в обращении
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по расследованию аварий на опасных производственных объектах нефтегазовой отрасли; методические рекомендации по расследованию аварий на опасных производственных объектах использования атомной энергии
В соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 17 июля 2008 года №126 «О порядке утверждения...
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по ведению адвокатом производства по уголовным, гражданским, арбитражным, административным и иным судебным делам, а также по внесудебной деятельности адвоката
Добросовестное исполнение адвокатом возложенных на него законом профессиональных обязанностей требует тщательной подготовки к ведению...
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах рд 03-496-02
Методические рекомендации предназначены для работников Госгортехнадзора России, специалистов в области промышленной безопасности,...
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации для преподавателя 11 Формы контроля знаний 11 методические указания для студентов 11
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта старшим преподавателем А. В. Ругачевой
Методические рекомендации по ведению государственного геологического контроля на объектах iconМетодические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации ( одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26 ноября 2009 г., протокол №80)
Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (далее Рекомендации)...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница